Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности
.RU

Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности


Управление образования Администрации города Ижевска

МУ «Муниципальный методический центр»

Составители:

Кулемин Н.А., начальник Управления образования, кандидат педагогических наук, доцент

Блинова И.К., директор МУ «Муниципальный методический центр»

Зорина И.А., заместитель директора по МР МУ «Муниципальный методический центр»
СОДЕРЖАНИЕ

Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности …………………………………………………………………………… 3
Нормативно - правовое обеспечение работы преподавателя-организатора курса ОБЖ в школе…………………………………………………………………………………………..... 6

Основные направления деятельности и организации учебного процесса по ОБЖ……… .. 7

Задачи и организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах………………………………………………………………………………………….. 8

Методические рекомендации по организации и проведению «Дня защиты детей» в общеобразовательных учебных заведениях в Удмуртской Республике………................... 16

Планирование и подготовка к проведению «Дня защиты детей». Разработка документов к ним………………………………………………………………… 22

Рекомендуемая тематика для проведения командно-штабных учений и «Дня защиты детей» в учебных заведениях общеобразовательных и начального профессионального образования………………………………………………………………………………….….30

Положение о проведении военно-спортивной эстафеты, посвященной «Дню защиты детей»………………………………………………………………………………………..…. 32

Условия проведения комбинированной эстафеты (вариант)…………………………….…34

Приложение …………………………………………………………………………………… 37


^ Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности
Должностные обязанности.

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, воспитанников с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год). Организует, планирует и проводит учебные, в т.ч. факультативные и внеурочные занятия, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на личность обучающихся, воспитанников, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой. Обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Способствует формированию общей культуры личности. Оценивает эффективность обучения, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, осуществляет контроль и аттестацию обучающихся, воспитанников, используя современные информационные, компьютерные технологии в своей деятельности. Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда работников образовательного учреждения, а также жизни и здоровья обучающихся, воспитанников. Взаимодействует с заинтересованными организациями. Совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к военкоматам. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения. Ведет учет военнообязанных в образовательном учреждении и представляет соответствующие отчеты в военкоматы. Разрабатывает план гражданской обороны (ГО) образовательного учреждения. Организует занятия по ГО с работниками образовательного учреждения. Готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО. Участвует в обеспечении функционирования образовательного учреждения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности. Проводит практические занятия и тренировки обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения по действиям в экстремальных ситуациях. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися, воспитанниками правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за сохранность имущества ГО. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

^ Должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; законодательство в области ГО и обеспечения функционирования образовательного учреждения при чрезвычайных ситуациях; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии; теорию и методику основ безопасности жизнедеятельности; правила охраны жизни и здоровья обучающихся; методику работы на спортивных снарядах и приспособлениях; организационные структуры систем предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; основные принципы и методы защиты населения при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах, а также защиты от современных средств поражения; порядок оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций; правила и методы проведения мероприятий при чрезвычайных ситуациях; методы оказания первой медицинской помощи; теорию и методы управления образовательными системами методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.


^ Требования к квалификации.

Высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки "Образование и педагогика" или ГО без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительная профессиональная подготовка в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.


^ Нормативно - правовое обеспечение работы преподавателя-организатора курса ОБЖ в школе.


1. Обязанности и требования к квалификации преподавателя-организатора ОБЖ.


2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности".


3. Образовательный стандарт РФ по курсу ОБЖ. Выписка из образовательного стандарта РФ, соответствующая новому закону об образовании.


4. Федеральный закон РФ "Об образовании" с дополнениями и изменениями до 2003 года.


5. Федеральный закон РФ «О гражданской обороне».


6. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от последствий ЧС природного и техногенного характера».


7. Федеральный закон РФ «Об обороне».


8. Федеральный закон РФ « О воинской обязанности и военной службе».


9. Федеральный закон РФ « О борьбе с терроризмом».


10. Федеральный закон РФ « О безопасности».


11. Военная доктрина РФ с изменениями и дополнениями 2010 года.


12. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.


Основные направления деятельности и организации учебного процесса по ОБЖ


~ учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций, индивидуальные консультации, факультативные занятия по отдельным образовательным линиям ОБЖ, групповые предэкзаменационные консультации, учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися юношами 10-х классов, итоговая аттестация по ОБЖ учащихся 9-х классов, итоговая аттестация по ОБЖ учащихся 11-х классов и т.д.);


~ методическая работа (методические семинары с учителями начальных классов, с классными руководителями 5 - 9-х классов и преподавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по ОБЖ; индивидуальные консультации для преподавателей ОБЖ; открытые уроки и проведение мастер-класса с учителями ОБЖ по отдельным темам учебного предмета, индивидуальная работа преподавателя по совершенствованию методического мастерства и др.);


~ внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения "Школа безопасности", проведение «Дня защиты детей», различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и др.);


~ работа по совершенствованию учебно-материальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, приборов, оборудования и имущества, оформление классов и методических уголков по ОБЖ, ремонт оборудования и инвентаря и т.п.).


^ Задачи и организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах


Задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются:

Задачи для преподавателей, осуществляющие подготовку граждан по основам военной службы:

1. непосредственно отвечают за подготовку граждан, состояние учебно-материальной базы, строгое соблюдение установленных правил и мер безопасности при проведении занятий;

2. систематически повышают свои военные и педагогические знания, совершенствуют методические навыки;

3. проводят работу по военно-патриотическому воспитанию граждан и их военно-профессиональной ориентации;

4. совместно с преподавателями физической культуры проводят работу по физической подготовке граждан, участвуют в проведении спортивных праздников с включением элементов военно-прикладных видов спорта;

5. принимают меры по созданию и совершенствованию учебно-материальной базы, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; заведуют предметным кабинетом, ведут учет и содержат в исправном состоянии материально-технические средства, переданные образовательным учреждениям;

6. оказывают содействие военному комиссариату района в проведении с гражданами мероприятий по их военно-профессиональной ориентации;

7. руководят кружками, секциями и факультативами, имеющими целью военную подготовку граждан;

8. создают и руководят работой музеев, комнат (уголков) боевых традиций и славы Российской армии и флота, пропагандируют военные профессии и специальности;

9. организуют и поддерживают взаимодействие с воинскими частями, военными образовательными учреждениями профессионального образования, другими организациями в целях ориентации граждан на подготовку к военной службе, повышения ее качества, военно-патриотического и физического воспитания;

10. оказывают содействие военным комиссариатам районов по первоначальной постановке граждан на воинский учет и проведению лечебно-оздоровительных мероприятий с ними, а также в отборе граждан для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.


Организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы включает:

* организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях;

* организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных пунктах;

* порядок организации и проведения учебных сборов;

* контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовкой по основам военной службы.


Организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется педагогическими работниками образовательных учреждений.

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения , спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

---------------------------------------------------------------------------------------------

Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к настоящим рекомендациям.


Подбор кандидатов на должности педагогических работников, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, проводится образовательным учреждением совместно с военным комиссариатом.

Военные комиссариаты сведения об обучении граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях вносят в графу "Образование" учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663").

Финансирование расходов по подготовке граждан по основам военной службы осуществляется:

--- в государственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования за счёт средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти и организациям;

--- в муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, содержащихся за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации, за счёт средств, выделяемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется штатными преподавателями.

На должности преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, назначаются преимущественно офицеры, пребывающие в запасе и имеющие высшее или среднее военное образование, а также выпускники военных кафедр педагогических образовательных учреждений профессионального высшего образования. При невозможности укомплектовать должности преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, офицерами, пребывающими в запасе, разрешается, в виде исключения, назначать на эти должности пребывающих в запасе прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат или матросов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, проводится в образовательных учреждениях профессионального высшего образования и профессионального дополнительного образования.

Для обеспечения обучения граждан в учебном пункте издается приказ руководителя образовательного учреждения, при котором создан учебный пункт, об организации и порядке проведения занятий, разрабатывается учебный план на весь период обучения и расписание занятий на месяц. К приказу прилагается список граждан, направленных для обучения в учебном пункте.

Для проведения занятий в учебном пункте (объединенном учебном пункте) создаются учебные группы. Учебные группы комплектуются гражданами с учетом сроков их призыва на военную службу. Количество граждан в учебной группе (в зависимости от общей численности в учебном пункте) устанавливается от 20 до 30 человек.

Обучение в учебных пунктах с учетом проведения учебных сборов с обучающимися должно заканчиваться до начала призыва на военную службу. Занятия в учебных пунктах проводятся 2 - 3 раза в неделю продолжительностью 2 - 3 часа.

Для граждан, желающих углублено изучать военное дело, могут быть организованы факультативные занятия по дополнительным программам, имеющим целью военно-профессиональную ориентацию граждан. Подготовка граждан женского пола по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке.

Оценка знаний проводится путем приема зачетов. Для приема зачетов создается комиссия в составе председателя органа местного самоуправления (председатель комиссии), представителей военного комиссариата, образовательных учреждений и территориальных органов, осуществляющих управление гражданской обороны .

----------------------------------------------------------------------------------------------

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441.


Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

По результатам проведения зачетов составляется ведомость приема зачетов и оформляются справки. В справке указываются сведения об усвоении учебной программы обучающимися и состоянии учебно-материальной базы учебного пункта, отмечаются положительные стороны и недостатки обучения.

К справке прилагается список граждан, завершивших подготовку по основам военной службы и заверяется военным комиссаром.

По окончании зачетов гражданам вручаются справки (приложение N 2 к настоящим рекомендациям).

Списки граждан, прошедших подготовку по основам военной службы в учебных пунктах (приложение N 3), ежегодно к 25 марта и 25 сентября направляются в военные комиссариаты.

Военные комиссариаты вносят сведения о подготовке граждан по основам военной службы в учебных пунктах в графу "Образование" учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400).

Начальники учебных пунктов ежегодно до 1 августа представляют в военные комиссариаты сведения о состоянии подготовки граждан по основам военной службы (приложение N 4 к настоящим рекомендациям).


Порядок организации и проведения учебных сборов.

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах предусматривает проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

Сборы, как правило, проводятся: с обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования – в конце предпоследнего года обучения – в мае-июне.

Организация и проведение учебно-методических сборов возлагаются на военные комиссариаты.

Военный комиссариат разрабатывает и согласовывает с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, план проведения учебно-методических сборов.

В проекте решения предусматриваются: место и время проведения учебных сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с воинскими частями, порядок финансирования учебных сборов, а также вопросы организации жизни и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медобслуживание, доставка граждан к месту сборов). Назначаются ответственные руководители.

Для проведения учебных сборов с гражданами, обучающимися в образовательных учреждениях (учебных пунктах), приказом руководителя органа управления образованием (распоряжением главы органа местного самоуправления - для учебных пунктов) назначаются: начальник учебных сборов, его заместители - по воспитательной работе и по хозяйственной части, начальник штаба сборов и врач. Руководители образовательных учреждений при необходимости для оказания помощи преподавателям, осуществляющим подготовку по основам военной службы, выделяют дополнительно учителей-предметников. Образовательный процесс, осуществляемый во время сборов, организуется в соответствии с учебным планом, учебно-тематическим планом и распорядком дня.

Организация учебных сборов при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодёжных и детских общественных объединениях может осуществляться путем ежедневных выездов (выходов) в поле, на стрельбище (в тир), а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по программам, согласованным с военным комиссаром района.

Продолжительность учебных сборов - 5 дней (35 учебных часов). В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодёжных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.

Обучение граждан стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия организуется и проводится в установленном порядке командирами воинских частей на стрельбищах или в тирах. Для проведения стрельб командиры воинских частей назначают ответственных должностных лиц и предоставляют оружие и боеприпасы.

Требования безопасности при проведении стрельб приведены в приложении N 8 к настоящим рекомендациям.

До проведения стрельб преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, детально изучает с обучаемыми:

- устройство и порядок применения боевого ручного стрелкового оружия;

- меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

- порядок выполнения упражнений стрельб.

Занятия по программе учебных сборов, не связанные со стрельбой из боевого оружия, проводят преподаватели, осуществляющие подготовку по основам военной службы, совместно с военнослужащими, специально назначенными от закрепленных воинских частей.

Общая оценка граждан заносится в классный журнал с пометкой “Учебные сборы”, которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении. Гражданам, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы. Для граждан, не прошедших учебные сборы по уважительным причинам, в образовательном учреждении организуется теоретическое изучение материалов, предусмотренных учебной программой проведения сборов, и сдача зачётов. В случае отказа отдельных граждан по религиозным мотивам от участия в проведении стрельб и изучения боевого ручного стрелкового оружия решение об освобождении от прохождения данной темы занятий принимает руководитель образовательного учреждения на основании обоснованного заявления родителей (законных представителей), которое должно быть представлено руководителю образовательного учреждения.


Контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовкой по основам военной службы.

Контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовкой по основам военной службы осуществляется Министерством образования Российской Федерации, Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, штабами военных округов (флота), государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, военными комиссариатами районов.

Проверке подвергаются:

-- образовательные учреждения - не реже одного раза в три года;

-- учебные пункты - ежегодно.

Проверки по отдельным вопросам могут проводиться по мере необходимости. Образовательные учреждения, получившие неудовлетворительные оценки, проверяются повторно через год.

При проверке образовательных учреждений и учебных пунктов проверяется: организация образовательного процесса и выполнение программы, качество ее усвоения обучаемыми, физическая подготовка граждан, кадровый состав преподавателей, инструкторов-преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, и качество проведения ими занятий, состояние учебно-материальной базы и проводимая работа по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Программы проверок утверждаются должностными лицами, по планам которых осуществляется контроль, и доводятся до организаций, подвергающихся проверке, не позднее, чем за 15 дней до начала работы комиссии.

По результатам проверки составляется акт итогов проверки. О результатах проверки информируются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

При проведении проверок по отдельным вопросам составляется справка-доклад на имя начальника, по указанию которого проверялись образовательное учреждение и учебные пункты.


^ Методические рекомендации по организации и проведению «Дня защиты детей» в общеобразовательных учебных заведениях в Удмуртской Республике


1.^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В системе подготовки учащихся по Основам безопасности жизнедеятельности важное значение имеет хорошая организация проведения «Дня защиты детей», который согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.07.95 г. № 738, ежегодно проводится в учебных заведениях общеобразовательных и начального профессионального образования. Одновременно «День защиты детей» является объектовой тренировкой по гражданской обороне. При этом отрабатываются разделы 2 «Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное время». «День защиты детей» организуется и проводится руководством учебного заведения во главе с директором – начальником гражданской обороны учебного заведения. Практическая направленность и соревновательный характер мероприятия «День защиты детей» способствует формированию у учащихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь. Вместе с тем «День защиты детей» призван служить развитию Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

2.^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

Основными целями и задачами «Дня защиты детей» являются:

- всесторонняя проверка готовности учебного заведения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащейся молодежи в чрезвычайных ситуациях и по гражданской обороне;

- выработка у руководящего состава учебных заведений практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и постоянного состава в чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий ГО и убежденности в необходимости принимать в них участие;

- формирование и развитие у преподавателей и учащихся высоких морально- психологических качеств и, в первую очередь, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

- пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по курсу ОБЖ и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет, а также Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

3.^ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

Успех проведения «Дня защиты детей» во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами, четкого руководства и качества разработки документов на его проведение.

К руководящему составу учебного заведения относятся: начальник гражданской обороны – директор, его заместители, начальник штаба ГО и командно-начальствующий состав (КНС) формирований (там, где они созданы).

За месяц до «Дня защиты детей» необходимо провести командно-штабное учение с целью выработки навыков у руководящего состава проведения мероприятий в области защиты от ЧС и по ГО, подготовки органов управления учебного заведения к выполнению комплекса поставленных задач. Командно-штабное учение может проводиться в виде служебного совещания или педагогического совета. При выборе темы командно-штабного учения (приложение №3) необходимо учитывать специфику учебного заведения, возможность возникновения различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также руководствоваться рекомендациями территориальных штабов по делам ГОЧС или управлений образования.

Лучшее время для проведения «Дня защиты детей» – апрель-май. К этому периоду завершается учащимися программа курса ОБЖ. По срокам проведения «Дня защиты детей» должен совпадать со временем проведения плановой ежегодной объектовой тренировки. Организованное содержательное проведение «Дня защиты детей» невозможно без тщательного и продуманного планирования всего комплекса мероприятий. Все необходимые документы разрабатываются штабом ГО под руководством директора с привлечением актива учебного заведения.

Основные мероприятия «Дня защиты детей» планируются как общие для всего личного состава учебного заведения, так и раздельные – дифференцированно с постоянным составом и учащимися по возрастным группам. На подготовку «Дня защиты детей» следует отводить не менее месяца. В этот период штаб ГО учебного заведения активизирует пропаганду курса ОБЖ, используя при этом устные выступления; стенную печать, теле- и радиоузел, учебные видео- и кинофильмы. Обновляется наглядная агитация, оборудуются тематические выставки. Проводится работа, направленная на повышение качества подготовки постоянного состава, совершенствование обучения учащихся.

В подготовительный период целесообразно провести педагогический совет, на котором рассмотреть состояние ГО в широком плане, определить конкретные задачи и назначить ответственных за подготовку и проведение всех мероприятий, содержание и объем разрабатываемых документов. К отрабатываемым документам относятся: - Приказ начальника ГО учебного заведения «О подготовке и проведении «Дня защиты детей»» (приложение №1); - План проведения «Дня защиты детей» (приложение №2). Узловые вопросы подготовительной работы должны постоянно находиться в поле зрения директора – начальника ГО учебного заведения. По его инициативе усилиями педагогов и учащихся в учебном заведении совершенствуется учебно-материальная база (УМБ). Посильное участие в этом могут принимать родители и шефские организации. Основными практическими мероприятиями, проводимыми в этот день, могут быть:

- сбор руководящего состава;

- учебные эвакуационные мероприятия;

- действия по сигналу оповещения «Внимание всем!» и информации ГО о радиоактивном заражении местности, заражении сильнодействующими ядовитыми веществами, о возникновении стихийного бедствия, угрозе взрыва и т.д.;

- герметизация помещений;

- изготовление простейших средств защиты органов дыхания и тренировки в приспособлении повседневной одежды к защите от радиоактивной пыли и отравляющих веществ;

- открытые и показные мероприятия;

- мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся;

- встречи с ветеранами войны, работниками по делам ГОЧС, УВД, ГАИ, ликвидаторами аварии на чернобыльской АЭС и землетрясения в Нефтегорске, Армении, представителями аварийно - и поисково-спасательных служб и т.д.;

- тренировки по работе с приборами РХР и дозиметрического контроля;

- тренировки по оказанию первой само- и взаимопомощи;

- викторины, соревнования по прикладным видам физической культуры, спортивные эстафеты, военно-спортивные игры, походы и т.д.

Всех учащихся школ в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы (1-4, 5-8, 9-11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.

Мероприятия для первой возрастной группы:

§ викторина «Условия безопасного поведения учащихся»;

§ тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Мероприятия для второй возрастной группы:

§ викторина по разделу «Безопасность и защита человека в ЧС»;

§ показное практическое занятие по действиям учащихся в ЧС;

§ соревнования по оказанию первой медицинской помощи.

Мероприятия для третьей возрастной группы:

§ открытые и показательные уроки по разделам «Безопасность и защита человека в ЧС» и «Основы подготовки к военной службе» курса ОБЖ;

§ соревнования по оказанию первой медицинской помощи;

§ военизированная эстафета;

§ соревнования по прикладной физической культуре.

Исходя из местных условий и возможностей учебного заведения могут проводиться и другие мероприятия.

Подход в организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер. Для учащихся учебных заведений начального профессионального образования деление на возрастные группы рекомендуется не делать.

Главными условиями успешного проведения «Дня защиты детей» являются:

- разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмосферы праздника;

- максимальное насыщение практическими мероприятиями, состязательный характер;

- борьба за право называться лучшим классом (группой) по курсу ОБЖ;

- правильный выбор времени (все запланированные мероприятия должны проводиться без нарушения учебного процесса).

При проведении мероприятий «Дня защиты детей» предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности учащихся и медицинский контроль.

4.^ ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

«День защиты детей» целесообразно начинать со сбора руководящего состава учебного заведения до начала занятий первой смены. При этом директор доводит порядок проведения «Дня защиты детей», заслушивает доклады своих заместителей о готовности постоянного состава и учащихся к проведению мероприятий, предусмотренных планом. Для введения в обстановку преподавателей (классных руководителей) и постановки задач используются перемены между занятиями.

Учащиеся получают информацию о мероприятиях «Дня защиты детей» от преподавателей или через радиоузел.

Открытие «Дня защиты детей» обычно проводится до начала первого урока и начинается торжественной линейкой (если ее организовать невозможно, то проводится радиолинейка, а общешкольный сбор проводится на большой перемене или после занятий первой смены). Руководящий состав учебного заведения действует от начала и до конца учений, отрабатывая все вопросы, предусмотренные планом. Весь личный состав учебного заведения (педагогический состав, технический персонал, учащиеся) активно участвуют во всех основных мероприятиях.

Важное значение в мероприятиях «Дня защиты детей» должно быть отведено отработке действий персонала и учащихся по предусмотренному сигналу «Внимание всем!» и последующим речевым информациям. Подача сигнала «Внимание всем!» осуществляется в зависимости от технического оснащения учебного заведения (радиоузел, прерывистые сигналы электрозвонка и т.п.). При этом руководство учебного заведения осуществляет контроль за прохождением учебного сигнала и его своевременным доведением до исполнителей. Сигнал «Внимание всем!» целесообразно подавать при отработке одного из разделов «Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное время», например проведения эвакомероприятий.

В течение дня в учебном заведении во всех классах (группах) проводятся занятия согласно общему расписанию.

Викторины. По своему содержанию они должны быть тематическими. Все вопросы викторины не превышают объема программы соответствующего класса (группы). Для ее организации назначается жюри из трех человек (учитель, медицинский работник, активист-старшеклассник), а класс (группа) разделяется на команды. По окончании викторины объявляются команды-победители, им вручаются призы, памятные подарки, сувениры или грамоты.

Открытые уроки. Занятия по ОБЖ в третьей возрастной группе в этот день проводятся открытыми. На них, как правило, присутствуют работники органов народного образования и гражданской обороны, приглашенные гости. Уроки ведут опытные преподаватели, прошедшие подготовку в учебно-методическом центре по ГОЧС.

Тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Такие тренировки проводятся с учащимися первой возрастной группы на уроках, предусмотренных расписанием, или во внеурочное время методом практических занятий. На тренировках под руководством преподавателей учащимися отрабатываются навыки пользования простейшими средствами защиты органов дыхания и принимаются зачеты. Организуется изготовление ватно-марлевых повязок. Учащиеся третьей возрастной группы сдают нормативы ГО в соответствии с программой. Соревнования по оказанию первой медицинской помощи позволяют совершенствовать приобретенные теоретические навыки. Они проводятся, как правило, во внеурочное время. Для учащихся третьей возрастной группы устанавливаются следующие этапы: оказание первой медицинской помощи при различных видах травм; оказание первой медицинской помощи при массовых поражениях; оказание помощи «утопающему»; оказание первой помощи при ожогах, отморожениях, солнечных и тепловых ударах. Соревнования по прикладной физической культуре – действенная часть мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и развитию общей выносливости у учащейся молодежи. Во внеурочное время проводится комбинированная эстафета с элементами выполнения различных упражнений программы ОБЖ. Во внеурочное время могут проводиться смотры художественной самодеятельности, строевые песни, тематические встречи, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Заканчивается «День защиты детей» подведением итогов, которые целесообразно спланировать раздельно: с учащимися младших классов (групп) - после завершения намеченных для проведения с ними мероприятий; с учащимися средних и старших классов (групп) - после выполнения всего плана мероприятий «Дня защиты детей»; с педагогическим коллективом и техническим персоналом - в конце рабочего дня с заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков, допущенных в ходе «Дня защиты детей», поощрением отличившихся.

Данные рекомендации являются примерными. В зависимости от подготовки учащихся, учебно-материальной базы, помощи местных организаций мероприятия и порядок их проведения могут быть другими. Важно, чтобы они отвечали требованиям защиты детей в ЧС, которые могут возникнуть в учебном заведении в мирное и военное время.

Основными задачами проведения «Дня защиты детей» являются:

§ Закрепление практических навыков и теоретических знаний учащихся, полученных ими при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

§ Повышение готовности невоенизированных формирований к выполнению своих задач.

§ Подготовка руководящего состава школы к осуществлению мероприятий защиты учащихся при возникновении ЧС.


^ Планирование и подготовка к проведению «Дня защиты детей». Разработка документов к ним.


Подготовка к проведению «Дня защиты детей» начинается заблаговременно, за 1,5-2 месяца до их начала. Основными организующими документами являются «Приказ» Начальника гражданской обороны – директора школы в подготовке и проведении «Дня защиты детей», а также разрабатываемый начальником штаба ГОЧС «План подготовки и проведения «Дня защиты детей».

В приказе указываются:

1. Основные задачи «Дня защиты детей» и Охраны Труда.

2. Кто привлекается к проведению.

3. Для проведения основных мероприятий указываются фамилии, имена, отчества, должности председателя, заместителя и членов общешкольной комиссии. Подкомиссию (жюри) по приему нормативов, рекомендуемых программой.

4. Дается указание заместителю председателя общешкольной комиссии и председателю подкомиссии до определенного срока разработать судейскую документацию и ознакомить с ней членов комиссии.

5. Командирам формирований указывается срок для проведения с личным составом своих формирований занятий по отработке нормативов, рекомендуемых учебными программами.

6. Для подготовки и проведения «Дня защиты детей» учащиеся делятся на три основные группы (возрастные) (2-4-й кл., 5-7-й кл., 8-11-й кл.). Классным руководителям рекомендуется провести практические занятия по пользованию простейшими средствами индивидуальной защиты.

7. Начальнику штаба ГО до __________________________ разработать и представить начальнику ГО школы на утверждение «План подготовки и проведения «Дня защиты детей».

8. Даются указания заместителю директора по хозяйственной части по обеспечению к определенному сроку формирований табельным имуществом и подготовки убежищ.

9. Дается указание классным руководителям до определенного срока провести классные собрания, на которых разъяснить учащимся их задачи по подготовке и проведению «Дня защиты детей», ознакомить с мерами безопасности.

10. Указывается дата готовности к проведению «Дня защиты детей».

11. Указывается, что контроль за выполнением приказа возлагается на начальника штаба ГО.

12. Приказ объявляется всему руководящему командно-начальствующему и преподавательскому составу школы.

Во исполнение приказа директора школы начальник штаба ГО разрабатывает план подготовки и проведения «Дня защиты детей», утверждает и доводит до лиц, участвующих в проведении этих мероприятий.


^ План подготовки и проведения «Дня защиты детей».

Согласно плану с утверждением указанных в нем лиц, сроков исполнения, идет подготовка:


departament-mezhdunarodnih-svyazej-goroda-moskvi-hronika-mezhdunarodnoj-deyatelnosti-pravitelstva-moskvi-stranica-2.html
departament-mezhdunarodnih-svyazej-goroda-moskvi-hronika-mezhdunarodnoj-deyatelnosti-pravitelstva-moskvi-stranica-9.html
departament-nauchno-tehnologicheskoj-politiki.html
departament-obrazovaniya-administracii-goroda-permi.html
departament-obrazovaniya-administracii-vladimirskoj-oblasti.html
departament-obrazovaniya-goroda-moskvi-centralnoe-okruzhnoe-upravlenie-obrazovaniya-departamenta-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pozhar-vo-vladimirskom-nacparke-meshera-potushat-k-vecheru-mchs-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-06072011.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-rikkert-nauki-o-prirode-i-nauki-o-kultureg-rikkert-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-e-sedova-i-yu-fomenko-kollekcii-knig-grazhdanskogo-shrifta-xviii-pervoj-treti-xix-vv-v-sobranii-aounb-arhangelsk.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-discipline-avtomatizirovannie-sistemi-upravleniya-na-zheleznodorozhnom-transporte-dlya-studentov-specialnosti-240100-upravlenie-processami-perevozok-irkutsk-2002-stranica-13.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nezaplanirovannij-postskriptum-posleslovie-ili-otkroveniya-alter-ego.html
  • studies.bystrickaya.ru/2-rashodnie-obyazatelstva-i-formirovanie-dohodov-byudzhetnie-celevie-programmi-i-neprogrammnaya-deyatelnost-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-080507-65-menedzhment-organizacii-specialitet.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-plan-firmi-po-proizvodstvu-pechenya-i-pryanikov-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/45-fobii81-pravoslavnij-missionerskij-centr.html
  • school.bystrickaya.ru/boplan-1832-boplan-opisanie-ukrajni-perevod-s-franc-spb-1832-i-r-chikalova-zhenskaya-i-gendernaya-istoriya-otkritij-proekt.html
  • letter.bystrickaya.ru/ministr-ekonomicheskogo-razvitiya-stavropolskogo-kraya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/udk-problemi-modelirovaniya-soznaniya-i-golograficheskaya-pamyat.html
  • turn.bystrickaya.ru/pastirskie-trudi-patriarha-nikona-po-ispravleniyu-cerkovnogo-bogosluzheniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurse-na-temu-f-i-tyutchev-i-rossiya-prorok-v-svoyom-otechestve.html
  • spur.bystrickaya.ru/meropriyatiya-programmi-na-2012god-i-ih-finansirovanie-oblastnaya-celevaya-programma-chistaya-voda-na-2011-2015godi.html
  • school.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-ucheniya-socialistov-utopistov-a-de-sen-simon-sh-fure-r-ouen.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-dnya-zashiti-detej-stranica-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zapusk-programmi-obshie-principi-raboti-s-dokumentami-13-zapusk-programmi-13-obshie-principi-raboti-13-nachalo-raboti-15-3-sozdanie-uchetnih-zapisej-klientov-i-polzovatelej-15.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-organizacii-truda-pri-planirovanii-melkoserijnogo-proizvodstva-na-predpriyatiyah-oboronno-promishlennogo-kompleksa.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/olimpiadnoe-zadanie-7-olimpiada-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-moskovskogo-energeticheskogo-instituta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/78-globalnij-razrushitelnij-modul-kratkoe-populyarnoe-izlozhenie-modulnoj-teorii.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya6-reklamnie-kampanii-gryaznie-tehnologii-i-chernij-pi-ar-lekciya-reklamnie-kampanii-gryaznie-tehnologii-ichernij-pi-ar.html
  • credit.bystrickaya.ru/oplata-truda-rabotnikov.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-ds-v-2-kpv-pervaya-medicinskaya-pomosh-pri-neschastnih-sluchayah-i-travmah-050104-65-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-so-specializaciej.html
  • tests.bystrickaya.ru/konstatiruyushij-eksperiment-otvechaet-na-voprosi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrol-tamozhennoj-stoimosti-chast-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/letnij-otdih-i-ozdorovlenie-detej-departament-po-delam-molodezhi-yaroslavskoj-oblasti-gosudarstvennoe-uchrezhdenie.html
  • crib.bystrickaya.ru/individualnij-uchebnij-plan-uchenika-n-shkoli-10-11-klassi-posobie-dlya-organizatora-profilnogo-obucheniya-tomsk-2011.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/monitoring-okruzhayushej-sredi-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hantington-s-stolknovenie-civilizacij-s-hantington-m-ast-2003.html
  • college.bystrickaya.ru/373-skaneri-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-i-prepodavatelej-avtor-sostavitel.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-ob-itogah-2010-11-uchebnogo-goda.html
  • credit.bystrickaya.ru/osi-absciss-davnost-sobitij-65-kniga-professora-i-m-fejgenberga-v-populyarnoj-forme-znakomit-chitatelya-s-razlichnimi.html
  • grade.bystrickaya.ru/muzika-dlya-detskogo-doma-issledovanie-obshestvennaya-podderzhka-nko-v-rossijskih-regionah-problemi-i-perspektivi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadanie-11-4-spisok-ispolnitelej-12-5-referat-annotaciya-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.