.RU

Диссертация на соискание учёной степени



КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи


ПАНЬКИН АРКАДИЙ БОРИСОВИЧ


ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОННОТАЦИИ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Научный консультант:

Заслуженный деятель науки РФ,

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук,

профессор ^ В.В. СЕРИКОВ



ЭЛИСТА 2002


ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Глава I.

Образование в системе культуры




1.1.

Культура как социально-исторический феномен и её

этнические компоненты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


19

1.2.

Функция образования в возрождении этнической культуры .

44




Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

58

^ Глава II.

Этнокультурная коннотация образовательной системы: сущность и концептуальные основы развития




2.1.

Национально-региональная образовательная система:

генезис, структура, культурообразующая функция . . . . . .


61

2.2.

Этнокультурная коннотация образования . . . . . . . . . . .

90

2.3.

Личностный подход как методологический принцип

проектирования этнокультурно коннотированной системы образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



106




Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

128

^ Глава III.

Методологические основы исследования функций языка в системе образования




3.1.

Интегрирующая функция языка в системе образования . . .

133

3.2.

Этнолингвокультурологический компонент содержания

образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


149

3.3.

Проблема билингвизма в контексте возрождения родного языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


169




Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

195

^ Глава IV.

Условия проектирования национально-региональной системы образования на основе концепции этнокультурной коннотации (на примере Республики Калмыкия)




4.1.

Проектирование системы этнокультурно коннотированного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


200

4.2.

Формирование и развитие этнокультурно коннотированных учреждений образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


249




Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

286













Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

291




Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

301




Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

329


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена процессами, проходящими в мировом масштабе, характеризующимися стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада, всплеском осознания миллионами людей своей принадлежности к определённому этносу – национального самосознания, этнической идентичности. Самоутверждение этнокультур становится силой, дающей возможность выдержать кризис самобытности, порождённый глобализацией. Ключевыми становятся понятия «самобытность», «различие», «основополагающие ценности» и «многообразие». Всё больше людей, прежде всего молодых, стремятся сохранить свою самобытность, уникальную культуру. Этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в XXI веке. В мире, где страны и народы становятся всё более зависимыми, более высокий уровень солидарности, уважение разнообразия культур являются наиболее верным путём к гармоничному и мирному развитию людей.

Опыт показывает, что каждый народ, ориентируясь на лучшие мировые образцы, пытается войти в мировое образовательно-культурное пространство, и при этом не просто сохранить исторически сложившиеся образовательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее. Исследования закономерностей развития межпоколенных стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры посредством этнокультурно ориентированных образовательных систем становятся актуальной социально-исторической проблемой, приобретают важное значение в формировании личности современного человека. От ориентации системы образования на этнокультуру как интегративный феномен зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей. Соединение универсальных идеалов с этнокультурными особенностями обеспечивает воспитание чувства принадлежности к своему народу, желание трудиться ради его процветания и счастья, педагогизацию образа мышления этноса, максимальное использование накопленного этнокультурного опыта, недопущение того, чтобы дети стали «чужими на своей Родине».

В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов называется принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Отказ организаторов образования от унитарной в пользу этнически и личностно ориентированных моделей способствовал возникновению многоуровневости, многопрофильности различных видов образовательных учреждений, расширению спектра разноуровневых образовательных программ, учёту этнорегиональных особенностей культуры, формированию национально-региональных систем образования. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.

Развивая идеи Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, современные исследователи исходят из того, что учёт этнорегиональной специфики является неотделимым компонентом современного образования (П.А. Апакаев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, А.Э. Измайлов, Е.Г. Осовский, М.И. Стельмахович, Я.И. Ханбиков и др.). Многие исследования касались в основном проблем частных методик и отдельных аспектов обучения и воспитания (М.Л. Палавандишвили, А.Г. Пашков, И.И. Казимирская и др.). Основные аспекты изучения и использования народного опыта в развитии детей отражены в работах Н.Ц. Биткеев, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, А.Э. Измайлова, О.Д. Мукаевой, А.П. Оконешниковой, Р.Д. Санжаевой, С.И. Фоминой и др. Особое место занимают исследования Е.П. Жиркова «Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе» (1993 г.), В.К. Шаповалова «Этнокультурная направленность российского образования» (1997 г.), В.А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998 г.), З.Б. Цаллаговой «Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа» (1998 г.), М.Г. Харитонова «Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы» (1999 г.), Г.Ф. Хасановой «Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования» (1999 г.), Т.Н. Петровой «Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации» (1999 г.), Л.А. Хараевой «Этносоциолингвокультурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия» (2000 г.) и др., появившиеся в последние годы. Сущность этнокультурной системы образования трактуется ими как процесс и результат социально-исторического развития этноса.

Целенаправленные исследования, кардинально и целостно рассматривающие закономерности процессов возрождения и развития этнокультурных систем образования в структуре возрождающихся этнокультур, практически отсутствуют. Возникла объективная необходимость и реальные предпосылки для такого рода исследований, продиктованные потребностями современных образовательных реалий. К предпосылкам нами также отнесены идеи личностно ориентированного образования, представленные в трудах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, В.И. Данильчука, В.С. Ильина, М.В. Кларина, В.В. Краевского, С.В. Кульневича, И.Я. Лернера, В.В. Серикова. Принципы культуросообразности и культуротворчества в образовании раскрываются Е.В. Бондаревской и А.Я. Данилюком и распространены ими на проблематику современного этнокультурного образования.

Методологическим ориентиром для нас выступали современные исследования о механизмах становления личности (Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философские и этнографические исследования и этнологические теории; современные теории этноса и этнического развития (С.А. Арутюнов, Л.Н. Гумилёв, Э.С. Маркарян, Н.Н. Чебоксаров, М. Мид); исследования по личностно ориентированному образованию (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.И. Данильчук, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская); системный подход к проектированию образовательных систем (В.В. Краевский, В.П. Беспалько, А.Н. Вырщиков, Г.Д. Кириллова, В.Н. Максимова, И.Я. Лернер); принцип сочетания этнокультурологического и общечеловеческого подходов в историческом аспекте (В.С. Библер, Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, К. Клакхон, А. Кребер, С.В. Лурье, В.М. Межуев); лингвокультурологические исследования (О.И. Бурукина, В.В. Воробьёв, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, А.С. Мамонтов, Э. Сепир, Б. Уорф); российский и международный опыт билингвизма (Е.М. Верещагин, Ю.Д. Дешериев, И.А. Зимняя, И.Ф. Протченко, Д. Фишмен, Л.В. Щерба); изучение личности и ориентация на её опыт, интересы, склонности, способности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис, А.М. Матюшкин, Л.И. Мнацакян, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская), принцип регионализации и разработки региональных образовательных программ (В.Н Аверкин, П.Р. Атутов, Ю.В. Васильев, А.М. Саранов, Н.К. Сергееев).

В работах Н.Г. Алексеева, М. Азимова, Н.В. Бордовской, В. Гаспарского, В.И. Гинецинского, Д. Дитриха, Дж. Джонса, Е.С. Заир-Бека, Б.Ф. Ломова, Н.Ф. Радионовой, В.Е. Радионова, Г. Саймон, А.П. Тряпицыной, Э.Г. Юдина, П. Хилла выделены основные элементы педагогического проектирования. Продукты педагогического проектирования имеют авторский характер, связаны с воображением, интуицией проектировщика и направлены на преобразование педагогической практики. Последнее относится и к использованию этнокультурного опыта в учебно-воспитательном процессе.

В начале XXI века образование России вышло на уровень становления этнокультурно коннотированных личностно ориентированных систем образования. Вводимое понятие «этнокультурная коннотация» (англ. connotation – добавочное значение, окраска, окрашенность, дополнительное содержание слова (14,203) раскрывает этнокультурную особенность современной образовательной системы как социальный феномен. Развитие образования предполагает развитие этнокультурно коннотированных учреждений образования, несущих обозначение отличительных этнокультурных свойств, включаемых в содержание и процесс обучения, различные аспекты этнической культуры. Образование рассматривается как важнейший структурный элемент процесса возрождения, сохранения и развития культуры этноса. Актуализация традиционных педагогических взглядов, достижений культуры этносов становится главным фактором формирования нравственно-этической и социальной базы личности.

Специальные исследования, кардинально и целостно рассматривающие закономерности процессов педагогического проектирования национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации, отсутствуют. Необходимость такого рода исследований диктуется потребностями современных образовательных реалий. Развитие национально-региональных систем образования России, процессы становления этнически ориентированных образовательных учреждений требуют своевременного теоретического осмысления их методологических основ, разработки целостного подхода к ним, вскрывают новые противоречия, которые не являлись предметом анализа в предыдущих работах. К таковым можно отнести противоречия между:

Это требует существенного переосмысления концептуальных основ развития современных педагогических систем. Особую значимость и ценность приобретает проективный метод, который предполагает возможность и необходимость моделирования и построения объектов.

^ Проблема исследования связана, таким образом, с определением специфики проектирования систем этнокультурно ориентированного образования и управления их развитием, с разработкой принципа этнокультурной коннотации содержания и форм образования и определением адекватных этому контексту особенностей деятельности учащихся и психолого-педагогических условий усвоения этнокультурного опыта, выявлением способов отражения в образовании национально-региональных особенностей.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации».

Объект исследования – национально-региональная система образования.

Предмет исследования – проектирование и управление развитием национально-региональных систем образования на основе принципа этнокультурной коннотации.

Цель исследования - разработка научных основ формирования этнокультурно коннотированных национально-региональных систем образования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью диссертационного исследования решались следующие задачи:

Гипотезой исследования принято предположение о том, что проектирование этнокультурной системы образования обеспечит реализацию принципа этнокультурной коннотации и личностно развивающей ориентации национально-региональной образовательной системы, если:

Теоретико-методологической базой исследования являлись: концепции современной социальной философии об этносоциальном аспекте в понимании сущности человека, об определяющей роли преобразующей человеческой деятельности в становлении личности, о соотношении этнического и общечеловеческого в этносоциокультурной жизни общества; философские и этнографические исследования и этнологические теории; современные теории этноса и этнического развития; структурно-типологические, сравнительно-исторические и семиотические методы изучения культуры; психолого-педагогические исследования проблем личностно ориентированного образования; принцип сочетания этнокультурологического и цивилизационного подходов в историческом аспекте; российский и международный опыт формирования этнически ориентированных систем образования; теории культурно-исторического развития человека, разработанные в школе Л.С. Выготского, основы регионологии. Важным методологическим основанием настоящего исследования являются теории личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков), создающие предпосылки для изучения этнокультурной коннотации образования.

Методы исследования. Методы аналитического исследования (анализ специальной литературы и диссертационных исследований по проблеме национальной системы образования, обобщение отечественного и зарубежного опыта становления систем образования национальных меньшинств, логико- исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепций); методы экспериментального исследования (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися, учителями и родителями); разработка и апробация концепций и программ развития образовательных систем, педагогическое проектирование, моделирование систем и мониторинг образовательного процесса, экспертные оценки, педагогический эксперимент, включающий анализ и синтез педагогического опыта, педагогическое наблюдение; методы изучения результатов исследования (квалиметрия, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы); анализ уроков, контрольных срезов в школах национальных регионов.

Базами исследования явились учреждения образования города Элисты и Республики Калмыкия, а также Калмыцкий государственный университет.

Исследование проводилось с 1988 по 2001 гг. и включало несколько этапов.

Первый этап (1988 - 1991 гг.) - рекогносцировочный. Изучение и обобщение опыта, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; теоретический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепций; изучение теоретических и практических подходов проектировочной деятельности; апробация отдельные элементы в практике работы директором школы.

Второй этап (1991 - 1995 гг.) - теоретический. Анализ специальной литературы и диссертационных исследований по проблеме исследования. Разработка и апробация «Программы развития национально-региональной системы образования города Элисты на 1991-95 гг.», «Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных школ Республики Калмыкия», «Концепции развития калмыцкой национально-региональной системы образования, возрождающей, сохраняющей и развивающей родной язык - основу национальной культуры и самосознания», «Программы развития системы образования г. Элисты («Столичное образование») на 1995-2000 гг.», программ развития различных учреждений образования Республики Калмыкия. Руководство экспериментальной проверкой программ в практике собственной работы заведующим Элистинским гороно, вице-мэром г. Элисты, заместителем директора по научной работе Калмыцкого республиканского центра развития образования. Определение исходных положений исследования, его целей, задач, гипотезы, методов.

Третий этап (1995 - 2000 гг.) - опытно-экспериментальный. В данный период в процессе педагогической деятельности в должности декана педагогического факультета Калмыцкого государственного университета диссертантом уточнялась и проверялась правильность рабочей гипотезы, разрабатывались, анализировались программы развития, проводилась работа по проектированию моделей учреждений образования с позиций педагогического управления процессом их развития; анализировались результаты эксперимента, разрабатывались научно-практические материалы, организовывалось издание научно-педагогического журнала по проблемам развития этнокультурных систем образования «Гегярлт». В 1997-1999 гг. диссертант в составе творческого коллектива принимал участие в исследовании по теме: «Региональное строительство и управление системой образования Республики Калмыкия» (Программа Минобразования РФ «Вузовская наука – регионам России»), в 2000 г. участвовал в реализации проекта «Калмыцкий университет как центр национально-региональной системы непрерывного образования» и др.

Четвёртый этап (2000 - 2001 гг.) - обобщающий. Разработка «Программы развития системы образования города Элисты на 2001-2005 гг.». Обобщение, оформление и внедрение в практику результатов исследований (подготовка пособий, научно-практических рекомендаций, подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров и совещаний, написание монографии и докторской диссертации).

Научная новизна исследования состоит в том, что обоснован принцип этнокультурной коннотации системы образования и разработаны научно-педагогические основы проектирования и формирования двуязычной этнокультурной школы, работающей в контексте личностно ориентированной образовательной парадигмы и ориентирующей личность на общечеловеческие ценности через этническую культуру. Объективные результаты исследования содержат решение проблемы формирования этнокультурно коннотированной системы образования. Обоснована модель национально-региональной системы образования, развивающейся как оригинальный субъект, в соответствии с закономерностями становления этнокультуры. На основе этнолингвокультурологического подхода установлена наиболее эффективная логика развития, определены сущностные характеристики и основные структурные компоненты современной этнокультурно коннотированной системы образования; раскрыта сущность этнокультурного опыта как компонента содержания образования, а также, ранее малоизученные аспекты национально-региональных систем образования, в частности личностный, этнокультурный, лингвистический. Обосновывается представление об этнокультурно коннотированной системе образования как подсистемы полилингвоэтнокультурного образовательного пространства. Показана сущность этнолингвокультурной детерминации современного образования, обоснован этнокультурологический подход, роль родного языка как носителя этнокультурной специфики, обосновано влияние менталитета как фактора этнокультурной детерминации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены основные принципы функционирования этнокультурно коннотированной системы образования, конкретизированы цель, задачи, формы и методы. Разработана эффективная технология поэтапного формирования различных её элементов. Выявлено влияние национально-региональных и социально-психологических факторов на формирование системы образования. Отражена детерминирующая роль системы образования в процессе формирования культуры этноса и сформулированы основные педагогические требования. Разработана, обоснована и экспериментально проверена модель этнокультурно коннотированной системы образования, развивающейся в русле личностно ориентированной образовательной парадигмы. Обосновывается представление о этнокультурной системе образования полиэтнической образовательной супердержавы.

Практическая значимость исследования: определены пути трансфера (англ. transfer – переносить, перемещать, переводить) элементов этнической культуры посредством специально организованной образовательной деятельности; выводы исследования могут быть основой для дальнейшего организационного развития национально-региональных систем образования, отвечающих этнокультурным запросам и интегрированных в единую систему общего и профессионального образования РФ; разработана технология управления процессами проектирования и развития этнокультурно коннотированных систем образования; подготовлены и изданы концепции, программы развития, монографии, учебники, учебные пособия и научно-методические рекомендации по рассматриваемой проблеме; предлагаемая диссертантом модель системы образования, основу которой составляет использование в образовательном процессе общечеловеческих и этнокультурных принципов нравственности, восполнит усиливающийся в современном полиэтническом социуме дефицит этнокультурного взаимодействия; материалы исследования использовались при разработке и чтении для студентов Калмыцкого университета спецкурса «Генезис и концепция развития этнокультурных систем образования», а также курсов лекций по дисциплинам «Философия и история образования», «Этнология», «Технология личностно ориентированного образования»; под руководством диссертанта сформированы этнокультурно коннотированные учреждения образования; результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по педагогичеким специальностям, при создании новых учебников, учебных пособий и программ; могут служить базой отбора, презентации этнопедагогического содержания среднего и профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивают: надежность методологических и теоретических оснований, разнообразие методов, длительность проведения исследования, репрезентативность опытно-экспериментальных данных, разносторонний анализ результатов опытно-экспериментальной работы, внедрение результатов исследования в практику.

Основные положения и ведущие идеи, выносимые на защиту.

  1. Диверсификация системы образования России на основе этнорегиональных образовательных традиций культуры обусловливает необходимость разработки концепций и программ развития этнокультурно коннотированных учреждений и систем образования, интегрированных в систему образования полиэтнической России, с учётом достижений этнической культуры, исторического опыта этноса и его современных социально-демографических характеристик.

  2. Современная этнокультурно коннотированная система образования детерминирована совокупностью социально-экономических, политических и культурных отношений общества; в её исследовании необходим этнокультурологический подход, идущий от этнического своеобразия культуры личности к общечеловеческому, гуманистическому идеалу нравственности, позволяющий в каждом субъекте видеть носителя определённой этнической культуры, сформированной в процессе развития личности в этнокультурной среде.

  3. Проект системы образования, построенной в соответствии с принципом этнокультурной коннотации, включает в себя: цели образовательного процесса, уровневое содержание этнокультурного опыта в системе предметов национально-региональной компетенции, соответствующее заявленным образовательным целям; педагогические технологии, формирующие сферу этнокультуры личности; модель управления учреждениями образования различных уровней, обеспечивающую движение культурной, педагогической и административной информации.

  4. Ценности этнической культуры, входящие в культурное наследие этноса, обеспечивают системность и целостность формирования личности, зависимость становления личности от глубины усвоения культурного опыта своего народа. Личность как носитель определённой этнической культуры формируется под её воздействием; системообразующим фактором формирования этнокультурной личности выступает гуманистически направленная учебная деятельность и деятельность учащихся моделирующая генезис и специфическое функционирование этнокультурного опыта. Этнокультурные традиции народа - это элементы его наследия, включающие нормы и правила поведения, философию и мировоззренческие установки, тип хозяйственной деятельности, передающиеся от поколения к поколению и обладающие ценным образовательным потенциалом. От ориентации системы образования на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей через этнокультуру.

  5. Вхождение ребёнка в сферу этнической культуры является фактором формирования нравственно-этической и социальной базы личности и должно начинаться с раннего детского возраста в этнокультурно коннотированных учреждениях образования, в связи, с чем необходима система этнопсихолого-педагогической подготовки и переподготовки педагогов.

  6. Этнокультурный компонент образования неразрывно связан с языком, предполагает сохранение языка и активную позицию личности учащегося, его стремление к обучению на родном языке; принципиально важно, чтобы школа обучала на родном языке и становилась активной действенной силой, обеспечивающей преемственность культуры; использование языков национальных меньшинств как средства обучения символично и есть своего рода общественное признание данного языка. Этнический компонент в образовании не ограничивается только изучением родного языка, ориентируется на развитие ребёнка как личности, восходящей от родной этнической культуры к мировой через общероссийскую в системе целостного, вертикального, непрерывного образования от ДОУ до ВУЗа. Изучение исторических этапов становления и развития национальной письменности оказывает филогенетическое влияние на развитие носителей культуры этноса. Элементы письменности лежит в основе процесса передачи предшествующими поколениями накопленного этнокультурного опыта, обеспечивающего индивиду в онтогенезе рефлексию своей этнической идентичности и принадлежности к культуре человечества. В процессе онтогенетического развития личности закономерно проявление элементов, закодированных в генотипе на различных этапах ее филогенетического развития и генетически связанных с этнокультурными традициями и особенностями, которые необходимо направить на целостное развитие личности ребенка, выводя эти глубинные процессы на современный уровень.

  7. Национально-региональная система образования выступает как своеобразная организационная структура, обеспечивающая включение этнокультурно коннотированных образовательных систем в поликультурное образовательное пространство федеративного государства, единый уровень качества и доступности образования, согласованную демократическую межнациональную политику в сфере образования.

^ Апробация результатов исследования. Промежуточные и итоговые результаты (1988-2001 гг.) исследования докладывались диссертантом на международных, российских и республиканских конференциях и семинарах: Москва (1994,1999,2001гг.), Санкт-Петербург (1996 г.), Улан-Удэ (1994,1997 гг.), Волгоград (1997 г.), Пятигорск (1998 г.), Оренбург (1998 г.), Майкоп (2001 г.), Ставрополь (2001 г.), Элиста (1990-2001 гг.). Апробация выводов исследования осуществлялась также путём публикации промежуточных материалов, внедрения идей в практику работы школ Республики Калмыкия. В процессе подготовки данного исследования автор разработал «Концепцию развития калмыцкой национально-региональной системы образования, возрождающей, сохраняющей и развивающей родной язык – основу национальной культуры и самосознания», «Базисный учебный план общеобразовательных школ Республики Калмыкия», «Программы развития системы образования г. Элисты» на 1991-95, 1995-2000, 2001-2005 годы, программы развития различных учреждений образования Республики Калмыкия, принял участие в выполнении региональной научной программы «Калмыкия», сформированной Министерством образования Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия, являясь ответственным исполнителем проекта «Региональное строительства и управление системой образования Республики Калмыкия».

Основное содержание исследования обсуждалось и получило одобрение на коллегии Министерства образования Республики Калмыкия, на Учёном совете Калмыцкого госуниверситета, на заседаниях кафедры педагогики и психологии Калмыцкого госуниверситета, на семинарах Института личностно ориентированного образования при Волгоградском государственном педагогическом университете.

^ Внедрение результатов исследования Результаты исследования получили одобрение на курсах учителей школ Республики Калмыкия. На их основе открыта калмыцкая национальная прогимназия эстетического профиля и национальная гуманитарная гимназия и др. В результате исследования подготовлена технология организационно-педагогической деятельности по развитию калмыцкой национально-региональной системы: обновление содержания дошкольного, школьного, профессионального и высшего образования РК, активизация научно-педагогических и методических разработок в соответствии с региональным базисным учебным планом для общеобразовательных школ РК.



decision-making-uchebnoe-posobie-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-specialnostyam.html
ded-avdej-na-doroge-mirov-kniga-1-stranica-4.html
ded-sin-vnuk-boreev-georgij-legendi-i-pritchi-rasskazi-o-joge.html
dedovshinu-obsuzhdayut-v-evrope-na-sessii-pase-ozvucheni-ocherednie-shokiruyushie-dannie.html
dedushka-bog-alina-lyudi-vzyatie-v-udel.html
dedyuhova-irina-povelitelnica-snov-stranica-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/utverzhdayu-gou-oglavlenie-obrazovatelnoj-programmi-poyasnitelnaya-zapiska-osnovnie-celi-korrekcionnogo-obucheniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-komiteta-stavropolskogo-kraya-po-gosudarstvennomu-zakazu-na-2010-2012-godi.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-stranica-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-ekonomika-zakonnoe-ubijstvo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/umozaklyucheniya-po-analogii-v-matematike-i-fizike-chast-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rebyata-vnov-zasmeyalis-podshuchivaya-nad-kostikom-anastasii-novih-sensej-iskonnij-shambali.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/she-sends-em-abroad-on-her-own-affairs-praktikum-po-stilistike-anglijskogo-yazika-dopusheno.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professor-a-i-osipov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-vostoka.html
  • control.bystrickaya.ru/dudochka-krisolova.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-geograficheskoe-opisanie-l-a-aslanov-kultura-i-vlast.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-v-rodah-i-loktyah-unravel-the-mysteries-of-the-ancient-world-piatkus.html
  • assessments.bystrickaya.ru/effektivnost-investicionnih-reshenij-v-strojindustrii-respubliki-kazahstan-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-po-otraslyam-i-sferam-deyatelnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-i-praktika-gruppovoj-psihoterapii-stranica-30.html
  • letter.bystrickaya.ru/myach-moj-vesyolij-zvonkij-myach-ti-kuda-pomchalsya-vskach-zheltij-krasnij-goluboj-ne-ugnatsya-za-toboj-detki-v-kletke.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-6-707-21-fevralya-2011-g-stranica-14.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-51-konkursi-granti-konferencii-dekabr-2009g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-protivovirusnij-immunitet.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primeri-resheniya-zadach-zadacha-1-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-mehanika-osnovi-mehaniki-sploshnih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-konkursa-4-informacionnaya-karta-konkursa-16-zayavka-na-uchastie-v-otkritom-konkurse-129-anketa-uchastnika-razmesheniya-zakaza-240.html
  • report.bystrickaya.ru/informaciya-o-provedenii-v-mou-licej-p-vasilkovo-zadachi-dlya-dostizheniya-dannoj-celi-organizovat-rabotu-uchitelej.html
  • assessments.bystrickaya.ru/belorusskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-provedeniyu-meropriyatij-posvyashennih-prazdnovaniyu-velikoj-pobedi-moskva-2010.html
  • shkola.bystrickaya.ru/struktura-konsolnogo-prilozheniya-lekciya-1-vvedenie-elementi-differencialnoj-geometrii-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/drakon-moskovskij-priznayus-chestno-i-srazu-ya-neskolko-pogreshil-protiv-istini-dav-etoj-glave-stol-zavlekatelnij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-nachertatelnaya-geometriya-inzhenernaya-grafika-dlya-specialnosti-260501-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-finansovoj-deyatelnosti-rgu-v-2005-g-dokl-kenda-e-m-nachalnik-ubu-i-fk-rgu.html
  • writing.bystrickaya.ru/legendi-i-bil-merva-nadezhda-ionina.html
  • institute.bystrickaya.ru/georgij-grachev-igor-melnik-stranica-12.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-tekstovogo-predstavleniya-programmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-versiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-2011-god.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yazikovie-matrici-fenomena-massovogo-soznaniya-lev-rubinshtejn-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-filologicheskih-fakultetov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-delovie-kulturi-mira-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-fonetika-i-grafika-uchebnij-plan-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-programma-formirovaniya-uud-u-obuchayushihsya-na-stupeni.html
  • bystrickaya.ru/zolotoj-kletke-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.