.RU

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности


Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско – родительских отношений.

Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека.

Развитие ребенка в дошкольном детстве – залог его успешного воспитания и обучения в последующие годы. Нашу профессиональную педагогическую позицию в работе с дошкольниками определяет установка на приоритет семейного воспитания.

Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

Родительско-детские отношения оказываются наиболее эффективными при наличии определенных условий.

^ 1. Авторитет и личный пример родителей.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.


Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

^ 2. Педагогический такт родителей.

Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.




Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

^ 3. Культура быта в семье.

В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована.

^ 4. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.

Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.





Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.

Для того чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронова, С.И. Мушенко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей.

За прошедший учебный год за индивидуальной консультацией к специалистам детского сада обращались 25 семей из них 19 по вопросам детско – родительских отношений. Из этого можно сделать вывод, что на сегодняшний день педагогический опыт родителей не позволяет решать самые элементарные проблемы детей.

^ Проведенные исследования показали, что:

- многие родители не умеют подбирать игры и игрушки для своего ребенка;

- часто родители не понимают важности игры в дошкольном возрасте;

- под обучением и воспитанием ребенка большинство семей понимает овладение им определенных знаний, умений и навыков и желательно в опережающем темпе.

- часто родители испытывают затруднения при решении поведенческих проблем ребенка, не знают, как справиться с нестандартной ситуацией.

Следовательно, перед педагогами стоит задача – обеспечить квалифицированное консультирование, педагогическое просвещение родителей.

В комплексной образовательной программе «Сообщество», по которой работает наш детский сад, вовлечение родителей является одним из приоритетных направлений. Подходы, рекомендованные программой, требуют определенной квалификации педагогов, постоянного повышения профессионального мастерства. Молодые специалисты нуждаются в еще большем объеме знаний. Существует общая проблема – и молодые специалисты и стажисты имеют достаточный навык общения с маленькими детьми, но совершенно не владеют опытом обучения взрослых (родителей). Поэтому возникает необходимость в выстраивании определенной модели взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Следовательно, целью нашей работы является: создание модели конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Задачи:

Опыт показывает, что выстраивание особых отношений между участниками образовательного процесса проходит определенные этапы. Мы у себя в ДОУ выделяем следующие этапы работы с родителями:






На этом этапе происходит знакомство семьи будущих воспитанников с педагогами детского сада. Родители узнают условия посещения группы, знакомятся с правилами принятыми в детском саду, передают воспитателям первые сведения о своей семье необходимые для дальнейшего общения. Из бесед, анкет, опросников педагоги выясняют ожидания семей от сотрудничества. Этот этап завершается заключением соглашения о совместной работе.

Задача

Мероприятия

Ответственный

Повысить компетенцию педагогов по вопросам взаимодействия с семьей

Семинар – практикум «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи»

Ст. воспитатель, психолог

Ввести систему мониторинга педагогических интересов потребностей и возможностей родителей

Опросники, анкеты для родителей по выявлению ожиданий и интересов родителей

Воспитатели

Организовать динамичную предметно – информационную среду для родителей

Разработать памятку «Наши правила»;

Подготовить и утвердить проект соглашения

Воспитатели, родители

Разработать и реализовать цикл семинаров для повышения педагогической компетенции родителей

«Как подготовить ребенка к поступлению ребенка в детский сад»;

«Распорядок дня в детском саду и дома»


Ст. воспитатель, психолог, воспитатели

Разработать систему мероприятий для вовлечения родителей в жизнедеятельность ребенка в ДОУ

Экскурсия по интересным местам детского сада;

«День открытых дверей»

Вечер знакомства

Ст.воспитатель, воспитатели








Это самый сложный этап для всех участников образовательного процесса. Дети проходят трудный для себя этап адаптации к новым условиям. Задача педагога создать условия для более успешной и менее болезненной адаптации детей. Но дело в том, что и педагог (независимо молодой специалист или стажист) тоже проходит период адаптации. Он встречает новых детей и новых родителей. И по сути начинает приобретать новый педагогический опыт.

Не легче приходится родителям. Для них детский сад это новый совершенно незнакомый мир. В котором им предстоит оставлять свое дорогое чадо. Естественно родители испытывают огромный стресс, сильно тревожатся и волнуются.

Для работы на этом этапе помимо мероприятий представленных ниже. В нашем детском саду работает адаптационная группа. Положение и план работы этой группы представлены в приложении.


Задача

Мероприятия

Ответственный

Повысить компетенцию педагогов по вопросам взаимодействия с семьей


Семинар – тренинг «Стили общения» (4-5 занятий)

Психолог

Ввести систему мониторинга педагогических интересов потребностей и возможностей родителей


«Родительское сочинение» (автор В.В.Столин);

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)

Психолог


Психолог

Организовать динамичную предметно – информационную среду для родителей

Стенд с плакатами о правах ребенка дома и в ДОУ;

Памятка для родителей «Знакомимся с основными нормативными документами»


Воспитатели


Ст.воспитатель

Разработать и реализовать цикл семинаров для повышения педагогической компетенции родителей

Круглый стол «Наши опасения, переживания, пожелания»;

Консультация «Воспитание самостоятельности и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»;

Семинар – практикум «Создание условий для развития сенсорных способностей детей»


Психолог, воспитатели


Ст. воспитатель

Ст. воспитатель, воспитатели

Разработать систему мероприятий для вовлечения родителей в жизнедеятельность ребенка в ДОУ

Совместная подготовка группы к приему детей (оформление, сюрпризные моменты);

Праздник «Открытие группы»

Воспитатели, родители

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители












На этом этапе мы используем как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

Задача

Мероприятия

Ответственный

Повысить компетенцию педагогов по вопросам взаимодействия с семьей

Семинар «Формы вовлечения семей»;

Семинар «Обеспечение конфиденциальности»;

Консультация «Вовлечение пап»

Психолог


Психолог


Воспитатели

Ввести систему мониторинга педагогических интересов потребностей и возможностей родителей


Мини – сочинение «Каким я вижу свое участие в программе»;

Опросник «Чем я могу помочь группе»

Воспитатели

Воспитатели

Организовать динамичную предметно – информационную среду для родителей

Обеспечить сменяемость информации в уголке для родителей не реже 1-2 раз в неделю;

Ввести рубрики:

«Советы специалиста»

«Психолог советует»

«Возрастные особенности детей нашей группы»


Воспитатели, родители


Специалисты

Психолог

Психолог, воспитатели

Разработать и реализовать цикл семинаров для повышения педагогической компетенции родителей

«Здоровье – основные аспекты»;

«Психологическая готовность к школе»;

«Детская агрессия»;

«Темперамент наших детей»;

«Как правильно выбрать игрушки»»

«В какие игры играют наши дети»;

«Половое воспитание – когда начинать?»;

«Как на самом деле любить детей»

Специалисты, воспитатели, ст.воспитатель

Разработать систему мероприятий для вовлечения родителей в жизнедеятельность ребенка в ДОУ

Все формы участия родителей предлагаемые программой, каждая группа составляет свой план мероприятий учитывая возраст детей, интересы и запросы родителей, желание и опыт воспитателей

Специалисты, воспитатели, родители


Широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы семейных работ, создание домашней видеотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), выезды на природу и т. д.




Мы используем следующие формы работы по обогащению знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, изучение родителями психолого-педагогической литературы по воспитанию детей).
Создание системы обучения родителей мы начинали с составления примерных тем родительских собраний. Разработали и проводим встречи на следующие темы: «Успешная адаптация детей результат совместной работы педагогов и родителей», «Знакомимся с программой «Сообщество», «Здоровье – основные аспекты», «Детские страхи», «Агрессивное поведение», «Кризис 3-х лет», «Вашему ребенку 5 лет», «Психологическая готовность к школьному обучению».
Но одного лекционного материала конечно же недостаточно, поэтому в курс обучения родительству мы обязательно включаем семинары – практикумы. По отзывам родителей, практические навыки, полученные на наших занятиях, помогают им в воспитании и развитии малышей.




Обязательно знакомим родителей с популярной литературой по воспитанию и обучению.

Результаты такой работы сложно показать в цифрах. Мы выбрали несколько особо показательных критериев, формальных: посещение родительских собраний, участие мужской половины семьи в жизни группы, участие родителей в различных мероприятиях в группе и детском саду.

Результаты представлены в виде диаграмм, мы сравниваем показатели за 2003 и 2006 учебный год.

В целом результатом работы считаем, что созданная модель конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей может использоваться в работе любого педагога независимо от опыта работы и любым ДОУ независимо от образовательной программы реализуемой в детском саду.


Посещение родительских собраний





Участие пап в жизни группы




Участие семей в различных мероприятиях





^ Список литературы



  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 144с.

  2. Васильева-Гагнус Л.П. Азбука вежливости. - М.: Педагогика, 1988. –

285 с.

  1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение,

1985. - 169 с.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М:

Просвещение, 1967 - 287 с.

  1. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. - М.: Наука, 1995.

- 279 с.

  1. Доронова Т.Н. Дошкольные учреждения и семья. – ЛИНКА ПРЕСС,

Москва, 2001 г.

  1. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение, 1977.

– 376 с.

  1. Зворыгина Е.В. Психология детства. - М: Просвещение, 1988. - 286 с.

  2. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982. - 398 с.

  3. Ковалёв С.В. Психология современной семьи.-М., 1988.

  4. Оберемок С.М. Общие основы проектирования. – Новосибирск, 2004

  5. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2003. - 448 с.

  1. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология

коллектива. - М.: Наука, 1978. - 287 с.

  1. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога –

:Ростов на Дону «Феникс» 2004г – 320 с.



doklad-nachalnika-otdela-planirovaniya-deyatelnosti-privolzhskogo-tamozhennogo-upravleniya-o-g-loktevoj-vliyanie-deyatelnosti-tamozhennih-brokerov-po-soversheniyu-operacij.html
doklad-nachalnika-otdela-regionalnogo-operatora-respublikanskogo-centra-testirovaniya-gto.html
doklad-nachalnika-otp-i-tk-tamozhni-s-a-balyasnikova-na-temu-rabota-tamozhennih-organov-v-ramkah-realizacii-federalnogo-zakona-ot-27-11-2010-311-fz-o-tamozhennom-regulirovanii-v-rf.html
doklad-nachalnika-upravleniya-altajskogo-kraya-po-kulture-i-arhivnomu-delu-e-e-bezrukovoj-ob-itogah-raboti-upravleniya-altajskogo-kraya-po-kulture-i-arhivnogo-dela.html
doklad-nachalnika-upravleniya-grazhdanskoj-zashiti-polkovnika-f-m-timurhanova-na-apparatnom.html
doklad-nachalnika-upravleniya-kulturi-l-i-aksenovoj.html
  • reading.bystrickaya.ru/memlekettk-arnaji-zhrdemailar-taajindau-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti-zhalpi-erezheler-memlekettk-arnaji-zhrdemailar-taajindau.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kazaki-kak-kulturno-istoricheskaya-gruppa-24-00-01-teoriya-i-istoriya-kulturi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-mir-gennadij.html
  • institut.bystrickaya.ru/test-dlya-samokontrolya-1-a-v-yurchenko.html
  • control.bystrickaya.ru/drzhava-organizaciya-otcheten-doklad-za-dejnostta-na-us-na-bls-za-perioda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-modulyu-1.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-9-dzhejms-fenimor-kuper-zveroboj-ili-pervaya-tropa-vojni.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-11-ispolnenie-prorochestv-v-istorii-predislovie-k-anglijskomu-izdaniyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-1-21-stranica-18.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dezertirstvo.html
  • tests.bystrickaya.ru/korrekcionno-razvivayushie-funkcii.html
  • institute.bystrickaya.ru/geranievoe-maslo-kniga-yavlyaetsya-nadezhnim-spravochnikom-ne-tolko-dlya-specialistov-parfyumernogo-proizvodstva-no.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-prakticheskij-kurs-inostrannogo-yazika-dlya-zaochnogo-otdeleniya-dlya-specialnosti-050303-inostrannij-yazik-stranica-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnik-nato-stranica-34.html
  • books.bystrickaya.ru/dannaya-rabota-predstavlyaet-soboj-sistematicheskij-obzor-istorii-drevnej-cerkvi-pomestnih-pravoslavnih-cerkvej-nehalkidonskih-cerkvej-rimo-katolicheskoj-cerkv-stranica-42.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-p-kazakov-i-i-a-bunin-aspekti-tvorcheskoj-evolyucii-i-vnutriliteraturnogo-vzaimodejstviya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/im-visshim-professionalnim-uchebnim-zavedeniem-rossijskoj-federacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-faruh-esli-skazat-pro-etih-lyudej-oni-prishli-iz-tmi-vekov-eto-ne-budet-zvuchat-visokoparno-imenno-ottuda-oni-i-yavilis-stranica-20.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zasedanie-byuro-konferencii-evropejskih-statistikov-evropejskoj-ekonomicheskoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prajm-tass-biznes-lenta-09032010-pensionnij-fond-rf-9-marta-prekratil-dogovor-doveritelnogo-upravleniya-sredstvami-pensnakoplenij-s-rbiznes-upravlenie-aktivami.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-po-teme-istoriya-i-princip-raboti-sovetskoj-kinokameri-kvarc-18-s2-pervie-predposilki-kinematografa.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-11-klassah.html
  • grade.bystrickaya.ru/nash-veselij-novij-god-novogodnij-vecher-dlya-uchashihsya-nachalnoj-shkoli.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-fya-3-kurs-vsemestr-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • college.bystrickaya.ru/254-pravovie-riski-188300-rossiya-leningradskaya-oblast-g-gatchina-sobornaya-31-informaciya-soderzhashayasya-v.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleks-obrazovatelnoj-professionalnoj-programmi-opp-inzhenera-po-discipline-sistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya-elektrooborudovaniya-fakultet.html
  • books.bystrickaya.ru/dira-v-byudzhete-odobren-zakon-ob-ispolnenii-byudzheta-fonda-socialnogo-strahovaniya-za-2008-god.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-hudozhestvennih-kartin-mira-epohi-vozrozhdeniya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-v-stalin-ti-ujmis-ujmis-toska-stranica-8.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-istoriya-zarubezhnoj-literaturi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proektnaya-deklaraciya-no-stroitelstvu-zhilogo-doma-30-so-vstroennimi-nezhilimi-pomesheniyami-v-144-mikrorajone.html
  • student.bystrickaya.ru/102-ontogeneticheskij-uroven-zhivih-sistem-ruzavin-g-i-r-83-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • education.bystrickaya.ru/13-vzaimootnosheniya-mezhdu-obshej-i-konkurentnoj-sredoj-diplomnij-proekt.html
  • school.bystrickaya.ru/fundamentalnie-svojstva-toroidalnih-tokovih-struktur.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-testirovaniya-vodonagrevatelej-po-materialam-zhurnala-spros-www-spros-ru-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.