.RU

Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра экономики таможенного дела

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры,

протокол от 28 августа 2009 № 1

Заведующий кафедрой

____________ В.Н. Шаповалова


ЛЕКЦИЯ
на тему: Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
Дисциплина: экономика таможенного дела


Автор: канд. экон. наук, доцент Губин А.В.








Москва
2009

^ ПЛАН ЛЕКЦИИ


Введение (5 мин.).

Учебные вопросы:

  1. Понятие и функции таможенного регулирования (20 мин.).

  2. Цели таможенного регулирования (30 мин.).

  3. Классификация мер таможенного регулирования (20 мин.).

Заключение (5 мин.).
^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ

Основные источники (литература)

1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

2. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

4. Экономика таможенного дела: учебник/ Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов – Владивосток: ВФ РТА, 2006.


Дополнительные источники (литература)

1. Экономика таможенного дела: учебное пособие. М., РИО РТА, 2002.

2. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика. М.: Юпитер, 2003.


Перечень средств обучения

Компьютер, мультимедиа проектор, усилитель, громкоговорители, микрофон.


Введение
В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
^ 1. Понятие и функции таможенного регулирования
...1. Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами..."


^ Извлечение из документа:


"Таможенный кодекс таможенного союза"
(приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
(ред. от 16.04.2010)

Таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;...". нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;..." (Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Суть таможенно-тарифного регулирования закреплена в ст. 19 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности": "В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины". В том же Законе в ст. 20 содержится характеристика нетарифного метода регулирование внешней торговли товарами, предполагающего использование таких инструментов, как количественные ограничения (квотирование), лицензирование, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.

^ Меры нетарифного регулирования:


"...17) меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;..."


^ Извлечение из документа:


"Таможенный кодекс таможенного союза"
(приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
(ред. от 16.04.2010)

На современном этапе государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не столько административными запретами и ограничениями, сколько путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия.

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование представляет собой экономический метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которого лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. В целях таможенно-тарифного регулирования используется богатый арсенал инструментов - ставки таможенных пошлин, таможенная товарная номенклатура, порядок определения страны происхождения товара и расчета (установления) таможенной стоимости, система льгот и преференций по таможенному обложению и др.

В отличие от инструментов нетарифного регулирования, позволяющих государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс внешнеторгового обмена, таможенно-тарифные инструменты воздействуют на объект внешнеторговой политики косвенно, через ценовой фактор.

Таможенные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

Таможенное регулирование может выполнять ряд функций, наиболее важными из которых являются протекционистская, фискальная, охранительная, интеграционная и др. ("Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации", постатейный, под ред. А.Н. Козырина, "Проспект", 2004)

Протекционистская функция таможенного регулирования направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

Таможенное регулирование призвано защитить экономику РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичных товаров, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят товары отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынках. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт, который затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

Посредством таможенного регулирования государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций - функцию защиты прав и свобод человека и общественных интересов. На основании актов законодательства РФ и международных договоров РФ может быть запрещен ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных товаров и транспортных средств исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РФ.

Таможенное регулирование выполняет фискальную функцию. Уплачиваемые таможенным органам таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником формирования доходной части федерального бюджета. О значении этой функции таможенного регулирования говорят бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.

Наконец, еще одной важной функцией таможенного регулирования является обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.


^ 2. Цели таможенного регулирования

Основная цель - Национальная безопасность РФ:


"..."национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;..." : Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" Закон «О таможенном тарифе».

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране.

Безопасность экономическая - создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)

Цели: Основными целями Единого таможенного тарифа являются:

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон;

2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон;

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;

4) защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.


1. Рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию, то есть рационализация товарной структуры российского импорта. Под рационализацией имеется в виду, что таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики, снижаются или полностью отменяются; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения, в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

Стимулирование развития национальной экономики осуществляется и через защиту экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим параметрам и затратам на производство продукции значительно превосходят отечественных производителей. Это объясняет высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынках. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

2. Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов.

--------------------------------

Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности. Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда наступают платежи по ним, в отличие от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи.

3. Использование таможенных пошлин призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации, что также является одной из основных целей таможенного тарифа. Одна из важнейших задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической.

В настоящее время в товарной структуре российского экспорта сохраняется сырьевая направленность с преобладанием энергоносителей. Основными экспортными товарами по-прежнему остаются сырая нефть и природный газ. На товарную структуру импорта существенное влияние оказывают последствия происходившего в течение ряда лет снижения объемов производства внутри страны, в том числе производства продовольственных товаров. Как следствие, наблюдался стабильный рост объемов закупок продовольствия за рубежом.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности должно привести к прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

4. Задачей таможенного тарифа в Законе названа защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

5. Наконец, еще одной задачей таможенного тарифа является обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. Это задача не только таможенно-тарифной политики, но и внешнеторговой политики в целом. Внешнеторговое законодательство нацелено на активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством. Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:

- взаимодействие со странами СНГ;

- сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";

- участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.).

Необходимость международно-правового сотрудничества в таможенной области продиктована также сложностью современных таможенных тарифов, существованием многочисленных обременительных таможенных формальностей, препятствующих развитию международной торговли.

В п. 4 ст. 1 Таможенного кодекса РФ закреплено, что Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой. Унификация национальных таможенно-правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.

^ 3. Классификация мер таможенного регулирования
Под методами следует понимать совокупность приемов и способов, с помощью которых государство осуществляет регулирование внешнеторговой деятельности.

К традиционным методам государственного регулирования внешней торговли товарами - таможенно-тарифному и нетарифному - законодатель добавил методы, с помощью которых осуществляется государственное регулирование внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также методы, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Перечисленные в данной статье методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности должны применяться в соответствии с принципом, закрепленным в ст. 4 комментируемого Закона, - принципом единства применения методов на всей территории Российской Федерации.

1. Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин (п. 24 ст. 2 комментируемого Закона). Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" .

--------------------------------

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.


Таможенно-тарифное регулирование осуществляется для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике (ст. 19 комментируемого Закона).

2. Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (п. 17 ст. 2 комментируемого Закона).

Согласно норме, содержащейся в ст. 20 комментируемого Закона, нетарифное регулирование товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", и при соблюдении требований, указанных в соответствующих статьях.

Речь идет о следующих статьях:

- ст. 21 "Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях";

- ст. 22 "Недискриминационное применение количественных ограничений";

- ст. 23 "Распределение квот";

- ст. 24 "Лицензирование в сфере внешней торговли товарами";

- ст. 26 "Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров";

- ст. 27 "Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры".

3. Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

Если первые два метода могут использоваться для регулирования внешней торговли товарами, то есть импорта и (или) экспорта товаров, то данный метод применяется в отношении:

а) внешней торговли услугами, то есть оказания услуг (выполнения работ), включающего в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемого способами, указанными в ст. 33 комментируемого Закона;

б) внешней торговли интеллектуальной собственностью, то есть передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу или иностранным лицом российскому лицу.

Вопросы, связанные с применением данного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности, затрагиваются в ряде статей комментируемого Закона.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 33 внешняя торговля услугами может быть ограничена путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг, в отношении способов оказания услуг на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Об особых видах запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью речь идет в следующих статьях:

- ст. 37 - запреты и ограничения в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

- ст. 38 - ограничение в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;

- ст. 39 - ограничение, связанное с мерами валютного регулирования;

- ст. 40 - ответные меры.

4. Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Применение данного метода нацелено на обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

Мерам по содействию внешнеторговой деятельности посвящена глава 11 комментируемого Закона, в которой, например, упомянуты: кредитование участников внешнеторговой деятельности; функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; организация торговых выставок, ярмарок и т.п.; проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки; информационное обеспечение внешнеторговой деятельности; обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах; участие Правительства РФ в деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей Российской Федерации, и т.д.


N

Наименование
группы

Инструменты нетарифного регулирования

1

Меры
вмешательства
государства в
торговлю

А. Льготы производителям и потребителям
местной продукции.
Б. Экспортные субсидии.
В. Компенсационные пошлины.
Г. Государственные закупки.
Д. Торговые операции государственных
предприятий.
Е. Прочие меры по ограничению торговли.

2

Особенности
таможенных и
административных
процедур

А. Методы таможенной оценки.
Б. Антидемпинговые пошлины.
В. Структура тарифов.
Г. Консульские и таможенные формальности
и документы:
- консульские формальности и сборы;
- таможенная документация;
- правила происхождения товаров.

3

Стандарты

А. Технические стандарты.
Б. Требования к упаковке товаров и
маркировке.

4

Специфические
торговые
барьеры

А. Количественные ограничения импорта.
Б. Двусторонние дискриминационные
ограничения импорта.
В. Ограничения экспорта.
Г. Установление минимальных цен.
Д. Лицензирование.
Е. Запреты в отношении кинофильмов.

5

Импортные сборы

А. Внесение депозитов.
Б. Кредитные ограничения для импортеров.
В. Различные сборы.
Г. Пограничные сборы фискального
характера.
Д. Ограничения в отношении иностранных
винно-водочных изделий.
Е. Дискриминационные сборы с
автомобилей.
Ж. Статистические и административные
сборы.
З. Специальные сборы на импортные
товары.



Заключение

chitaya-dumaem-27ch-rabochaya-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-dlya-2-klassa-bazovij-uroven-uchitel.html
chitayushij-rebenok-v-gorodskom-prostranstve-otchet-o-prodelannoj-rabote-104-po-proektu-knigi-deti-i-cveti-104.html
chitinskaya-oblast-lica-kotorim-prisuzhdeni-premii-v-razmere-60-tisyach-rublej.html
chkalovci-ne-boyatsya-holodov-pochti-70-millionov-detej-vo-vsem-mire-lisheni-vozmozhnosti-hodit-v-shkolu-kazhdij-den.html
chl-3-al-2-ot-zasedanie-provedeno-na-01-02-04-2009-g-po-tochka.html
chlen-korrespondent-an-sssr-e-p-chelishev-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/emocionalnaya-regulyaciya-uchebnoj-deyatelnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-normativno-pravovie-akti-zakoni-uchebno-metodicheskij-kompleks-razrabotan-v-sootvetstvii-s-gosudarstvennim.html
  • klass.bystrickaya.ru/548-okislenie-serovodoroda-i-drugie-processi-s-f-grebennikov-doktor-tehnicheskih-nauk-professor-sankt-peterburgskogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/polyarizacionnaya-model-neodnorodnogo-fizicheskogo-vakuuma-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rol-cennih-bumag-v-formirovanii-investicionnih-resursov-predpriyatij.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-vidayushegosya-kazahskogo-sovetskogo-pisatelya-krupnejshego-uchenogo-akademika-akademii-nauk-kazssr.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novaya-model-mirovogo-razvitiya-rossijskij-centr-obucheniya-izbiratelnim-tehnologiyam-pri-centralnoj-izbiratelnoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-metrologicheskaya-sluzhba-v-rossijskoj-federacii-i-upravlenie-kachestvom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-postanovlenie-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchites-na-svoi-gazeta-lokshina-yuliya-22052008-93-gosduma-rf-monitoring-smi-22-maya-2008-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-specseminar-dpp-otrazhenie-istoricheskih-sobitij-vsemirnoj-istorii-v-hudozhestvennih-proizvedeniyah-specialnost-050401-65-032600-istoriya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-k-monitoringu-smi-05-09-11.html
  • write.bystrickaya.ru/evgenij-selc-tel-aviv-vitalij-amurskij-franciya.html
  • crib.bystrickaya.ru/importi-investiciyali-kelsmshart-shebernde-osilan-n-saliinan-bosatilan-shikzatti-zhne-nemese-materialdardi-tzbesn-bektu-turali.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-antichnoj-filosofii-filosofiya-kak-forma-obshestvennogo-soznaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-obshenauchnaya-harakteristika-psihoterapii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-zhivaya-kletka-64.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/medvedev-predlozhil-biznesu-eshe-raz-obsudit-sostoyanie-sudebnoj-sistemi-pravo-ru-on-line-smi-moskva-11-07-2011-8-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-p-andreev-doktor-istoricheskih-nauk-professor-zav-kafedroj-istorii-i-politologii-tgasa.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-duhovno-nravstvennogo-grazhdanskogo-i-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-uchashihsya-gou-sosh-998.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zemskie-nachalniki-glavnoe-arhivnoe-upravlenie-pri-sovete-ministrov-sssr.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mineralnie-resursi-cherepoveckogo-rajona-generalnij-plan-gorodskogo-okruga-sovremennoe-sostoyanie-territorii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proizvodilsya-po-prikazu-otdannomu-blyustitelem-zakona-v-tom-chisle-koronerom-vsluchae-neyavki-v-sud-obvinyaemogo-ili-svidetelya-dengi-libo-imushestvo-otdannie-stranica-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-domashnej-kontrolnoj-raboti-1-dlya-uchashihsya-zaochnogo-otdeleniya-po-specialnosti-2-46-01-31-tehnologiya-lesopromishlennih-proizvodstv-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-kitajskoj-pismennosti.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-b-dementeva-hudozhestvennoe-oformlenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-vneseniyu-prodazhi-mso-v-asb-gabriel.html
  • school.bystrickaya.ru/2-tematicheskij-plan-rabochaya-programma-po-kursu-matematika-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-010701.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-aumainda-zhilzhimajtin-mlk-obektlern-mekenzhajin-ajindau-zhnnde-anitama-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-reglament.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-v-smagina-obrazovatelnaya-programma-mou-verh-obskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-imeni-m-s-evdokimova.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-pyataya-pervaya-revolyuciya-v-sibiri-i-na-teatre-vojni-kniga-antona-denikina-avtobiografiya-legendarnogo.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-prinyat-assambleej-generalnaya-assambleya-zanimalas-rassmotreniem-sleduyushih-punktov-obedinennoj-povestki-dnya-dokument-a401-1-2-3-4-5-7-8-10-11-12-16-18-21-i-22.html
  • institut.bystrickaya.ru/tolstoj-lev-nikolaevich-byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu-biblioteku-maj-2008-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-upravlnnya-aktualn-v-rinkovih-umovah.html
  • institut.bystrickaya.ru/trilogiya-zhelaniya-kniga-vtoraya-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.