.RU

Эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нарушения моторики и речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Особенности психо-моторного и речевого развития у детей дошкольного возраста

1.2 Понятие общего недоразвития речи

1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня

Глава 2. Использование средств логоритмики в логопедической работе по преодолению ОНР III уровня у дошкольников

2.1 Понятие о логопедической ритмике

2.2 Коррекционная работа по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятиях логопедической ритмикой

Заключение

Библиография

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Речевое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием. Опираясь на данные исследуемой литературы и проведенных исследований Т.Н. Волковской, Ю.Ш. Фаусек, Н.С. Жуковой, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Л.А.Венгера, Е.М. Мастюковой и других авторов, мы пришли к выводу, что общее недоразвитие речи важно выявить в дошкольном возрасте, чтобы вовремя начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. А так же, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.Это связано с различными патологическими факторами.

Существенные нарушения в фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

В настоящее время, традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.

Попытки внедрять различные модели оздоровительных, коррекционно-развивающих программ, новые формы занятий, предлагаемых различными авторами без учета возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. В этой связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции средствами логопедической ритмики дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной задачей , требующей своего решения.

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: особенности психомоторного и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования: логопедическая ритмика как эффективный метод развития речи и психомоторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач :

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть влияние логоритмики на развитие речи и психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

3.рассмотреть особенности коррекционной работы по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятиях по логопедической ритмике.

Структура исследования: Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ МОТОРИКИ И РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХО-МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

недоразвитие речь логопедическая ритмика

Для изучения нарушений развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР необходимо глубокое знание естественного хода становления моторики, речи и психики в норме.

Представленные в литературе данные по развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях отечественных авторов: Н.М. Сеченова, И.А Сикорского, В.М. Бехтерева, И.И. Павлова, Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, М.М. Кольцовой, Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др. В работах многих исследователей подчеркивается большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей [1,5,17,27,47].

В работах Н.М. Аскариной, М.Ю. Кистяковской [5] сформулированы некоторые особенности детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций. В ходе развития детей для каждой функции определяются свои оптимальные сроки формирования , что отмечено в работах В.В. Тонковой-Ямпольской, А.В. Запорожца, Г.Л. Розенгард-Пупко, А.А. Леонтьева, В.Н. Аванесова и др. [11,28,29,39,52].

Рассмотрим особенности психо-моторного и речевого развития у здорового ребенка.

Двигательное развитие в онтогенезе

Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Н.А. Бернштейн).

Изучением развития двигательной функции руки занимались ряд авторов: М.Ю.Кистяковская, Н.Л. Фигурин и М.М Кольцова, Р.Я. Абрамович-Лехтман,Г.Ф. Городецкая, А.В. Запорожец и другие исследователи [5,6,12,21,28,29,34].

М.И. Лисиной было установлено, что до шести месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев - двигательные реакции руки [31].

Последовательность появления врожденных и условно-рефлекторных движений рук у ребенка представлена в приложении 1.

Е.М. Мастюкова [34,35] описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

Как показывают наблюдения Е.Ф. Архиповой [2,3,4], в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Отмечают три вида подражательных реакций:повторение собственных движений, повторение знакомых движений взрослого, повторение новых движений.

Повторение собственных движений выражается в том, что ребенок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем снова первой. Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки») ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их. В конце первого - начале второго года ребенок начинает внимательно следить за действиями взрослого, которые являются для него новыми, а затем пытается проделать то же самое.

Исследования П.Я. Гальперина, Р.Я. Абрамович-Лехтман и Ф.И. Фрадкиной показали, что все более или менее сложные формы предметных действий формируются под влиянием научения [цит.по 3]. Предметные действия развиваются в процессе общения ребенка со взрослыми, воспитываются, и это воспитание требует определенных условий.

Р.Я. Абрамович-Лехтман [цит.по 3] описывает становление предметно-игровой деятельности у детей и выделяет три этапа:

1) в 4-7 месяцев - формирование простых результативных повторных предметных действий, целенаправленных;

2) в 7- 12 месяцев - этап соотносимого действия, манипулирование одновременно двумя предметами;

3) в 12- 18 месяцев - этап появления функционального действия: ребенок выделяет функции предмета, обобщает его значение, применяет такое же действие к другим предметам; развивается игра.

В возрасте одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, переворачивается, ползает, стоит, переступает у опоры, а нередко начинает ходить без поддержки.

Развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой стороны - многообразным влиянием окружающей среды.

Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с темпом созревания мозга в этот период. Однако, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные навыки сформированы, становление двигательных функций продолжается до 5-6-летнего возраста.

Темпы двигательного развития здорового ребенка могут широко варьироваться: так, одни дети начинают самостоятельно ходить в 9-12 мес., другие только к 12-15 мес. Однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных функций, представленная в приложении 2.

В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей продолжают развиваться двигательные умения и навыки, физические качества (ловкость, быстрота реакции, выносливость), развивается координация движений, пространственная ориентировка, равновесие, формируются способности оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.

Дети учатся правильно прыгать с места и с разбега, осваивают разные виды метания, лазанья, движения с мячами; учатся четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения.


cabati-tairibi-energiya-energiyani-satalu-zhne-br-trden-eknsh-trge-ajnalu-zai-masati.html
cajtnot-vpishi-sam.html
calikov-mchs-nedopustit-povtoreniya-proshlogodnej-situacii-spozharami-internet-resurs-newsmailru-25052011.html
camarskoj-oblastnoj-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-studenti-zanyavshie-pervoe-mesto-mogut-bit-predstavleni-na-prisuzhdenie-premii-podderzhka-talantlivoj-molodezhi-soglasno.html
cambridge.html
camo-rf-f60-arm-op10564-d842-l6062-63-kopiya-derzhavnij-arhv-hmelnicko-oblast-proskurvsko-chernvecka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materialnaya-otvetstvennost-rabotodatelya-pered-rabotnikom-spravochnik-po-trudovomu-pravu-material-podgotovlen.html
  • assessments.bystrickaya.ru/distancionnie-tehnologii-v-obrazovanii-kak-sredstvo-rasshireniya-informacionnogo-obrazovatelnogo-prostranstva.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkoe-bogoslovie-i-voprosi-istini-uchebnoe-posobie-vtoraya-redakciya-2010-g-udk-28-141-82-061-236-61-351.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursi-i-tenderi-teploenergetika-rf-poluchatel.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teksti-lekcij-po-kursu-russkij-yazik-i-kultura-rechi-programma-kursa-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
  • college.bystrickaya.ru/-rekomendacii-po-vnedreniyu-rezultatov-issledovaniya-v-pedagogicheskuyu-praktiku-i-infrastrukturu-regionov.html
  • institut.bystrickaya.ru/sterzhnevoj-sostavnoj-preobrazovatel-s-dvumya-nakladkami.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-globalizaciya-mira-i-prestupnost.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultativnij-kurs-prosto-dusha-zhivet-izuchenie-literaturi-serebryanogo-veka-dlya-uchashihsya-11-klassa-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • znanie.bystrickaya.ru/agenti-vliyaniya-v-internet-prodazhah-pravila-slushaniya-34-nyuansi-tehniki-voprosov-47-tovarnaya-argumentaciya-48.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viii-andaluskata-hakert-pronikna-v-centralnata-sistema-na-vatikana-edinadeset-minuti-predi-polunosh-trideset.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenka-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-chast-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-interaktivnih-uchebnih-materialov-po-kursu-istoricheskaya-geologiya-s-ispolzovaniem-tehnologii-macromedia-flash-temi-cinoz-devonskij-period-obrazovanie-kamennogo-uglya-.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-referate-po-obrazovatelnoj-programme-klinicheskaya-anatomiya-po-specialnosti-060101-studentov-kafedri-morfologii-medicinskogo-fakulteta-fgou-vpo-sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-universitet-1.html
  • bystrickaya.ru/zakon-i-pravo.html
  • control.bystrickaya.ru/charlz-fort-1001-zabitoe-chudo-kniga-proklyatih.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravovaya-baza-bibliotek-nacionalnaya-biblioteka-respubliki-komi-bibliograficheskij-otdel-sektor-informacii-po-kulture.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-inostrannih-investicij-v-rossii-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogicheskij-institut-v-s-hazie-v-i-zmishleni-ya-opedagogik-e-u-f-a-1-9-9-8-pechataetsya-po-resheniyu-redakcionno-izdatelskogo-soveta-bashgpi-stranica-2.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/wimax-v-rossii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referatov-po-discipline-timivs.html
  • desk.bystrickaya.ru/poisk-ejlerova-puti-v-grafe-pravila-provedeniya-olimpiadi-privedem-i-prokommentiruem-naibolee-vazhnie-pravila-provedeniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sposobi-preodoleniya-agressii-rekomendacii-specialistam-i-roditelyam.html
  • grade.bystrickaya.ru/mostikovie-shemi-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-120100-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/d-i-mendeleev-i-visshee-zhenskoe-obrazovanie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategicheskaya-programma-razvitiya-fakulteta-psihologii-moskovskogo-gosudarstvennogo-oblastnogo-universiteta-na-2007-2012-godi-missiya-fakulteta.html
  • school.bystrickaya.ru/aktiv-balansa-tehnika-sostavleniya-statej.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-analiza-finansovogo-sostoyaniya-napravleniya-ispolzovaniya-rezultatov-analiza-finansovogo-sostoyaniya-buhgalterom-analitikom-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-srednegodovih-poter-na-koronu-dlya-mnogocepnih-linij-elektroperedachi-povishennoj-propusknoj-sposobnosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postanovlenie-prezidiuma-vak-ot-24-oktyabrya-2001-g-138.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-vvedenie-v-yazikoznanie-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta-obuchayushihsya-po-modulyu-perevodchik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-3-polozhenie-cheloveka-v-kosmose-1928.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uksusnaya-kislota.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sistema-gosudarstvennoj-sluzhbi-rossijskoj-federacii-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-podgotovki-specialista-5-kursa-avtor-programmi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-statistika-territorialnij-organ-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-po-respublike-bashkortostan.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.