.RU

Эффективное обучение информационно-коммуникационным технологиям – эффективная профессиональная деятельность преподавателей вузов


Эффективное обучение
информационно-коммуникационным технологиям – эффективная профессиональная деятельность
преподавателей вузов Г.Б. Паршукова, Н.Ш. Никитина, М.А. Бовтенко
Новосибирский государственный технический университет

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к их массовому использованию в профессиональной деятельности в различных сферах образования, науки и культуры. Между тем такое использование не привело к эффективному использованию ИКТ специалистами различных профессиональных областей. Одной из причин этого является то, что программы подготовки и повышения квалификации в области ИКТ рассчитаны на две категории слушателей – начинающих пользователей ПК и специалистов в области ИКТ.

Необходимость программ для начинающих очевидна, поскольку в использование ИКТ вовлекаются все более широкие круги специалистов, которые раньше не имели опыта использования компьютеров в профессиональной деятельности. Тем не менее существующие программы обучения начинающих пользователей не всегда приводят к желаемому результату; среди причин недостаточно успешного обучения можно назвать следующие:

• большое число навыков, которые не могут быть прочно освоены в сжатые сроки традиционного курсового обучения;

• обобщенная и в то же время насыщенная курсовая подготовка не позволяет в короткий срок получить системные знания.

Как правило, знания и умения начинающих пользователей отличаются фрагментарностью, наивностью представлений и использованием неэффективных приемов работы. Отсутствие специальных программ для следующего уровня подготовки усугубляет такое положение. Этим обусловлена необходимость разработки принципиально иного подхода к подготовке пользователей ИКТ. Такая модель разработана и реализуется в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) на Факультете повышения квалификации преподавателей (ФПКП) совместно с Институтом дистанционного образования (ИДО). Основными задачами нового подхода стали отбор содержания, адекватного профессиональным потребностям пользователей-преподавателей вузов, и гибкая организация учебного процесса.

При отборе содержания обучения должно произойти совмещение модели НЕкомпьютерной профессиональной деятельности с возможностями компьютерных технологий. При этом пользователь должен осознать вероятное взаимовлияние профессиональных и ИКТ-навыков и соотнести компьютерные технологии и собственные профессиональные задачи, исходя из личных возможностей и умений [1]. Особое значение в программе придается необходимости обучения целевому использованию того или иного оборудования и программного обеспечения. Пользователь должен четко понимать, какие аппаратные и программные средства (класс, тип) должны быть им освоены для эффективной профессиональной деятельности.

Системность предложенного содержания обучения определяется в соответствии с международными, в частности, европейскими стандартами компьютерной грамотности. Сертификация ECDL (European Computer Driving Licence) [2] подтверждает, что человек обладает достаточными знаниями и навыками для успешной работы в качестве профессионального пользователя персонального компьютера. Сертификация ECDL не зависит ни от производителя программного обеспечения, ни от формы и места обучения и представляет собой комплексный тест по семи модулям, охватывающим основные блоки подготовки пользователей ПК.

В рамках программ повышения квалификации также необходимо разделить обучение использованию ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя и в обеспечении процесса обучения той или иной учебной дисциплине. Основные блоки курса, посвященные аппаратным и программным средствам для обеспечения эффективной профессиональной деятельности, включая реальные профессиональные проекты в программу обучения, обеспечивают:

• эффективный поиск профессиональной научной информации;

• создание документов различной степени сложности (от простого служебного документа до научной рукописи сложной структуры и большого объема);

• использование профессиональной коммуникации (от обмена электронными сообщениями в режиме off-line до участия в интерактивных телеконференциях и форумах);

• организацию учебной коммуникации (от возможности использования электронной почты для общения с аспирантами и студентами до организации электронных обсуждений, виртуальных семинаров и т.д.);

• оценку качества учебных материалов;

• возможности разработки электронных учебных материалов.

Для обучения использованию ИКТ в учебном процессе разрабатываются специальные курсы, например, «ИКТ в преподавании физики», «Компьютерная лингводидактика» (ИКТ в преподавании иностранных языков) и др. В таких курсах основное внимание уделяется:

• анализу существующих компьютерных средств обучения конкретным дисциплинам;

• разработке учебных материалов с учетом специфики различных дисциплин;

• методике использования ИКТ в традиционном, дистанционном и комбинированном обучении;

• созданию программ учебных курсов по конкретным дисциплинам с использованием ИКТ;

• разработке различных видов занятий с применением ИКТ.

Для организации обучения по курсам ИКТ в профессиональной деятельности ведущими принципами стали: а) многоуровневость, б) модульная структура, в) индивидуализация.

Использование данных принципов позволяет предоставить обучающимся академическую свободу – возможность выбора уровня обучения, необходимых модулей содержания, форм обучения (курсовая, система семинаров, индивидуальная стажировка) и типов профессионально-ориентированных итоговых проектов (текст рукописи учебника, набор тестов для итогового контроля, текст или фрагмент электронного учебного пособия и т.д.).

Соблюдение этих принципов позволяет обеспечить необходимую гибкость программ повышения квалификации, унификацию полученных знаний и умений в области ИКТ на основе международных стандартов и в сочетании с предоставляемой академической свободой и личностно-ориентированным подходом сформировать устойчивую мотивацию к эффективному использованию ИКТ в профессиональной деятельности и учебном процессе.

___________________

1. Интернет в профессональной деятельности / Под ред. Д.Т. Рудаковой. М., 2003.

2. Паршукова Г.Б. Современные технологии информационного поиска в профессиональной деятельности: Допущено УМО по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия. Новосибирск, 2004.

3. Образовательные программы в НГТУ. Повышение квалификации работников образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://smc.nstu.ru/fpk/OP.phtml

4. INSTITUTE for the INTEGRATION of TECHNOLOGY & EDUCATION [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iite.org/index.html

5. The UNESCO Institute for Information Technologies in Education = Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iite.ru/iite/news/?id=33

6. ECDL – RUSSIA [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ecdl.ru/

byulleten-operativnoj-navigacionnoj-informacii.html
byulleten-postuplenij-po-kafedram-s01012006-po-18042011.html
byulleten-pravozashitnogo-centra-memorial-stranica-2.html
byulleten-referativnoj-informacii-stranica-2.html
byulleten-schetnoj-palati-rossijskoj-federacii-o-rezultatah-kontrolnogo-meropriyatiya-ot-2-fevralya-2007-g.html
byulleten-shilovskaya-srednyaya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-vvedenie-v-bd-i-subd-modeli-dannih-2-lekciya-infologicheskaya-model-sushnost-svyaz.html
  • lecture.bystrickaya.ru/816-svedeniya-o-sushestvennih-sdelkah-sovershennih-emitentom-456010-rossiya-chelyabinskaya-oblast-g-asha-mira.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-himii-himiya-v-promishlennosti-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstvo-energetiki-rf-19-iyunya-2003-g-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-34.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alpi-raskrutit-naggetsi-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/minzdrav-provel-sledstvennij-eksperiment-kommersant-15-dekabrya-2010.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-a-vertinskij-geoekologicheskie-problem-sovremennoj-raketno-kosmicheskoj-deyatelnosti-izbrannie-stati-i-pisma-2008-180-s.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-menya-tolknulo-pofludit-vam-na-dosuge-odni-i-te-zhe-voprosi-kotorie-povtoryayutsya-iz-topa-v-top-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/matematikani-oitu-teoriyasi-pnn-ou-dstemelk-materiali.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-obem-konceptualnogo-znaka-oboznachenie-yavlenij-po-stepeni-opredelennosti-i-mere-osushestvleniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-knigi-ocherki-po-istorii-estestvoznaniyav-rossii-v-xviii-stoletii-19121914-gg.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-krasnoyarskih-smi-c-11-po-17-aprelya-2011-goda.html
  • spur.bystrickaya.ru/kollektivnij-dogovor-programma-nauchno-prakticheskoj-konferencii-principi-partnerskih-vzaimootnoshenij-uchreditelya-i-teatra.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-g-osennij-raspisani-euchebnih-zanyatij-studentov.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-detskogo-ozdorovitelno-obrazovatelnogo-plavatelnogo-centra-neptun.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-raspredelenie-chasov-po-temam-i-vidam-uchebnoj-raboti-kommerciya-torgovoe-delo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strategicheskoe-planirovanie-i-upravlenie-socialno-ekonomicheskim-razvitiem-municipalnogo-obrazovaniya-na-primere-gorodskogo-okruga-novozibkov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-10steki-kommunikacionnih-protokolov-kurs-lekcii-po-kompyuternim-setyam-oglavlenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-nazarbaev-matematika-sabainda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-istoriya-i-predmet-informacionno-pravovih-sistem-uchebno-metodicheskij-kompleks-ufa-2009-udk-007-bbk-32-81.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-hirurgiya-dlya-specialnosti-060101-lechebnoe-delo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-operacionnie-sistemi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/personalnie-dannie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleks-metodicheskih-materialov-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-022000-ekologiya-i-prirodopolzovanie-stranica-18.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-malchike-kotorij-umel-letat-ili-put-k-svobode-stranica-28.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vest-o-tom-chto-komandir-5j-batarei-oleg-mancev-shet-shinel-iz-admiralskogo-drapa-razneslas-po-linkoru-vkayut-kompanii-dazhe-posporili-o-prave-mladshih-ofic.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-lesopolzovanie-v-godi-vojni-i-r-shegelman-lesnie-transformacii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rastenievodstvo-chast-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-lekciya-predmet-teorii-veroyatnostej-prostranstvo-elementarnih-ishodov-algebra-sobitij-aksiomi-veroyatnosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-referatov-po-discipline-istoriya-mirovoj-kulturi-i-iskusstva-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-040700-62-organizaciya-raboti-s-molodezhyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/lekciya-n-mediko-takticheskaya-harakteristika-ochagov-porazheniya-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/roman-ob-istorii-filosofii-stranica-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-studentu-zaochniku-yuridicheskogo-fakulteta-specialnost-030501-yurisprudenciya-3-kursa.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lesohozyajstvennij-reglament-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.