.RU

Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования





На правах рукописи


ШМАКОВА ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВНА


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ

В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ФАКТОР ИХ

УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО


13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Ульяновск – 2012

Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»


^ Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Шмелева Наталья Борисовна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор кафедры

педагогики и развития образования ФГБОУ

ВПО "Чувашский государственный университет

имени И.Н. Ульянова"

^ Кириллова Ольга Васильевна


кандидат педагогических наук, доцент, проректор

по развитию регионального образования

ОГБОУ ДПО «Ульяновский институт повышения

квалификации и переподготовки работников

образования»

^ Прохорова Светлана Юрьевна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Казанский национальный

исследовательский технологический университет»

Защита состоится 29 марта 2012 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.278.04 при Ульяновском государственном университете по адресу: ул. Набережная р. Свияги, 106, корп. 1, ауд. 703.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета, с авторефератом – на сайте http://www.uni.ulsu.ru и на сайте Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «____» февраля 2012 г.


Отзывы на автореферат просим высылать по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42, УлГУ, Управление научных исследований


Ученый секретарь

диссертационного совета О.И. Донина


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. На протяжении последних двадцати лет представители государственной власти, делового сообщества, науки, культуры, образования, здравоохранения и других социально важных институтов общества уверенно заявляют о важнейшей роли духовно-нравственного воспитания в формировании мировоззрения молодого поколения граждан. А сегодняшние воспитанники детских домов и школ-интернатов – это завтрашние граждане Российской Федерации, от которых общество потребует исполнения законов, соблюдения норм социально одобряемого поведения. На сегодняшний день в сиротских учреждениях Ульяновской области воспитывается 997 сирот.

На содержание одного воспитанника в год в Ульяновской области тратится три миллиона рублей, а для почти тысячи воспитанников необходимо триста миллионов бюджетных средств только в одном из регионов РФ. Статистика, отражающая устройство выпускников сиротских учреждений в жизни, свидетельствует, что 65% из них после выпуска попадают в социально неблагополучную среду. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, труднее находят и чаще теряют работу, жилье, с трудом создают семьи, склонны к девиантному поведению и чаще становятся жертвами суицида. Вхождение подростков-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Разрешению данной проблемы призвана способствовать работа по подготовке подростков в сиротских учреждениях к жизни в обществе. На современном этапе развития общества данная работа чаще всего сводится к частичному финансированию жизни выпускника сиротского учреждения в возрасте от 16 до 23 лет и контролю за использованием денежных средств выпускником.

За последние годы, как на федеральном, так и на региональном уровнях, принят ряд документов по вопросу интеграции выпускников детских домов и школ-интернатов в общество (Федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних», Закон Ульяновской области № 113-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области», Соглашение «О сотрудничестве духовенства и властей Ульяновской области по вопросам духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 31.10.2011г.), государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» в 2008 году и другие. Данные документы регламентируют основы правового регулирования отношений в области работы по подготовке вхождения выпускников детских домов и школ-интернатов в общество. Кроме того, все чаще в официальных документах звучит призыв строить работу с подростками-сиротами воспитанниками сиротских учреждений на основе принципов духовно-нравственного воспитания.

Однако, в целом существующая система подготовки воспитанников сиротских учреждений к жизни в обществе не адекватна современной ситуации и нацелена, как правило, на социальный контроль и карательные меры по отношению к оказавшимся в трудной жизненной ситуации выпускникам сиротских учреждений, а также на предоставление минимальных материальных условий их жизнедеятельности.

В настоящее время в различных регионах страны наметились серьезные изменения в сфере работы по подготовке выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни.

В Ульяновской области данная проблема решается в рамках реабилитационного пространства региона, основанного на разработке и реализации специальных программ по работе с воспитанниками сиротских учреждений. Следует отметить, что учет местных условий жизнедеятельности с опорой на региональный, национальный компоненты программ представляется одним из важнейших факторов в работе с сиротами. Вопросам духовно-нравственного воспитания в последние годы уделяется большое внимание, как со стороны властей, так и со стороны ученых, педагогов-практиков. Особенно остро этот вопрос поднимается в сиротских учреждениях, когда речь идет о социальной адаптации воспитанников. Все больше становится тех специалистов, и теоретиков, и практиков, которые с полной уверенностью заявляют, что решение вопроса духовно-нравственного воспитания поможет разрешить проблему интеграции воспитанников детских домов в современную социальную среду. Однако, в целом существующая система подготовки воспитанников сиротских учреждений к жизни в социуме не адекватна современной ситуации и нацелена, как правило, на социальный контроль и карательные меры по отношению к оказавшимся в трудной жизненной ситуации выпускникам сиротских учреждений, а также на предоставление минимальных материальных условий их жизнедеятельности.

Научные исследования последних лет, а также положительная практика ряда регионов Российской Федерации в решении проблемы интеграции выпускников сиротских учреждений в общество, убедительно доказывают, что в основу работы по решению данной проблемы должны быть положены идеи духовно-нравственного воспитания подростков, базирующиеся на уважительном и доверительном отношении к воспитаннику, находящемуся в детском доме или школе-интернате, рассматривая духовно-нравственные качества личности подростков-сирот как важнейший элемент структуры личности, который обеспечивает её устойчивость, показывает её зрелость и социальность, определяет сущность общественного индивида и состояние развитости его внутреннего мира, а также его ума, характера, сознания, совести, характеризует его человечность.

На современном этапе развития науки, занимающейся вопросами сирот, проанализированы и описаны: социальные, психологические и педагогические характеристики подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях (Л.M. Щипицина, Д.Р. Исаева, В.И. Кондрашин, Б.С. Братусь, С.А. Расчетина, В.Д. Москаленко, Е.М. Мастюкова, Н.В. Гайдарепко, Е.М. Ельницкий и др.); трудности вхождения подростков из детских домов и школ-интернатов в самостоятельную жизнь, а также причины их возникновения (И.В. Дубровина, И.А. Коробейников, B.C. Мухина, А.Г. Рузская, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.А. Юницкий и др.); пути решения проблем сиротства (О.В. Адалатова, В.И. Брутман, М.Д. Горячев, И.Ф. Дементьева, Н.П. Иванова, А.И. Ковалева, Д.В. Скляров, В.Н. Ослон и др.).

Проблемам социальной работы с подростками посвящены исследования В.Г. Бочаровой, С.А. Беличевой, Н.Ш. Валеевой, М.П. Гурьяновой, О.И. Дониной, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, А.В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, Л.Я. Олиференко, В.А. Сластенина, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой и др.

Социально-педагогические условия воспитания подростков рассматриваются в исследованиях: В.М. Басовой, В.Г. Бочаровой, А.В. Иванова, А.П. Качаловой, И.А. Липского, А.В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, Е.Н. Приступы, Г.Н. Штиновой и др.

В диссертационных исследованиях Е.Н. Коноваловой, Т.М. Трегубовой и других определены различные аспекты проблем социальной работы с подростками из социально неблагополучных семей и сиротских учреждений.

Значительное влияние на формирование теории духовно-нравственного воспитания оказали идеи и взгляды В.П. Бездухова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, В.С. Соловьёва, И.В. Юстус и др., педагогическое наследие И. Алтынсарина, А. Кунанбаева и др.

На современном этапе развития науки большой вклад в изучение теории и практики духовно-нравственного воспитания внесли К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Н.И. Болдырев, А.К. Бруднов, Т.И.Власова, Л.К. Гребенкина, Д.М. Гришин, Е.И. Исаев, А.А. Корзинкин, Н.Д. Никандров, Л.И. Рувинский, В.А. Сластёнин, Н.Е. Щуркова, В.Д. Шадриков и др.

Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений рассматривается в работах О.Е. Лебедева, А.Н. Майорова, Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.Н. Радиной, Н.И. Янушко и др.

Вопросам активизации работы по подготовке выпускников сиротских учреждений к успешной интеграции в общество посвящены работы В.Г. Боровика, В.В. Комарова, Г.В. Семья, Е.Е. Чепурных и др.

Для решения проблемы организации процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях большое значение имеют работы Н.И. Болдырева, Л.С. Выготского, А.Ю. Гордина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина и др.

Научно-методическая литература, диссертационные исследования по проблеме подготовки подростков из сиротских учреждений к успешной интеграции в общество посредством повышения их уровня духовно-нравственного воспитания, проведенные в различных областях научного знания (педагогики, психологии, социологии, валеологии, юриспруденции), анализ практического опыта позволяют утверждать, что в настоящее время недостаточно изучен, апробирован и освещен опыт ее решения на региональном уровне.

В приведенных работах много ценного и полезного. Однако научные знания в них нуждаются в систематизации, структурировании, адаптации к практике сиротских учреждений по духовно-нравственному воспитанию подростков, находящихся в этих учреждениях. Новая эпоха ставит перед людьми новые задачи, формирует новые взгляды, ценности, идеалы. Эти изменения обусловливают новые условия и механизмы, влияющие на развитие воспитательной среды сиротских учреждений.

Ситуация осложняется наличием нерешенных противоречий: между актуализацией процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество и сложностью осмысления данного процесса вследствие его многомерности, многофункциональности; между социальной значимостью процесса вхождения выпускников сиротских учреждений в самостоятельную жизнь и недостаточной разработанностью условий подготовки эффективного процесса интеграции выпускников детских домов и школ-интернатов посредством повышения уровня их духовно-нравственного воспитания; между пониманием представителей всех уровней руководства сиротскими учреждениями необходимости вести работу по духовно-нравственному воспитанию подростков и недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы, способствующей обеспечению беспрепятственной и эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию в сиротских учреждениях; между потребностью воспитанников сиротских учреждений в духовно-нравственном воспитании и недостаточной разработанностью научно-методической базы для проведения эффективной работы в данном направлении; между имеющимся практическим опытом духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях и его недостаточной системностью и целостностью как компонента воспитательного процесса в сиротских учреждениях; между необходимостью осуществления диагностики эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях и отсутствием соответствующего критериального аппарата.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы сущность, специфика и социально-педагогические условия эффективного научного процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество. Решение данной проблемы является целью исследования.

Недостаточная научная и практическая разработанность указанной проблемы, ее большая теоретическая и практическая значимость определили тему диссертационного исследования: «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество».

^ Объект исследования: воспитательный процесс сиротских учреждений.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество.

^ Гипотеза исследования: процесс интеграции в общество воспитанников сиротских учреждений будет успешным, если: на основе теоретико-методологического анализа исследуемой проблемы будет выявлена его сущностно-содержательная характеристика и специфика в воспитательном процессе сиротского учреждения; спроектирована и внедрена структурно-функциональ-ная модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в социум; разработана и внедрена программа постдипломной подготовки для заместителей директоров, педагогов и воспитателей детских домов и школ-интернатов, реализация которой будет способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности подростка в сиротских учреждениях; обоснованы методические рекомендации и обеспечено психолого-педагогическое сопровождение процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях; осуществлено нормативно-правовое обеспечение процесса; определена критериальная характеристика и обоснованы подходы к диагностике эффективности духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. На основе изучения отечественной теории и практики духовно-нравст-венного воспитании раскрыть сущность и содержание процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях, а также определить специфику сиротских учреждений в процессе духовно-нравственного воспитания подростков, находящихся в этих учреждениях.

2. Спроектировать структурно-функциональную модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество в условиях воспитательной среды сиротского учреждения.

3. Разработать программу для заместителей директоров, педагогов и воспитателей детских домов и школ-интернатов «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях», реализация которой будет способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности воспитанников, разработать методические рекомендации по ее внедрению в воспитательный процесс сиротского учреждения.

4. Обосновать комплекс методов диагностики уровня духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях, осуществить сравнительный анализ количественной и качественной оценки параметров психолого-педагогической диагностики воспитанности подростков сиротских учреждений.

5. Разработать методические рекомендации по организации процесса духовно-нравственного воспитания подростков-сирот как фактора их успешной интеграции в общество.

6. Выявить и обосновать социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной социализации в общество.

^ Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие философские, психологические и педагогические идеи, концепции и теории:

- общефилософские направления научного познания современного общества (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, З. Фрейд, Т. Парсонс, Д. Мид), социология образования (Э. Дюркгейм);

- теория функционирования и развития педагогической системы (Ю.К. Бабанский, Ю.П. Сокольников, Н.М. Яковлева);

- теория социальной работы с сиротами (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, М.П. Гурьянова, В.Ш. Масленникова, Л.Я. Олиференко, Е.И. Холостова);

- теория духовно-нравственного воспитания личности (психологи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев; педагоги: Н.И. Болдырева, А.Ю. Гордина, Т.Е. Конникова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, И.В. Юстус);

- теория духовно-нравственного становления и развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Т.И. Власова, Л.К. Гребенкина, Д.М. Гришин, Е.И. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин);

- теория социализации личности (П.П. Блонский, Л.И. Божович, О.И. До-нина, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.Д. Митина, О.В. Морева, А.А. Радугин, А.А. Реан).

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, социально-педагогической и психологической литературы, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставитель-ный); моделирования; проектирования; изучение и обобщение опыта деятельности сиротских учреждений; диагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки); опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа); обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение); праксиметрические методы (констатирующий и формирующий эксперимент); методы статистической обработки данных. В процессе исследовательской работы использовались общенаучные методы: сравнение, аналогия, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация и индукция.

^ Опытно-экпериментальной базой исследования явились сиротские учреждения Ульяновской области: ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Орбита»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) Новоульяновская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Парус»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Белоозерский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко» Ульяновска; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья имени Героя Советского Союза А.Матросова Ульяновского района; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» Ульяновска; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Базарносызганский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Росток»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета»; областной духовно-патриотический Центр «Арское» Ульяновска.

Исследование проводилось с 2004 по 2012 гг. в четыре этапа.

^ На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза исследования и проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

^ На втором этапе (2005-2006 гг.) уточнялась гипотеза исследования, основные направления формирующего эксперимента, определялись социально-педагогические условия его проведения, разрабатывалась и внедрялась в практику работы структурно-функциональная модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество и методические рекомендации для воспитателей и педагогов детских домов и школ-интернатов.

^ На третьем этапе (2006-2011 гг.) завершен формирующий эксперимент и контрольный срез; проведены оценка и анализ данных эксперимента; выявлены критерии эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в сиротских учреждениях как фактора успешной интеграции в общество выпускников.

^ На четвертом этапе (2010-2012 гг.) были проанализированы, обобщены, обработаны и обсуждены результаты исследования; разработаны и опубликованы методические пособия по духовно-нравственному воспитанию подростков в сиротских учреждениях как фактору их успешной интеграции в общество; сформулированы выводы; оформлены результаты исследования в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

^ Научная новизна диссертационного исследования выражается в том, что в нём:

- раскрыта содержательная характеристика понятия «духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях», специфика которого проявляется в целенаправленном, активном, деятельностностном, личностно-ориентированном процессе усвоения подростком-сиротой знаний, умений и навыков, способствующий самореализации и самосовершенствованию личности с учетом общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и социально одобряемого поведения;

- выявлены и обоснованы социально-педагогические условия (общие: синтез принципов работы представителей Министерства образования, сиротских учреждений, общественных организаций по духовно-нравственному воспитанию подростков-сирот; частные: разработка и активное внедрение в воспитательный процесс сиротских учреждений нормативно-правового и научно-методического обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания подростков; специфические: установка на субъект-субъектные отношения в процессе духовно-нравственного воспитания подростков сиротских учреждений, включение в совместную деятельность воспитателей, педагогов и воспитанников, создание комфортной психологической среды, положительное подкрепление со стороны педагогов результатов формирования социально одобряемого поведения на основе духовно-нравственных ценностей общества) эффективности духовно-нравственного воспитания как фактора успешной интеграции в социум воспитанников сиротских учреждений;

- установлены и обоснованы ценностно-мотивационный и личностный критерии, а также критерий социальной активности личности, а также уровни (адаптивный - низкий, продуктивный - средний, креативный - высокий) и показатели динамики процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество.

- реализованы принципы организации диагностики уровня духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество: долговременности, комплексного оценивания, учета потенциальных возможностей воспитанников, опоры на уровень интеллектуального, эмоционального и психосоциального развития воспитанников сиротских учреждений;

- разработанные и научно обоснованные в ходе исследования методические рекомендации, структурно-функциональная модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество, а также программа постдипломной подготовки педагогов и воспитателей детских домов и школ-интернатов «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях» способствуют формированию духовно-нравственных качеств личности воспитанников сиротских учреждений.

^ Теоретическая значимост�� диссертационного исследования заключается в том, что:

- в категориальный аппарат теории воспитания введено понятие «духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество», под которым понимаем целенаправленный процесс развития и становления личности подростка в сиротском учреждении под влиянием воспитания и социальной среды, направленный на развитие духовно-нравственной сферы;

- разработана структурно-функциональная модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество, представленная в исследовании методологическим, содержательным, деятельностным и диагностико-результативным блоками; структурно-функциональная модель раскрывает структуру воспитательной среды в сиротском учреждении, дает представление о целостности, последовательности и специфичности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в детских домах и школах-интернатах и отражает социально-педагогические условия повышения его эффективности;

- разработан критериальный аппарат исследования, включающий: систему параметров диагностики духовно-нравственной воспитанности подростков-сирот, в котором устанавливаются ценностно-мотивационный и личностный критерии, а также критерий социальной активности подростков-сирот.

- выявленная совокупность социально-педагогических условий общих, частных и специфических дополняет и конкретизирует уже известные в практике сиротских учреждений подходы и социально-педагогические условия, необходимые для оптимизации процесса духовно-нравственного воспитания подростков как фактора их успешной интеграции в общество;

- создана теоретико-методологическая основа для новых исследований по различным направлениям развития воспитательной среды сиротского учреждения (сфер взаимодействия внутри коллектива сиротского учреждения, установления контактов с внешней средой на основе духовно-нравственных ценностей общества: добра, взаимопонимания, стремления к взаимодействию и соблюдению норм социально одобряемого поведения) как условия духовно-нравственного формирования личности подростков, как фактора их успешной интеграции в общество;

- содержащаяся в исследовании упорядоченная совокупность понятий, положений, идей и подходов к процессу духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество может быть квалифицирована как решение проблемы выявления его специфики, основных направлений и социально-педагогических условий повышения его эффективности, структуризации научного знания в этом направлении.

^ Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- обозначены основные подходы (гуманистическая направленность; круглосуточное взаимодействие; личностная ориентация) к эффективной реализации процесса духовно-нравственного воспитания подростков-сирот; разработана воспитательная программа, способствующая духовно-нравственному воспитанию подростков-сирот на всех ступенях и во всех сферах процесса воспитания в сиротском учреждении, обеспечено ее методическое и социально-педагогическое сопровождение;

- раскрыты и обоснованы возможности взаимодействия сиротских учреждений с представителями общественных структур для духовно-нравственного воспитания личности подростков в детских домах и школах-интернатах, на современном этапе развития общества, заключающиеся в активном привлечении к работе с воспитанниками сиротских учреждений представителей общественных организаций, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания, основанном на разработанной нормативно-правовой и научно-методической базе (составление Соглашений о сотрудничестве между сиротскими учреждениями и представителями общественных организаций, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания; утверждение Программы работы с подростками-сиротами по духовно-нравственному воспитанию) как общественной практики;

- целенаправленное использование предложенных форм и способов включения воспитанников сиротских учреждений в процесс духовно-нравственного воспитания позволяет осуществлять постепенный переход от алгоритмизированных способов деятельности к продуктивным, творческим, от выработки педагогом определенных духовно-нравственных качеств личности воспитанников к самовоспитанию, к саморазвитию подростков-сирот и является действенным механизмом процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество;

- в практику работы методического объединения заместителей директоров, педагогов и воспитателей сиротских учреждений внедрена программа «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях», которая носит синтетический, междисциплинарный характер и включает в себя как теоретические занятия, так и практические задания и упражнения по духовно-нравственному воспитанию подростков-сирот в детских домах и школах-интернатах;

- реализация критериального блока структурно-функциональной модели, включающего критерии, уровни и показатели их динамики, совместно с системами психологического сопровождения и социально-педагогического мониторинга создают предпосылки для качественной оценки эффективности как воспитательной среды сиротского учреждения, так и уровня духовно-нравственного воспитания подростков-сирот;

- разработан диагностический инструментарий, необходимый для осуществления мониторинга и опытно-экспериментального обоснования эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротском учреждении; предложены методы психолого-педагогической диагностики уровня духовно-нравственного воспитания подростков-сирот;

- результаты диссертационного исследования могут быть использованы при проведении комплексных исследований в направлении дальнейшего совершенствования деятельности педагогов и воспитателей по совершенствованию процесса духовно-нравственного воспитания подростков-сирот как фактора их успешной интеграции в общество;

- выводы и основные положения, накопленный в ходе исследования эмпирический материал, разработанные программы, анкеты, опросники, тесты и методики могут быть использованы и используются в сиротских учреждениях, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования, в учреждениях среднего и высшего профессионального педагогического образования.

^ Достоверность и обоснованность выводов и результато�� исследования обеспечена чёткостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; мониторингом результатов на уровне воспитуемого; такими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение; длительным характером исследования, позволившим провести его тщательный количественный и качественный анализ; контрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике сиротских учреждений опытом; подтверждением гипотезы исследования.

dvorec-postroennij-eshe-v-period-carstvovaniya-dinastii-sefevidov-kazalsya-vechnim-nepristupnim-sushestvuyushim-vne-vremeni-i-zemnogo-prostranstva-uyutnogo-i-nezhark.html
dvorkin-al-desyat-voprosov-navyazchivomu-neznakomcu-ili-posobie-dlya-teh-kto-ne-hochet-bit-zaverbovannim.html
dvorkina-m-ya-bibliotechnoe-obsluzhivanie-kak-d-24-sistema-uchebnoe-posobie-m-ya-dvorkina.html
dvorovij-krestyanin-elizaveti-mihajlovni-zibinoj-izuchenie-revizskih-skazok-materialov-6-j-1811-goda-i-7-j-1816.html
dvoryanskoe-gnezdo-stranica-10.html
dvoryanskoe-gnezdo-stranica-15.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vichislitelnie-mashini.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-8-pravovie-osnovi-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-kredita-tema-finansi-i-finansovaya-deyatelnost-gosudarstva.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-10-sentyabrya-2010-g.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-ordena-tom-i-r-m-a-o-orion-200-vvedenie-dvorkin-aleksandr-leonidovich-rod-1955.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-poryadok-vnutrennego-dokumentooborota-v-komitete-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/arbitrazhnij-process-chast-7.html
  • essay.bystrickaya.ru/bogu-seriya-guru-kripa-stranica-22.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-v-np-v-uchebnik-adresovan-ne-tolko-studentam-lingvisticheskih-otdelenij-fakultetov-filologicheskogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iv-anatol-frans-vosstanie-angelov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/moskva-v-carstvovanie-mihaila-feodorovicha-romanova-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-sostoyanie-nauki-ugolovnogo-prava-k-nachalu-shestidesyatih-godov-xix-v-glavnie-techeniya-v-istorii-nauki-ugolovnogo-prava-v-rossii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-igr-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-080100.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernoe-polozhenie-ob-organizacii-deyatelnosti-vrachebnoj-komissii-medicinskoj-organizacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-kurakina-osnovi-tehniki-rechi-v-trudah-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-g-pavlov-subekt-prestupleniya-stranica-20.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-sozdaniya-raspredelennoj-sim-modeli-londer-m-i-morzhin-yu-i-popov-s-goao-vniie-g-moskva-tel.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-igrovoj-deyatelnosti-ob-obrazovanii.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-izdan-po-resheniyu-upravlyayushego-soveta-mou-sosh-28-g-tomska-protokol.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-nora-roberts-rebellion-1988.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-otkritom-oblastnom-skautskom-slyote-dzhambori-posvyashennom-100-letiyu-skautskogo-dvizheniya-v-rossii-celi-i-zadachi.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-vklyuchaet-nauchnie-i-nauchno-metodologicheskie-publikacii-sotrudnikov-rostovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-putej-soobsheniya-v-oblasti-tribologii-s-1940-2004-g-g-stranica-36.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/redaktor-hudozhnik-korrektori-verstka-e-stroganova-e-zhuravleva-yu-klimov-e-halipina-v-mazo-s-malikova-v-smirnova-n-gajdukova-o-sergeeva-bbk-88-491-stranica-14.html
  • writing.bystrickaya.ru/kamerun.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-obshej-psihologii-na-temu-istoriya-razvitiya-problemi-pamyati-v-psihologii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krspe-tairibina-arnalan-diktant.html
  • exam.bystrickaya.ru/vidi-posrednicheskoj-deyatelnosti-obespechivayushie-funkcionirovanie-finansovogo-rinka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hochu-rasskazat-pro-dela-s-25im-kadrom-v-rb-gde-to-s-novogo-goda-u-nas-perestali-na-ort-pokazivat-rossijskuyu-reklamu-a-vmesto-nee-kakie-to-cvetnie-muzikalni.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-neomarksizm-z-a-medvedeva-k-filos-nauk-docent.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-dohodov-po-gko.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-16-vvodnie-slova-i-slovosochetaniya-pravila-postanovki-znakov-prepinaniya-v-kratkom-izlozhenii-moskva-2006.html
  • institut.bystrickaya.ru/sudba-diskussii-dvuh-kembridzhej-o-teorii-kapitala.html
  • bystrickaya.ru/vipusk-cennih-bumag-kommercheskim-bankom-chast-12.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomiko-matematicheskoe-modelirovanie-processov-migracii-rabochej-sili-i-bezrabotici.html
  • crib.bystrickaya.ru/izdatelstvo-s-peterburgskogo-universiteta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stranica-za-prablgarite-ezik-proizhod-istoriya-i-religiya-v-statii-knigi-i-muzika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.