.RU

Динамика потерь производства ВВП России от безработицы2 - Трансформация регионального рынка труда в условиях экономического кризиса


^ Динамика потерь производства ВВП России от безработицы2
Годы
^ ВВП в ценах 1990, млрд. руб.

Численность занятых, млн. чел.

Среднегодовая выработка на одного занятого, тыс. руб.

Численность безработных (за исключением естественного уровня безработицы), млн. чел.

^ Потери ВВП
от безработицы

По формуле Оукена (коэффициент – 2,7%)

По формуле И. Гуськовой
с учетом выработки на 1 работника

млрд. руб.

в %

млрд.
руб.

в %

1992

523,3

72,0

7,3

1,7

30,0

5,7

12,4

2,4

1993

477,7

70,8

6,7

1,6

25,9

5,4

10,8

2,3

1994

417,7

68,4

6,1

1,8

27,0

6,5

11,0

2,6

1995

400,0

66,4

6,0

2,2

31,0

7,8

13,3

3,3

1996

386,4

65,9

5,9

2,2

30,4

7,9

12,9

3,3

1997

389,8

64,7

6,0

3,3

46,6

12,0

19,9

5,1

1998

370,7

63,8

5,8

3,6

49,5

13,4

20,9

5,6

1999

390,8

63,9

6,1

4,2

57,0

14,6

25,7

6,6

2000

423,2

64,3

6,6

3,3

48,6

11,5

21,7

5,1

2001

444,3

64,3

6,9

3,2

48,8

11,0

22,1

5,0

2002

469,2

67,0

7,0

3,3

53,0

11,3

23,1

4,9

2003

515,8

67,1

7,7

3,2

53,1

10,3

24,6

4,8

2004

580,1

67,1

8,6

3,1

60,1

10,5

26,8

4,6

2005

768,6

68,9

11,2

2,9

76,9

10,0

32,3

4,2

2006

839,3

68,8

12,2

3,1

88,1

10,5

37,8

4,5

2007

907,2

68,0

13,3

2,1

63,5

7,0

27,5

3,0

2008

1007,6

70,9

14,2

2,8

108,8

10,8

39,8

3,9


Как видно, потери по расчету диссертанта И. Гуськовой почти в 2,5 раза меньше, чем по формуле А. Оукена. Далее диссертантом произведены расчеты потерь бюджета, вызванные безработицей, а также потери в доходах самих безработных. Поэтому более применимы для стран с развивающейся экономикой, какой является Россия.

Вместе с тем, необходимо оценить потери от безработицы, объясняемые недополучением налоговых отчислений (ЕСН) в бюджетах всех уровней и снижением поступлений налогов от физических лиц (НДФЛ). Безработица увеличивает расходы государства по мере ее роста. Таким образом, целесообразным является расчет потерь от безработицы по следующим показателям: расходы на выплату пособий по безработице; потери от недоплаты подоходного налога (НДФЛ); потери от недоплаты единого социального налога. Диссертантом преложена формула расчета экономических потерь от безработицы в налоговой сфере:

ЭПБ = ПБ +ПН + ПС, (3)

где ЭПБ – экономические потери от безработицы, млн. руб.; ПБ – пособия по безработице, млн. руб.; ПН – потери от неуплаты НДФЛ; ПС – потери от неуплаты единого социального налога, млн. руб. по данной форме рассчитаны потери от безработицы консолидированного бюджета РФ (табл. 7).

Видно, что в год кризиса 2008 г. они составили 333,5 млрд. руб. К сожалению, эти огромные потери в официальной печати не рассматриваются.

Таблица 7

^ Потери бюджета РФ, вызванные безработицей, млн. руб.

^ Наименование показателя

1995

1998

2000

2005

2006

2007

2008

1. Пособия по безработице

3 618

5 136

9105

79754

85097

71862

83006

2. Фонд заработной платы

23 422

85161

141 631

373 674

502 727

542 589

639 038

3. НДФЛ

3045

11071

18 412

48 578

65 355

70 537

83 075

4. Социальные отчисления

8338

30317

50 421

97 903

131 715

142 158

167428

5. Общая сумма потерь (1+3+4)

15 001

46524

77 937

226 234

282 166

284 557

333 509

^ Результат 5. Анализ и прогноз влияния системы высшего образования на развитие трудовых ресурсов в современной России и в Нижегородской области

Система образования является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России.
С 1995 г. в российском образовании успешно развивается негосударственный сектор. С учетом этого на начало 2009 года наше образование характеризуется следующими показателями:

Недостаток финансирования развития материально-технической и научной базы привел к отставанию от уровня экономически развитых стран.

Значительные изменения в последние 19 лет произошли в сфере высшего экономического образования России. В диссертации для анализа взяты группы специальностей, принятые в статистической отчетности России.

Установлено, что соотношение студентов гуманитарно-экономического профиля (32%) и естественнонаучного и технического профиля (49%), сложившееся в 1990 г., изменилось существенно. За последние 19 лет «компас высшего образования» повернулся совсем в другую сторону – в сферу экономики, управления и гуманитарного профиля (54%), а в сфере технических и естественнонаучных дисциплин обучалось всего 38% от общего числа студентов.

В диссертации проведено исследование рынка труда экономико-статистическими методами за период с 1990 по 2008 гг. В табл. 8 представлены основные показатели человеческих ресурсов России. Анализ данных таблицы позволяет выявить следующие тенденции:

Таблица 8

^ Основные показатели трудовых ресурсов3

Показатели

1990

1995

1998

2000

2005

2008

2009

Объем ВВП на душу населения, руб./ чел.

4300

9678

18355

50453

150625

293527

275293

Объем ВВП на 1 работника, занятого в экономике, руб./ чел.

7970

21514

42396

113618

313711

608700

562882

Среднедушевые доходы населения, в ценах 1991 г., руб.

263

270

241

235

497

644

657

Среднемесячная начисленная заработная плата 1-го работника, руб.

303

472

1052

2223

8556

17290

18795

Оплата труда наемных работников в процентах к ВВП, %

49,0

45,4

49,6

40,2

43,8

47,1

51,8

Удельный вес занятых в экономике, имеющих высшее профессиональное образование, %

16,1

18,8

20,7

21,6

24,7

27,9

29,0

Удельный вес занятых в экономике, имеющих среднее профессиональное образование, %

31,6

33,3

33,4

28,7

25,4

26,5

27,5

Численность студентов вузов на 10 000 населения, чел.

190

189

247

324

495

529

523

Общая численность учащихся, млн. чел.

27,3

28,5

29,8

29,3

26,8

24,7

24,3

Площадь жилищ, приходящихся в среднем на одного жителя, м2

16,4

18,0

18,8

19,2

20,9

22,0

22,5


Объем ВВП на душу населения в текущих ценах имеет устойчивую тенденцию роста: с 4,3 тыс. рублей в 1990 г. до 293,5 тыс. рублей в 2008, а затем снизилась до 275,3 тыс. руб. в 2009 г. или на 6,2 % но при этом не нужно забывать и об инфляционном эффекте.

Объем ВВП на 1 занятого также рос вплоть до 2008 года, а в 2009 году сократился на 45,8 тыс. руб. или на 7,5 %.

Заслуживает внимания рост среднедушевых денежных доходов населения. В базовом 1990 голу они составили 466 рублей, затем снизились до в ценах 1991 г. снизились с 26 руб. до 235 руб. в 2000 г., а потом выросли к 2009 г. до 657 руб., превысив в 2,5 раза дореформенный уровень. Данная тенденция является, на наш взгляд, положительной.

Следует отметить, что оплата труда наемных работников в процентах к ВВП снизилась с 49 % в 1990 г. до 40,2 % в 2000 году, а в 2008 г. составила 47,1 %, в 2009 г. – 51,8 %.

Удивительно, что именно в годы кризиса наемные работники обходятся для своих работодателей дороже, доля оплаты труда в структуре ВВП возрастает в 1998
до 49,6 %, в 2009 г. – до 51,8 %. Данный факт свидетельствует о том, что, несмотря на падение объемов производства, работодатели не сокращают сразу же своих работников, придерживая их на местах, надеясь на улучшение ситуации, боясь потерять высококвалифицированных, из-за высоких издержек при увольнении.

Интересной тенденцией является рост удельного веса занятых в экономике, имеющих высшее образование, с 16,1 до 29,0 % в 2009 г., а также рост численности студентов вузов со 190 чел. до 523 чел. на 10000 населения (рост в 2,8 раза). Взгляды на данный факт могут быть неравнозначными. С одной стороны, можно говорить об улучшении качества рабочей силы, с другой стороны, наличие высшего образования в настоящий момент времени является для работодателя квалификационным минимумом для принятия на работу.

Проведенный экономико-статистический анализ свидетельствует о необходимости разработки четкой государственной программы подготовки специалистов на основе экономического спроса и предложений на рынке труда России. Государственный заказ на подготовку кадров должен предусматривать обучение специалистов дефицитных специальностей и рабочих высокой квалификации из числа молодежи.

Нами проведен совместный прогноз развития рынка труда и системы высшего образования России на основе следующих предложений:



Рис. 6. Реалистичный прогноз занятых в экономике по специальности «Экономика и управление» в России

В соответствии с предпосылками реалистичного сценария методами статистического анализа, экстраполяции и прогнозирования данных за 1990 –2008 гг. построен прогноз численности работников по группе специальностей «Экономика и управление» в России (рис. 6).

Будет развиваться в том случае, если экономический кризис закончится в 2010 году и после депрессии наступит экономический рост с годовым темпом около 7% ВВП. В соответствии с предпосылками реалистичного сценария методами статистического анализа, прогнозирования и экстраполяции построен прогноз численности работников по группе специальностей «Экономика и управление» в России (рис. 5.3). По нашим прогнозам, численность специалистов данной группы составит в 2010г. 4460 тыс. чел., в 2015 г.  4844 тыс. чел., а в 2020 г.  около 5228 тыс. чел. Незначительные отклонения от этой величины (± 100 тыс. чел. в год) можно объяснить сокращением численности экономически активного населения и роста спроса на специалистов экономико-управленческого профиля в разных отраслях экономики.

Общая численность выпускников вузов по группе специальностей «Экономика и управление» (накопительная по годам) будет расти в параболической зависимости с 461 тыс. чел. в 2000 г с максимумом 6000 тыс. чел. в 2012 году. Затем будет происходить резкое сокращение численности выпускников до 4844 тыс. чел. в 2015 г. и далее до 4000 тыс. чел. к 2020 году. Это обусловлено следующими обстоятельствами: полное насыщение рынка труда по данной категории специалистов; отсутствие возможностей трудоустройства и необходимость смены профессии; снижение имиджа профессии экономиста и менеджера в российском обществе среди работодателей, родителей, абитуриентов; рост бюджетных мест и спроса на инженерно-технические специальности. Таким образом, методика прогноза рынков труда и рынка высшего экономического образования на период до 2020 г. позволяет определить потребности рынка труда по группе специальностей «Экономика и управление», спрогнозировать численность выпускников по данной группе специальностей, объективно регулировать прием и выпуски студентов посредством государственного заказа со стороны Минобрнауки России и предложения со стороны экономических вузов России.

^ Результат 6. Методика планирования потребности в высококвалифицированных кадрах и оценка эффективности инвестиций в регионе.

Одной из актуальных проблем инновационной экономики является современная подготовка высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям научно-технического прогресса, современному автоматизированному оборудованию и новым технологиям производства. Статистические данные Росстата показывают на первый взгляд благополучное положение. Так, с 1997 по 2008 гг. численность квалифицированных рабочих выросла с 21,1 млн. чел. до 22,2 млн. чел. и составляет 31,4% от численности занятых в экономике, а численность неквалифицированных рабочих сократилась за этот период с 9,0 млн. чел. до 7,9 млн. чел. или 11,1% от численности занятых в экономике России.4

Однако, по экспертным оценкам руководителей предприятий и крупных ученых в области экономики труда доля высококвалифицированных рабочих, имеющих 6, 7 и 8 разряды по ЕТКС, в настоящее время составляет не более 5-10% от общей численности трудовых ресурсов. Таким образом, численность высококвалифицированных рабочих России составляет всего от 1,1 до 2,2 млн. чел. Крайний дефицит высококвалифицированных рабочих и мастеров из хронической проблемы переходной экономики России превратился в «барьер» выхода из кризиса и перехода к инновационной экономике развивающейся страны.

Традиционные методики расчета потребности в кадрах по факторам приоизводства и математические модели спроса и предложения К.Р. Макконела, С.Р. Брю, М. Фридмана не позволяют определить потребность в высококвалифицированных кадрах по отраслям экономики. Поэтому в диссертации была теоретически поставлена и практически решена задача планирования потребности в кадрах для отрасли промышленности на примере Нижегородской области. Концептуальные основы расчета потребности в кадрах приведены в автореферате, а методика подробно рассмотрена в главе 6 диссертации.

(4)

где - потребность в квалифицированных кадрах на плановый год, чел; - общая численность рабочих отрасли промышленности в плановом году, чел. Кти – удельный вес на технологические инновации в объеме отгруженной продукции, доли; Крк – удельный вес потребности в новых рабочих кадрах от общей численности рабочих, доли

Потребность в рабочих инновационных профессий, имеющих 6, 7 и 8 разряды по ЕТКС, рассчитана как произведение таких показателей, как общая потребность в новых рабочих кадрах (строка 7) и удельного веса потребности в рабочих кадрах инновационных профессий от общей численности рабочих по годам (строка 8).

Потребность в мастерах может быть определена путем деления потребности в новых мастерах на нормативную численность бригады рабочих. Нормативы выведены по результатам экспертного опроса 42 руководителей предприятий и организаций приборостроения. Потребность в высококвалифицированных мастерах рассчитана делением на нормативную численность высококвалифицированных рабочих. За основы принять средние значения численности бригад инновационных предприятий Нижегородской области. Расчет потребности в мастерах выполнен по формуле:

(5)

где Чм – потребная численность руководителей нижнего звена (мастеров), чел; Нр – нормативная численность рабочих в расчете на 1 мастера, чел. Нр = 30 чел. для расчета общей потребности. Нр = 15 чел. для расчета мастеров для высококвалифицированных бригад рабочих.

Сводные результаты расчетов потребности в кадрах по профессиям предприятий приборостроения и точного машиностроения Нижегородской области показаны в таблице 9.
Таблица 9
^ Расчет потребности в кадрах для промышленности

Нижегородской области на 2008-2012 гг.


Показатели
2005

факт

Данные по годам

Всего на 5 лет 2008-2012 годы

2008

2009

2010

2011

2012

1.

Объем промышленного производства по области, млрд. руб.

206,1

277,3

306,1

334,9

369,7

408,2

1696,2

2.

Общая численность работающих в промышленности, тыс. чел.

411,9

398,6

395,7

397,6

393,6

389,7

395,0

3.

Общая численность рабочих в промышленности, тыс. чел.

304,5

286,6

280,8

275,2

269,7

264,3

275,3

4.

Производительность труда на 1 работающего в промышленности, тыс. руб./чел.

500,4

695,7

773,6

842,3

939,3

1047,5

859,7

5.

Удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции, доли

0,05

0,06

0,06

0,065

0,07

0,075

0,066

6.

Удельный вес потребности в новых рабочих кадрах от общей численности рабочих, доли

0,064

0,064

0,064

0,064

0,064

0,064

0,255

7.

Общая потребность в новых рабочих кадрах, тыс. чел.

19,5

18,3

18,0

17,6

17,3

16,9

88,1

8.

Потребность в рабочих инновационных профессий и специальностей, чел.

974

1101

1078

1145

1208

1269

5801

9.

Общая численность руководителей нижнего звена (мастер, ст. мастер) из расчета нормативной численности бригады в количестве 30 человек, чел.

650

611

599

587

575

564

2937

10.

Потребность в высококвалифицированных мастерах при нормативной численности бригады в количестве 15 человек, чел.

65

73

72

76

81

85

387

cena-1800-rub-bukinist-biblionne-privetstvuet-vas-i-predlagaet-samie-razlichnie-antikvarnie-knigi-ot-raritetov.html
cena-abonementa-ot-1200-rub-do-4500-rub.html
cena-bez-nds-rubi-zhd-tarifa-rubtn.html
cena-gosudarstvennogo-kontrakta-po-lotu-sostavlyaet-otkritij-konkurs-zakupka-literaturi-g-groznij.html
cena-kontrakta-sostavlyaetrubkop-na-postavku-knizhnoj-produkcii-dlya-muk-mezhposelencheskij.html
cena-nevinnosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-respublikanskogo-centra-vneshkolnoj-raboti-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-tatarstan-na-2007-2008-uchebnij-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-3-znachenie-dannogo-vida-uprazhneniya-vliyanie-ego-na-organizm-i-razvitie-psihofizicheskih-kachestv-4-celesoobraznost-svoevremennogo-obucheniya-detej-dannomu-vidu-uprazhneniya-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-sushnost-pribili-eyo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8kratkosrochnie-finansovie-vlozheniya-350912-rossiya-krasnodarskij-kraj-g-krasnodar-im-evdokii-bershanskoj-355.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistema-brajlya-v-rossii-informacionnij-byulleten-dlya-bibliotek-samarskoj-oblasti.html
  • education.bystrickaya.ru/1-annotaciya-na-primernuyu-programmu-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-konkurentosposobnost-tovara-pri-vibore-celevogo-rinka-na-primere-produkcii-oao-bel.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-finansovogo-kontrolya-v-rf.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-cvetovedenie-i-koloristika.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-sovremennie-tehnologii-matematicheskogo-modelirovaniya-specialnost-nauchnih-rabotnikov-05-13-18-matematicheskoe-modelirovanie-chislennie-metodi-i-kompleksi-programm.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-rk-ot-13-07-1999-n-412-o-vvedenii-v-dejstvie-grazhdanskogo-processualnogo-kodeksa-respubliki-kazahstan.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/varianti-prakticheskih-zadanij-po-kursam-zashita-informacii-kompyuternie-seti-i-sistemi-telekommunikacij-specialnim-seminaram.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vivodi-po-glave-2-belorusskij-gosudarstvennij-universitet-na-pravah-rukopisi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-federalnoj-nalogovoj-sluzhbi-ot-21-marta-2012g-nmmv-7-6172-ob-utverzhdenii-formatov-pervichnih-uchetnih-dokumentov-vcelyah-realizacii-polozhenij.html
  • grade.bystrickaya.ru/motovilo-v-sura-ru-otveti-motovilova-na-voprosi-kanaryova.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-ds-r-sociologiya-truda-i-ekonomicheskaya-sociologiya-kod.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ris-227-kniga-v-takom-obeme-posvyashennaya-veposipedu-i-otdelnomu-vidu-turizma-v-nashej-strane-vipuskaetsya-vpervie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-pervij-kaktus-kniga-bila-najdena-v-arhivah-otkritogo-dostupa-seti-internet-ili-prislana-polzovatelyami-sajta.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-2-centralnaya-nervnaya-sistema-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-fiziologiya-centralnoj-nervnoj.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/volni-uravnenie-ploskoj-garmonicheskoj-volni-differencialnoe-volnovoe-uravnenie-uprugie-volni-shkala-uprugih-voln-volnovim-processom-nazivayut-process-raspros.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sto-velikih-mifov-i-legend-stranica-15.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-postizhimost-tonkogo-mira-nauka-filosofiya-religiya.html
  • write.bystrickaya.ru/etap-12-postprodazhnoe-obsluzhivanie-i-soprovozhdenie-klienta-risyov-n-yu-aktivnie-prodazhi.html
  • writing.bystrickaya.ru/bajkal-unikalnoe-ozero.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-psihologiya-truda-specialnost.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-knizhnoj-produkcii-dlya-bibliotek-spb-guk-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-vasileostrovskogo-rajona-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipovoe-polozhenie-o-filialah-gosudarstvennih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-68-sbor-za-vidachu-razresheniya-na-ispolzovanie-statya-nalogovoe-zakonodatelstvo-respubliki-kazahstan-statya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-metalog-zachem-nuzhni-bezvrednie-lekarstva-dlya-uspokoeniya-bolnogo-mkb-gregori-bejtson-meri-keterin-bejtson.html
  • literatura.bystrickaya.ru/segodnya-nachinaetsya-novij-etap-nochyu-pribili-na-rancho-poezdka-proshla-v-celom-horosho-mi-s-pachungo-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnoe-zakonodatelstvo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-plana-meropriyatij-provedeniya-monitoringa-kachestva-predostavleniya-gosudarstvennih-uslug-v-tulskoj-oblasti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/koncept-krasota-v-russkom-i-anglijskom-yazikah.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pushkin-a-s-avtorskaya-ironiya-v-romane.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.