.RU

Эффективное обучение информационно-коммуникационным технологиям – эффективная профессиональная деятельность преподавателей вузов


Эффективное обучение
информационно-коммуникационным технологиям – эффективная профессиональная деятельность
преподавателей вузов Г.Б. Паршукова, Н.Ш. Никитина, М.А. Бовтенко
Новосибирский государственный технический университет

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к их массовому использованию в профессиональной деятельности в различных сферах образования, науки и культуры. Между тем такое использование не привело к эффективному использованию ИКТ специалистами различных профессиональных областей. Одной из причин этого является то, что программы подготовки и повышения квалификации в области ИКТ рассчитаны на две категории слушателей – начинающих пользователей ПК и специалистов в области ИКТ.

Необходимость программ для начинающих очевидна, поскольку в использование ИКТ вовлекаются все более широкие круги специалистов, которые раньше не имели опыта использования компьютеров в профессиональной деятельности. Тем не менее существующие программы обучения начинающих пользователей не всегда приводят к желаемому результату; среди причин недостаточно успешного обучения можно назвать следующие:

• большое число навыков, которые не могут быть прочно освоены в сжатые сроки традиционного курсового обучения;

• обобщенная и в то же время насыщенная курсовая подготовка не позволяет в короткий срок получить системные знания.

Как правило, знания и умения начинающих пользователей отличаются фрагментарностью, наивностью представлений и использованием неэффективных приемов работы. Отсутствие специальных программ для следующего уровня подготовки усугубляет такое положение. Этим обусловлена необходимость разработки принципиально иного подхода к подготовке пользователей ИКТ. Такая модель разработана и реализуется в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) на Факультете повышения квалификации преподавателей (ФПКП) совместно с Институтом дистанционного образования (ИДО). Основными задачами нового подхода стали отбор содержания, адекватного профессиональным потребностям пользователей-преподавателей вузов, и гибкая организация учебного процесса.

При отборе содержания обучения должно произойти совмещение модели НЕкомпьютерной профессиональной деятельности с возможностями компьютерных технологий. При этом пользователь должен осознать вероятное взаимовлияние профессиональных и ИКТ-навыков и соотнести компьютерные технологии и собственные профессиональные задачи, исходя из личных возможностей и умений [1]. Особое значение в программе придается необходимости обучения целевому использованию того или иного оборудования и программного обеспечения. Пользователь должен четко понимать, какие аппаратные и программные средства (класс, тип) должны быть им освоены для эффективной профессиональной деятельности.

Системность предложенного содержания обучения определяется в соответствии с международными, в частности, европейскими стандартами компьютерной грамотности. Сертификация ECDL (European Computer Driving Licence) [2] подтверждает, что человек обладает достаточными знаниями и навыками для успешной работы в качестве профессионального пользователя персонального компьютера. Сертификация ECDL не зависит ни от производителя программного обеспечения, ни от формы и места обучения и представляет собой комплексный тест по семи модулям, охватывающим основные блоки подготовки пользователей ПК.

В рамках программ повышения квалификации также необходимо разделить обучение использованию ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя и в обеспечении процесса обучения той или иной учебной дисциплине. Основные блоки курса, посвященные аппаратным и программным средствам для обеспечения эффективной профессиональной деятельности, включая реальные профессиональные проекты в программу обучения, обеспечивают:

• эффективный поиск профессиональной научной информации;

• создание документов различной степени сложности (от простого служебного документа до научной рукописи сложной структуры и большого объема);

• использование профессиональной коммуникации (от обмена электронными сообщениями в режиме off-line до участия в интерактивных телеконференциях и форумах);

• организацию учебной коммуникации (от возможности использования электронной почты для общения с аспирантами и студентами до организации электронных обсуждений, виртуальных семинаров и т.д.);

• оценку качества учебных материалов;

• возможности разработки электронных учебных материалов.

Для обучения использованию ИКТ в учебном процессе разрабатываются специальные курсы, например, «ИКТ в преподавании физики», «Компьютерная лингводидактика» (ИКТ в преподавании иностранных языков) и др. В таких курсах основное внимание уделяется:

• анализу существующих компьютерных средств обучения конкретным дисциплинам;

• разработке учебных материалов с учетом специфики различных дисциплин;

• методике использования ИКТ в традиционном, дистанционном и комбинированном обучении;

• созданию программ учебных курсов по конкретным дисциплинам с использованием ИКТ;

• разработке различных видов занятий с применением ИКТ.

Для организации обучения по курсам ИКТ в профессиональной деятельности ведущими принципами стали: а) многоуровневость, б) модульная структура, в) индивидуализация.

Использование данных принципов позволяет предоставить обучающимся академическую свободу – возможность выбора уровня обучения, необходимых модулей содержания, форм обучения (курсовая, система семинаров, индивидуальная стажировка) и типов профессионально-ориентированных итоговых проектов (текст рукописи учебника, набор тестов для итогового контроля, текст или фрагмент электронного учебного пособия и т.д.).

Соблюдение этих принципов позволяет обеспечить необходимую гибкость программ повышения квалификации, унификацию полученных знаний и умений в области ИКТ на основе международных стандартов и в сочетании с предоставляемой академической свободой и личностно-ориентированным подходом сформировать устойчивую мотивацию к эффективному использованию ИКТ в профессиональной деятельности и учебном процессе.

___________________

1. Интернет в профессональной деятельности / Под ред. Д.Т. Рудаковой. М., 2003.

2. Паршукова Г.Б. Современные технологии информационного поиска в профессиональной деятельности: Допущено УМО по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия. Новосибирск, 2004.

3. Образовательные программы в НГТУ. Повышение квалификации работников образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://smc.nstu.ru/fpk/OP.phtml

4. INSTITUTE for the INTEGRATION of TECHNOLOGY & EDUCATION [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iite.org/index.html

5. The UNESCO Institute for Information Technologies in Education = Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iite.ru/iite/news/?id=33

6. ECDL – RUSSIA [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ecdl.ru/

byulleten-operativnoj-navigacionnoj-informacii.html
byulleten-postuplenij-po-kafedram-s01012006-po-18042011.html
byulleten-pravozashitnogo-centra-memorial-stranica-2.html
byulleten-referativnoj-informacii-stranica-2.html
byulleten-schetnoj-palati-rossijskoj-federacii-o-rezultatah-kontrolnogo-meropriyatiya-ot-2-fevralya-2007-g.html
byulleten-shilovskaya-srednyaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lolita-vladimir-vladimirovich-nabokov-stranica-43.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-marshrut-2009-udk-656-225-073-4-656-073-436-bbk-0284-8-stranica-16.html
  • essay.bystrickaya.ru/den-millman-nichego-obichnogo-stranica-7.html
  • student.bystrickaya.ru/23-obyazatelstva-emitenta-231-kreditorskaya-zadolzhennost-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-respublikanskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihoanaliticheskij-zhurnal-institut-nauchnoj-informacii-i-monitoringa-rao-antopolskij-a-b-koncepciya-sistemi-nauchno-pedagogicheskoj.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razrabotka-fizicheskoj-modeli-bazi-dannih-uchyot-harakteristik-signalov-telemehaniki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleks-urokov-biologii-v-aktiviziruyushih-formah-dlya-5-9-klassov-sostavila-kuznecova-olga-andreevna-uchitel-biologii-i-ekologii-gou-sosh-d-aleksandrovka.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchastie-v-nauchnih-konferenciyah-seminarah-forumah-i-kruglih-stolah-sotrudnikov-cisof-v-2010-2011-godah-predsedatelstvo-na-sekciyah-mezhdunarodnih-nauchnih-konferenciyah.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-plani-seminarskih-zanyatij-temi-referatov.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vvedenie-kniga-prednaznachena-dlya-predprinimatelej-i-lyudej-zhelayushih-znat-svoe-budushee.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bileti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-obl-g-magnitogorsk-pr-lenina-85-415-rs-40702810072330041851-v-magnitogorskom-otd-1693-chelyabinskogo-osb-rf-8597-ks-30101810700000000602-bik-0475.html
  • klass.bystrickaya.ru/algebra-viskazivanij-na-urokah-informatiki.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtobiografiya-na-edin-jogin-paramahansa-jogananda-predgovor.html
  • essay.bystrickaya.ru/biblioteka-sarovskogo-monastirya-a-s-pushkin-svyazi-a-s-pushkina-s-monastirskoj-kulturoj-rassmatrivalis-glavnim.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-upravleniya-kulturi-goroda-novokuznecka-kemerovskoj-oblasti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tyazhbi-o-vozmeshenii-usherba-kniga-o-sudah-i-sudyah.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zurabov-smena-glavi-minzdravsocrazvitiya-problem-ne-reshit-grizlov-b-v-monitoring-smi-12-aprelya-2007-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/saudovskaya-araviya-korolevstvo-saudovskaya-araviya-al-mamlyaka-al-arabiya-as-saudiya.html
  • turn.bystrickaya.ru/peremennie-chisla-i-stroki.html
  • school.bystrickaya.ru/government-and-politics.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/52-ocenka-nablyudenij-pri-izvestnom-zakone-raspredeleniya-konspekt-lekcij-dlya-specialnostej-ua-fk-1995-g-i-kornilov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdeli-modulya-i-vidi-zanyatij-otchetnie-materiali.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-vstupitelnoe-slovo-uchitelya-postanovka-celej-uroka-izlozhenie-novogo-materiala.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/laboratornie-raboti-po-finansam-predpriyatiya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-rossii-ia-regnum-podgotovku-po-nacproektu-zdorove-proshli-bolee-380-tverskih-medikov-23102006-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soznanie-chitta-manas-vidzhnyana-o-o-rozenberg-problemi-buddijskojfilosofii.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-brazovanie-sssr-1917-1941-gg.html
  • tests.bystrickaya.ru/makroekonomika-pn-bojinsha-barli-ekonomikali-mamanditar-shn.html
  • grade.bystrickaya.ru/nachinaem-uchitsya-ekskurs-final-kniga-chetvertaya-mezhdu-dvumya-otvetami-kolokola-nevidimogo-grada-kitezha-rodnoj-gorod.html
  • control.bystrickaya.ru/deputatam-predlozhili-kastraciyu-gosduma-rf-monitoring-smi-10-aprelya-2008-g.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-4-pismo-s-podpisyu-bella-agata-kristi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-13-07-2006-490-ob-utverzhdenii-i-vvode-v-dejstvie-standarta-oao-rao-ees-rossii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolneni-rabot-okazanie-uslug-stranica-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.