.RU

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА - Семёнова Е. М. (Автор-составитель) с 30 Тренинг эмоциональной устойчивости педагога:...


^ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Педагогическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и еже­часное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлин-ский).

Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых учителей. Напряженные ситуации пе­дагогической деятельности приводят к неадекватным оценкам происходящего, к импульсивным действиям по отношению к ученикам, способствуют формированию таких личностных черт, как безинициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоцио­нальные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрица­тельно сказывается на самочувствии педагога, вызывает силь­ное переутомление, снижение работоспособности.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда молодой педагог теряет самооб­ладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Подобного рода эмоциональные реак­ции присутствуют и в деятельности опытных педагогов, в ко­торой нередко преобладают способы разрядки эмоций на ра­бочем месте, в классе, что делает их практически профессио­нально непригодными.

Учитель в своей деятельности должен стремиться к успеш­ному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять са­мообладание и оставаться для учеников примером в личност­ном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внут­ри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит

50

к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напря­жение и негативно сказывается на здоровье.

Учителя, как профессиональная группа, отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже молодые учителя до­вольно часто обращаются в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвен­ных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагоги­ческие кризисы», «истощение», «сгорание».

В последние двадцать лет интерес исследователей привлека­ет специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, — врачей, педагогов, психологов, вос­питателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т. д. Выяснилось, что представители данных профессий под­вержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому «эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатром Х.Дж. Фрей-денбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном об­щении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгора­ние представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и рас­ходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.

На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влия­ют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят: хроническую напряжен­ную психоэмоциональную деятельность, связанную с интен­сивным общением и эмоциями; завышенные нормы контин­гента (например, учащихся в классе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность За исполняемые функции (за благополучие пациентов, уча-Щихся, клиентов); неблагополучную психологическую атмос-

51

феру профессиональной деятельности (конфликтность в си­стеме «руководитель — подчиненный», «коллега - коллега», «учитель - ученик»); психологически трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологичес­кими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия данных факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: старается «не обращать внимания», «беречь нервы», — то есть к эмоциональному иг­норированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоцио­нального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсив­ных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых разви­тие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятель­ности слишком эмоционально. Это часто свойственно моло­дым специалистам с повышенной ответственностью за испол­няемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в про­фессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучитель­ные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ре­сурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, при­бегая к механизмам психологической защиты.

Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы выгорания - безразличие, рав­нодушие, душевная черствость.

Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгораю­щим» относят и «трудоголиков» - тех, кго решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения

Результатом такой деятельности является развитие следую­щих симптомов «выгорания»: чувства эмоционального исто­щения, изнеможения; развитие негативного отношения к кли­ентам; негативного самовосприятия в профессиональном пла-

52

не и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражи­тельности, напряженности, гнева); упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д.).

В связи со сказанным стоит вопрос об охране здоровья учи­теля, о его профессиональном долголетии. Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» включает примене­ние лекарственных препаратов и различные виды психотера­пии. Однако учителю в большинстве случаев нужна не меди­цинская помощь, а социально-психологическая — по выра­ботке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систе­матическая работа по повышению уровня эмоциональной куль­туры педагога. Важнейшими ее показателями являются эмоци­ональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость и эмо­циональная выразительность.

Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгора­ния» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Однако учителю, постоянно сотрудничающему с детьми в педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости необходима эмоциональная чуткость, отзывчи­вость, быстрое и разнообразное эмоциональное реагирование на эмоциональные проявления детей, то есть эмоциональная гибкость. Она представляет собой оптимальное сочетание эмо­циональной экспрессивности и эмоциональной отзывчивости учителя. Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи.

Положительное, комфортное общение учителя с учащими­ся возможно при должном уровне развития умения грамотно предъявлять ученикам свои чувства, свой внутренний мир. Эмоциональная пассивность учителя, отсутствие яркой эмо­циональности, выраженной в речи, мимике, пантомимике, ызывает неудовлетворенность школьников уроком, нежела-

53

ние учиться, а значит, провоцирует появление конфликтных ситуаций.

Важно знать и замечать особенности собственной эксп­рессии: свободу или затрудненность движений, зажатость или открытость жестов, однообразие или гибкость интонаций и т. д. Различают следующие формы экспрессии: мягкую, вяз­кую и жесткую.

Мягкая экспрессия уместна в данной ситуации и приемлема для окружающих. Человек, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица, в ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, губами. В то же время лицо достаточно подвижно и вырази­тельно, голос льется спокойно и ровно. В нем нет резких пе­ремен тембра и интонаций, тем не менее, он богат красками и оттенками. Движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящему, они спокойны, выдержанны, руки двигаются по малому и среднему кругу жестикуляции. Поход­ка грациозная, мягкая, изящная.

Вязкая экспрессия отличается недостаточной эмоциональ­но-информационной нагрузкой и коммуникабельностью. Окружающие обычно испытывают затруднения в распознава­нии эмоций, выраженных в «вязкой» форме. Вязкая экспрес­сия проявляется в невыразительной мимике, в однообразии голосовых интонаций, бедных и скованных телодвижениях.

Жесткая экспрессия характеризуется однообразной мимикой лица (лицо — маска), либо лицо подчеркнуто реагирует на ок­ружающее. Голос при жесткой экспрессии звучит однообразно, на одной ноте - высокой или низкой. Корпус тела, руки, голо­ва либо напряжены или мало подвижны, либо движутся не­рвно, резкими движениями. При жесткой экспрессии эмоцио­нальная энергия не выходит вовне, а сопровождается мощными нагрузками на различные группы мышц и внутренние органы.

В лицевой экспрессии многих педагогов преобладает маска официальности, мимической невозмутимости, эмоциональной сухости. Часто это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Та­кое лицо-маска, по их мнению, способствует хорошему пове­дению и успеваемости ученика. Постепенно маска прирастает

54

«; лицу, и учитель всегда предстает перед классом в этом специ­ально созданном образе.

Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа, посколь­ку немедленно приобретают свое продолжение в мимике де­тей. Им передаются состояния настороженности, агрессивно­сти, эмоциональной неуравновешенности. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доб­рожелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком. Будущий педагог нуждается в специально направленной ра­боте, чтобы язык экспрессии у него обладал мягкими форма­ми, был достаточно доходчив, выразителен и заражал учени­ков положительными эмоциями.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности ожив­лять подлинные эмоции, проявлять богатство эмоциональ­ных переживаний и адекватно внешне выражать их. С другой стороны, эмоциональная гибкость - это способность учите­ля правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпа-тийные качества личности. Эмпатия — образование систем­ное, которое включает отражение и понимание эмоциональ­ного состояния другого человека, сопереживание или сочув­ствие другому и активное помогающее поведение. Данная способность педагога находит свое выражение в таких харак­теристиках, как доброжелательность, уважение к детям, чут­кость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная воспри­имчивость и понимание.

Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональ­ное в эмпатии проявляется в сопричастности - во внимании к Другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии Связан с пониманием другого на основе своего эмоциональ­ного опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и пе-Реносов. В то же время эмпатия - это способность к сочув-

55

ствию: отразить чувство, принять его, не растворяя полнос­тью чувства другого в своих чувствах, то есть данное понятие имеет некоторый оттенок интеллектуальности. В этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания».

Эмпатийные способности часто недостаточно представле­ны в структуре личности педагога. «Учителя с неразвитой эм-патией нередко допускают педагогическую бестактность, не­способность стать на место ребенка, прибегают к неоправ­данным наказаниям или морализированию.

Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Эту способность учителя воз­можно и необходимо развивать с помощью специальных обу­чающих и коррекционных программ. Основные условия раз­вития эмпатийных свойств личности: включение субъекта в конфликтную систему отношений, способную актуализиро­вать гуманистическую направленность на другого человека. Этому способствует проведение тренингов сензитивности, ре­шение проблемных педагогических задач, ролевые игры.

Эмоциональная культура отражает уровень профессиональ­ного мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нем должен присутствовать педагоги­ческий такт, самоконтроль эмоционального состояния и внеш­ней экспрессии, эмпатийные качества личности. В результате позитивного, эмпатийного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) проис­ходит повышение самооценки ребенка, а также профилакти­ка конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения.

^ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ

Упражнение «Пойми другого»

Каждый участник в течение двух-трех минут описывает на­строение кого-либо в группе. Необходимо представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, пережива­ния и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачиты­ваются вслух и подтверждается их достоверность.

упражнение «Любящий взгляд»

Один из участников выходит за дверь. Его задача — опреде­лить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взгля­дом- Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Коли­чество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.

Упражнение «Эпитеты»

Каждому участнику дают одну из фотографий «эмоциональ­ного состояния» человека.

Задание: внимательно рассмотрите фотографии и охаракте­ризуйте их. Причем это должна быть характеристика не ка­ких-то отдельных частей лица, а личности в целом. Подберите не менее семи эпитетов, раскрывающих характер человека и его эмоциональное состояние. Например: этот человек спо­койный, уживчивый, слабый, бесхитростный, дружелюбный, покладистый, простой, веселый, радостный, беззаботный.

Материал: набор фотографий с изображением людей, ис­пытывающих различные эмоциональные состояния.

Упражнение «Отражение чувств»

Все участники разбиваются на пары. Первый член пары произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участ­ник сначала излагает своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испы­тывал его партнер в момент произнесения фразы. Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меня­ются ролями.

Упражнение «Вчувствование»

Участникам группы предлагается объединиться в группы по тРи человека и распределить между собой роли: 1) говорящего, *■) слушающего, 3) чувствующего.

^ Задание для говорящего: вспомнить и рассказать ситуацию, в

которой были пережиты сильные чувства. Это может быть

эпизод, насыщенный как позитивными, так и негативными

еРеживаниями. Постарайтесь не оценивать свои чувства, не

ОсУждать, не критиковать их.

56

57

Задание для слушающего: передать смысл услышанного без интерпретаций и оценок.

^ Задание для чувствующего: вчувствоваться в переживания говорящего, понять и описать те чувства, о которых он услы­шал и которые переживает говорящий здесь и сейчас.

Говорящий может уточнить смысл услышанного и выра­женных при этом чувств. Затем обсуждаются переживания уча­стников группы, как во время произнесения фраз, так и во время их восприятия.

Упражнение «Телефонный разговор»

Упражнение выполняется в парах. Партнеры располагаются спиной друг к другу и имитируют телефонный разговор, в ходе которого по манере говорить, по интонации голоса парт­нера они должны определить его эмоциональное состояние. Затем обсуждаются результаты выполнения задания.

Упражнение «Сыщик»

Ведущий просит участников представить себя в роли сыщи­ков. Каждый намечает себе объект слежки (одного из членов группы), стараясь, чтобы тот об этом не догадался. Необходи­мо выяснить, каково настроение объекта, его эмоциональное состояние. Упражнение выполняется в течение пяти минут. Затем результаты наблюдения обсуждаются.

Упражнение «Красный карандаш»

Группа садится по кругу. Один из участников должен рас­сказать сидящему слева от себя о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ последний должен реагировать с пози­ции «красного карандаша» - критика, советчика. Затем «крас­ный карандаш» рассказывает о своей проблеме следующему участнику. Каждый следующий участник делает то же самое.

Упражнение «Поддержка»

Участники садятся по кругу. Каждый участник группы рас­сказывает сидящему справа от него о своей проблеме или зат­руднении. Его партнер говорит то, что считает нужным, стара­ясь выразить поддержку говорящему. Далее все повторяется до

58

тех пор, пока все участники группы не побывают соответствен­но в роли оказывающего поддержку и принимающего ее.

^ Вопросы для обсуждения: . В каком случае легче было реагировать на происходящее (в

каком труднее), когда вы были «красным карандашом» или

«поддержкой»?

• Какими словами вы оказывали поддержку? Какие чувства испытывали при этом?

Упражнение «Внутренний голос»

Участники становятся по кругу. Один из участников груп­пы (назовем его «А») выбирает себе того, кто будет играть роль его внутреннего голоса. Тот встает за спиной участника «А» и говорит от первого лица: «Я (имя участника «А»), сейчас чув­ствую... потому что... из-за того, что...». Затем ведущий задает вопросы участнику «А»: «Прав ли твой внутренний голос? Все ли он сказал из того, что ты хотел бы услышать? Может, ты хотел бы послушать другой «внутренний голос»? Затем следу­ющий участник группы выбирает себе «внутренний голос».

^ Вопросы для обсуждения:

• С какими трудностями вы встретились во время выполне­ния упражнения?

• Что затрудняет или облегчает отражение чувств другого че­ловека?

• Какие чувства вы испытывали?

Упражнение «Ваши способности к искренности»

Работа проводится в диадах. Партнеры садятся лицом друг к другу на расстоянии не более полутора метров и смотрят друг Другу в глаза. Затем один из них делится с другим чем-либо Действительно важным для него — своими опасениями, увлече­ниями или случаем из жизни, своими мыслями, чувствами. Слушающий пытается активно откликаться. Говорящий сво­боден в своих высказываниях. Он должен осознать свои чув­ства и выразить их. Упражнение выполняется поочередно.

^ Для обсуждения:

Какие чувства вы испытываете к партнеру после разговора?

59

Башлакова Л.Н., Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения педа­гогов к детям- Метод, рекомендации. — Минск, 1995.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская П.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.

Масленникова В.Ш., Юдин В.П. Педагог и культура Пособие в помощь учителям школ, соц. педагогам, соц. работникам и студентам. — Ка­зань, 1994.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.,1997.

Слепкова Е.В. Развитие эмоциональной компетентности средствами пси­хологического тренинга. // Актуальные проблемы кризисной психоло­гии: Сборник научных трудов. — Минск, 1999.

^ ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХСИТУАЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ

Инструкция к проведению:

Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогическую си­туацию, требующую проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следу­ющих условиях:

а) если ролевая игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийно-го поведения;

б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера (ввод дополнительных переменных, применение метода «провоци­рующих реплик», использование элементарного реквизита, «простых физических действий», личное включение ведущего в игру, введение подставных лиц и т. п.), вызывает пережива­ние чувств играемой роли, реализующихся в эмпатийном по­ведении;

в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры, экспертной оценке, которую дают все играющие, самоотчетов, коллективного об­суждения поведения каждого участника игры;

г) если ведущий в процессе коллективного обсуждения и са­моотчетов побуждает исполнителей роли к рефлексии, которая повышает уровень волевой регуляции эмпатийного поведения.

60

Экспертная оценка успешности выполнения педагогичес-ой задачи в ролевой игре по пятибалльной системе включает: степень адекватности понимания ситуации неблагополучия, наличие эмоциональной реакции, анализ гуманистического удержания действий, учет общего стиля поведения, фиксиро­вание времени, затраченного на принятие решения и на дос­тижение цели.

Ситуация «Цветы»

Вхожу в класс как обычно, здороваюсь, спрашиваю:

- Кто сегодня отсутствует?

Впрочем, и так вижу, что двоих нет - самых озорных. Но тут дверь распахивается, и в класс врываются запыхавшиеся мальчишки, в руках - ветки сирени.

- Это вам! — говорят они, протягивая мне цветы.

- Спасибо, но по какому поводу?

- Это вам в день рожденья.

- А как вы узнали?

- Ээ... это секрет фирмы.

Но оказалось, что у фирмы есть еще один секрет. Сирень была как-то странно обломана...

- Ребята, а где вы ее взяли?

- Нарвали. За нами дворник до самой школы гнался...

Ситуация «День рождения»

Однажды на перемене дежурный педагог подвел к классно­му руководителю Толю.

- Ваш мальчик, Александра Федоровна?

- Мой. А что случилось?

- Полюбуйтесь, все цветы в соседнем дворе оборвал, — и как вещественное доказательство протянул большой букет астр.

Мальчик стоял, опустив голову, и часто взмахивал ресни­цами.

- Зачем ты рвал цветы, Толя? - мягко спросила учительница. ~ Я хотел подарить маме. У нее сегодня день рождения. Он

поднял полные слез глаза.

После уроков Александра Федоровна попросила Толю по­рождать ее, чтобы вместе идти домой. Мальчик ждал учитель-

61

ницу. Он думал о том, какой «подарок» сейчас получит мама, узнав, что он залез в чужой сад.

Ситуация «Исчезнувшая двойка»

...В тот день на уроке литературы в пятом классе учительни­ца вызвала Славу к доске. Задав вопрос, она открыла дневник мальчика и вдруг спросила:

— А где у тебя двойки по русскому языку?

— Какие двойки? - с удивлением спросил Слава. — Ведь вы меня не спрашивали.

— Ах, ты еще споришь с учителем! Садись, ставлю тебе единицу.

Ситуация «Не слушал»

На уроке в шестом классе учитель ведет опрос учащихся по предыдущему материалу. Одному из учеников становится скуч­но, и он начинает переговариваться с соседом по парте. Учи­тель замечает это и, обращаясь к нему, просит повторить за­данный вопрос. Ученик вопроса не слышал.

— Садись! Двойка.

— За что? — спрашивает ученик.

— За то, что не слушал, - отвечает учитель.

— Но ведь я все знаю, — пытается уверить преподавателя шестиклассник.

Ситуация «Укол»

Вы ведете ребенка в поликлиннику, чтобы сделать привив­ку. Ребенок боится и плачет. Продумайте ваши действия слова, постройте ваше обращение к ребенку.

Ситуация «Подготовка к уроку»

Ученица на уроке отвечает невпопад. На предыдущем уро­ке, когда ее спрашивали, она молчала, а сегодня сказала учите­лю, что готова к занятию, но отвечает слабо, неуверенно. Учи­тель кричит на нее, называет лентяйкой и бездельницей. Что чувствует девочка? Ваша версия? Постройте монолог, переда­ющий состояние ученицы.

г doicueea Н.М., Никитина Н.Н, Кислинская Н.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.

Михальченко Г.Ф. Диагностика и развитие эмпатии. // Практическая психология: Метод, рекомендации школьн. психологам и студентам. / Под ред. СВ. Кондратьевой. — Гродно. — 1992.

^ УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСПРЕССИИ

При выполнении этих упражнений фиксируются особен­ности телодвижений и внутреннее состояние участников. Важно добиться, чтобы каждый из них ощутил особенности своей экспрессии и понял необходимость ее коммуникабельной формы.

Выполняя упражнения, следует добиваться, чтобы участни­ки научились различать оттенки и особенности экспрессии у себя и у партнеров, а также выбирать адекватные и коммуни­кабельные средства выражения отношений к ситуации.

Упражнение «Геометрическая фигура»

Участникам (всей группе или каждому по очереди) предла­гается очертить рукой в пространстве перед собой прямоу­гольник.

Задание обнаруживает очевидные вариации в проявлениях экспрессии. Один рисует в воздухе небольшую фигурку, едва вращая прямым указательным пальцем, не двигая при этом ни глазами, ни головой. Другой подключает энергию всей руки, его взгляд синхронно отслеживает контуры мнимой фигуры, Движется голова и корпус тела. Третий «рубит» ладонью; слов­но перед ним некая твердь. А кто-то мягко оперирует кистью РУки, прибегая к среднему или широкому жесту.

Упражнение «Слон»

В круг приглашаются 4—5 участников.

Задание: представьте, что маленькие детки просят маму (или Папу) показать, как ходит слон.

Как и следует ожидать, «слоны» бывают разные: мягко сту­пающие, осторожные и добрые, медлительные, качающиеся из

62

63

стороны в сторону или тяжелые, неуклюжие, агрессивные. Каждый невольно воспроизводит свойственный ему режим сигнальной экспрессии. Стереотип навязчив, и коль скоро человек обладает жестким вариантом телодвижений, ему труд­но вести себя иначе, даже если его просят об этом.

Упражнение можно продолжить, попросив тех же участников показать, как ходит другое животное, например, лиса или кошка. Обладатели мягкой экспрессии легко демонстрируют новый об­раз, наделяя его характерными чертами. У людей с жесткой экс­прессией кошка весьма похожа на слона, и наоборот.

Упражнение «Угощение чаем»

Участники по очереди (4—5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (интимную встречу, деловую бесе­ду) и поднести собравшимся чай. Необходимо взять вообра­жаемые блюдца и чашки, расставить на воображаемом подно­се, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце.

Упражнение «Могу ли я представить?»

Участникам предлагается собраться в группы по 5 человек.

Задание: Смотрите друг на друга и попытайтесь представить тот образ человека, который будет сейчас называться. Попы­тайтесь увидеть этого человека плачущим, растерянным, оби­женным, страдающим, когда он хитрит, грубит, дразнится.

Варианты: романтик, продавец на рынке, добрый повар, выпивший, шут, царь (королева).

^ Вопросы для обсуждения:

• Кого в названных образах было увидеть легко, кого трудно?

• От чего это зависит?

Упражнение «Имитация интонации»

Ведущий вслух произносит строку всем знакомого стихот­ворения, но делает это с непривычными и неожиданными интонациями. Например, хорошо подходят строки:

«В лесу родилась елочка, в лесу она росла,

Зимой и летом стройная, зеленая была».

Можно прочесть:

64

«У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

ц днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...»

Ведущий неожиданно меняет интонации внутри стихотвор­ного отрывка и в конце, создавая непривычный мелодический рисунок. Присутствующие должны хором воспроизвести от­рывок и все интонации ведущего. Обычно это удается не каж­дому, поскольку на слуху заученная и простенькая ритмика и мелодика стиха. Все слышат, кто резко «выпадает» из общего хора и выводит привычную звуковую палитру, а кто проявляет гибкость и может повторить задание близко к прозвучавшему оригиналу.

Упражнение «Кто вы?»

Каждому участнику предлагается написать характеристику невербального поведения одного из студентов группы. Затем характеристики зачитываются без указания адресата. Группа должна определить, кому принадлежит данная характеристика.

Упражнение «Контакт масок»

Все участники рисуют себе маску. Она может быть сколь угодно странной, забавной, мрачной — как кому захочется. После изготовления масок все садятся по кругу. Ведущий ста­новится в центр круга, закрывает глаза и начинает медленное вращение, вытянув руку (указательный палец в виде «стрел­ки»). Когда он остановится и откроет глаза, «стрелка» укажет на кого-то из собравшихся: с этого человека и начнется обсуж­дение. Каждый (в любом порядке) должен высказать свое мне­ние о маске, надетой на обсуждаемого человека:

интересна ли маска и чем, подходит ли она этому человеку (с субъективной точкой зрения того, кто высказывается); какие особенности характера человека отражены в этой маске; какие особенности своего характера человек (по мнению говорящего) хотел бы скрыть с помощью этой маски; какая маска, по мнению говорящего, лучше подошла бы к обсуждаемому человеку (литературного героя, какого-либо ЗВеРя, героя фильмов, исторического лица и т. п.).


e-konomicheskij-i-s-ocialnij-s-ovet-stranica-11.html
e-korolevskie-ogni-benilyuksa.html
e-l-dra-cheva-yu-v-zabaev-d-k-ismaev-i-dr-pod-red-i-a-ryabovoj-yu-v-zabaeva-e-l-drachevoj-2-e-izd-ster-m-knorus-2005-576-s.html
e-l-kotova-2012-g.html
e-l-rodionova-redakcionnayakollegiya.html
e-m-bazileva-nauch-i-tehn-b-ki-sssr-1987-5-s-31-32.html
  • bukva.bystrickaya.ru/o-ritorike.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-10-lekarstv-izmenivshih-mir.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stilistika-reklamnih-i-pr-tekstov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/impressionisti-istoriya-iskusstv-zapadnoevropejskoe-iskusstvo-ilina.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7prilozhenie-podrobnie-sushestvennie-svedeniya-o-nekotorih-stv-programma-oon-po-okruzhayushej-srede-gef-regionalnaya-ocenka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-i-osvoeniya-nanotehnologij-i-nanomaterialov-v-respublike-belarus-minsk-2011.html
  • bystrickaya.ru/velikobritaniya-v-poslevoennij-period-1945-1960-gg-chast-10.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-v-nosovskij-a-t-fomenko-moskovskij-gosudarstvennij-universitet-mehanikomatematicheskij-fakultet.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-28-aprelya-2006-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-yunih-muzikantov-im-p-i-chajkovskogo-21-23-aprelya-2010-goda.html
  • credit.bystrickaya.ru/pansionat-za-lesom.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-110800-stranica-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-tonal-i-nagval-skazka-o-sile.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-vospitatelnoj-raboti-za-2012-2013-uchebnij-god.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spravka-k-razdelu-3-v-n-yashin-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/redaktor-e-haritonova-margaret-tetcher-t37-iskusstvo-upravleniya-gosudarstvom-strategii-dlya-menyayushegosya-miraper-s-angl.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoki-vozniknoveniya-advokaturi-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/21-teoriya-soudarenij-v-gazovoj-faze-reshenie-vrassmatrivaemoj-sisteme-protekayut-dve-reakcii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-okruzhayushej-mir-na-temu-planeti-solnechnoj-sistemi.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-31-01-01-biologiya-specializaciya-1-31-01-01-02-botanika-2010-g.html
  • education.bystrickaya.ru/2012-chernogolovka-sto-pudov-331-ot-12-01-12-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-pedagogam-organizatoram-detskih-ozdorovitelnih-centrov-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-erdogan-erchivan-zabranenata-egiptologiya-zagadchnite-znaniya-i-visokite-tehnologii-na-faraonite.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zlaya-lyubov-k-vlasti-budushego-stroya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/336-lizhnaya-podgotovka-obshie-polozheniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rostovskoj-oblasti-na-2008-2012-godi-pasport-programmi-socialno-ekonomicheskogo-stranica-25.html
  • nauka.bystrickaya.ru/unuka-crvenog-popa-poruke-chitaocima.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/matematicheskij-traktat-iz-chetireh-chastej-ili-chetveroknizhie-klavdiya-ptolemeya-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kand-psihol-nauk-s-a-isajchev-doktor-biol-nauk-i-i-poletaeva-ravich-sherbo-i-v-i-dr-r12.html
  • literature.bystrickaya.ru/bezrabotica-centrom-issledovanij-sandzh.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-geograficheskogo-fakulteta-brest-stranica-24.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-operator-po-iskusstvennomu-osemeneniyu-selskohozyajstvennih-zhivotnih-i-ptic.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-bulgakov-apokaliptika-i-socilizm-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/rassmatrivayutsya-voprosi-izucheniya-svojstv-nanoalmazov-detonacionnogo-sinteza-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.