.RU

Домашнее задание План урока: Причины войны; вторжение в Россию наполеоновских войск. Кутузов в армии


Тема урока: НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА.


Цель урока: рассказать о первом этапе Отечественной войны 1812 года.


Ход урока: - Организационный момент

- Проверка, опрос домашнего задания


План урока: 1. Причины войны; вторжение в Россию наполеоновских войск.

2. Кутузов в армии.

3. Бородинское сражение. Сожжение Москвы.


Основные понятия: флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр.


^ Важнейшие даты: 12 июня 1812г. - начало Отечественной войны, 24-25 августа Бородинское сражение.


Выдающиеся личности: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов, М.И. Платов, Ф.П. Уваров.


^ Оборудование урока: схемы, карты атласа на вклейке учебника.


Изучение нового материала.


  1. Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях, сначала направленных против революционной Франции, а затем – наполеоновской Франции. Участвуя в двух войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России отнюдь не было подорвано. Российское дворянство очень негативно относилось к Тильзитскому договору и было воинственно настроено в отношении Наполеона и Франции. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.

- Давайте, перечислим причины новой войны России с Францией и заполним таблицу:


Причины войны




Для Франции

Для России

  1. Несоблюдение Россией континентальной блокады(торговля с Англией на нейтральных американских судах, через территорию России английские товары широко распространялись в Германии, Австрии, Польше).

  2. Январь 1810 год – указ Александра о введении нового таможенного тарифа(высокими пошлинами облагались предметы роскоши, ввозимые в Россию из Франции)

  1. Значительные экономические убытки России от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба – сокращение доходов казны, дворян, купцов).

  2. Создание под протекторатом Наполеона Герцогство Варшавское являлось удобным плацдармом для нападения на Россию.

  3. Восстановление Польши Наполеоном - угроза целостности русской границы, опасность отторжения Литвы.

  4. Падение авторитета Александра 1. Российское общество смотрело на Александра как на вассала Наполеона.


Накануне вторжения французская «Великая армия» значительно превосходила противостоящую ей российскую. Против 600тыс. Наполеона русские могли выставить не более 200тыс. человек. Следует иметь в виду, что в целом российская армия также насчитывала около 600тыс. человек, часть которых следовало держать для прикрытия других направлений. В то же время, нужно иметь в виду, что только около половины войска наполеона составляли французы, остальные были солдатами армий покоренных и союзных с Францией государств.


^ Запись в тетрадь: Начало войны: 12 июня 1812 г. – армия Наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.

22 июля – соединение русских армий в Смоленске.


Соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии по одиночке. Общее командование принял на себя Барклай де Толли как военный министр. Теперь русская армия могла позволить себе дать генеральное сражение.

^ Запись в тетрадь: 4-5 августа – сражение под Смоленском.


В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Смоленск был «ключом» к Москве – сильной крепостью. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.


  1. Главнокомандующим русской армии назначили Кутузова М. И., хотя Александр 1 его недолюбливал. Вся армия была настолько рада, что бросились друг на друга в объятия, считая себя спасенными. Но прибыв в армию, рассмотрев обстановку, он поддержал Барклая де Толли, дав приказ продолжить отступление.


^ Запись в тетрадь: 26 августа – Бородинское сражение.


Запланированный доклад ученика «Бородинское сражение». Дополнение учителя: Очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сражения. В местах наиболее ожесточенных сражений – у Семеновских флешей и у батареи Раевского земля местами была закрыта трупами.


^ Запись в тетрадь: Флеши – полевое земляное укрепление в форме тупого угла.


После Бородинского сражения Наполеон продолжал удерживать инициативу в своих руках. Русская армия продолжала отступать к Москве. После Бородинского сражения до исходов французов из Москвы не состоялось ни одного масштабного сражения. Французы слишком растянули коммуникации и оказались отрезанными от баз снабжения. Большой урон французским войскам наносили действия партизанских отрядов.


^ Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о совете в Филях и решении оставить Москву, с.137


Запись в тетрадь: 2 сентября – совет в Филях. Решение – оставить Москву.


^ Оставление Москвы, плюсы и минусы.

Плюсы

Минусы

  1. Сохранение армии и возможности дальнейшего сопротивления;

  2. Дальнейшее изматывание противника;

  3. Возможность оторваться от противника и пополнить армию.

  1. Захват противником древней столицы, что могло оказать большое моральное воздействие на русских;

  2. Разорение Москвы;

  3. Захват крупного богатого города и крупного опорного центра.



Вслед за армией стало покидать столицу и гражданское население. Город казался вымершим. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. Отступая из Москвы, Кутузов с помощью обманного маневра смог на некоторое время оторваться от французского авангарда. Армия скрытно перешла с Рязанской дороги на Калужскую, пополнила в Калуге запасы продовольствия и расположилась лагерем на прочной позиции у Тарутина, в 80 километров от Москвы, прикрыв плодородные южные губернии и тульские оружейные заводы. Это был знаменитый Тарутинский маневр. Наполеон вступил в почти полностью опустевшую Москву, в которой вскоре начался огромный пожар, уничтоживший ¾ построек.

Итог урока:

Итак, в начальный период войны инициатива принадлежала армии Наполеона. Бородинское сражение не выявило победителя, французы продолжали наступление на Москву. Но, захватив Москву, в которой пожары уничтожили провиантские склады, «Великая армия» оказалась на грани голода.


Домашнее задание.

& 57, прочитать. Подготовить выступление о выдающихся личностях: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де Толли, П.И. Багратион.

diagnostika-intellekta-65-psihologiya-obshih-sposobnostej-izdanie-2-e-rasshirennoe-dopolnennoe.html
diagnostika-karbyuratornih-dvigatelej.html
diagnostika-lzhi-pri-doprose.html
diagnostika-motivacii-mezhlichnostnih-otnoshenij-v-gruppe.html
diagnostika-nravstvenno-eticheskoj-gotovnosti-rebenka-k-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-u.html
diagnostika-otkazov-elementov-i-ustrojstv-avtomaticheskogo-upravleniya-chast-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/63k-17-byulleten-novih-postuplenij-aprel-2009-goda.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zagadochnaya-smert-godovoj-krug-chteniya-tori.html
  • letter.bystrickaya.ru/oboznachenie-dati-urok-1.html
  • klass.bystrickaya.ru/amusova-ta-mihajlova-lv-lemi-pitaniya-gigiena-bezopasnost-regionalno-orientirovannij-podhod-materiali.html
  • literature.bystrickaya.ru/dobrotolyubie-tom-4-stranica-86.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ov-demidenko-nikulinskie-chteniya-modeli-uchastiya-grazhdan-v-socialno-ekonomicheskoj-zhizni-rossijskogo-obshestva.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontekstnie-diagrammi-otpuska-tovara-so-sklada.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdela-punkta-mp-referat-predlagaetsya-isklyuchit-dannij-razdel-iz-teksta-mp-informaciyu-izlozhennuyu-v-dannom.html
  • report.bystrickaya.ru/itau-bijsk-izdatelstvo-altajskogo-gosudarstvennogo-tehnicheskogo-universiteta-im-i-i-polzunova-2008.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoj-statistiki-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-i-bojko-poleznostno-trudovaya-teoriya-stoimosti-stranica-22.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-obrazovatelnie-programmi-realizuemie-v-orenburgskom-filiale-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-profsoyuzov-akademiya-truda-i-socialnih-otnoshenij-orenburg-2011.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-sudya-po-usloviyu-zadachi-rtut-ne-smachivaet-material-filtra-poetomu-na-vhode-v-kanali-obrazuetsya-menisk-s-takoj-kriviznoj-chto-sila-poverhnostnogo-natyazheniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-pokazanij-svidetelya-adcagolova-osetiya-alaniya-1-3-sentyabrya-2004-goda-moskva-2006.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-41-razogrevayushie-igri-ipsihotehniki-i-v-vachkov-osnovi-tehnologii-gruppovogotreninga.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatie-9-ukazatelnie-mestoimeniya-otnositelnie-mestoimeniya-voprositelnie-mestoimeniya-otricatelnie-mestoimeniya-neopredelennie-mestoimeniya-genetvus-characteristcus.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tradicionnaya-i-logisticheskaya-koncepcii-logistika-zakupok.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tom-3-dokumentacii-ob-aukcionedlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-dlya-subektov-malogo-predprinimatelstva-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-sankt-peterburga-na-postavku-pechatnih-izdanij.html
  • institut.bystrickaya.ru/togda-uchastvujte-v-regionalnoj-olimpiade-shkolnikov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-kvalificirovannih-rabochih-sluzhashih-po-professii-260807-01-povar-konditer.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-kirgizskoj-respubliki.html
  • desk.bystrickaya.ru/polevaya-vedomost-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-predpriyatij-torfyanoj-promishlennosti-ppbo-135-80.html
  • report.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-raboti-aktualnost-temi-issledovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/1-varanda-serdce-arcaha-varanda-ili-varandskoe-melikstvo-odna-iz-istoricheskih-oblastej-arcaha-raspolozhennaya-v-yugo-vostochnoj-chasti-predgorij-malogo-kavkaz.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-primernie-programmi-po-uchebnim-predmetam-realizuemim-v-ramkah-kraevogo-nacionalno-regionalnogo.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-kompensacionnie-meri-zakon-ustanavlivaet-poryadok-vvedeniya-i-primeneniya-specialnih.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-nauchnie-i-nauchno-pedagogicheskie-kadri-innovacionnoj-rossii-na-2009-2013-godi-utverzhdena-postanovleniem-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-28-iyulya-2008-g-n-568-.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-ond-tevrizskogo-rajona-und-gu-mchs-rossii-po-omskoj-oblasti-i-n-demyanova.html
  • writing.bystrickaya.ru/fom-41-rossiyan-polagayut-chto-dostupnogo-v-ih-ponimanii-zhilya-segodnya-v-strane-ne-stroyat.html
  • studies.bystrickaya.ru/diskovaya-sistema-ibm-pc-chast-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bitva-za-kavkaz-1942-1943.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-problemi-gornogo-dela-v-kurse-otechestvennoj-istorii-30chas.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovoe-proektirovanie-po-teorii-mehanizmov-i-mashin-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-programma-formirovaniya-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhihni-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/igor-mintusov-podderzhka-gubernatora-zalog-uspeha-na-regionalnih-viborah-boris-grizlov-monitoring-smi-10-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.