.RU

Диссертация на соискание учёной степени - страница 5


собой. Уточняющие индивидуальные и групповые беседы с этими детьми показали неоднозначность их позиции. Большая часть по существу отказавшихся отвечать на поставленный вопрос детей (72, 7%) на самом деле достаточно часто испытывают состояние психического дискомфорта: тревожатся о результатах своей учёбы и статуса в межличностных отношениях, мечтают о достижениях, которые были бы замечены родителями, учителем, товарищами. Причины своих нынешних неудач эти дети не связывают со своей личностью. Поэтому недовольство они высказывают, как правило, в адрес обезличенных внешних объектов: «мне не везёт», «когда я делаю что-то хорошее, никто этого не видит, а стоит ошибиться, все сразу начинают ругать», «я всегда доволен собой, если мне не портят настроение». Но остальные 27, 3% детей (из числа «довольных собой») по существу не приняли саму установку опроса на самоанализ: «У меня есть свои хорошие черты и недостатки, но говорить об этом нескромно, это – моя тайна», «Я считаю себя хорошей» (см. приложение 12 , таблица 5).

Анализ полученных мотивировок показал, что у второклассников недовольство собой возникает главным образом в момент получения плохих отметок (48, 3%) и, в не меньшей мере, в ситуациях общения с родителями, братьями, сёстрами и другими взрослыми в семье (35, 2%). Значительно и осознание собственной вины в ссорах, размолвках с одноклассниками, товарищами (25, 9%). Дисциплинарные нарушения, по поводу которых делает замечания учитель, огорчают лишь 18, 5% второклассников.

К третьему классу недовольство собой из-за плохих отметок отступает на третье место (21, 4%), а областью, которая особенно сильно порождает недовольство собой, уже становятся отношения в семье (44, 6%) и отношения с товарищами (26, 7%). Интересна динамика такой мотивировки, как «замечания учителя», возникающие в условиях школы. Когда учитель обращает внимание на недостаток ученика и при этом как-то оценивает его поступок, высказывает своё неудовлетворение, переживание недовольства собой возникает только у 14, 3% учащихся третьих классов.

Неудачи в спорте, художественной деятельности, в коллекционировании и домашнем труде достаточно стабильно и у второклассников, и у третьеклассников имеют низкую значимость (7, 4% и 10, 7% соответственно). Это объясняется доминантой учебной деятельности в жизни младших школьников. Но наряду с этим можно видеть ослабление мотивировок, зависящих от учителя, и возрастание роли мотивировок, возникающих в межличностных отношениях с товарищами и членами семьи.

Отметив в качестве мотивировки недовольства собой физический дискомфорт, мы отнесли к этой рубрике указания на нездоровье («недоволен собой, когда болит голова, и я плохо соображаю», «болит живот») и указание на чувство голода, испытывая которое и переживая дискомфорт, дети характеризуют своё состояние как недовольство, направленное на себя. Физический дискомфорт в большей степени испытывают менее адаптированные к школьной жизни второклассники (12 9%).

Рубрика «душевный дискомфорт» включала мотивировки, характеризующие внутренний личностный план: указания на недостатки своей памяти, внимания, мыслительных возможностей, воли, характера, проявление отдельных личностных качеств («я недоволен собой, когда надо учить стихи, а память у меня неважная», «я стеснительная: хочу что-то сказать, но боюсь, что другим это неинтересно»). Мотивировки этой группы во втором классе указывались реже всех остальных (5, 6%), а к третьему классу их значимость возросла (21, 4%) в связи с развитием такого проявления субъектности личности как рефлексивность.

Искажённые отношения между членами проблемных семей – отрицательное явление, приводящие к развитию нравственной неустойчивости детей, были подтверждены тестом «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана. Анализ структуры рисунка семьи и особенностей изображения отдельных членов семьи на рисунке свидетельствовал: о депрессивности ребёнка, его эмоциональной озабоченности, тревожности (10%); о конфликтных отношениях ребёнка с семьёй (10%); о неверии ребёнка в свои силы (8 % участников теста почти ничего не рисовали).

Полученные данные дают основание для некоторых педагогических обобщений. Большинство Младших школьников на первом этапе школьной жизни испытывают естественные трудности адаптационного периода, а дети с признаками нравственной неустойчивости дополнительно испытывают специфические затруднения, связанные с дисгармоничностью их развития. К типичным трудностям, которые надлежит рассматривать, как проявление адаптационных нарушений, относятся: неспособность освоиться с новой ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отрицательное отношение к учению; интеллектуальная пассивность; отставание в темпе деятельности; пониженная работоспособность и высокая утомляемость

Анализ анкет родителей младших школьников позволил оценить характер школьной адаптации у детей: 60,7% учащихся первых классов, 29,6% учащихся вторых, 25% учащихся третьих и 10,2% учащихся четвёртых классов ещё не адаптировались к школе. Им требовалась индивидуальная помощь или психолога, или логопеда, или врача. Беседы с родителями выявили, что у 29,4% учеников первых классов желание учиться в школе пропало к началу учебного года. Настораживает, что большинство из этих детей посещало подготовительные к школе классы («Школы радости», «Школы успеха»), в которых научились читать и писать, но радости не получили, а, напротив, приобрели различные комплексы и неприязнь к учёбе.

Содержание скрытых детских комплексов мы выявляли у третьеклассников при помощи ассоциативного эксперимента К. Юнга. Испытуемым прелагалось отвечать первым попавшим словом на ряд слов раздражителей. Некоторые из этих слов раздражителей, так называемые комплексные, затрагивающие ущемлённый аффект, вызывали замедленные реакции, ребёнок не сразу на них отвечал, иногда, наоборот, чрезмерно быстрые или ошибочные реакции. Так, на слово «трудно» 6 детей ответило - «читать», 10 – «решать задачи», 12 – «заниматься математикой», 4 - «работать», 2 – «заниматься музыкой», 6 – «тренироваться» и назвали вид спорта («плавание», «гимнастику» и др.). 10 детей, которым был неприятен и труден сам процесс обучения в школе, ответили - «учиться». У двух детей слово «трудно» вызвало ассоциацию - «легко». Таким образом, из 28 третьеклассников - «легко» жилось только двоим, а примерно половина (около 49%) младших школьников имели обиду на школу, родителей за то, что им трудно. Эти дети чаще других болели, жаловались учителям на головную боль, а родители отмечали у них расстройство сна, ухудшение аппетита, нервно–психические расстройства: шмыганье носом, стойкое покашливание, нервные тики, появление запоров (как выяснилось из родительских анкет, причина этого «боязнь посещения школьного туалета»).

Наше исследование младших школьников показало, что у большинства детей критический период развития (кризис 7-ми лет) протекает без особых проблем для них самих и взрослых, хотя в этом возрасте и возможна повышенная склонность некоторых младших школьников к определённым отрицательным влияниям. Однако нельзя однозначно утверждать, что их нравственная устойчивость неизбежно падает. По разделяемому нами мнению С.С. Степанова, это не случится, если: «Не допускать или, по крайней мере, не усугублять противоречий между растущими возможностями, стремлениями ребёнка и условиями его жизнедеятельности» (262, с. 84). Кризисный конфликт не возникнет, и личность плавно займёт новую нишу своего развития при условии, что семья и школа обеспечат смену микросреды формирования личности: изменят стиль общения, приёмы педагогических воздействий, предложат новые виды деятельности.

Если учителя и близкие люди будут ограничивать возросшую активность ребёнка, не предлагая ему новых видов деятельности, перегружать чрезмерными требованиями, не оказывая поддержки, то возникнет противоречие между возросшими возможностями и устаревшими условиями жизни ребёнка. Такое противоречие чаще всего разрешается путём болезненного конфликта, снижающего нравственную устойчивость младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды.

Путём индивидуального изучения семей младших школьников нами была установлена прямая связь между степенью нравственной устойчивости младших школьников и характером взаимоотношений родителей. По характеру взаимоотношений родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют. Мы проследили, каким образом характер взаимоотношений родителей влияет на нравственную устойчивость младших школьников к отрицательным влияниям микросреды. В семьях, где существует понимание между отцом и матерью, большинство детей проявляют признаки нравственной устойчивости и лишь 10 % склонны к неустойчивому поведению. Это подтверждают данные, полученные в результате применения диагностической программы (см. приложения 4 и 12, таблица 6). В семьях, где родители конфликтуют, 72% обследованных детей не проявляют признаков нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды.

Материалы нашего исследования свидетельствуют, что 40% семей живут совместно с дедушками и бабушками или другими родственниками, 8 % семей проживают в общежитиях, 49% детей не имеют отдельной комнаты для игр и занятий. Существует прямая связь между ухудшением жилищных условий и напряжённостью семейной атмосферы. Плохие условия для проживания, приводят к тому, что семейные ссоры, конфликты, интимные контакты взрослых проходят на глазах у малолетних детей. 62,5% детей из таких семей не успевают в учёбе и часто болеют.

При анкетировании родителей мы также выяснили, что семьи не менее двух третей дохода расходуют на приобретение продуктов питания, что является свидетельством бедности. Финансово-экономический дефицит привёл к сдвигу питания в сторону дешёвых продуктов (картофель, крупа, макароны). Белково-витаминный дефицит сказывается на здоровье детей. Это оказывает отрицательное влияние на успеваемость детей в школе и взаимоотношениях со сверстниками. Ещё более усложняется ситуация, если ребёнок растёт в неполной или многодетной семье. Из 200 обследованных семей 22,5% неполных и 1,5% многодетных.

Наиболее заметными отличиями современной семьи является то, что отец перестал быть экономическим главой семьи, запреты родителей менее контролируются и реализуются. Из опрошенных нами семей в 17,1% дети полностью освобождены от труда, а в 30% выполняют поручения случайного характера. Это ослабляет позицию родителей и отрицательно влияет на детей.

В результате исследования отчётливо выделилось пять типов семей:

1. Семьи, в которых старшие стремятся не столько «формировать» личность ребёнка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания и сочувствия.

2. Семьи, в которых целью родителей является подготовка ребёнка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям.

3. Семьи, в которых родители стремятся полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир детей, что может вести к острым конфликтам.

4. Семьи, где мать и отец рассматривают своих детей как воск или глину, из которых стремятся лепить личность.

5. Семьи, в которых дети безнадзорны.

На основе теоретического анализа проблемы, изучения опыта педагогов-практиков, суждений школьников и родителей нами разработана минимальная диагностическая программа определения степени относительной нравственной устойчивости младших школьников к отрицательным влияниям микросреды (см. приложение 4). В программу вошёл минимум нравственных качеств. Мы структурировали их, выделив группы в соответствии с основными социальными отношениями: отношение к природе (наблюдательность, заботливость, ответственно-бережное отношение); отношение к обществу (долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность); отношение к труду (прилежание в учении, трудолюбие); отношение к людям (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и справедливость); отношение к себе (адекватная самокритичность, чувство собственного достоинства, целеустремлённость).

Большинство качеств, внесённых в программу, совпадают с теми, которые были предложены другими исследователями (Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Ефременко, А.И. Кочетовым, Н.И. Монаховым, В.С. Ханчиным, М.И. Шиловой и др.). Это свидетельствует о том, что комплекс выделенных качеств отражает объективную реальность.

В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью младшего школьника общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выделить три степени относительной нравственной устойчивости к отрицательным влияниям: высокую, среднюю, низкую.

^ Низкая (первая) степень квалифицируется на основе следующих проявлений: неуверенность в своих силах; эмоциональная напряжённость и страх перед трудностями; неумение регулировать своё эмоциональное состояние; несформированность волевых качеств и привычек (очевидны недостатки организованности, трудолюбия и др.); незнание нравственных норм и неумение подвергать их анализу; неудовлетворённость своей жизнедеятельностью и окружением; неразвитые чувства долга и ответственности; неумение владеть приёмами саморегуляции и сопротивления отрицательным воздействиям; отклонения в поведении; неправильное представление о главных жизненных ценностях и образе жизни достойного человека; отсутствие гуманистических переживаний (чувства эмпатии) в ответ на чувства других людей.

^ Средняя (вторая) степень квалифицируется в том случае, если: недостаточно реализуется произвольное поведение, наблюдаются неуверенность в своих силах (чаще всего это относится к интеллектуальной сфере); недостаточность умения регулировать своё эмоциональное состояние; отсутствие эмоциональной напряжённости и страха перед трудностями; неумение подвергать анализу нравственные нормы; неудовлетворённость своей жизнедеятельностью и окружением; недостаточно развитые чувства долга и ответственности; недостаточное владение приёмами саморегуляции и сопротивления отрицательным воздействиям; не всегда правильное представление о главных жизненных ценностях и образе жизни достойного человека; неустойчивая эмпатия.

^ Высокая (третья) степень относительной нравственной устойчивости младших школьников к отрицательным влияниям микросреды отмечается, если ребёнок: уверен в своих силах; у него отсутствует эмоциональная напряжённость и страх перед трудностями; сформирован достаточный объём волевых привычек; умеет регулировать своё эмоциональное состояние; знает нравственные нормы и умеет подвергать их анализу; имеет хорошо развитые чувства долга и ответственности как основы правильного поведения в нестандартных ситуациях; умеет владеть приёмами саморегуляции и сопротивления отрицательным воздействиям; реализует произвольное поведение; проявляет гуманистические эмпатические переживания.

На основе полученных от вышеуказанных методик и диагностической программы (см. приложение 4) данных, мы установили, что на начало эксперимента для нравственной устойчивости к отрицательным влияниям учащихся экспериментальных и контрольных групп была характерна низкая (первая) степень проявления её показателей. На этом уровне соответственно находились 82,5 % учащихся экспериментальных и 80% учащихся контрольных групп.

Средняя (вторая) степень нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды отмечена у 15 % учащихся экспериментальных групп и у 17,5 % учащихся контрольных групп. Высокая (третья) степень проявилась 5 % учащихся экспериментальных групп и у 2,5 % учащихся контрольных. Сопоставив количество учащихся экспериментальных и контрольных групп, проявивших высокую, среднюю и низкую степень нравственной устойчивости, можно отметить, что различия между группами не являются существенными (см. рис. 2.) Реальный «стартовый» уровень нравственной устойчивости младших школьников к отрицательным влияниям без специальной воспитательной коррекции тяготеет к низкому.

Младшие школьники в зависимости от возраста, от условий жизни и от содержания отрицательного объекта, могут иметь различную степень относительной нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды. Так, по содержанию отрицательного объекта, устойчивость к отрицательным влияниям отмечается у большинства детей только по отношению к данной ситуации и по поводу простых, легко различимых отрицательных явлений, связанных с жизнью класса (70%); к таким простым отрицательным явлениям, которые многими учащимися ложно принимаются как положительные(23%). У меньшинства (7%) - к простым отрицательным явлениям, проявляющимся не только в рамках школы, но и за её пределами.

Нами установлено, что нравственная устойчивость к отрицательным влияниям микросреды, её степень и свойства зависят от результата взаимодействия внутренней среды личности с отрицательным фактором. Результат этого взаимодействия может быть: разрушительным, разрушительно-образовательным или созидательным.

По первому типу взаимодействия отрицательные факторы, проникшие во внутреннюю среду личности, создают благоприятные условия, «трещины», облегчающие доступ воздействию других отрицательных факторов. Происходит «коррозия» нравственной устойчивости личности под действием отрицательных влияний микросреды. Суть этого разрушительного процесса в том, что постепенно теряются положительные свойства личности и накапливаются отрицательные. Скорость процесса зависит от направления развития условий микросреды личности. При условиях, благоприятных для разрушения нравственной устойчивости личности, за непродолжительное время ребёнок может сильно измениться: добрый - стать злым и агрессивным, послушный – неуправляемым.

Однако при достаточно развитой нравственной устойчивости к отрицательным влияниям этот процесс может протекать как разрушительно – образовательный. Для этого в определённый момент условия микросреды младшего школьника должны стать менее негативными. Этому способствует специальная организация воспитательного процесса, в условиях которого у личности возникают новые потребности, и она становится не столь уязвимой к воздействию отрицательного фактора.

При разрушительно-образовательном результате взаимодействия внутренней среды личности с отрицательным фактором происходит частичное разрушение нравственной устойчивости и появление обновлённого качества, степень которого ниже или выше прежней. Это будет зависеть от того, какие качества личности (положительные или отрицательные) теряет, подвергшись отрицательному влиянию, а какие приобретаются в результате взаимодействия с ним.

Мы выделяем и третий результат взаимодействия внутренней среды личности с отрицательным фактором микросреды, который можно характеризовать как созидательный или «наращивание». Личность в результате воздействия на неё отрицательного фактора не только не теряет, а, напротив, приобретает положительные качества, тем самым, развивая и укрепляя свою нравственную устойчивость к отрицательным влияниям. Это происходит в тех случаях, когда ребёнок подготовлен к «встрече» отрицательного фактора, знаком с результатом его влияния на других людей, отрицательное явление противоречит его личностной установке, условия микросреды личности не благоприятствуют влиянию данного фактора. Социальные представления детей, определяющие содержательную сторону их жизненного опыта, создают в сознании ребёнка своеобразную модель социального отношения. На основе такой модели ребёнок, как субъект социализации, устанавливает избирательную связь с другими людьми в микросреде. О результате взаимодействия внутренней среды личности с отрицательными факторами микросреды можно судить, по переменам, которые происходят в поведении младшего школьника.

Мы убедились, что факторы микросреды могут вызвать нравственную неустойчивость младшего школьника при следующих обстоятельствах:

если дефекты семейного воспитания, просчёты, ошибки обучения и воспитания в детском саду и школе сочетаются между собой;

если влияние негативных внешних факторов имеет относительную длительность во времени или высокую степень воздействия;

если эти воздействия приходятся на сензитивный период развития ребёнка;

если негативным воздействиям на ребёнка не противопоставляются профилактические меры.

Поддержка взрослых, принятие младшего школьника таким, каков он есть, оказание помощи в преодолении трудностей, разумный совет, организация ценностно-ориентационной деятельности и досуга могут способствовать развитию нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды и стабилизировать её в критический период развития личности.

Поисковый этап позволил сформулировать гипотезу исследования, спроектировать технологию формирования нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды, определить отдельные педагогические условия коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с учётом их индивидуальных особенностей.

2. 2. ^ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ

УСТОЙЧИВОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

К ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ВЛИЯНИЯМ МИКРОСРЕДЫ


Технология формирования нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды представляет собой последовательную систему взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, учитывающую общие закономерности и специфические особенности социальной адаптации младшего школьника и побуждающую его к проявлению позиции субъекта развития нравственной устойчивости. Технология характеризуется следующими признаками: целенаправленностью; опорой на социальный опыт детей; следованием принципам ценностной ориентации, целостности и субъектности; этапностью; комплексным использованием форм и методов; личностно-ориентированной направленностью; органической связью содержания педагогической и методической подготовки учителей и родителей к руководству формированием этого качества.

Технологию непосредственного осуществления процесса формирования нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации ценностно-ориентационной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников к позиции субъекта своего развития, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации ценностно-ориентационной деятельности. Младшему школьнику для его сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые направляли бы его поведение. Ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания способствует выработке представления о «социально полезном», идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться, а чего следует избегать (134, с. 101).

Своеобразие ценностно-ориентационной деятельности состоит в том, что она направлена на установление отношений не между объектами, а между объектом и субъектом. В чистом виде ценностно-ориентационная деятельность не существует, но ни один вид деятельности не обходится без её элементов. Она не только присутствует объективно в каждом виде деятельности младших школьников, но и специально организуется. В процессе деятельности происходит становление ценностных ориентаций человека, в результате чего оцениваемые объективные ценности либо интериоризируются личностью, либо отвергаются ею. Результатом ценностно-ориентационной деятельности становится определённое отношение к окружающему миру.

Руководствуясь этим для выработки предпосылок нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды мы организовали личностно-ориентированный воспитательный процесс по формированию личности, которая знает об отрицательных явлениях и умеет отличать их от положительных; умеет быть нравственно устойчивой, живя в микросреде, где эти явления присутствуют; действует в целях улучшения своей микросреды. Фаза «знаю» обеспечивается тем, что раскрывается суть, содержание и влияние отрицательного явления на судьбу человека. Например: что есть алкоголь? убийство? распущенность? Чем они опасны для человека? Фаза «умею» реализуется путём поиска оптимальных реакций на такого рода явления и выстраивания поведения в случаях столкновения с негативным.? Фаза «действую» совершается, если вновь вернуться к альтернативе негативного. Например: что тебе даёт честность? Когда так много лжи вокруг, что помогает тебе не скатываться ко лжи?

Таким образом, формирование отрицательного отношения к негативным явлениям проистекает из утверждения позитивного. Формирование нравственной устойчивости детей к негативному в микросреде мы начинали не с отрицания квазиценности, а с утверждения истинной ценности: отношения к своему «Я», к разуму, красоте, людям. Для этого, прежде всего, потребовалась корректировка семейного воспитания.

Корректировка дефектов семейного воспитания была начата с выявления негативных факторов семейной микросреды с целью устранения или ослабления их действия на детей и формирования их нравственной устойчивости к отрицательным влияниям. Мы использовали метод «семейной терапии». В основе этого метода лежит предположение о том, что причины нравственной неустойчивости личности к отрицательным влияниям микросреды связаны с функционированием семьи как целостной структуры.

«Семейная терапия», организованная школой, охватывала четыре направления:

1. Создание в родительском комитете школы комиссии по защите прав ребёнка. Шефство родительского комитета над неблагополучными семьями.

2. Включение родителей и детей в работу школьного коллектива путём совместной организации праздников, соревнований, походов и др. Привлечение родителей к ведению кружков, проведению классных часов, экскурсий.

3. Педагогическая пропаганда правильных ценностных ориентаций и здорового образа жизни путём личных и коллективных бесед с родителями и детьми, ознакомления родителей с педагогической литературой по воспитанию и обучению ребёнка, демонстрации опыта воспитания детей в благополучных семьях.

4. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями с целью улучшения микроклимата в них путём привлечения родителей к работе школьного коллектива, контроля родительского комитета за методами воспитания детей и повышением ответственности родителей за нарушение прав ребёнка (85, с. 198-203).

Для привлечения семьи к педагогическому участию в эксперименте перед родителями была поставлена задача повышения нравственной устойчивости детей к отрицательным влияниям микросреды путём организации конкретной полезной деятельности детей в школе и дома, создания доброжелательных отношений в семье, демонстрации личного примера активности и ответственности, выработки волевых привычек у младших школьников. Между родителями, согласно их пожеланиям и возможностям, были распределены общественные поручения по организации конкретных дел и ведению кружков в школе. Большую роль в просвещении родителей играл лекторий по пропаганде педагогических знаний. Лекции и беседы, на которых рассматривались этические вопросы, способствовали осмыслению правовых норм, требований и правил морали, помогали родителям лучше понять жизнь коллектива, в котором обучаются их дети. Получая информацию по вопросам воспитания, родители одновременно устанавливали более тесные контакты между собой и учителями гимназии.

Проблемы воспитания, требующие освещения специалистами, разрешались на вечерах вопросов и ответов. В вечерах принимали участие психологи, педагоги, врачи (в том числе из родителей учащихся), родители, имеющие положительный опыт воспитания детей. К каждому вечеру готовились выставки литературы по педагогике и психологии с краткими аннотациями наиболее интересных книг и статей. В результате такой работы у родителей возникала потребность в педагогическом самообразовании, повысился интерес к дискуссионным вопросам воспитания.

Общение с родителями показало, что большинство из них не умеет применять знания в конкретных ситуациях, понимать истинные причины поступков своих детей, а, следовательно, и принимать правильные решения. В связи с этим мы практиковали групповую и индивидуальную работу с родителями в форме педагогических консилиумов, на которых решались конкретные вопросы воспитания. Их целью не являлось осуждение поведения родителей и детей с признаками нравственной неустойчивости. Родители постигали технологию воспитания нравственной устойчивости, учились не только проникать в суть того или иного поступка, но и предупреждать его в ходе анализа конкретных ситуаций. На консилиумах обсуждались различные ситуации из жизни класса, влияние внутрисемейных отношений на нравственную устойчивость детей к отрицательным влияниям микросреды, проблемы педагогического такта и авторитета родителей, возрастные особенности младших школьников, отклонения в их поведении. Родители овладевали искусством проникновения в нравственный мир своих детей, осваивали приёмы семейного воспитания, получали советы по улучшению микроклимата семьи и рекомендации специалистов по формированию нравственной устойчивости детей к отрицательным влияниям.

Формируя нравственную устойчивость младших школьников, мы акцентировали внимание родителей на необходимости постепенно развивать самостоятельность и личную ответственность детей, предупреждать излишнюю опеку, не регламентировать действия и поведение детей. Взаимодействие школьников, родителей и учителей в воспитательном процессе способствовало изменению взаимоотношений в классах и семьях, что позволило заметно скорректировать микросреду детей и, в конечном итоге, повысить степень нравственной устойчивости младших школьников к отрицательным влияниям. Мы апробировали на практике некоторые способы и пути взаимодействия учителя и семьи по предупреждению отрицательных влияний микросреды на личность младших школьников. Наиболее эффективными способами для младших школьников, на наш взгляд, являются: ориентировочно-репродуктивный, информационно-репродуктивный, демонстрационно-аналитический, поисково-ориентировочный (см. приложение 12, таблицу 7).

Предложенная нами технология формирования нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды охватывает три направления:

1. Выявление факторов, вызвавших у ребёнка отклонения в поведении, а также тех, которые способствуют сохранению такого поведения.

2. Устранение или ослабление влияния негативных факторов путём педагогических воздействий на младшего школьника и создания в воспитательном пространстве «среды второго уровня».

3. Выработка предпосылок формирования нравственной устойчивости личности к отрицательным влияниям микросреды, прежде всего адекватной самооценки, правильного отношения к ценностям и нормам общества, формирование нравственно-волевых качеств личности.

Негативные факторы развития младшего школьника, причины их влияния были выявлены путём анализа условий семейного воспитания, отклонений в поведении, деятельности и общении личности. Результаты этой работы описаны в предыдущем параграфе.

Устранение и ослабление действия негативных факторов на личность младшего школьника для формирования нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды нами осуществлялись пассивными и активными методами.

Пассивная методика позволила искусственно (без внутренних усилий ребёнка) вызвать защитную реакцию личности на отрицательное воздействие. Методика осуществлялась путём вооружения младшего школьника правилами поведения и приёмами противостояния отрицательным явлениям микросреды в процессе индивидуальных и коллективных бесед, разъяснений пагубности действия отрицательного явления на личность и демонстрации примеров их негативного влияния на других людей.

Следует отметить, что пассивно выработанная нравственная устойчивость к отрицательным влияниям, хотя и представляет собой немедленную защиту от конкретного зла, однако сохраняется непродолжительное время. Она не даёт уверенности в том, что личность будет руководствоваться указанными правилами и приёмами в своём последующем поведении.

Методика активной выработки нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды основывается на преднамеренном введении в его среду определённого негативного фактора. Трудно выбрать момент, в который дети могут осознать зло в мире и не пасть духом. Этот момент столкновения с отрицательными явлениями мира должен прийти позже для робкого ребёнка и для ребёнка с ярким воображением, чем для тех, кто уже приобрёл моральное здоровье и смелость. Страшного и ужасного дети не должны знать до индивидуально варьируемого возраста. Не следует намеренно привлекать внимание ребёнка к чему-то жестокому, пока он не познакомится с правдивыми рассказами об этом. Б. Рассел отмечал: « Когда маленький человек впервые знакомится с жестокостью как с реалией невыдуманного мира, самое главное – чтобы он влез в шкуру жертвы, а не мучителя, не палача, не тирана» (234, с. 120). Вводя постепенно ребёнка в постижение зла отрицательного явления окружающего мира, необходимо показывать ему свои чувства и стараться заразить ощущением того, что со злом можно бороться, что оно от невежества, от неумения владеть собой, от дурного воспитания. Личность всегда реагирует на воздействие отрицательного или положительного фактора образованием клеток памяти, что при повторном контакте, например, с отрицательным антигеном приводит к быстрой защитной реакции. Наше исследование подтвердило, что при повторном контакте младшего школьника с отрицательным явлением, его ответная реакция более быстрая и продолжительная (не сомневаясь, отвергает сомнительные предложения совершить определённый поступок, аргументируя, почему он не хочет этого делать).

В качестве приёма активной выработки нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды нами применялось внушение личности определённого стиля поведения. Ценность внушения том, что оно избегает прямого принуждения, не травмирует психику детей младшего школьного возраста. С помощью внушения корректируется отклоняющееся поведение, формируется личность такой, какой она должна быть в обществе, пока она ещё недостаточно понимает и контролирует себя.

В некоторых случаях для активного развития нравственной устойчивости личности к отрицательным влияниям микросреды мы использовали способ, рекомендуемый немецким профессором А. Штромайером (303, с. 67). Этот способ занимает промежуточное положение между гипнозом и естественным внушением. На индивидуальных занятиях с младшими школьниками мы только делали вид, что гипнотизировали: предлагали детям расслабиться, закрыть глаза, успокаивали их, клали руку на лоб и говорили с ними серьёзно, внушительно, медленно. Таким образом, ослабляли представления, окрашенные страхом, и восстанавливали процессы торможения.

На наш взгляд, метод настоящего гипнотизирования может быть применён к младшим школьникам только специалистами в области гипноза и в качестве вспомогательного, а не основного средства формирования нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды в исключительных случаях, когда доводы, увещевания и физические преграды не могут защитить ребёнка от негативного фактора.

Продуктивнее осуществлять педагогическое воздействие на младших школьников с целью устранения или ослабления действия на них негативных факторов путём метода убеждения. Убеждение применялось к родителям, которые были уверены в правильности избранных способов воспитания, а на самом деле оказывали негативное влияние на своих детей. В беседах с родителями мы пытались внедрить им противоположную уверенность и направить семью на путь оздоровления.

Для формирования нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды у младших школьников мы использовали специфические и неспецифические методы. Специфическими методами осуществляли коррекционное воздействие непосредственно на недостатки в поведении ребёнка. С помощью неспецифических методов коррекционное воздействие направлялось косвенно

debiet-gm-gusejnov-vv-ermilova-dyu-ermilova-kompoziciya-kostyuma-moskva-2003-g-158-159-164-bet-25-zhszh-mazmni.html
debiet-sabainda-oushilardi-funkcionaldi-sauattiliin-damitu-n-nazarbaev-leumettk-ekonomikali-zhairtu-azastan-damuini-basti-baiti.html
debiett-teredetp-oitudi-zekt-mseleler.html
debitorli-zhne-kreditorli-arizdar-esebn-jimdastirudi-teoriyali-negzder.html
debt-service-schedule--otchetnij-period-v-buhgalterii-opredelennij-period-v-deyatelnosti-predpriyatiya-po-itogam.html
decentralizaciya-gibkost-i-realnie-polnomochiya-uchebno-metodicheskoe-posobie-2006.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-2-ponyatijnij-apparat-i-problematika-gendernih-issledovanij-v-kontekste-izucheniya-i-razvitiya-deyatelnosti-upch.html
  • desk.bystrickaya.ru/podvedenie-vlozhennih-itogov-chtobi-vlozhit-ili-vstavit-itog-dlya-grupp-nahodyashihsya-vnutri-uzhe-sushestvuyushih-grupp-sleduet.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-sovershenstvovanie-pofessionalnogo-urovnya-podgotovki-sotrudnikov-gospitalya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/48-zoni-specialnogo-naznacheniya-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-selskoe-poselenie-pervomajskij.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pyataya-moe-znamya-istina-biografiya-shopengauera-poslednyaya-rabota-kotoruyu-nachal-pisat-dlya-zhzl-arsenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/hamid-ad-din-al-kirmani-uspokoenie-razuma.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otchyot-po-uchebnoj-geodezicheskoj-praktike.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-ekologii-problemi-ochistki-stochnih-vod-i-utilizacii-osadkov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-shkrm-atindai-semej-memlekettk-univrsitet.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-9arbitrazhnie-rashodi-i-shtrafi-zadachi-i-funkcii-arbitrazhnih-sudov-8-tema-2-8-ponyatie-arbitrazhnogo-processa.html
  • literatura.bystrickaya.ru/smi-v-politicheskoj-sisteme-obshestva.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-yu-lermontov-6-chas-15-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-dlya-obrazovatelnih.html
  • report.bystrickaya.ru/horuzhenko-k-m-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-testi-ucheb-posobie-dlya-studentov-vissh-i-sredn-ucheb-zavedenij.html
  • school.bystrickaya.ru/hiranyakashipu-zamislil-stat-bessmertnim-kniga-sedmaya.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-masterskaya-psihologicheskaya-masterskaya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-predstavlenie-po-teme-pismo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/titov-g-a-gogmachadze-g-d-voloshenko-v-s-sinigovec-m-e-ezrohin-l-m.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-magersfontejn-artur-konan-dojl.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnik-buhgaltera-po-rashodam-sosnauskene-o-i-klokova-a-v-tihonova-e-p-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-11-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tematika-vstupitelnih-ispitanij-literatura-fizika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teun-marez-oh-uzh-eto-schaste-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-i-oformleniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-specialnosti-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kniga-psihotronnaya-golgofa-yavlyaetsya-sokrashennim-variantom-moej-osnovnoj-nigde-ne-opublikovannoj-knigi-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-omsk-izdatelstvo-sibadi-2007-stranica-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakoni-tozhdestvabulevoj-algebri-logiki-1.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-stat.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-2-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-integrirovannie-sistemi-v-finansovo-ekonomicheskih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/414-planirovanie-sevooborotov-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-dlya-studentov-ekonomicheskih.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomika-svyazi.html
  • composition.bystrickaya.ru/perspektivi-i-sostoyanie-razrabotok-raspredelitelnih-transformatorov-massovih-serij-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posvyashenie-v-studenti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-ulyanovsk.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mirovoj-kreditnij-rinok-i-ego-rol-v-globalizacii-mirovoj-ekonomiki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-vipolneniya-zadaniya-medicinskaya-informatika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.