.RU

Центр-школа-комплекс «Восток» для одаренных детей Из опыта работы




Научно-исследовательский специализированный

центр-школа-комплекс «Восток» для одаренных детей


Из опыта работы

детского сада «Жемчужинка»

НИСЦРО «Восток» по внедрению

предмета «САМОПОЗНАНИЕ»


Усть-Каменогорск

2009


Авторский коллектив:

Протасова Г.В., директор НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей

Скорнякова Л.В., заведующая детским садом «Жемчужинка» НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей

Ковальчук Н.П., методист детского сада «Жемчужинка» НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей

^ Шалтаева М.Н., психолог НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей


Из опыта работы детского сада «Жемчужинка» НИСЦРО «Восток» по внедрению предмета «САМОПОЗНАНИЕ» – Усть-Каменогорск: Издательство ВКО ИПК ПРО, 2009. – 72 с.


В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы управления, научно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения процесса внедрения предмета «Самопознание» из опыта работы дошкольного учреждения «Жемчужинка» НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей. Авторы раскрывают социально-педагогические, научно-методические и психологические условия, обеспечивающие эффективность опытно-экспериментальной работы. Рекомендации предназначеы для руководителей и педагогов дошкольных учреждений.




СОДЕРЖАНИЕ

1

^ Управление и методическое обеспечение как условие эффективного внедрения предмета «Самопознание»

4

2

^ Психологическое сопровождение процесса внедрения предмета «Самопознание»

12

3

Работа с родителями в процессе внедрения предмета «Самопознание»

20

4

Приложения







4.1. Конспект интегрированного занятия «Музыка моей семьи» Макагонова О.Г., Графская С.Г.)

23




4.2. Конспект занятия на тему: «Письмо другу»

(Изюмская Г.П.)

27




4.3. Конспект занятия на тему: «Мои добрые слова родным и близким» (Божко С.Ю.)

30




4.4.Конспект утренника на тему: «Сказки старого дуба

34




4.5.Сценарий интегрированного занятия по самопознанию на тему: «Путешествие в страну добра и красоты»

44




4.6.Конспект занятия на тему: «Мои чувства»

(Божко С.Ю.)

53




4.7.Конспект занятия на тему: «К друзьям с любовью в сердце» (Изюмская Г.П.).

57




4.8.Конспект «Радость познания» (Изюмская Г.П.)

60




4.9.«Модель выпускника-дошкольника, прошедшего обучение предмету «Самопознание»

64




4.10.Модель «Психологическое сопровождение внедрения предмета «Самопознание»

65




4.11.Модель «Организация работы с родителями по нравственно - духовному воспитанию»

66




4.12.Модель «Дифференцированный подход в работе с родителями в условиях внедрения предмета «Самопознание»

67




4.13.Памятка «Правила общения с ребенком»

68




4.14.Результаты анкетирования родителей детей экспериментальных групп

69

5

^ Список литературы

70





Управление и методическое обеспечение как условие эффективного внедрения предмета «Самопознание»


Введение

Сегодня наше государство находится у истоков большого исторического пути, но мы все видим, что во времена экономических перемен внимание к воспитанию духовности и нравственности упускается. Вырастают целые поколения, вызывающие беспокойство в области нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание базируется на общечеловеческих ценностях, в основе которых лежат народные традиции, делающие личность духовно богатой, внутренне свободной, независимой и одновременно социально зрелой, ответственной. На вопросы духовности обращали свои мысли и идеи такие классики педагогики, как: Я.А. Каменский, И. Песталоцци, К. Ушинский и другие. Великий поэт-гуманист Казахстана Ибрай Алтынсарин, понимал духовность и нравственность общества как уровень его развития. В системе дошкольного и школьного образования в советский период не существовала целевая программа по духовно-нравственному воспитанию детей. По инициативе первой Леди Республики Казахстан была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию «Самопознание».

Дошкольное учреждение «Жемчужинка» работает по этой программе с сентября 2002 года, которая направлена на развитие нравственных ценностей у ребенка дошкольного возраста. Программа дает возможность педагогам реализовать важнейший принцип гуманистической педагогики, принцип диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов с родителями. Являясь воспитательной программой нового поколения, «Самопознание» отражает непреходящее знание дошкольного детства как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека. Процесс внедрения предмета «Самопознание» сопровождается научной разработкой методических рекомендаций, отражающих идеи, положения и выводы психологической и педагогической наук в области духовно-нравственного воспитания дошкольника, учебно-методического комплекса. Научность и реалистичность содержания рекомендаций соответствует принципу оптимизации, т.е. получению педагогического эффекта без существенных перегрузок педагогов и детей. Объективными условиями внедрения нового учебного предмета «Самопознание» явились их актуальность, новизна и перспективность. Это позволило поддерживать развитие дошкольного учреждения в режиме инновационной деятельности и обеспечивать эффективность экспериментальной работы. Другие условия успешного внедрения данного предмета - социальная направленность воспитателей-экспериментаторов, их профессиональное мастерство, эрудиция, культура и потребность в усвоении новых знаний. Кроме того, руководитель детского сада «Жемчужинка» Скорнякова Людмила Васильевна и методист Ковальчук Нина Петровна способствовали развитию педагогической творческой инициативы, творческих отношений, обеспечивали моральную поддержку педагогам, занятым внедрением, создавали положительное общественное мнение вокруг творчески работающих воспитателей.

Важным этапом управления процессом внедрения предмета «Самопознание» является анализ существующей традиционной практики воспитания дошкольников и изучение научно-методических рекомендаций по данному предмету, что позволило нам выявить недостатки воспитательного процесса, несоответствия между тем, что есть в педагогической дошкольной практике и тем, что должно быть на сегодняшний день. На основе анализа спроектирован план процесса внедрения программы «Самопознание» с учетом принципов и правил проведения апробации в дошкольных учреждениях Республики Казахстан, рекомендованных республиканским центром «Бобек». Эти правила позволили четко выдержать методику проведения эксперимента.

Основной целью государственной программы является обогащение духовного мира ребенка, познание самого себя и на этой основе развитие у него отношения к миру непосредственного окружения. Поэтому в программе «Самопознание» выделены такие важные направления развития ребенка, как:

В нашем детском саду эти направления реализуются через основные виды деятельности: общение, игру, беседу, изобразительную деятельность, музыку. Игровой деятельности отводится особое место, так как игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

^ Социальное развитие прослеживается в постановке задач приобретения детьми четких представлений о социальных нормах и правилах, существующих в обществе, формирования у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками.

В содержании физического развития определены задачи, решение которых содействует укреплению здоровья детей, отражены современные представления о здоровом образе жизни.

В содержании программы красной нитью проходит эстетическое направление, которое рассматривается в единстве формирования у ребенка чувства прекрасного в отношении к миру.

^ Нравственное направление представляет ценность жизни каждого и всех живущих на земле, приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, счастью.

Работа по апробации программы «Самопознание» началась со знакомства коллектива с целями, основными задачами, интерактивными методиками. Анализ профессионально-личностных особенностей педагогов, с высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, определил будущих участников эксперимента. Вполне закономерно, что в разработанной нами модели «педагога – исследователя» инновационной системы непрерывного образования выраженность личностного начала является необходимым исходным условием полноценной педагогической деятельности. Поэтому первым компонентом нашей модели является блок личностно-этических качеств.





Каждый педагог, участвующий в эксперименте, начинал свою работу с осмысления собственной деятельности, с чтения классиков гуманной педагогики и специальной литературы. Методическая и психологическая службы разработали инструментарий внедрения данного экспериментального курса в работу дошкольного учреждения. Нами были определены основные направления работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию и задачи для педагогов:

Эти направления потребовали от педагогов переосмысления сущности духовно-нравственного воспитания, его конечных результатов. В качестве ведущих задач такого подхода предусмотрено: обновление содержания дошкольного образования во всех его областях и повышение качества подготовки педагогов. Трудности педагога при внедрении предмета «Самопознание» состоят не только в освоении методики развития гармоничной личности (методический «пласт»), но и в организации совместной деятельности педагога и ребенка на занятии (деятельностный «пласт»). Меняется характер педагогической деятельности, а, значит, должен меняться сам педагог, т.е. возрастает потребность в педагоге, способном к поиску новых подходов в развитии личностного потенциала ребенка, в обновлении содержания своей деятельности.

Работа по программе «Самопознание» в дошкольном учреждении «Жемчужинка» постоянно требует от педагогов совершенствования технологий обучения и воспитания детей, поэтому в структуре профессиональной компетентности мы особенно выделяем технологическую составляющую, в содержание которой входит:

Практика показывает, что основными факторами развития технологической компетентности являлись:

В организации научно – методической работы по освоению предмета «Самопознание» важен личностно - деятельностный подход в повышении профессионализма педагогов дошкольного учреждения «Жемчужинка». Следовательно, новым ориентиром в научно-методической работе становится процесс не столько информирования педагогов, сколько саморазвития. Методическая работа по саморазвитию была направлена на обогащение знаний педагога, на формирование:

Важный аспект работы с педагогами – это внедрение инновационных технологий, выражающих специфику занятий по самопознанию, осмыслений имеющегося практического опыта. Поэтому методическая работа по управлению саморазвитием педагогов была представлена следующими блоками:

  1. Совершенствование педагогических и психологических условий ориентированных на саморазвитие личности (внедрение и активное применение новых форм и методов – семинаров, практикумов, специальных тренингов, оказание индивидуальной помощи и другие).

  2. Совершенствование разнообразных форм и методов стимулирования творческой деятельности педагогов.

  3. Приобщение к научно-исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работе.

  4. Содействие обобщению, распространению и изданию лучшего педагогического опыта.

Таким образом, систему работы по саморазвитию педагога мы определили следующей формулой: «рефлексия - самоопределение - самореализация».

Становлению и развитию педагогического мастерства в рамках экспериментальной программы духовно-нравственного образования дошкольников способствовала также ориентация педагогов на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми:

В освоении вопросов педагогами теории ценностного сознания и практики развития гармоничной личности ребенка в методической работе были использованы эффективные методы продуктивного обучения, в числе которых:

когнитивные:

креативные:

педагогические:

которые использовались педагогами в составлении интегрированных занятий по «Самопознанию» (Приложение №1 - конспект занятия «Музыка моей семьи» Макагонова О.Г., Графская С.Г.).

Интерактивное обучение происходило в совместной деятельности в процессе общения. Большую помощь в этом оказывали учебные деловые игры («Школа здоровья», «Родословная семьи «Жемчужинка» и другие), практические выставки («Казахские национальные игры», «Быт и традиции родного края» и другие). Такие игры предоставляли возможность понять, как воспитателю вести себя, чтобы работа была ориентирована на ребенка.

Из наиболее эффективных форм повышения педагогического мастерства в программе «Самопознание» являлись педагогические советы, которые проводились в виде деловых игр, «круглого стола», дискуссии и рассматривались вопросы нравственного развития ребенка через интеграцию основных видов детской деятельности. Повышению психолого-педагогической культуры воспитателей, развитию у них нравственного и профессионального самосознания способствовал постоянно действующий семинар, который проводился в течение ряда лет по теме: «Самопознание» как основа развития гармоничной личности».

Современные подходы в организации методической работы по предмету «Самопознание» сыграли важную роль в определении педагогической позиции воспитателя, которая отражает его индивидуальное отношение к следующим составляющим:

Вариативность подходов, повысила творческий потенциал и профессиональный опыт педагогов, который выражался в постоянной, глубоко предметной подготовки к занятиям (Приложение №2 - конспект занятия на тему: «Письмо другу», Приложение №3 – конспект «Мои добрые слова родным и близким», Приложение №4 - конспект утренника на тему: «Сказки старого дуба», Приложение №5 – сценарий интегрированного занятия на тему: «Путешествие в мир добра и красоты», Приложение №6 -конспект занятия на тему: «Мои чувства», Приложение №7 – конспект на тему: «К друзьям с любовью в сердце», Приложение №8 – конспект на тему: «Радость познания»), а значит, был направлен, прежде всего, на ребенка, его развитие и самопознание (Приложение №9 - «Модель выпускника-дошкольника, прошедшего обучение по курсу «Самопознание»).


^ Психологическое сопровождение процесса

внедрения предмета «Самопознание»


Психологическое обеспечение внедрения любой новой образовательной технологии или программы является необходимым компонентом обновления педагогической деятельности. Особую важность это приобретает в условиях опытно-экспериментальной работы по нравственно-духовному воспитанию через предмет «Самопознание», поэтому совместно с лабораторией дошкольного и школьного образования НИСЦ РО «Восток», психологической службой нашего дошкольного учреждения была разработана модель психологического сопровождения внедрения предмета «Самопознание» (Приложение №10 – Модель психологического сопровождения внедрения предмета «Самопознание»)

Основная цель психологического сопровождения заключается в создании психологически комфортных условий, необходимых для активной самостоятельной и продуктивной работы ребенка и взрослого.

Достижение этой цели осуществляется через систему трех направлений: диагностическое, консультативное и развивающее. Поэтапная работа в данных направлениях охватывает всех субъектов образовательного процесса – воспитанников нашего дошкольного учреждения, их родителей и педагогов.

Направление психологического сопровождения внедрения предмета «Самопознание» – диагностическое - выстроено на основе мониторинга профессионального роста педагогов и духовно-нравственного становления личности дошкольника.

К педагогу, работающему по предмету «Самопознание», предъявляются особые требования в области его профессиональных знаний педагогики, дидактики, психологии, этики, профессиональных умений, личностных качеств и общекультурного уровня.

Именно на изучение динамики профессионального роста педагогов направлен мониторинг педагогической компетентности, разработанный специалистами лаборатории НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей. Данный мониторинг включает в себя:

- мотивы профессиональной деятельности;

- ценностные ориентации и стиль педагогического общения;

-педагогические умения (гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные и исследовательские);

- уровень психолого-педагогической подготовки;

- результаты деятельности.

Анализ результатов мониторинга педагогической компетентности показывает стабильный рост профессионализма педагогов в области нравственно-духовного воспитания дошкольников. Педагоги дошкольного учреждения «Жемчужинка» в своей профессиональной деятельности руководствуются внутренними мотивами, направленными на процесс и содержание нравственно-духовного воспитания детей. Это способствует наибольшей продуктивности их деятельности. Ценностным основанием работы воспитателей являются умения строить отношения с детьми на основе диалога, направленность на саморазвитие и любовь к ребенку. Комплекс данных ценностей педагогов в полной мере соответствует личностным качествам педагога предмета «Самопознание»: 98% воспитателей дошкольного учреждения используют демократический стиль общения, позволяющий выстраивать субъект-субъектные отношения с детьми, реализовывать личностно-ориентированный подход.


Уровень сформированности профессиональных умений педагогов дошкольного учреждения «Жемчужинка»

(в процентах)


Умения

Очень высокий

Высокий

Достаточный

Критический

Недопустимый

2004

-

2005

2005

-

2006

2006

-

2007

2004

-

2005

2005

-

2006

2006

-

2007

2004

-

2005

2005

-

2006

2006

-

2007

2004

-

2005

2005

-

2006

2006

-

2007

2004

-

2005

2005

-

2006

2006

-

2007

Гности-ческие



77


83


86


23


17


14

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Проекти-ровочные



86


96


92


14


4


8

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Конструк-тивные



77


67


75


23


25


16

0


8

0

0

0

0

0

0

0

Организа-торские



64


71


75


36


21


21

0


8


4

0

0

0

0

0

0

Коммуни-кативные


91


83


87


9


17


3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Исследова-тельские


36


46


50


9


8


15


14


4


25


32


29


10


9


13


0

Психолого-педагоги-ческой подготовки


86


83


86


9


13



14

5

4

0

0

0

0

0

0

0

Общий уровень

74

76

79

18

15

15

2

3

5

5

4

1

1

2

0


Более высоким стал уровень таких профессиональных умений, как гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские и коммуникативные. Педагоги детского учреждения целенаправленно и систематически пополняют свои психолого-педагогические знания на основе самообразования, умело планируют и реализуют свою деятельность и деятельность детей, создают условия для эффективного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Профессионализм педагогов, личностные качества обеспечивают высокий уровень нравственно-духовного становления дошкольников, о чем свидетельствуют результаты мониторинга.

Так, в своем социальном развитии 84% дошкольников достигли высокого уровня оптимальности отношений со взрослыми. Благодаря предмету «Самопознание» у дошкольников сформирована внеситуативно-личностная форма общения с педагогами и родителями. Их просьбы выполняются, на их замечания не обижаются, а ошибки стараются исправить. Дети чутко относятся к оценке своих поступков со стороны взрослого, отказываются от негативных действий, получивших неодобрение. Родители, дети которых занимаются по предмету «Самопознание», отмечают, что они стали внимательнее, заботливее к старшему поколению, чаще предлагают свою помощь и добрее относятся к людям.

Предмет «Самопознание» изменил в лучшую сторону отношения ребенка со сверстниками. К концу 2004 года количество детей с высоким уровнем социального развития выросло в старшей группе на 45%, в подготовительной на 12%. К сентябрю 2006 года в старшей группе этот показатель вырос на 36%, в подготовительной он достиг 76%. Большинство детей, занимающихся предметом «Самопознание», научились сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликтов со сверстниками, остановить ссору или обратиться за помощью к взрослому. Кроме того, дети стали доброжелательнее к своим сверстникам, в их поведении преобладают альтруистические тенденции, они искренне сопереживают и сорадуются друг другу.

Значительно выросло количество детей, умеющих действовать самостоятельно, обладающих высоким уровнем развития автономности, особенно в подготовительной группе. Так, к маю 2004 года этот показатель вырос у детей 6-7 лет до 65%, а к концу 2005 года уже до 90%. В сентябре 2006 года данный показатель составил 93%, то есть дети научились самостоятельно находить себе дело, проявлять настойчивость в достижении результата, стали более целеустремленными в своей деятельности.

chp-v-taksoparke-v-moskve-okazalos-vspishkoj-parov-kraski-spaseni-chetire-cheloveka-informacionnoe-agentstvo-interfaks-26042011.html
chreskozhnie-koronarnie-vmeshatelstva-u-bolnih-saharnim-diabetom.html
chrezvichajnaya-situacii-proisshestvieemergency-incident-elektronnomu-biznesu-i-elektronnoj-torgovle.html
chrezvichajnie-situacii-biologo-socialnogo-i-tehnogennogo-haraktera-1-obshie-polozheniya.html
chrezvichajnie-situacii-klassifikaciya-usloviya-vozniknoveniya-stadii-razvitiya-chrezvichajnih-situacij.html
chrezvichajnie-situacii-plan-uchebnogo-processa-v-institute-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-pgups-na-2012.html
  • control.bystrickaya.ru/diplomskih-akademskih-studia.html
  • books.bystrickaya.ru/cenovoe-predlozhenie-ot-prazdnika-podarkov-vnimanie-akciya-privodite-korporativnih-klientov-poluchaete-voznagrazhdenie-v-razmere-10.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/realizacii-problemnogo-obucheniya-v-obuchayushih-programmah-osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-predmetnoj-oblasti-.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/455-470-mgc-nacionalnaya-tablica-raspredeleniya-radiochastot-mezhdu-radiosluzhbami-kirgizskoj-respubliki-utverzhdeno.html
  • textbook.bystrickaya.ru/integrativnij-podhod-k-formirovaniyu-professionalnoj-kommunikativnoj-kompetentnosti-studentov-pravovih-specialnostej-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/galereya-kommercheskoj-nedvizhimosti-specialnij-razdel-proestate-2009-pri-podderzhke-bsn.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proektirovanie-shvejnih-izdelij-razlichnogo-naznacheniya-osobennosti-proektirovaniya-ansamblya-komplekta-i-kollekcii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mifologiya-drevnego-kitaya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-atmosferali-isim-torrichelli-tzhribes-barometr-sabati-masati.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-zachetu-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-studentov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-intellektualnie-informacionnie-sistemi-fakultet-prikladnoj-informatiki-matematiki-i-fiziki-dlya-specialnosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/neorganicheskaya-i-analiticheskaya-himiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-istoriko-bitovoj-tanec-normativnie-dokumenti-i-primernie-programmi-lezhashie-v-osnove-kursa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-ocenki-effektivnosti-proizvodstva-i-realizacii-produkcii-energeticheskogo-mashinostroeniya-chast-15.html
  • control.bystrickaya.ru/borejskaya-stolica-perm-izdatelstvo-vedi.html
  • report.bystrickaya.ru/istoricheskij-ocherk-i-obshie-svedeniya-stranica-7.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-standarti-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-standart-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uproshennaya-grammatika-anglijskogo-yazika-dlya-nachinayushih-ego-izuchat.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-obnaruzhenie-vzaimosvyazi-iskusstva-drevnego-cheloveka-s-ego-vospriyatiem-okruzhayushego-mira-viyavlenie-vliyaniya-drevnejshej-kulturi-na-duhovnuyu-zhizn-lyudej-posleduyushih-epoh.html
  • lesson.bystrickaya.ru/predmet-zavdannya-etnograf.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnie-zadaniya-referati-po-uchebnoj-discipline-administrativnoe-pravo.html
  • student.bystrickaya.ru/13-soderzhanie-programmi-uchebno-metodicheskoe-posobie-pechataetsya-po-resheniyu-metodicheskogo-soveta-vgipa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-nesovershennoletnie-ob-utverzhdenii-ezhegodnogo-gosudarstvennogo-doklad.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-g-fanduncev-mashina-elektronnaya-stranica-8.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-na-primere-ooo-elektrum-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-lingvisticheskoj-nauki.html
  • grade.bystrickaya.ru/mineralnie-udobreniya-i-informacionnaya-karta-aukciona-ika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologo-antropologicheskaya-diagnostika-individualnosti-prognoz-sportivnogo-masterstva-po-individualnim-harakteristikam.html
  • spur.bystrickaya.ru/kollektivnaya-forma-organizacii-truda-chast-8.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-sharipovoj-t-v-predmet-matematike-klass-6a6b6v6g-uchebnij-god-2014-2015-hanti-mansijsk-2014-aktualnost-programmi-slovo-matematika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moralnie-normi-i-principi-v-formirovanii-kulturi-obsheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumenti-poziciya-minekonomrazvitiya-roznichnaya-torgovlya-farmacevticheskoj-produkciej-i-aptechnie-seti-poluchatel.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/58-fizicheskaya-kultura-nachalnaya-shkola-xxi-veka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prodazha-doli-v-obshestve-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aa-kazanceva-irkutsk-uchet-adresata-inofona-v-delovoj-professionalnoj-perepiske.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.