.RU

Эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нарушения моторики и речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Особенности психо-моторного и речевого развития у детей дошкольного возраста

1.2 Понятие общего недоразвития речи

1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня

Глава 2. Использование средств логоритмики в логопедической работе по преодолению ОНР III уровня у дошкольников

2.1 Понятие о логопедической ритмике

2.2 Коррекционная работа по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятиях логопедической ритмикой

Заключение

Библиография

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Речевое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием. Опираясь на данные исследуемой литературы и проведенных исследований Т.Н. Волковской, Ю.Ш. Фаусек, Н.С. Жуковой, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Л.А.Венгера, Е.М. Мастюковой и других авторов, мы пришли к выводу, что общее недоразвитие речи важно выявить в дошкольном возрасте, чтобы вовремя начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. А так же, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.Это связано с различными патологическими факторами.

Существенные нарушения в фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

В настоящее время, традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.

Попытки внедрять различные модели оздоровительных, коррекционно-развивающих программ, новые формы занятий, предлагаемых различными авторами без учета возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. В этой связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции средствами логопедической ритмики дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной задачей , требующей своего решения.

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: особенности психомоторного и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования: логопедическая ритмика как эффективный метод развития речи и психомоторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач :

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть влияние логоритмики на развитие речи и психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

3.рассмотреть особенности коррекционной работы по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятиях по логопедической ритмике.

Структура исследования: Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ МОТОРИКИ И РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХО-МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

недоразвитие речь логопедическая ритмика

Для изучения нарушений развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР необходимо глубокое знание естественного хода становления моторики, речи и психики в норме.

Представленные в литературе данные по развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях отечественных авторов: Н.М. Сеченова, И.А Сикорского, В.М. Бехтерева, И.И. Павлова, Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, М.М. Кольцовой, Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др. В работах многих исследователей подчеркивается большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей [1,5,17,27,47].

В работах Н.М. Аскариной, М.Ю. Кистяковской [5] сформулированы некоторые особенности детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций. В ходе развития детей для каждой функции определяются свои оптимальные сроки формирования , что отмечено в работах В.В. Тонковой-Ямпольской, А.В. Запорожца, Г.Л. Розенгард-Пупко, А.А. Леонтьева, В.Н. Аванесова и др. [11,28,29,39,52].

Рассмотрим особенности психо-моторного и речевого развития у здорового ребенка.

Двигательное развитие в онтогенезе

Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Н.А. Бернштейн).

Изучением развития двигательной функции руки занимались ряд авторов: М.Ю.Кистяковская, Н.Л. Фигурин и М.М Кольцова, Р.Я. Абрамович-Лехтман,Г.Ф. Городецкая, А.В. Запорожец и другие исследователи [5,6,12,21,28,29,34].

М.И. Лисиной было установлено, что до шести месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев - двигательные реакции руки [31].

Последовательность появления врожденных и условно-рефлекторных движений рук у ребенка представлена в приложении 1.

Е.М. Мастюкова [34,35] описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

Как показывают наблюдения Е.Ф. Архиповой [2,3,4], в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Отмечают три вида подражательных реакций:повторение собственных движений, повторение знакомых движений взрослого, повторение новых движений.

Повторение собственных движений выражается в том, что ребенок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем снова первой. Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки») ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их. В конце первого - начале второго года ребенок начинает внимательно следить за действиями взрослого, которые являются для него новыми, а затем пытается проделать то же самое.

Исследования П.Я. Гальперина, Р.Я. Абрамович-Лехтман и Ф.И. Фрадкиной показали, что все более или менее сложные формы предметных действий формируются под влиянием научения [цит.по 3]. Предметные действия развиваются в процессе общения ребенка со взрослыми, воспитываются, и это воспитание требует определенных условий.

Р.Я. Абрамович-Лехтман [цит.по 3] описывает становление предметно-игровой деятельности у детей и выделяет три этапа:

1) в 4-7 месяцев - формирование простых результативных повторных предметных действий, целенаправленных;

2) в 7- 12 месяцев - этап соотносимого действия, манипулирование одновременно двумя предметами;

3) в 12- 18 месяцев - этап появления функционального действия: ребенок выделяет функции предмета, обобщает его значение, применяет такое же действие к другим предметам; развивается игра.

В возрасте одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, переворачивается, ползает, стоит, переступает у опоры, а нередко начинает ходить без поддержки.

Развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой стороны - многообразным влиянием окружающей среды.

Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с темпом созревания мозга в этот период. Однако, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные навыки сформированы, становление двигательных функций продолжается до 5-6-летнего возраста.

Темпы двигательного развития здорового ребенка могут широко варьироваться: так, одни дети начинают самостоятельно ходить в 9-12 мес., другие только к 12-15 мес. Однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных функций, представленная в приложении 2.

В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей продолжают развиваться двигательные умения и навыки, физические качества (ловкость, быстрота реакции, выносливость), развивается координация движений, пространственная ориентировка, равновесие, формируются способности оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.

Дети учатся правильно прыгать с места и с разбега, осваивают разные виды метания, лазанья, движения с мячами; учатся четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения.


cabati-tairibi-energiya-energiyani-satalu-zhne-br-trden-eknsh-trge-ajnalu-zai-masati.html
cajtnot-vpishi-sam.html
calikov-mchs-nedopustit-povtoreniya-proshlogodnej-situacii-spozharami-internet-resurs-newsmailru-25052011.html
camarskoj-oblastnoj-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-studenti-zanyavshie-pervoe-mesto-mogut-bit-predstavleni-na-prisuzhdenie-premii-podderzhka-talantlivoj-molodezhi-soglasno.html
cambridge.html
camo-rf-f60-arm-op10564-d842-l6062-63-kopiya-derzhavnij-arhv-hmelnicko-oblast-proskurvsko-chernvecka.html
  • urok.bystrickaya.ru/pozolochennaya-stal-koncentrat.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viktor-fedorovich-shatalov-eksperiment-prodolzhaetsya-stranica-13.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-sistemi-menedzhmenta-kachestva-rukovodyashie-ukazaniya-po-primeneniyu-gost-r-iso-9001-2001-v-sfere-obrazovaniya-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-za-dejstvie-stranica-20.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-05-marta-2011-g-33-g-nizhnij-novgorod-oprieme-v-aspiranturu-v-2011-g-1.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-i-diagnostika-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tamozhennij-kontrol-tovarov-i-transportnih-sredstv-pri-osushestvlenii-mezhdunarodnih-perevozok.html
  • essay.bystrickaya.ru/dostoprimechatelnosti-istoriya.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/g-h-andersen-yolka-volshebnij-fonar-rusalochka-dikie-lebedi-snezhnaya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vjskov-mosti-rimlyan-na-ukran.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchastnik-razmesheniya-zakaza-upolnomochennij-predstavitel-kurgangazkom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnoe-pismo-gripp-a-h-1-n-1-i-vizvannaya-im-pnevmoniya-u-beremennih-etiotropnaya-i-respiratornaya-terapiya-informacionnoe-pismo-podgotovleno-avtorami.html
  • college.bystrickaya.ru/2008-evropejskoe-prostranstvo-svobodi-bezopasnosti-i-pravosudiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/o-korporativnoj-kulture.html
  • books.bystrickaya.ru/disciplini-napravleniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-kontrakti-i-vneshnetorgovaya-dokumentaciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnostyam-050301-032900-russkij-yazik-i-literatura.html
  • testyi.bystrickaya.ru/86-metodi-obucheniya-vne-rabochego-mesta-telefonnie-rekomendacii-31-3-statisticheskie-rekomendacii-31-ispitatelnij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nakonec-to-prishla-dolgozhdannaya-telegramma-ot-papi-i-mi-s-mamoj-vileteli-v-ust-neru-iz-ege-haya-gde-moj-otec-vasyunin-nikolaj-dmitrievich-rabotal-nachalnikom-ya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvdenisova-lechenie-artrozov-sbornik-statej-vipusk-6-taganrog.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mgnovenie-glavnie-geroi-huan-mariya-hoze-miguel-diac-kratkoe.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-celi-uroka-moim-pervim-uchitelyam-shirkovec-zinaide-dmitrievne-geografiya-i-kulikovoj-aleksandre.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-2-svojstva-skalyarnih-i-vektornih-polej-lekciya-1-vvedenie-elementi-differencialnoj-geometrii-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/soloveckie-ostrova.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regionalnaya-ekonomika-i-upravlenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-bez-truda-ne-prozhivesh.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/63-pomesheniya-obshestvennogo-naznacheniya-gosudarstvennie-stroitelnie-normi-ukraini-zdaniya-i-sooruzheniya-gostinici.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-osnovnie-narusheniya-i-rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-raschetov-po-oplate-truda.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stanovleniya-goroda-almati.html
  • books.bystrickaya.ru/biznes-plan-innovacionnogo-proekta-proizvodstvo-kirpicha.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-v-pahomov-nauchnij-e-v-teleeva-shadrinskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-institut-g-shadrinsk.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-oznakomitelnaya-praktika-290300-270102-65-promishlennoe-i-grazhdanskoe-stroitelstvo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/standartizaciya-metrologiya-i-sertifikaciya-stranica-8.html
  • report.bystrickaya.ru/gustav-majrink-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.