.RU

частью ритуалов - The search for the original tree of knowledge


частью ритуалов.

В культе Великой Богини и крупного рогатого скота позднего неолита

невозможно не заметить определенного признания гриба в качестве третьего и

скрытого члена своего рода шаманский троицы. Гриб, так же как молоко, мясо

и навоз, считавшийся продуктом скотоводства, был очень рано признан

физическим средством связи с присутствием Богини. Это - тайна, утраченная

каких-нибудь шесть тысячелетий назад с закатом Чатал-Хююка.


^ КОРЕННОЕ ОТЛИЧИЕ


Я в общем согласен с точкой зрения Эйслер, выраженной в ее книге "Кубок и

клинок", и надеюсь лишь несколько расширить ее аргументацию, задав

следующий вопрос: "Какой же фактор сохранял в равновесии партнерские

общества позднего неолита, а затем, исчезнув, обеспечил место для

возникновения эволюционно неприспособленной модели владычества?"

В своих размышлениях на эту тему я руководствовался убеждением, что

глубина отношения группы людей к гнозису Трансцендентного Иного, общность

жизни органической, характерная для поклонения Гее, определяет силу связи

группы с архетипом Богини, а следовательно, и с партнерским стилем

общественной организации. Я основываю это предположение на наблюдениях

жизни шаманов в Амазонии, а также на наблюдениях о влиянии растительных

галлюциногенов на мою собственную психологию и на психологию моих

сверстников. Гнозис растворяющих все границы галлюциногенов перестал

питать основной поток западной мысли задолго до конца минойской эры (около

850 г. до н. э.). На Крите и вблизи Греции осознание растительного логоса

сохранялось как эзотеричное и ослабленное присутствие до тех пор, пока

элевсинские мистерии не были наконец пресечены фанатичными христианскими

варварами в 268 г. н. э.17. Следствием этой прерванной связи является мир

современный - планета, умирающая при нравственной анестезии.

Им 12 "Составление ведьмовской мази" Ганса Бальдунга, 1514 г. Демонстрация

женоненавистничества Коллекция Манселла. С любезного разрешения

Прошедшие века отличаются подавлением женского начала и познания

природного мира.' Церковь позднего средневековья, предпринявшая великое

сожжение ведьм, стремилась приписать всю магию и возникновение психических

расстройств дьяволу. По этой причине она запрещала пользоваться растениями

типа дурмана, беладонны и аконита в ночных действиях практикующих

ведовство. А использоваться они могли широко: в летучих притираниях и

магических мазях, которые составлялись из корней и семян дурмана, из

частей этого растения, богатых алкалоидами тро-пана, вызывающими бредовое

состояние. Когда снадобье накладывалось на тело ведьмы, оно вызывало

состояние крайнего психического расстройства и бреда. Трактовка этой темы

Гансом Баль-дунгом (илл. 12) не оставляет сомнений в том ужасе перед Иным,

который проецировался средневековым умом на образ женщины в состоянии

опьянения. Но в отчетах инквизиции центральная роль растений никогда не

выделялась. В конце концов, церковь совершенно не была заинтересована в

такого рода дьяволе - фигуре настолько слабой, что он, дабы устраивать

свои козни, вынужден полагаться на простые травы. Дьявол должен быть

достойным противником Христа, а следовательно, почти равным.

Мы вынуждены допустить, что роль изменяющих состояние ума растений в

некоторых полетах ведьм не только не акцентировалась, но по определенной

причине даже замалчивалась. Если бы этого не делалось, то естественное

объяснение подобных феноменов само собой бы пришло на ум как нечто

действительно предложенное цитируемыми здесь врачами, философами и магами

- такими, как Порта, Вей-ер и Карданус. Тогда дьяволу досталась бы лишь

весьма скромная роль, а то и вовсе никакой. Если бы ему отвели роль всего

лишь карнавального фокусника, вызывающего в голове у ведьм обычные

иллюзии, он не мог бы выполнять предназначенную ему функцию, а именно

функцию могущественного врага и соблазнителя рода христианского18.


^ РАСТИТЕЛЬНЫЙ РАЗУМ


Принимая во внимание наше нынешнее состояние культуры, я делаю вывод, что

следующий шаг в эволюции должен охватывать не только отказ от культуры

владычества, но и возрождение Архаичного и воскрешение сознавания Богини.

В определении окончания профанической, мирской истории подразумевается

идея нового углубления в проявление ума растительного. Тот же разум, что

терпеливо вел нас к языку саморефлексии, предлагает нам ныне безграничные

просторы воображения. Это все то же видение осуществления миссии человека

с помощью "Божественного Воображения", которое предвосхищал Уильям Блейк.

Без такой визионерской связи с психоделическими экзоферомонами,

регулирующими нашу симбиотическую связь с царством растений, мы становимся

лишены возможности понимания планетарного предназначения. А понимание

планетарного предназначения - это, может быть, основной вклад, какой мы в

состоянии внести в эволюционный прогресс. Вернуться к гармонии

планетарного стиля партнерства - значит сменить точку зрения эгоистичного

владыки на интуитивное, эмоционально окрашенное понимание материнской

матрицы.

Переосмысление той роли, которую сыграли галлюциногенные растения и грибы

в обеспечении восхождения человека из системы приматов, может привести к

новой оценке уникального стечения факторов, ответственных за эволюцию

человеческих существ и необходимых для нее. Глубоко ощутимую интуицию

присутствия Иного как Богини можно проследить вплоть до погруженности

общества в разум растительный. Это ощущение женщины-спутницы объясняет

упорное проникновение темы Богини-Матери даже в самые патриархальные

области. Сохранение культа Марии в христианстве - это тот же случай, что и

сохранение пылкой приверженности к культу Кали - Матери-разрушительницы -

и идея божественной Пуруши в индуизме. "Anima rnundi" - душа мира, из

мысли герметической, - еще один образ Богини Мира. В конечном счете все

эти женские образы сводятся к архетипу первоначального растительного

разума. Погружение в психоделиче-ское переживание обеспечивало ритуальный

контекст, в котором человеческое сознание вышло в свет самосознавания,

саморефлексии и самоартикуляции - в свет Геи - Великой Земли.


^ ХОЛИЗМ ГЕИ


Деконструкция культурных ценностей владычества означает обеспечение того,

что можно назвать ощущением холизма Геи, то есть ощущением единства и

гармонии природы и нас самих внутри этой динамичной, развертывающейся

гармонии. Это - точка зрения, опирающаяся на растения. Возвращение к

такому видению "я" и "эго", которое помещает их внутри более широкого

контекста планетарной жизни и эволюции, является сущностью возрождения

Архаичного. Маршалл Маклюен был прав, считая, что планетарная человеческая

культура - планетарная деревня - будет по своему характеру культурой

племени. Следующий значительный шаг к планетарному холизму - частичное

слияние технологически преображенного человеческого мира с Архаичной

матрицей растительного разума, то есть Трансцендентного Иного.

Я не решаюсь характеризовать это пробуждающееся сознание как религиозное;

тем не менее так оно и есть. И оно будет включать в себя полное

исследование измерений, раскрываемых с помощью растительных

галлюциногенов, в особенности тех, которые структурно связаны с

нейротрансмиттерами, уже присутствующими в человеческом мозге. Тщательное

исследование растительных галлюциногенов выявит самый Архаичный и чуткий

уровень драмы возникновения сознания: квазисимбиотическую связь

"растение-человек", которая характеризовала архаичное общество и его

религию и благодаря которой эта божественная тайна была воспринята

первоначально. И это восприятие, это переживание ныне для нас не менее

таинственно, хотя нам кажется, что мы заменили простой благоговейный

восторг наших предков философскими и эпистемологическими орудиями - крайне

сложными аналитическими инструментами. Теперь у нас, как у культуры

планетарной, выбор простой: помолодеть или умереть.


^ II. ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ


7. ПОИСКИ СОМЫ - ГЛАВНОЙ ЗАГАДКИ "ВЕД"


Наш нынешний планетарный кризис более глубок, чем любой из прежних

исторических кризисов, а потому решения наши должны быть более

радикальными. Растения и возобновление наших отношений с растениями,

свойственных Архаичному, - вот что может служить организационной моделью

для жизни в XXI веке, точно так же, как в качестве ключевой модели конца

XX века выступает компьютер.

Нам нужно мысленно вернуться к тому последнему здравому моменту, какой

когда-либо был нам известен, а затем уже действовать, исходя из

предпосылок, которые были в тот момент уместны. Это означает возврат во

времени к моделям, которые были успешными 15-20 тысяч лет назад. Такое

смещение точки зрения позволит нам увидеть растения как нечто большее, чем

пищу, укрытие, одежду и даже источник образования и религии; они станут

моделью процесса. Они, помимо всего прочего, являют собой пример

симбиотической связи и эффективного источника обновления и хозяйствования.

Если мы признаем, что возрождение Архаичного будет определенной сменой

парадигмы и что мы, вернувшись к очень старым моделям, действительно можем

создать упорядоченный мир, вновь обретший качества, свойственные женскому

началу, чуткий в экологическом отношении, то мы должны согласиться с тем,

что понадобится нечто большее, чем какие-то политические призывы. Чтобы

быть эффективным, возрождение Архаичного должно опираться на определенный

опыт, который встряхнет любого и каждого из нас, потрясет до самых корней.

Опыт этот должен быть реальным, всеобщим, поддающимся обсуждению.

Мы можем начать перестройку мысли, объявив допустимым и законным то, что

так долго отрицали. Давайте объявим Природу законной. Идея каких-то

нелегальных растений, растений вне закона, оскорбительна, да и, первую

очередь, смешна.


^ СОПРИКОСНОВЕНИЕ С РАЗУМОМ ЗА ПРИРОДОЙ


Возрождение шаманизма является последней надеждой разрушить неприступные

стены несгибаемости нашей культуры, то отсутствие гибкости в ней, которое

явно ведет нас к Гибели. Восстанавливая каналы прямого общения с Иным - с

разумом за природой - путем'использования галлюциногенных растений, мы

обретем как бы новый набор линз, чтобы видеть свой путь в этом мире. Когда

средневековое мировоззрение отходило в прошлое, секуляризованное

европейское общество искало спасения в возрождении подходов классической

Греции и Рима к закону, философии, эстетике, градостроительству и

земледелию. Наша же дилемма, будучи глубже, уведет нас еще дальше назад в

поисках ответов. Нам нужно изучить визионерские опьяняющие вещества нашего

общего прошлого и среди них - сому и ее странный культ, о котором

повествуют самые древние духовные писания индоевропейцев.

Никакая история растений и народов не может претендовать на полноту без

всестороннего обсуждения таинственного культа древних индоевропейцев -

культа сомы. Как упоминалось в главе 6, индоевропейцы были кочевыми

народами, чей первоначальный дом являлся предметом ученых споров. Они были

связаны с патриархатом, колесницами и приручением диких лошадей. С

индоевропейцами связывалась и религия, основанная на использовании

волшебно-пьянящей сомы.

Сома - это сок, выжатый из набухших волокон какого-то растения, также

называемого сомой. В текстах как бы подразумевается, что сок этот очищали,

пропуская через войлочный фильтр, а затем (в отдельных случаях) смешивали

с молоком. Вновь и вновь на разный лад мы обнаруживаем связь сомы с

символикой и ритуалами, относящимися к крупному рогатому скоту и

скотоводству в целом. Как будет видно из дальнейшего обсуждения,

идентичность сомы не установлена. Я считаю эту связь с крупным рогатым

скотом основным моментом в любой попытке идентификации сомы.

Самые ранние духовные писания индоевропейских народов - "Веды". Наиболее

известной из них является "Рнгведа" - собрание около 120 гимнов соме:

растению и богу. В самом деле девятая мандала "Ригведы" полностью

представляет собой своего рода гимн, восхваляющий это магическое растение.

Начало девятой мандалы1 - типичное восхваление сомы, которое пронизывает и

характеризует индоевропейскую литературу этого периода.

Соки твои, о чистая сома, всепроникающие, скорые, словно мысль,

разбегаются сами, подобно приплоду быстрых кобылиц; небесные, легкокрылые,

благоуханные соки, великие возбудители веселья, истекающего в сосуд

приемлю-щий.

Твои пьянящие всепроникающие соки рвутся на волю, словно кони колесницы;

волны благоуханной сомы бегут к Индре - владыке грома, как корова с

молоком - к теленку.

Подобна коню, рвущемуся в бой, ты являешь собой всеведущий прорыв с небес

в сосуд, и туча - матерь твоя...

О сома чистая, твои небесные потоки - кони, быстрые, как мысль, - истекают

с молоком в сосуд; риши - распорядители жертвы, что очищают тебя, о

услажденная ими сома, изливают непрерывные потоки твои в середину сосуда2.

В дозороастровой религии Ирана сома обозначается понятием "хаома".

Названия "сома" и "хаома" - разные формы одного и того же слова -

происходят соответственно от корней "su" (санс-кр.) и "Ли" (авест.) со

значением "выжимать жидкость".

Кажется, невозможно словами выразить достоинства этого магического

опьяняющего вещества. Сому считали принесенной орлом с "вышних небес" или

с гор, куда ее поместил Варуна - член ранне-индуистского пантеона. Вот еще

цитата о ригведовской соме.

Больной пьет ее на восходе солнца как лекарство: ее прием укрепляет члены,

сохраняет ноги от перелома, отвращает всяческую болезнь и продлевает

жизнь. Тогда нужда и забота пропадают, мучительное желание изгоняется и

бежит прочь, когда смертным овладевает вдохновение; бедняк, опьяненный

сомой, чувствует себя богатым; глоток ее побуждает певца возвысить голос и

вдохновляет его на песнь;

поэту дает силу сверхъестественную, так что он чувствует себя бессмертным.

Вследствие вдохновляющего влияния напитка, еще в индоиранский период

возникла тенденция персонифицировать этот сок в образе бога Сомы и

приписывать ему почти все деяния других богов, силу этих богов, еще более

возрастающую от глотка сомы. Подобно Агни, сома заставляет лучистость свою

ярко сиять в водах; подобно Вайю, носиться на конях своих; подобно

Ашвинам, спешить на помощь, когда к вам взывают. Подобно Пушану сома

вызывает почтение, хранит стада и ведет кратчайшими путями к успеху.

Подобно Индре, как желанный союзник, одолевает всех врагов - близких и

дальних, освобождает от злых намерений завистника, от опасности и нужды,

приносит благие сокровища с небес, земли и воздуха. Сома заставляет также

солнце восходить в небесах, восстанавливает утраченное, располагает

тысячью способов и средств помощи, исцеляет всех - слепых и хромых, -

сгоняет черную кожу (аборигенов), и все дает во владение благочестивому

Арию. В его - правителя мира - распоряжении находятся земли эти; он -

небес носитель и земли опора - держит людей всех в руке своей. Сияя, как

Митра, вызывая благоговейный трепет, как Арьяман, он ликует и светится,

словно Сурья;

веления Варуны - его веления; он так же мерит земли просторы, воздвигает

свод небес; подобно ему, он, исполненный мудрости, хранит общность,

властвует над людьми даже в местах скрытых, знает самое тайное... Он будто

продлевает бесконечно жизнь своего благочестивого приверженца, а после

смерти делает его бессмертным в жилище блаженных - в небесах вышних3.


^ СОМА-ЧТО ЭТО?


Всякий раз при обсуждении этого всемогущего растения, под чьим

воздействием возникают экстатические видения, являющиеся основой всей

последующей индуистской религии, возникает вопрос: какова же ботаническая

идентичность сомы, "столпа мира"? В XIX веке было почти невозможно

сформулировать этот вопрос. Состояние сравнительного языкознания было еще

зачаточным, и стремление применить к данной проблеме междисциплинарный

подход было весьма невелико: санскритологи не говорили на языке ботаников

и фармакологов. Фактически для XIX века этот вопрос, будучи похожим на

вопросы типа "Какую песню пели сирены?" или "Где находится Троя?", не

представлял интереса.

Благодаря открытиям Генриха Шлимана, следовавшего своему внутреннему

голосу и побуждениям, мы теперь знаем, где на самом деле находилась Троя.

И в духе подобного же уважения к фактической достоверности древних текстов

ученые XX века попытались определить ботаническую идентичность сомы.

Исследования эти были разными: от поверхостных до всесторонних. Ученые

любят играть в такие игры. Ответ, скажем, должен содержаться во

фрагментарных, отрывочных описаниях на давно уже мертвом языке,

переполненных красивыми словами, а также словами, встречающимися лишь раз

в литературе на данном языке. Какое растение больше соответствует

отрывочным сведениям о внешнем виде этого самого таинственного

представителя визионерской флоры?


Илл. 13. Идол двойного гриба, найденный на Конийской равнине. Музей

Кайзери, каталожный номер 99. (Из книги под ред. Арнольдо Мондадори

"Анатолия: образы цивилизации", Рим, 1987).

Чтобм ответить на поставленный вопрос, мы должны попытаться

реконструировать исторический контекст, в котором находились

индоевропейцы. Один из ответов состоит в том, что миграции, начавшиеся

примерно в 6-м тысячелетии до н. э., перенесли племена индоевропейцев

далеко за пределы лесной среды, пригодной для произрастания сомы времен

Архаичного. Конечно, события разворачивались медленно и сома Архаичного,

должно быть, была предметом торговли между древними государствами -

родиной ариев и рубежами их простирающейся на юго-восток сферы влияния.

Другой возможный вариант состоит в том, что сома была чем-то таким, с чем

индоевропейцы не сталкивались, пока не встретились со скотоводами,

возможно, жившими на Конийской равнине в Анатолии и потреблявшими грибы

(илл. 13).

В обоих случаях с возникновением языковых отличий, со все большим

удлинением торговых путей, с началом использования местных заменителей

сомы и усвоением традиций покоренных народов первоначальная идентичность

сомы оказалась смешанной с мифом. Становясь все более и более эзотеричной,

она превратилась в своего рода тайну, передаваемую из уст в уста и

известную лишь немногим, пока наконец не была забыта. Умение приготовления

визионерской сомы представляется чем-то постепенно утраченным вместе с

прекращением миграций индоевропейцев, во времена, когда в Персии, а равно

и на субконтиненте Индии было весьма ощутимо реформистское и

обновленческое движение.


^ ХАОМА И ЗОРОАСТР


Исчезновение сомы, быть может, произошло оттого, что-новая, реформистски

ориентированная, религия Зороастра, установившаяся около 575 г. до н. э. и

бывшая тогда господствующей на Иранском плоскогорье, предпочитала

репрессивный подход к древнему таинству с богоподобными полномочиями.

Зороастр говорил об Ахура-Мазде - Творце Всевышнем, который творит святым

духом своим и правкт миром, разделенным между Истиной и Ложью. Сотворенные

Ахура-Маздой свободны и таким образом ответственны за судьбу свою; внешний

символ Истины - огонь, и

огненный алтарь - центр культовой практики зороастризма4. Но, как видно из

следующего текста, давнее очарование сомы было трудно уничтожить.

Имеется всего два упоминания о хаоме (соме) в "Гатах" (священных стихах)

Зороастра: одно говорит о дуроаосе - "отвратителе смерти", другое намекает

на "мерзость этого опьяняющего средства". Намеки эти достаточны для

доказательства того, что пьянящая хаома была у великого реформатора под

запретом. Но в более поздней "Авесте" (священной книге зороастризма)

хаома, подобно многим другим дэвам (богам), возвращается вновь, и,

согласно "Яшне" (IX-Х вв.), является почти во всех отношениях тем же, что

и сома "Вед"5.

На самом же деле Вороастр, возможно, и не собирался запрещать хаому. Быть

может, он просто не одобрял жертвоприношения быков, которое было частью

ритуала. Жертвоприношение быков, конечно же, было анафемой для каждого,

кто осознавал связь между крупным рогатым скотом и грибами в старой

религии Великой Богини. Р. Зэнер приводит убедительные аргументы

относительно того, что Зороастр никогда не отменял ритуала хаомы.

В Яшне хаома готовится для удовлетворения "праведной фраваши Зороастра".

Конечно, не исключено, что зороаст-рийцы в период, названный нами

"католическим", привнесли великое множество языческого материала из более

давней национальной религии... Насколько мы можем судить, ритуал хаомы был

центральным литургическим актом зороастризма со времени создания в этой

религии литургической службы; и центральное место, какое он занимал,

никогда не оспаривалось. Это, однако, неверно в отношении жертвоприношения

животных: в более поздние времена одни делали такие жертвоприношения,

другие выступали против6.

Так на что же следует опираться в поисках ботанической идентичности сомы?

И в "Ведах", и в "Авесте" сома описана как растение с висячими ветвями

желтого цвета. Достигнуто общее согласие и в отношении его горного

происхождения. Поскольку на Иранском плоскогорье традиция использования

сомы была загнана в подполье, то нужно было искать заменители

чудодейственного растения. Вероятно, выбранные заменители по внешнему виду

походили на подлинную сому. Не исключено также, что технические детали

ритуала были сохранены, даже если растение-заменитель не вполне

elektr-zhne-magnetizm-pnnen-test-tapsirmalari.html
elektricheskaya-emkost-kondensatori-elektricheskaya-emkost-kondensatori-2.html
elektricheskaya-provodimost-rastvorov-elektrolitov-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-kursu-obshej.html
elektricheskaya-yomkost-ot-lat-evaporo-isparyayu-i-grech-grapho-pishu-metod-polucheniya-izobrazhenij-obektov-v-ih-sobstvennom.html
elektricheskie-filtri-lekciya-1.html
elektricheskie-izmereniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12-cherez-dver-hleva-hroniki-narnii-pisma-detyam-stati-o-narnii.html
  • credit.bystrickaya.ru/ochishenie-dushi-aleksandr-fedorov.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozniknovenie-novih-nauk-na-stike-disciplin-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-mac-os.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stroitelstvo-sooruzhenij-i-setej-inzhenernoj-infrastrukturi-po-ulice-nikiforovskoj-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-na-metod-mz-rb-minsk-2003g-g-a-shishko-t-i-kornilova-i-a-vanilovich-i-b-dzikovich.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-krasnoyarsk-2009-udk-546076-1-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/storya-mitno-spravi-v-ukran.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nugumanov-fatih-nugumano-vich-tatishlinskii-rajon-v-spiske-2-524-cheloveka-v-tom-chisle-2-geroya-sovetskogo-soyuza.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-zhanrovih-raznovidnostyah-v-ispolnitelskom-stile.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saldo-oborotnaya-vedomost-po-sinteticheskim-schetam-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-260501.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samoobsledovanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/traveling-traveling-puteshestvie-stranica-16.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-makroekonomicheskaya-sreda-deyatelnostikorporacij-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • composition.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-kursu-filosofiya-nauki-dlya-aspirantov-fakultetov-biologii-i-bb-mgu-2009.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/esteticheskij-gumanizm-v-russkoj-filosofii-hh-veka.html
  • literature.bystrickaya.ru/dejstvie-elektricheskogo-toka-na-organizm-cheloveka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstavlyayushie-interes-voprosi-kotorie-voznikli-posle-provedeniya-sorok-devyatoj-sessii.html
  • education.bystrickaya.ru/17-sovetskoe-gosudarstvo-protiv-ligovki-librusek.html
  • books.bystrickaya.ru/daosizm-vozniknovenie-i-osnovnie-idei-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/leontev-kn-o-nem.html
  • bukva.bystrickaya.ru/transformaciya-donnih-soobshestv-v-usloviyah-neftyanogo-zagryazneniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-plana-srok-realizacii-planiruemij-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komandira-stranica-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-razvitie-detskoj-psihologii-v-rossii-srednevekovya-18-voprosi-psihologicheskogo-razvitiya-detej-v-epohu-vozrozhdeniya-22.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdelenij-vsego-na-meste-nahodyatsya-17-edinic-tehniki-i-46-chelovek-territoriya-oceplena.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-elektivnomu-kursu-biologiya-zhivotnih.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-sbornika-vadima-viktorovicha-erlihmana-praviteli-mira-hronologichesko-genealogicheskie-tablici-po-vsemirnoj-istorii-v-4-tt-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-procedura-zashiti-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-vipusknih-kvalifikacionnih.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yazikovoe-normativno-stilisticheskoe-soznanie-kak-povod-dlya-metodologicheskih-razmishlenij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-2-principi-i-priemi-raboti-s-nauchnimi-istochnikami-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-obsheobrazovatelnih.html
  • holiday.bystrickaya.ru/netradicionnie-i-populyarnie-vidi-sporta.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-goroda-temirtau-na-2011-2015-godi-soderzhanie-stranica-10.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-rekomenduemaya-forma-soglasiya-uchastnika-razmesheniya-zakaza-na-postavku-tovarov-vipolnenie-rabot-okazanie-uslug-nastoyashim-organizaciyafizicheskoe-lico-s-stranica-8.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-upravlenie-kachestvom-uslug-distancionnogo-obucheniya-metodicheskoe-posobie-ivanovo-2003-vihodnie-dannie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.