.RU

Эффективное обучение информационно-коммуникационным технологиям – эффективная профессиональная деятельность преподавателей вузов


Эффективное обучение
информационно-коммуникационным технологиям – эффективная профессиональная деятельность
преподавателей вузов Г.Б. Паршукова, Н.Ш. Никитина, М.А. Бовтенко
Новосибирский государственный технический университет

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к их массовому использованию в профессиональной деятельности в различных сферах образования, науки и культуры. Между тем такое использование не привело к эффективному использованию ИКТ специалистами различных профессиональных областей. Одной из причин этого является то, что программы подготовки и повышения квалификации в области ИКТ рассчитаны на две категории слушателей – начинающих пользователей ПК и специалистов в области ИКТ.

Необходимость программ для начинающих очевидна, поскольку в использование ИКТ вовлекаются все более широкие круги специалистов, которые раньше не имели опыта использования компьютеров в профессиональной деятельности. Тем не менее существующие программы обучения начинающих пользователей не всегда приводят к желаемому результату; среди причин недостаточно успешного обучения можно назвать следующие:

• большое число навыков, которые не могут быть прочно освоены в сжатые сроки традиционного курсового обучения;

• обобщенная и в то же время насыщенная курсовая подготовка не позволяет в короткий срок получить системные знания.

Как правило, знания и умения начинающих пользователей отличаются фрагментарностью, наивностью представлений и использованием неэффективных приемов работы. Отсутствие специальных программ для следующего уровня подготовки усугубляет такое положение. Этим обусловлена необходимость разработки принципиально иного подхода к подготовке пользователей ИКТ. Такая модель разработана и реализуется в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) на Факультете повышения квалификации преподавателей (ФПКП) совместно с Институтом дистанционного образования (ИДО). Основными задачами нового подхода стали отбор содержания, адекватного профессиональным потребностям пользователей-преподавателей вузов, и гибкая организация учебного процесса.

При отборе содержания обучения должно произойти совмещение модели НЕкомпьютерной профессиональной деятельности с возможностями компьютерных технологий. При этом пользователь должен осознать вероятное взаимовлияние профессиональных и ИКТ-навыков и соотнести компьютерные технологии и собственные профессиональные задачи, исходя из личных возможностей и умений [1]. Особое значение в программе придается необходимости обучения целевому использованию того или иного оборудования и программного обеспечения. Пользователь должен четко понимать, какие аппаратные и программные средства (класс, тип) должны быть им освоены для эффективной профессиональной деятельности.

Системность предложенного содержания обучения определяется в соответствии с международными, в частности, европейскими стандартами компьютерной грамотности. Сертификация ECDL (European Computer Driving Licence) [2] подтверждает, что человек обладает достаточными знаниями и навыками для успешной работы в качестве профессионального пользователя персонального компьютера. Сертификация ECDL не зависит ни от производителя программного обеспечения, ни от формы и места обучения и представляет собой комплексный тест по семи модулям, охватывающим основные блоки подготовки пользователей ПК.

В рамках программ повышения квалификации также необходимо разделить обучение использованию ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя и в обеспечении процесса обучения той или иной учебной дисциплине. Основные блоки курса, посвященные аппаратным и программным средствам для обеспечения эффективной профессиональной деятельности, включая реальные профессиональные проекты в программу обучения, обеспечивают:

• эффективный поиск профессиональной научной информации;

• создание документов различной степени сложности (от простого служебного документа до научной рукописи сложной структуры и большого объема);

• использование профессиональной коммуникации (от обмена электронными сообщениями в режиме off-line до участия в интерактивных телеконференциях и форумах);

• организацию учебной коммуникации (от возможности использования электронной почты для общения с аспирантами и студентами до организации электронных обсуждений, виртуальных семинаров и т.д.);

• оценку качества учебных материалов;

• возможности разработки электронных учебных материалов.

Для обучения использованию ИКТ в учебном процессе разрабатываются специальные курсы, например, «ИКТ в преподавании физики», «Компьютерная лингводидактика» (ИКТ в преподавании иностранных языков) и др. В таких курсах основное внимание уделяется:

• анализу существующих компьютерных средств обучения конкретным дисциплинам;

• разработке учебных материалов с учетом специфики различных дисциплин;

• методике использования ИКТ в традиционном, дистанционном и комбинированном обучении;

• созданию программ учебных курсов по конкретным дисциплинам с использованием ИКТ;

• разработке различных видов занятий с применением ИКТ.

Для организации обучения по курсам ИКТ в профессиональной деятельности ведущими принципами стали: а) многоуровневость, б) модульная структура, в) индивидуализация.

Использование данных принципов позволяет предоставить обучающимся академическую свободу – возможность выбора уровня обучения, необходимых модулей содержания, форм обучения (курсовая, система семинаров, индивидуальная стажировка) и типов профессионально-ориентированных итоговых проектов (текст рукописи учебника, набор тестов для итогового контроля, текст или фрагмент электронного учебного пособия и т.д.).

Соблюдение этих принципов позволяет обеспечить необходимую гибкость программ повышения квалификации, унификацию полученных знаний и умений в области ИКТ на основе международных стандартов и в сочетании с предоставляемой академической свободой и личностно-ориентированным подходом сформировать устойчивую мотивацию к эффективному использованию ИКТ в профессиональной деятельности и учебном процессе.

___________________

1. Интернет в профессональной деятельности / Под ред. Д.Т. Рудаковой. М., 2003.

2. Паршукова Г.Б. Современные технологии информационного поиска в профессиональной деятельности: Допущено УМО по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия. Новосибирск, 2004.

3. Образовательные программы в НГТУ. Повышение квалификации работников образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://smc.nstu.ru/fpk/OP.phtml

4. INSTITUTE for the INTEGRATION of TECHNOLOGY & EDUCATION [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iite.org/index.html

5. The UNESCO Institute for Information Technologies in Education = Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iite.ru/iite/news/?id=33

6. ECDL – RUSSIA [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ecdl.ru/

byulleten-operativnoj-navigacionnoj-informacii.html
byulleten-postuplenij-po-kafedram-s01012006-po-18042011.html
byulleten-pravozashitnogo-centra-memorial-stranica-2.html
byulleten-referativnoj-informacii-stranica-2.html
byulleten-schetnoj-palati-rossijskoj-federacii-o-rezultatah-kontrolnogo-meropriyatiya-ot-2-fevralya-2007-g.html
byulleten-shilovskaya-srednyaya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/masterskie-srednevekovih-monahov-knizhnikov.html
  • university.bystrickaya.ru/god-schitayu-nedopustimim-pri-vseh-obstoyatel-stvah-s-p-ivanenkov-a-zh-kuszhanova.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rinok-morskih-kruizov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pyatnadcataya-tajnaya-zhizn-lizzi-dzhordan.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovanie-derzhavi-durrani-obshestvennij-stroj-literatura-i-iskusstvo-29.html
  • school.bystrickaya.ru/kak-vliyayut-elektromagnitnie-polya-vozdushnih-linij-elektroperedachi-na-lyudej-zhivotnih-i-rasteniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vechnij-liricheskij-tochnee-antiliricheskij-geroj-bukovski-genri-chinaski-stranstvuet-po-amerike-vremen-vtoroj-mirovoj-goroda-i-gorodki-szhigaet-voennaya-lihorad.html
  • college.bystrickaya.ru/105peredacha-zakazchiku-v-zalog-denezhnih-sredstv-v-tom-chisle-v-forme-vklada-depozita.html
  • composition.bystrickaya.ru/perechengrupp-osobo-opasnih-gruzov-po-gost-19433-88-zakonodatelnie-i-inie-normativnie-pravovie-akti-rossijskoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-pervij-kanal-novosti-21-12-2005-neroznak-vsevolod-09-00-14.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vserossijskaya-konferenciya-s-elementami-nauchnoj-shkoli-dlya-molodezhi-sozdanie-malih-innovacionnih-kompanij-v-uchrezhdeniyah-obrazovaniya-i-nauki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bazovaya-chast-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-shkolnoj-sisteme-ocenki-kachestva-obrazovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/analtichn-zhanri-chast-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-shkoli.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-i-sredstva-prodvizheniya-1-process-prodvizheniya-planirovanie-prodvizheniya-8-byudzhet-prodvizheniya-9-pravovie.html
  • studies.bystrickaya.ru/greshnij-i-velikij-vavilon-nadezhda-ionina.html
  • gramota.bystrickaya.ru/znachenie-knigi-konspekt-po-predmetu-svyashennoe-pisanie-vethogo-zaveta-dlya-4-go-klassa-zaochnogo-otdeleniya-uchitelnie.html
  • turn.bystrickaya.ru/planiruemie-rezultati-osvoeniya-materiala.html
  • school.bystrickaya.ru/57-oshibka-eksperimenta-bernard-verber-tanatonavti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/integrirovannij-urok-obzhokruzhayushij-mir-mezhpredmetnaya-svyaz-s-urokom-matematiki.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ministra-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-ot-18-marta-2008-goda-125-zaregistrirovan-v-myu-rk-ot-21-aprelya-2008-goda-za-5191-stranica-9.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-3-sostav-pravonarusheniya-predmet-i-metodologiya-teorii-gosudarstva-i-prava-predmet-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/puzirnie-dermatozi-uchebnoe-posobie-ufa-2008-udk-616-97-616-507-bbk-55-8-ya-7.html
  • college.bystrickaya.ru/122-mehanicheskaya-doobvalka-kosti-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-270900-tehnologiya-myasa-i-myasnih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6soderzhanie-predmeta-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • college.bystrickaya.ru/17kitajskij-buddizm-programma-voprosov-k-mezhdisciplinarnomu-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-specialnosti-031401.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-matematicheskaya-logika-i-teoriya-algoritmov-naimenovanie-kursa.html
  • esse.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-24112008-shevchukov-evgenij-1700-radio-rsn-novosti-24-11-2008-selyavina-yuliya-20-00-11.html
  • tests.bystrickaya.ru/mchs-prosit-pravitelstvo-prikamya-vvesti-v-krae-osobij-protivopozharnij-rezhim-informacionnoe-agentstvo-novij-region-rossiya-19052011.html
  • books.bystrickaya.ru/eksperimentalnaya-flejta-v-muzike-hh-veka-na-primere-proizvedenij-zarubezhnih-kompozitorov-dlya-flejti-solo.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/virusnij-gepatit-plotoyadnih.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-mozhet-bit-ispolzovana.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nacionalnaya-biblioteka-respubliki-dagestan-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/igra-v-biser-izdatelstvo-hudozhestvennaya-literatura-moskva-1969-stranica-30.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.