.RU

Часть I ^ Общие принципы Статья 1 - Сборник международных договоров


Часть I

^ Общие принципы Статья 1

Цель настоящего Протокола заключается в создании системы
регулярных посещений, осуществляемых независимыми

международными и национальными органами, мест, где находятся лишенные свободы лица, с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Статья 2

  1. Создается Подкомитет по предупреждению пыток и других
    жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
    обращения и наказания Комитета против пыток (далее именуемый
    Подкомитетом по предупреждению), который осуществляет функции,
    изложенные в настоящем Протоколе.

  2. Подкомитет по предупреждению выполняет свою работу в
    рамках Устава Организации Объединенных Наций и руководствуется
    его целями и принципами, а также нормами Организации
    Объединенных Наций, касающимися обращения с лицами, лишенными
    свободы.

^ Факультативный протокол (КПП) 515

  1. Подкомитет по предупреждению также руководствуется
    принципами конфиденциальности, беспристрастности,
    неизбирательности, универсальности и объективности.

  2. Подкомитет по предупреждению и государства-участники
    сотрудничают в деле осуществления настоящего Протокола.

Статья 3

Каждое государство-участник создает, назначает или поддерживает на национальном уровне один или несколько органов для посещений в целях предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее именуемых национальными превентивными механизмами).

Статья 4

  1. Каждое государство-участник разрешает посещения в
    соответствии с настоящим Протоколом, механизмами, о которых
    говорится в статьях 2 и 3, любого места, находящегося под его
    юрисдикцией и контролем, где содержатся или могут содержаться
    лица, лишенные свободы, по распоряжению государственного органа
    или по его указанию, либо с его ведома или молчаливого согласия
    (далее именуемые местами содержания под стражей). Эти посещения
    осуществляются с целью усиления, при необходимости, защиты таких
    лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
    достоинство видов обращения и наказания.

  2. Для целей настоящего Протокола лишение свободы означает
    любую форму содержания под стражей или тюремного заключения или
    помещения лица в государственное или частное место содержания под
    стражей, которое это лицо не имеет права покинуть по собственной
    воле, по приказу любого судебного, административного или иного
    органа.

^ 516 Права человека в области отправления правосудия

Часть II

Подкомитет по предупреждению

Статья 5

  1. Подкомитет по предупреждению состоит из десяти членов.
    После сдачи на хранение пятидесятой ратификационной грамоты или
    документа о присоединении к настоящему Протоколу число членов
    Подкомитета увеличивается до двадцати пяти человек.

  2. Члены Подкомитета по предупреждению выбираются из числа
    лиц, обладающих высокими моральными качествами и имеющих
    подтвержденный опыт работы в области отправления правосудия, в
    частности уголовного, в пенитенциарной системе или полиции, либо в
    различных областях, имеющих отношение к обращению с лишенными
    свободы лицами.

  3. При создании Подкомитета по предупреждению надлежащее
    внимание уделяется необходимости справедливого географического
    распределения и представленности различных форм культуры и
    правовых систем государств-участников.

  4. При создании Подкомитета по предупреждению внимание также
    уделяется сбалансированному гендерному представительству на основе
    принципов равенства и недискриминации.

  5. В состав Подкомитета по предупреждению может входить не
    более одного гражданина одного и того же государства.

  6. Члены Подкомитета по предупреждению выполняют свои
    функции в личном качестве, они должны быть независимыми и
    беспристрастными и иметь возможность эффективно работать в составе
    Подкомитета.

Статья 6

1. Каждое государство-участник может, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выдвинуть двух кандидатов, обладающих квалификацией и отвечающих требованиям, изложенным в статье 5, и при этом оно представляет подробную информацию о квалификации кандидатов.

^ Факультативный протокол (КПП) 517

2. а) Кандидаты должны иметь гражданство государства-
участника настоящего Протокола;

  1. по меньшей мере один из двух кандидатов, выдвинутых
    государством-участником, должен иметь гражданство этого
    государства-участника;

  2. в состав Подкомитета по предупреждению может быть
    выдвинуто не более двух кандидатов, являющихся гражданами одного
    и того же государства-участника;

  3. до того как какое-либо государство-участник выдвигает
    кандидатом гражданина другого государства-участника, оно
    запрашивает и получает на то согласие этого государства-участника.

3. Не менее чем за пять месяцев до начала совещания государств-
участников, на котором будут проводиться выборы, Генеральный
секретарь Организации Объединенных Наций направляет
государствам-участникам письмо с предложением представить своих
кандидатов в трехмесячный срок. Генеральный секретарь представляет
список всех выдвинутых таким образом кандидатов в алфавитном
порядке с указанием государств-участников, которые их выдвинули.

Статья 7

1. Члены Подкомитета по предупреждению избираются следующим образом:

  1. главное внимание уделяется выполнению требований и
    критериев статьи 5 настоящего Протокола;

  2. первые выборы проводятся не позднее, чем через шесть
    месяцев после вступления в силу настоящего Протокола;

  3. государства-участники избирают членов Подкомитета по
    предупреждению тайным голосованием;

  4. выборы члена Подкомитета по предупреждению проходят
    на совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным
    секретарем Организации Объединенных Наций каждые два года. На
    этих совещаниях, на которых кворум составляют две трети числа

^ 518 Права человека в области отправления правосудия

государств-участников, избранными в Подкомитет членами считаются лица, набравшие наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.

2. Если в ходе выборов два гражданина какого-либо государства-участника получают право работать в составе Подкомитета по предупреждению, членом Подкомитета становится кандидат, набравший наибольшее число голосов. Если эти граждане получили одинаковое количество голосов, применяется следующая процедура:

  1. если только один кандидат был выдвинут государством-
    участником, гражданином которого он является, этот гражданин
    становится членом Подкомитета по предупреждению;

  2. если оба кандидата были выдвинуты государством-
    участником, гражданами которого они являются, то проводится
    раздельное тайное голосование для определения того, какой из этих
    граждан станет членом Подкомитета по предупреждению;

  3. если ни один из кандидатов не был выдвинут
    государством-участником, гражданином которого он является, то
    проводится раздельное тайное голосование для определения того,
    какой из этих кандидатов станет членом Подкомитета по
    предупреждению.

Статья 8

В случае смерти или ухода в отставку одного из членов Подкомитета по предупреждению или в случае невозможности выполнения им по какой-либо иной причине функций члена Подкомитета, государство-участник, которое выдвинуло его кандидатуру, назначает другое имеющее право быть избранным лицо, обладающее квалификацией и удовлетворяющее требованиям, изложенным в статье 5, с учетом необходимости обеспечить надлежащую сбалансированность между различными областями компетенции, на срок полномочий до следующего совещания государств-участников при условии утверждения его большинством государств-участников. Утверждение считается состоявшимся, если только в течение шести недель после извещения Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций о предполагаемом назначении половина или более половины государств-участников не выскажутся против такого назначения.

^ Факультативный протокол (КПП) 519

Статья 9

Члены Подкомитета по предупреждению избираются сроком на четыре года. Они могут быть переизбраны один раз в случае выдвижения их кандидатур. Срок полномочий половины числа членов, избранных на первых выборах, заканчивается по истечении двухлетнего периода; сразу же после первых выборов имена этих членов определяются жеребьевкой, которую проводит Председатель совещания, упомянутого в пункте 1 d) статьи 7.

Статья 10

  1. Подкомитет по предупреждению избирает своих должностных
    лиц на двухгодичный срок. Они могут быть переизбраны.

  2. Подкомитет по предупреждению устанавливает свои правила
    процедуры. Эти правила процедуры предусматривают, в частности,
    что:




  1. кворум составляют половина числа членов плюс один;

  2. решения Подкомитета по предупреждению принимаются
    большинством голосов присутствующих членов;

  3. заседания Подкомитета по предупреждению являются
    закрытыми.

3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций
созывает первое совещание Подкомитета по предупреждению. После
своего первого совещания Подкомитет проводит свои последующие
совещания с интервалом, установленным в его правилах процедуры.
Подкомитет и Комитет против пыток проводят свои сессии
одновременно не реже одного раза в год.

^ Часть III

Мандат Подкомитета по предупреждению

Статья 11

Подкомитет по предупреждению:

520 Права человека в области отправления правосудия

  1. посещает места, упомянутые в статье 4, и представляет
    рекомендации государствам-участникам относительно защиты
    лишенных свободы лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных
    или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

  2. в отношении национальных превентивных механизмов:

i) при необходимости, консультирует государства-

участники и оказывает им содействие в создании таких механизмов;

ii) поддерживает прямые, при необходимости

конфиденциальные, контакты с национальными превентивными механизмами и предлагает им услуги в области профессиональной подготовки и технической помощи в целях укрепления их потенциала;

iii) консультирует их и оказывает им помощь в деле

оценки потребностей и мер, необходимых для усиления защиты лишенных свободы лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

iv) представляет рекомендации и замечания

государствам-участникам в целях укрепления возможностей и мандата национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

c) Сотрудничает в целях предупреждения пыток в целом с
соответствующими органами и механизмами Организации
Объединенных Наций, а также с международными, региональными и
национальными учреждениями или организациями, действующими в
интересах усиления защиты всех лиц от пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания.

^ Факультативный протокол (КПП) 521

Статья 12

Для того чтобы Подкомитет по предупреждению мог выполнять свой мандат, изложенный в статье 11, государства-участники обязуются:

  1. принимать Подкомитет по предупреждению на своей
    территории и предоставлять ему доступ к местам содержания под
    стражей, определенным в статье 4 настоящего Протокола;

  2. предоставлять всю соответствующую информацию,
    которую Подкомитет по предупреждению может запросить в целях
    оценки потребностей и мер, которые должны быть приняты для
    усиления защиты лишенных свободы лиц от пыток и других жестоких,
    бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
    наказания;

  3. поощрять и облегчать контакты между Подкомитетом по
    предупреждению и национальными превентивными механизмами;

  4. изучать рекомендации Подкомитета по предупреждению и
    вступать в диалог с ним относительно возможных мер по
    осуществлению.

Статья 13

  1. Подкомитет по предупреждению, вначале с помощью
    жеребьевки, устанавливает программу регулярных посещений
    государств-участников в целях выполнения своего мандата,
    установленного в статье 11.

  2. После проведения консультаций Подкомитет по
    предупреждению уведомляет государства-участники о своей
    программе, с тем чтобы они без промедления могли бы принять
    необходимые практические меры для осуществления посещений.

  3. Посещения проводятся по крайней мере двумя членами
    Подкомитета по предупреждению. При необходимости, эти члены
    могут сопровождаться экспертами, имеющими подтвержденный опыт
    работы и знания в областях, охватываемых настоящим Протоколом,
    которые избираются из списка экспертов, подготовленного на основе
    предложений, высказанных государствами-участниками, Управлением
    Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных

^ 522 Права человека в области отправления правосудия

Наций и Центром Организации Объединенных Наций по предупреждению международной преступности. При подготовке этого списка соответствующие государства-участники предлагают не более пяти национальных экспертов. Соответствующее государство-участник может отклонить кандидатуру предложенного для посещения эксперта, после чего Подкомитет предлагает другого эксперта.

4. Если Подкомитет по предупреждению сочтет это необходимым, он может предложить организовать краткое последующее посещение после проведения регулярного посещения.

Статья 14

1. С тем чтобы Подкомитет по предупреждению мог выполнять
свой мандат, государства-участники настоящего Протокола обязуются
предоставлять ему:

  1. неограниченный доступ к любой информации о числе
    лишенных свободы лиц в местах содержания под стражей,
    определенных в статье 4, а также о количестве таких мест и их
    местонахождении;

  2. неограниченный доступ к любой информации, касающейся
    обращения с этими лицами, а также условий их содержания под
    стражей;

  3. в соответствии с пунктом 2 ниже - неограниченный доступ
    ко всем местам содержания под стражей, их сооружениям и объектам;

  4. возможность проводить частные беседы с лишенными
    свободы лицами без свидетелей, лично или, при необходимости, через
    переводчика, а также с любым другим лицом, которое, по мнению
    Подкомитета по предупреждению, может представить
    соответствующую информацию;

  5. право беспрепятственно выбирать места, которые он
    желает посетить, и лиц, с которыми он желает побеседовать.

2. Возражения в отношении посещения конкретного места
содержания под стражей могут основываться лишь на возникших в
срочном порядке и убедительных соображениях, касающихся
национальной обороны, государственной безопасности, стихийных

^ Факультативный протокол (КПП) 523

бедствий или серьезных беспорядков в месте предполагаемого посещения, которые временно препятствуют проведению такого посещения. Наличие объявленного чрезвычайного положения как такового не может приводиться государством-участником в качестве причины для возражения против проведения посещения.

Статья 15

Ни один орган или должное лицо не может назначать, применять, разрешать или допускать любую санкцию в отношении любого лица или организации за сообщение Подкомитету по предупреждению или его членам любой информации, будь-то правдивой или ложной, и ни одно такое лицо или организация не могут быть каким-либо иным образом ущемлены.

Статья 16

  1. Подкомитет по предупреждению направляет свои рекомендации
    и замечания в конфиденциальном порядке государству-участнику и,
    при необходимости, национальному превентивному механизму.

  2. Подкомитет по предупреждению публикует свой доклад вместе с
    любыми замечаниями соответствующего государства-участника в
    случае поступления соответствующей просьбы от государства-
    участника. Если государство-участник предает гласности часть
    доклада, Подкомитет может опубликовать доклад полностью или
    частично. Вместе с тем данные личного характера не могут
    публиковаться без прямо выраженного согласия соответствующего
    лица.

  3. Подкомитет по предупреждению представляет открытый
    ежегодный доклад о своей деятельности Комитету против пыток.

  4. Если государство-участник отказывается сотрудничать с
    Подкомитетом по предупреждению в соответствии со статьями 12 и 14
    или отказывается принимать меры для улучшения положения в свете
    рекомендаций Подкомитета по предупреждению, Комитет против
    пыток может по просьбе Подкомитета, после того, как государство-
    участник получит возможность изложить свои соображения, принять
    большинством голосов своих членов решение выступить с публичным
    заявлением по данному вопросу или опубликовать доклад
    Подкомитета.

^ 524 Права человека в области отправления правосудия

Часть IV

Национальные превентивные механизмы

Статья 17

Не позднее чем через один год после вступления в силу настоящего Протокола или его ратификации или присоединения к нему каждое государство-участник поддерживает, назначает или создает один или несколько независимых национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток на национальном уровне. Механизмы, учрежденные децентрализованными органами, могут, для целей настоящего Протокола, назначаться в качестве национальных превентивных механизмов, если они отвечают требованиям его положений.

Статья 18

  1. Государства-участники гарантируют функциональную
    независимость национальных превентивных механизмов, а также
    независимость их персонала.

  2. Государства-участники принимают необходимые меры по
    обеспечению того, чтобы эксперты национального превентивного
    механизма обладали необходимым потенциалом и профессиональными
    знаниями. Они обеспечивают гендерный баланс и адекватную
    представленность существующих в стране этнических групп и групп
    меньшинств.

  3. Государства-участники обязуются предоставлять необходимые
    ресурсы для функционирования национальных превентивных
    механизмов.

  4. При создании национальных превентивных механизмов
    государства-участники учитывают Принципы, касающиеся статуса
    национальных учреждений по защите и поощрению прав человека.

^ Факультативный протокол (КПП) 525

Статья 19

Национальным превентивным механизмам предоставляются, как минимум, следующие полномочия:

  1. регулярно рассматривать вопрос об обращении с
    лишенными свободы лицами в местах содержания под стражей,
    определенных в статье 4, с целью усиления, при необходимости, их
    защиты от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
    достоинство видов обращения и наказания;

  2. представлять рекомендации соответствующим органам в
    целях улучшения обращения с лишенными свободы лицами и условий
    их содержания и предупреждать пытки и другие жестокие,
    бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и
    наказания с учетом соответствующих норм Организации
    Объединенных Наций;

  3. представлять предложения и замечания, касающиеся
    действующего законодательства или законопроектов.

Статья 20

С тем чтобы национальные превентивные механизмы могли выполнять свой мандат, государства - участники настоящего Протокола обязуются предоставлять им:

  1. доступ к любой информации о числе лишенных свободы
    лиц в местах содержания под стражей, определенных в статье 4, а
    также о количестве таких мест и их местонахождении;

  2. доступ к любой информации, касающейся обращения с
    этими лицами, а также условий их содержания под стражей;

  3. доступ к любым местам содержания под стражей, их
    сооружениям и объектам;

  4. возможность проводить частные беседы с лишенными
    свободы лицами без свидетелей, лично, или, при необходимости, через
    переводчика, а также с любым другим лицом, которое, по мнению
    национального превентивного механизма, может представить
    соответствующую информацию;

^ 526 Права человека в области отправления правосудия

  1. право беспрепятственно выбирать места, которые они
    желают посетить, и лиц, с которыми они желают побеседовать;

  2. право устанавливать контакты с Подкомитетом по
    предупреждению, направлять ему информацию и встречаться с ним.

Статья 21

  1. Ни один орган или должностное лицо не может назначать,
    применять, разрешать или допускать любую санкцию в отношении
    любого лица или организации за сообщение национальному
    превентивному механизму любой информации, будь то правдивой или
    ложной, и ни одно такое лицо или организация не могут быть каким-
    либо иным образом ущемлены.

  2. Конфиденциальная информация, собранная национальным
    превентивным механизмом, не подлежит разглашению. Данные
    личного характера публикуются только с прямо выраженного согласия
    соответствующего лица.

Статья 22

Компетентные органы соответствующего государства-участника изучают рекомендации национального превентивного механизма и вступают с ним в диалог в отношении возможных мер по осуществлению.

Статья 23

Государства-участники настоящего Протокола обязуются публиковать и распространять ежегодные доклады национальных превентивных механизмов.

^ Факультативный протокол (КПП) 527

Часть V Заявление Статья 24

  1. После ратификации государства-участники могут сделать
    заявление относительно отсрочки осуществления своих обязательств
    либо согласно части III, либо согласно части IV настоящего Протокола.

  2. Такая отсрочка действует максимум три года. После
    представления соответствующих материалов государством-участником
    и после консультаций с Подкомитетом по предупреждению Комитет
    против пыток может продлить этот период еще на два года.

Часть VI

Финансовые положения

Статья 25

  1. Расходы, понесенные Подкомитетом по предупреждению в ходе
    осуществления настоящего Протокола, покрываются Организацией
    Объединенных Наций.

  2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций
    обеспечивает необходимый персонал и условия для эффективного
    осуществления функций Подкомитета по предупреждению в
    соответствии с настоящим Протоколом.

Статья 26

1. В соответствии с надлежащей процедурой Генеральной Ассамблеи создается Специальный фонд, управляемый в соответствии с финансовыми положениями и правилами Организации Объединенных Наций, для оказания помощи в финансировании осуществления рекомендаций, вынесенных Подкомитетом по предупреждению государству-участнику после посещения, а также образовательных программ национальных превентивных механизмов.

^ 528 Права человека в области отправления правосудия

2. Этот Специальный фонд может финансироваться за счет добровольных взносов, выплачиваемых правительствами, межправительственными и неправительственными организациями и другими частными или государственными образованиями.

^ Часть VII

Заключительные положения Статья 27

  1. Настоящий Протокол открыт для подписания любым
    государством, подписавшим Конвенцию.

  2. Настоящий Протокол подлежит ратификации любым
    государством, ратифицировавшим Конвенцию или присоединившимся
    в ней. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному
    секретарю Организации Объединенных Наций.

  3. Настоящий Протокол открыт для присоединения любого
    государства, которое ратифицировало Конвенцию или присоединилось
    к ней.

  4. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение
    Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций
    документа о присоединении.

  5. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций
    информирует все государства, которые подписали настоящий Протокол
    или присоединились к нему, о сдаче на хранение каждой
    ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 28

  1. Настоящий Протокол вступает в силу на 30-й день после сдачи на
    хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций
    20-й ратификационной грамоты или документа о присоединении.

  2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящий
    Протокол или присоединяется к нему после сдачи на хранение
    Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций
    двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении,

^ Факультативный протокол (КПП) 529

настоящий Протокол вступает в силу на 30-й день после сдачи на хранение его собственной ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 29

Положения настоящего Протокола распространяются на все части федеративных государств без каких-либо ограничений или исключений.

Статья 30

Какие-либо оговорки к настоящему Протоколу не допускаются. Статья 31

Положения настоящего Протокола не затрагивают обязательств государств-участников по любым региональным конвенциям, основанным на системе посещений мест содержания под стражей. Подкомитету по предупреждению и органам, учрежденным в соответствии с такими региональными конвенциями, предлагается консультироваться и сотрудничать друг с другом, с тем чтобы избегать дублирования и обеспечивать эффективное достижение целей настоящего Протокола.

Статья 32

Положения настоящего Протокола не затрагивают обязательств государств-участников по четырем Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года и Дополнительным протоколам к ним от 8 июня 1977 года, а также прав любого государства разрешать Международному комитету Красного Креста посещать места содержания под стражей в ситуациях, не охватываемых международным гуманитарным правом.

Статья 33

1. Любое государство-участник может в любое время денонсировать настоящий Протокол путем направления письменного уведомления Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем информирует об этом другие государства-участники настоящего Протокола и Конвенции. Денонсация вступает в

^ 530 Права человека в области отправления правосудия

силу по истечении одного года после получения Генеральным секретарем такого уведомления.

  1. Такая денонсация не освобождает государство-участника от его
    обязательств по настоящему Протоколу в связи с любым действием или
    ситуацией, которые могли иметь место до даты вступления денонсации
    в силу, или мерами, которые Подкомитет по предупреждению решил
    или может решить принять в отношении соответствующего
    государства-участника, и денонсация никоим образом не наносит
    ущерба продолжающемуся рассмотрению любого вопроса, который
    уже рассматривался Подкомитетом до даты вступления денонсации в
    силу.

  2. После даты вступления в силу объявленной государством-
    участником денонсации Подкомитет по предупреждению не может
    начинать рассмотрение любого нового вопроса, касающегося этого
    государства.

Статья 34

  1. Любое государство-участник настоящего Протокола может
    предложить поправку и направить ее Генеральному секретарю
    Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем
    препровождает предложенную поправку государствам-участникам
    настоящего Протокола с просьбой сообщить ему, согласны ли они с
    созывом конференции государств-участников с целью рассмотрения
    этого предложения и проведения по нему голосования. Если в течение
    четырех месяцев с даты направления такого письма по меньшей мере
    одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию,
    Генеральный секретарь созывает конференцию под эгидой
    Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая
    большинством в две трети присутствующих и участвующих в
    голосовании на этой конференции государств-участников,
    направляется Генеральным секретарем всем государствам-участникам
    для принятия.

  2. Поправка, утвержденная в соответствии с пунктом 1 настоящей
    статьи, вступает в силу после ее принятия большинством в две трети
    государств-участников настоящего Протокола в соответствии с их
    конституционными процедурами.

^ Факультативный протокол (КПП) 531

3. После вступления поправок в силу они становятся обязательными для тех государств-участников, которые их приняли, а для других государств-участников остаются обязательными положения настоящего Протокола и любые предшествующие поправки, которые были ими приняты.

Статья 35

Членам Подкомитета по предупреждению и членам национальных превентивных механизмов предоставляются привилегии и иммунитеты, которые необходимы для независимого осуществления ими своих функций. Членам Подкомитета предоставляются привилегии и иммунитеты, перечисленные в разделе 22 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций от 13 февраля 1946 года, с соблюдением положений раздела 23 той же Конвенции.

Статья 36

При посещении государства-участника члены Подкомитета по предупреждению без ущерба для положений и целей настоящего Протокола и тех привилегий и иммунитетов, которыми они могут пользоваться:

  1. соблюдают законы и нормы государства посещения;

  2. воздерживаются от любых действий или деятельности, не
    совместимых с беспристрастным и международным характером их
    обязанностей.

Статья 37

  1. Настоящий Протокол, английский, арабский, испанский,
    китайский, русский и французский тексты которого являются равно
    аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю
    Организации Объединенных Наций.

  2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций
    направляет заверенные экземпляры настоящего Протокола всем
    государствам.


41. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

^ Приняты резолюцией 37/194 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1982 года

Принцип 1

Работники здравоохранения, в особенности врачи, обеспечивающие медицинское обслуживание заключенных или задержанных лиц, обязаны охранять их физическое и психическое здоровье и обеспечивать лечение заболеваний такого же качества и уровня, какое обеспечивается лицам, не являющимся заключенными или задержанными.

Принцип 2

Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают грубое нарушение медицинской этики, а также преступление, в соответствии с действующими международными документами, если они занимаются активно или пассивно действиями, которые представляют собой участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видах обращения и наказания, или подстрекательство к их совершению, или попытки совершить их1.

Принцип 3

Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают нарушение медицинской этики, если они вовлечены в любые другие профессиональные отношения с заключенными или задержанными лицами, целью которых не является исключительно обследование, охрана или улучшение их физического или психического здоровья.

См. Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (резолюция 3452 (XXX), приложение).

533

534 Права человека в области отправления правосудия

Принцип 4

Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают нарушение медицинской этики, если они:

  1. применяют свои знания и опыт для содействия проведению
    допроса заключенных и задержанных лиц таким образом, что это
    может отрицательно повлиять на физическое или психическое здоровье
    или состояние таких заключенных или задержанных лиц и не
    согласуется с соответствующими международными документами ;

  2. удостоверяют или участвуют в удостоверении того, что
    состояние здоровья заключенных или задержанных лиц позволяет
    подвергать их любой форме обращения или наказания, которое может
    оказать отрицательное воздействие на их физическое или психическое
    здоровье и которое не согласуется с соответствующими
    международными документами, или в любой другой форме участвуют
    в применении любого такого обращения или наказания, которое не
    согласуется с соответствующими международными документами.

Принцип 5

Участие работников здравоохранения, в особенности врачей, в любой процедуре смирительного характера в отношении заключенного или задержанного лица является нарушением медицинской этики, если только оно не продиктовано сугубо медицинскими критериями как необходимое для охраны физического или психического здоровья или безопасности самого заключенного или задержанного лица, других заключенных или задержанных лиц или персонала охраны и не создает угрозы его физическому или психическому здоровью.

Особенно с Всеобщей декларацией прав человека (резолюция 217 А (III)),
Международными пактами о правах человека (резолюция 2200 А (XXI),
приложение), Декларацией о защите всех лиц от пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
(резолюция 3452 (XXX), приложение), а также Минимальными стандартными
правилами обращения с заключенными (Первый Конгресс Организации
Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями: доклад Секретариата (Издание Организации

Объединенных Наций, в продаже под № R.1956.IV.4), приложение I.A).

^ Роль врачей в защите заключенных от пыток 535

Принцип 6

Не может быть никаких отклонений от вышеизложенных принципов ни на каких основаниях, включая чрезвычайное положение.


42. Принципы эффективного расследования и

документирования пыток и других жестоких, бесчеловечных

или унижающих достоинство видов обращения и наказания

^ Рекомендованы резолюцией 55/89 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 2000 года*

1. Цели эффективного расследования и документирования пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения и наказания (именуемых далее "пытками иди другими
видами жестокого обращения") включают следующее:

  1. выяснение фактов и установление и признание
    индивидуальной и государственной ответственности перед жертвами и
    их семьями;

  2. определение необходимых мер во избежание рецидивов;

  3. содействие преследованию и/или в соответствующих
    случаях дисциплинарному наказанию лиц, вина которых установлена в
    ходе расследования, и указание на необходимость полного возмещения
    и компенсации со стороны государства, включая справедливую и
    адекватную финансовую компенсацию и предоставление средств для
    лечения и реабилитации.

2. Государства обеспечивают оперативное и эффективное
расследование жалоб и сообщений о пытках или жестоком обращении.
Даже при отсутствии явно выраженной жалобы проводится
расследование, если имеются другие указания на возможное
применение пыток или жестокого обращения. Лица, проводящие
расследование, которые должны быть независимыми от
предполагаемых виновных и учреждений, в которых они работают,
должны быть компетентными и беспристрастными. Они имеют доступ
к беспристрастным медицинским и другим экспертам или право
привлекать их для проведения расследований. Методы, используемые
при проведении таких расследований, должны удовлетворять самым

* В пункте 3 резолюции 55/89 Генеральная Ассамблея обратила внимание правительств на Принципы эффективного расследования и документирования пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов достоинство видов обращения и наказания, прилагаемых к этой резолюции, и

537

538 Права человека в области отправления правосудия

настоятельно рекомендовала правительствам рассматривать Принципы в

качестве полезного инструмента в борьбе против пыток.

высоким профессиональным стандартам, а их выводы предаются

гласности.

3. а) Орган расследования имеет право и обязанность
затребовать всю необходимую для проведения расследования
информацию1. Лица, проводящие расследование, имеют в своем
распоряжении все необходимые бюджетные и технические средства
для проведения эффективного расследования. Они также имеют
полномочия обязывать всех лиц, действующих в официальном порядке
и предположительно причастных к пыткам или жестокому обращению,
явиться для дачи свидетельских показаний. Это же относится к любым
свидетелям. С этой целью орган расследования уполномочен выдавать
повестки для вызова свидетелей, включая любых официальных лиц,
предположительно связанных с такими деяниями, и требовать
представления доказательств.

b) Предполагаемые жертвы пыток или жестокого обращения, свидетели, лица, проводящие расследование, и их семьи охраняются от насилия, угроз применения насилия или любых других форм запугивания, которые могут являться результатом расследования. Лица, которые могут быть связаны с пытками или жестоким обращением, отстраняются от любой должности, обеспечивающей контроль или власть, прямую или косвенную, в отношении истцов, свидетелей и их семей, а также лиц, проводящих расследование.

  1. Предполагаемые жертвы пыток или жестокого обращения и их
    законные представители уведомляются о любом слушании и любой
    информации, относящейся к расследованию, и имеют доступ к ним, а
    также имеют право представлять другие доказательства.

  2. а) В случаях, когда установленные процедуры расследования
    не удовлетворяют требованиям в силу недостаточной компетенции или
    предполагаемой пристрастности или же в силу явного наличия
    систематических злоупотреблений или по другим существенным
    причинам, государства обеспечивают проведение расследований с
    помощью независимой комиссии по расследованию или в рамках
    аналогичной процедуры. Членами такой комиссии избираются лица,

1 В некоторых обстоятельствах соображения профессиональной этики

могут требовать сохранения конфиденциальности информации. Такие требования надлежит уважать.

Принципы эффективного расследования и 539
документирования пыток

известные своей беспристрастностью, компетентностью и личной независимостью. В частности, они должны быть независимыми от любого предполагаемого виновного и организации или учреждения, в которых они могут работать. Комиссия имеет право затребовать всю необходимую для проведения расследования информацию и проводит расследование в соответствии с настоящими Принципами2.

b) В течение разумного срока составляется письменный отчет, в котором указываются рамки расследования, процедуры и методы, применявшиеся для оценки доказательств, а также выводы и рекомендации, основанные на фактах и применимом законодательстве. По завершении составления отчет предается гласности. В нем должна также содержаться подробная информация о конкретных событиях, которые, как было установлено, имели место, а также доказательства, на которых основаны эти выводы, и список фамилий свидетелей, давших показания, за исключением тех из них, личность которых не была предана гласности в целях их защиты. Государство в течение разумного срока дает ответ на этот отчет о расследовании и сообщает, в соответствующих случаях, какие меры будут приняты в связи с ним.

6. а) Медицинские эксперты, участвующие в расследовании пыток или жестокого обращения, во всех случаях действуют в соответствии с самыми высокими этическими нормами и, в частности, получают данное на основе представленной информации согласие до проведения любой экспертизы. Экспертиза должна соответствовать установленным стандартам медицинской практики. В частности, экспертиза проводится при закрытых дверях под контролем медицинского эксперта и без агентов служб безопасности и других государственных официальных лиц.

b) Медицинский эксперт оперативно составляет точный письменный отчет, в котором указывается по крайней мере следующее:

i) обстоятельства опроса: фамилии обследуемого и

фамилии лиц, присутствующих при экспертизе; точное время и число; место, характер и адрес учреждения (включая, по возможности, номер комнаты), где проводится экспертиза (например, пенитенциарный центр, клиника, дом); состояние



doklad-addiktivnoe-povedenie-podrostkov.html
doklad-adresovan-uchashimsya-ih-roditelyam-uchreditelyu-socialnim-partneram-shkoli-mestnoj-obshestvennosti.html
doklad-akima-goroda-kurchatov-genrih-a-n-na-avgustovskoj-pedagogicheskoj-konferencii-2011-goda.html
doklad-aktualnost-temi-diplomnoj-raboti.html
doklad-amerikanskih-kremlenologov-bil-predstavlen-centrom-strategicheskih-issledovanij-tem-samim-centrom-chimi-rossijskimi-i-evrazijskimi-programmami-vedaet-odin-iz-avtorov-doklada-endryu-kachins-stranica-2.html
doklad-amurstat-b2009-153s.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/muzika-s-kakogo-vozrasta-i-chemu-mozhno-i-nuzhno-uchit-malishej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-kak-poyavilas-ideya-i-pochemu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upotreblenie-narkoticheskih-sredstv-i-patologicheskie-sostoyaniya-chto-takoe-psihologiya-v-2-h-t-t-1-per-s-franc.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektromagnitnie-millimetrovie-volni-v-sanogeneze-vospalitelno-destruktivnih-zabolevanij-v-klinike-vnutrennih-boleznej-s-pozicij-bioradikalnih-processov-14-01-04-vnutrennie-bolezni-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennij-ruminskij-detektiv-stranica-14.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovoj-proekt-po-discipline-matematicheskie-modeli-i-raschyot-sistem-upravleniya-tehnologicheskimi-kompleksami-poyasnitelnaya-zapiska-tema-matematicheskoe-modelirovanie-sistemi-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-k-kursu-osnovi-pravoslavnoj-kulturi-stranica-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/dva-cheloveka-pogibli-pri-pozharah-v-habarovskom-krae-informacionnoe-agentstvo-vostok-media-28092011.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/akio-morita-sdelano-v-yaponii-stranica-14.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-klinicheskoj-farmakologii-farmakoterapii-i-skoroj-medicinskoj-pomoshi-nauchnie-dostizheniya-za-2009-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-2-principi-raboti-poluprovodnikovih-priborov-i-ih-primenenie-kurs-lekcij-po-predmetu-materialovedenie-i-tkm.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-4-razdel-perehod-na-novie-obrazovatelnie-standarti-6.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-2-novosti-rka-operativnaya-svodka-o-podgotovke-konferencii-v-pyatigorske-v-2002g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/molchal-zadumavshis-i-ya-stranica-8.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-poverhnostnie-yavleniya-i-dispersnie-sistemi.html
  • control.bystrickaya.ru/cd-shkolnij-kurs-po-vsem-predmetam-publichnij-otchetnij-doklad-direktora.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-igrovoj-deyatelnosti-v-detskom-sadu-analiz-raboti-dou-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-godovoj-otchet-programma-sovmestnih-ekonomicheskih-issledovanij-pravitelstva-rk-vsemirnogo-banka-za-period.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-viktorini-avtonovosti-skoda-stranica-24.html
  • literature.bystrickaya.ru/detskij-festival-konkurs-igraem-jazz-26-28-marta-2012g-polozhenie-magnitogorsk-2012-soglasovano-utverzhdayu.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-o-deyatelnosti-upravleniya-obrazovaniya-administracii-goroda-za-2008-god.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemi-pravovogo-regulirovaniya-otnoshenij-v-sfere-pravovoj-ohrani-i-ispolzovaniya-rezultatov-intellektualnoj-deyatelnosti-sozdannih-za-schet-sredstv-federalnogo-byudzheta.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cifrovoj-sputnikovij-priemnik-dreambox-dm-500-s-s.html
  • books.bystrickaya.ru/detskaya-biblioteka-i-ekologicheskoe-obrazovanie-detej-i-podrostkov.html
  • tests.bystrickaya.ru/mchs-oproverglo-dannie-ob-obnaruzhenii-v-bronnicah-dvuh-pogibshih-internet-resurs-erru-17102011.html
  • textbook.bystrickaya.ru/harakteristika-razlichnih-stilej-kodeks-zakonov-o-trude.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-materiali-o-polozhenii-pravoslavnoj-cerkvi-v-amerike-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rossiya-pobedila-chto-viigrala-rossiya-chast-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-pyataya-sudoproizvodstvo-samosud-svetskaya-i-duhovnaya-podsudnost-literatura-i-obichaj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotan-mini-kompyuter-stoimostyu-25-dollarov-pravitelstvo-rf-utverdilo-plan-meropriyatij-po-optimizacii-kontrolno-nadzornih.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-tretya-allan-kardek-kniga-duhov.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-put-v-professiyu-ili-v-poiskah-prizvaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-tvorcheskom-konkurse-esse-na-temu-otechestvennaya-vojna-1812-g-glazami-molodogo-issledovatelya.html
  • exam.bystrickaya.ru/zakonnost-v-vooruzhennih-silah-sposobi-ee-obespecheniya-chast-5.html
  • write.bystrickaya.ru/g-izhevsk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.