.RU

Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицея городского округа железнодорожный московской области на 2006 2011 годы



СОГЛАСОВАНО:

Комитетом по образованию Администрации городского округа Железнодорожный Московской области

Председатель комитета по образованию

______________ Манаенкова А.А.

1 февраля 2006г.
ПРИНЯТО: на совместном заседании педагогического совета лицея и Совете лицея 26 января 2006г. Председатель педсовета _____________ Нестерович И.Л. Председатель Совета лицея ________________ Дьячков А.С.





^ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИЦЕЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 – 2011 ГОДЫ


2006 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ:


1. ВВЕДЕНИЕ

^ 2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ:

1) разработчики программы;

2) исполнители программы;

3) научно-методические основы разработки программы;

4) основные этапы и формы обсуждения и принятия программы;

5) цели программы;

6) задачи программы;

7) приоритетные направления программы.

^ 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ЛИЦЕЕ

4. АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

5. КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО ЛИЦЕЯ КАК СИСТЕМЫ

6. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПЕРЕХОДА ЛИЦЕЯ В НОВОЕ СОСТОЯНИЕ (ПЛАН)

^ 7. ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРММЫ

8. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

9. ПОРЯДОК МОНИТОРИНГА И РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

10. ПРИЛОЖЕНИЯ



  1. ВВЕДЕНИЕ


Настоящая Программа является четвертым по счету основополагающим документом, намечающим перспективы развития лицея на значительный исторический период. Три предыдущие программы (1991, 1995 и 1999 гг.) полностью реализованы. Их результаты оказались несколько выше предполагаемых. Причина этого заключается в том, что все они были рассчитаны на опережение тех изменений, которые происходили в российском обществе и образовании за последние пятнадцать лет. Высокое качество лицейского образования и большой творческий потенциал педагогического и детского коллектива лицея подтверждаются рядом значительных достижений. Среди них стопроцентное поступление выпускников лицея в вузы, высокие результаты ЕГЭ (90 % качество знаний), стабильно высокий процент учащихся – победителей и призеров городских и областных предметных олимпиад (24-25 человек, или 15% от общего числа учащихся, на городских и 4-5 человек, или 3 % от общего числа, на областных); рост авторитета лицейского образования в городе (стабильно высокий конкурс при поступлении в 9-е и 10-е классы – 1,5 – 2 человека), заинтересованность партнеров в сотрудничестве с лицеем (создание профильного класса от ИКСИ Академии ФСБ, сотрудничество с факультетом довузовской подготовки МЭИ). Добиться высоких результатов удалось благодаря неуклонно растущему профессиональному мастерству педагогических работников, внедрению инновационных образовательных технологий, пополнению и совершенствованию материально-технической базы и методического оснащения образовательного процесса, усилению роли родительской общественности в управлении, социальному партнерству с НОУ СОШ «Интеллект-Сервис».

Однако динамика современной жизни и прогнозы на будущее заставляют коллектив лицея искать новые формы работы, организации и содержание образования. Со времени, прошедшего после принятия предыдущей Программы развития, в системе образования страны и области произошли большие изменения. Реализуется приоритетный национальный проект «Образование», Региональная комплексная программа модернизации образования Московской области. Лицей активно участвует в их реализации, и это необходимо зафиксировать в программе. Большие изменения произошли в социальном окружении лицея: лицей постепенно становится культурным центром бурно развивающегося микрорайона Ольгино, и образовательные запросы его жителей влияют на динамику развития лицея. Поэтому уже в начале 2000-х годов руководство лицея начало искать адекватную времени модель качественных изменений в образовании. Изучение современной педагогической литературы, знакомство с передовым опытом коллег, собственные традиции помогли подготовить и представить на обсуждение новую Программу развития лицея на перспективу до 2011 года. Тематика отдельных разделов Программы в течение шести лет обсуждалась в различных аудиториях и с разными заинтересованными сторонами. Настоящая Программа является обобщением и систематическим изложением новейшего опыта лицея и перспектив его развития.


^ 2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ


2.1. Разработчики Программы

Авторский коллектив в составе:


Нестерович Игорь Леонидович, директор лицея, магистр делового администрирования, Почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования Московской области, директор высшей категории; Нестерович Светлана Александровна, директор НОУ СОШ «Интеллект-Сервис»; Егоров Олег Георгиевич, заместитель директора лицея по научно-методической работе, доктор филологических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, лауреат ежегодной премии губернатора Московской области; Романов Владимир Викторович, сотрудник в/ч 35 533; Волкова Наталья Николаевна, детский психоневролог, врач высшей категории.


^ 2.2. Исполнители Программы:


Администрация, педагогический и ученический коллектив лицея, родительская общественность, базовые вузы – МЭИ и ИКСИ Академии ФСБ России, в/ч 35533; НОУ СОШ «Интеллект-Сервис».


^ 2.3. Научно-методические основы разработки Программы:


В основу Программы положена педагогическая идея воспитания в рамках школы социально востребованной личности, обладающей основными социальными компетентностями, способной реализовать себя профессионально и найти свое место в современном социуме. Реализовать данную идею возможно в рамках профильного образования, профориентации и специализации на ранней стадии и замкнутого образовательно-производственного цикла «школа – вуз – предприятие». Гражданское и нравственное становление молодого человека в свете центральной идеи проходит в воспитательной среде, организованной по принципу семьи: «Лицей – наш общий дом, а мы – единая семья». Современная школа должна стать школой здорового образа жизни, в которой питание, медицинское и психологическое сопровождение, эстетика быта и элементы комфорта должны быть не сопутствующими элементами, а основой жизнеустройства образовательного пространства. Для этого необходимо создать соответствующую ауру, в которой ребенок ощущал бы себя, как дома. Составляющие такого воспитательного процесса позволят подготовить к успешной профессиональной деятельности социально активную духовную личность.


Программа основывается на идее развития психологии Л.С. Выготского («Умственное развитие детей в процессе обучения») и теория деятельности А.Н.Леонтьева («Деятельность, сознание, личность»), положениях «Концепции модернизации образования», новейших исследованиях НИИ гигиены и сохранения здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН (Кучма В.Р. «Гигиена детей и подростков», Степанова М.И.), стратегических разработках Российской академии образования.


^ 2.4. Основные этапы и формы обсуждения и принятия программы.


  1. Обобщение опыта работы и корректировка педагогических приоритетов лицейского образования. Педагогический совет, производственное совещание – 2000 год.

  2. Методический совет лицея, ШМО, ГМО – 1999-2006 гг.

  3. Проведение на базе лицея городских, областных и международного семинаров по тематике Программы – 1996-2003 гг.

  4. Родительские собрания на тему «Новая концепция лицейского образования» – 2003-2004 гг.

  5. Размещение информации на сайте лицея – 2003 г.

  6. Административные совещания – 2001-2004 гг.

  7. Создание рабочей группы по разработке комплексной Программы развития лицея. Производственное совещание. Малый педсовет – 2005г.

  8. Принятие Программы. Совместное заседание педагогического совета и Совета лицея – 20 января 2006 г., протокол №3.



^ 2.5. Цели Программы:


Целью настоящей программы является создание модели эффективной школы, в которой образовательное пространство, воспитательная система и педагогические технологии будут направлены на воспитание социально востребованной личности, подготовку ее к продуктивной профессиональной деятельности на основе овладения основными социальными компетентностями и успешной адаптации к современному социуму в рамках профильного образования.


^ 2.6. Задачи Программы:


  1. Переориентация лицейского образования с подготовки лицеистов в вузы на воспитание социально востребованной личности.

  2. Внедрение системно-деятельностной методики обучения.

  3. Совершенствование структуры и содержания лицейского профильного образования.

  4. Завершение перехода на новую систему управления.

  5. Модернизация информационно-поисковой и агитационной работы по отбору перспективной молодежи в лицей.

  6. Создание службы медицинской профилактики, осуществляющей надзор за соответствием здоровья детей их притязаниям на профиль обучения.

  7. Совершенствование методического оснащения предметных кабинетов.

  8. Повышение квалификации и переподготовка преподавателей, ведущих профильные предметы.

  9. Финансирование профилактики заболеваний педагогического персонала.

  10. Работа с одаренными детьми.

  11. Модернизация здоровьесберегающих технологий.

  12. Модернизация работы с базовыми вузами.

  13. Совершенствование работы с родительской общественностью.

  14. Обновление воспитательной работы.

  15. Модернизация внеклассной работы и системы дополнительного образования.

  16. Модернизация спортивной работы.

  17. Совершенствование системы эстетического воспитания.

  18. Обновление работы психологической службы.

  19. Совершенствование информационного блока (сайта).

  20. Обновление работы по обобщению передового опыта.

  21. Организация работы в микрорайоне.

  22. Координация учебных, воспитательных и хозяйственных планов лицея

и НОУ СОШ «Интеллект-Сервис».

  1. Создание системы практик для учащихся спецклассов и спецгрупп.

  2. Создание ассоциации выпускников лицея.

  3. Заключение договоров о сотрудничестве с другими вузами.



^ 2.7. Приоритетные направления Программы:


1. Главным направлением Программы является дальнейшее

совершенствование профильного образования. Лицей изначально формировался как профильное образовательное учреждение. За пятнадцать лет развития в этой области накоплен большой опыт. Сделано шестнадцать выпусков. Все выпускники лицея успешно поступили в вузы. Из них большинство – в базовые. Профильное образование в лицее многократно подтвердило свое высокое качество. Однако на новом этапе развития встает задача перехода с БУПа-98 на новый учебный план профильного образования (БУП-2004) с использованием профильных программ и учебников. Предстоит большая работа по разъяснению абитуриентам, их родителям сущности концепции профильного образования в свете требований федеральной программы. В рамках работы по совершенствованию профилизации предстоит перестраивать работу с базовыми вузами – МЭИ и Академией ФСБ. С этой целью в 2003 году был открыт профильный класс от ИКСИ и профильная группа от переводческого факультета Академии в добавление к уже существующим профилям – физико-математическому (МЭИ) и гуманитарному. Лицейскими преподавателями создан ряд селективных курсов. Все адаптированные и авторские программы утверждены ГМО и методическим центром города. В текущем году завершится создание адаптированных программ по всем профильным предметам. Преподаватели базовых вузов прочитали ряд спецкурсов в профильных классах по физике, математике и основам энергетики. Проведено несколько городских и областных семинаров, близких по тематике к профильному образованию.

2. Вторым приоритетом Программы является профориентация. Десять лет лицей работает в системе замкнутого образовательно-производственного цикла «школа – вуз – предприятие». Задача лицейского образования не просто подготовить выпускника к поступлению в вуз, но сориентировать его так, чтобы по его окончании он вернулся в город (область) на предприятие, связанное с его профессией.

3. Приоритетным направлением в работе лицея является гражданско-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание в рамках системы дополнительного образования. Основой такого воспитания в лицее является воспитание интереса и любви к малой Родине, с которой начинается большая Россия.

4. Совершенствование системы дополнительного образования. Создание условий для успешного функционирования лицейского математического общества «ЭФОТИКС» под руководством В.П. Поливоды. Реализация экскурсионных программ.

5.Современная школа и образование немыслимы без здоровьесберегающих технологий. В лицее имеется большой опыт в этом направлении, который будет приумножен.

6. Укрепление и развитие многосторонних связей с партнером лицея - НОУ СОШ «Интеллект-Сервис». Участие в создании совместных проектов.


^ 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ЛИЦЕЕ


Муниципальный лицей г.Железнодорожного Московской области был основан 28 декабря 1990 года как первое в городе инновационное профильное учебное заведение старшего звена (10 – 11е классы). В 1991 году лицей был включен в структуру довузовской подготовки МЭИ и МПГУ. Изначально в нем было два профильных класса – энерго-физический (физико-математический) и педагогический (впоследствии переименованный в гуманитарно-филологический). Лицей является школой городского масштаба.

Лицею было отдано здание бывшего городского УПК. Набор в лицей осуществлялся на конкурсной основе (вступительные экзамены по материалам МЭИ и МПГУ). В 1995 году был проведен набор в 9-й класс. До настоящего времени лицей функционирует в составе семи классов – с 9-го по 11-й. В 1996 году был заключен договор о совместной работе с ИКСИ Академии ФСБ, а в 2003 году – с переводческим факультетом Академии. С 2003 года в лицее функционирует спецкласс на базе ИКСИ Академии ФСБ.

Обучение в лицее ведется по адаптированным и авторским программам. В лицее принят лекционно-семинарско-зачетный метод обучения. В учебной практике педагоги лицея используют также: методы проблемного обучения, исследовательские и проектные методы, методы дебатов и деловых игр. Помимо общеобразовательных предметов в лицее ведутся психология, начертательная геометрия, культурология, второй иностранный язык; создан ряд интегрированных спецкурсов художественно-эстетической направленности (музыка, живопись, театр, художественное слово); в рамках профориентации подготовлен ряд спецкурсов, в том числе «Введение в специальность».

С 1998 года лицей тесно сотрудничает с негосударственной школой «Интеллект-Сервис», которая финансирует основные образовательные и ремонтно-строительные проекты.

Лицей работает в одну смену по шестидневной рабочей неделе. Занятия проводятся учебными «парами» с переменами по 10 минут. Две большие перемены по 20 минут. Имеется медицинский кабинет, кабинет психолога. Работает медсестра и врач диетолог. Два зала лицейского кафе (для комплексных и экспресс-обедов) вмещают одновременно 80 человек. Все учащиеся обеспечены горячим питанием.

Лицей сделал 16 выпусков. Все 1020 его выпускников (из них 64 медалиста) поступили в 62 вуза Москвы, преимущественно в МЭИ, МГУ им. Ломоносова, Академию ФСБ, МПГУ, МГТУ им. Баумана, ГУУ, РГГУ. Среди выпускников лицея – семь кандидатов наук. По договору с ИКСИ Академии ФСБ и в/ч 35533 свыше шестидесяти (10% выпускников физико-математического класса) выпускников лицея работают на предприятии города или учатся в Академии, по окончании которой вернутся в город.

В своей образовательной деятельности лицей сочетает профильность с фундаментальностью. Это позволило выпускникам лицея поступить не только в вузы по лицейскому профилю, но в образовательные учреждения творческого направления – театральный институт им. Щукина, РАТИ, Литературный институт им. М. Горького, на факультеты музыки, изобразительного искусства и культурологии, а также в медицинские вузы.

В настоящее время в лицее обучается 170 человек. Среди 30 преподавателей – доктор наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, три кандидата наук, два Отличника народного образования СССР, один Почетный работник общего образования России, два соросовских учителя (один из них трижды лауреат), учитель-методист, мастер спорта, два лауреата ежегодной премии губернатора Московской области для работников образования, четыре учителя окончили аспирантуру. 66.6% учителей лицея имеют высшую и первую квалификационные категории. Пять педагогов лицея – в прошлом работники высшей школы, что позволяет успешно решать задачу подготовки старшеклассников к поступлению в вузы. Средний возраст педагогов лицея – 41.5 год. В лицее работают два молодых специалиста. Среди педагогов лицея 4 совместителя (13.3%)

С 1998 года лицея тесно сотрудничает с негосударственным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой «Интеллект-Сервис», которая является главным спонсором лицея. За годы сотрудничества НОУ СОШ «Интеллект-Сервис» реконструировал часть здания лицея, отремонтировал все кабинеты, приобрел оборудование и методическую литературу, финансировал повышение квалификации сотрудников лицея, создал спортивную базу и культивировал пришкольный участок. НОУ СОШ «Интеллект – Сервис» является стратегическим партнером лицея, большая часть ее учеников поступает в 9-е лицейские классы.

Образовательный процесс лицея полностью обеспечен учебной и программно-методической литературой (14 учебников на одного учащегося), медиатека составляет 2.9 единиц на 1 человека. Занятия ведутся в 15 предметных кабинетах. На профильных предметах классы делятся пополам (по 12 человек в группе). Средняя наполняемость классов – 24 человека. В лицее два кабинета информатики и ИКТ. В целом 1 компьютер приходится на 5.7 человек. К шести кабинетам подключен интернет. В трех кабинетах имеются интерактивные доски.

Сайт лицея www.zheldor.ru в 2007 году стал победителем областного конкурса «Лучший школьный сайт Московской области».

Для проведения внеклассных мероприятий в лицее имеется актовый зал на 250 мест, оборудованный зал для занятий хореографией. В холле установлена плазменная информационная панель.

Для занятий физкультурой и спортом имеется спортивный зал, футбольное поле, спортивный комплекс, включающий волейбольную и баскетбольную площадки, тренажеры, беговую дорожку. Пришкольный участок составляет 1.3 га.

Все учебные и подсобные помещения, пищеблок, рекреации отремонтированы и оснащены в соответствии с современными санитарно-гигиеническими и эстетическими требованиями и нормами.

Для работы на пришкольном участке имеются мини-трактор, газонокосилка, поливальное устройство.

Лицей оснащен современной системой безопасности. Действует круглосуточная охрана, имеется пожарная сигнализация, кнопка тревожной сигнализации, внешнее освещение. Территория лицея защищена металлической и железобетонной оградой. Имеется автобус для доставки детей в лицей и из лицея.

В лицее сформировалась своя диагностика образовательного процесса. Она складывается из стартовой диагностики учащихся 9-х классов и последующего мониторинга.

Стартовая диагностика ставит задачу определить:

1) как подготовлены дети к тому, чтобы освоить профильные программы,

2) каковы ресурсы ученика,

3) каков его адаптационный потенциал.


Лицейский мониторинг решает следующие задачи:

1) оценка предметных знаний;

2) оценка общеучебных знаний;

3) оценка компетентностей, умения использовать знания в межпредметных ситуациях.

Для этого используется входное предметное тестирование (по заданиям, подготовленным совместно с факультетом довузовской подготовки МЭИ), промежуточное тестирование (два раза в год, так называемые сессии), психологическое тестирование.

Ученический и педагогический коллектив живет по принципу «Лицей – наш общий дом, а мы – единая семья». Внутренняя среда лицея построена по принципу большой семьи. Лицей имеет свои традиции, символику, уклад жизни. В лицее действует Кодекс лицеиста, предписывающий определенный тип костюма, прически, отсутствие вредных привычек, тип взаимоотношений. У лицея есть свой Герб (Initio), нагрудный знак, Гимн. Еженедельно по пятницам проводится общешкольная линейка. Праздники лицея: Посвящение в лицеисты, День лицейского выпускника, проводы масленицы, посадка каштана выпускниками – учащимися 11-го класса, исполнение Гимна лицейского выпускника. В лицее издается печатный альманах «Лицеисты» (9 выпусков типографским способом). О лицее создано два профессиональных фильма, посвященных истории лицея, его традициям образовательной системе.

В лицее ведется конкурсный отбор педагогических кадров и обслуживающего персонала. Ввиду высокого образовательного уровня лицейских педагогов и опыта работы большинство учителей лицея работает на доверии. С молодыми специалистами работает наставник. Педагоги постоянно повышают свою квалификацию на разных курсах (ПАПО, АПК и ППРО, Университет РАО, МГТУ им. Баумана и др.). Ряд учителей занимается исследовательской работой и регулярно публикует ее результаты. За последние 5 лет издано 8 монографий и около 50 статей. В лицее работает три методических объединения.

Управленческая вертикаль включает пять заместителей директора, заведующего отделом информационных технологий, педагога-организатора спортивных кружков и секций, педагога-психолога. Управленческая система работает как команда единомышленников. Принцип управления – демократический.

С 2007 года лицей является экспериментальной площадкой Российской Академии образования (куратор проекта - Институт инновационной деятельности в образовании). Тема эксперимента «Специализация и профориентация в профильной школе как средство профессионального становления и социальной адаптации старшеклассников». На первом этапе эксперимента удалось подготовить к поступлению в базовые вузы (ИКСИ Академии ФСБ и МЭИ) свыше 40 % выпускников физмат классов. Организованы учебные практики на кафедрах МЭИ по итогам учебного года. Введены и успешно апробированы профильные спецкурсы «основы криптографии», «основы энергетики».

Одной из важнейших составляющих успеха лицейского коллектива является многолетнее партнерство с негосударственной школой «Интеллект-Сервис», которая финансирует все крупные и малые проекты лицея. Только за последние 3 года вложения в ремонт и образовательный процесс составили более 5 млн. рублей.


^ 4. АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


За последние пять лет произошли существенные изменения во внешней социально значимой для лицея среде. Таких изменений три. Микрорайон Ольгино, в котором расположен лицей, интенсивно застраивается, стремительно растет его население. Из микрорайона дачного типа он превратился в современный городской микрорайон. Увеличилось число детей, поступающих в лицей из Ольгино. Однако уровень подготовки таких детей не отвечает лицейским требованиям. Дети учились в разных регионах РФ, многие из них имеют дискретные знания. Год от года таких детей будет становиться все больше.

Лицей, будучи образовательным учреждение городского масштаба, не прикреплен к микрорайону. В нем учатся дети со всего города и близлежащих территорий области. Но в городе из 14 школ 5 имеют повышенный статус. Их ученики, благодаря созданным условиям и качеству образования, не хотят идти учиться далеко от своего места жительства. Эти школы конкурируют с лицеем за учащихся.

Третьей тенденцией является возросший спрос на качественное образование и комфортные условия обучения со стороны населения Ольгино и города в целом. В лицее по традиции видят сильную профильную школу, успешную в течение 16 лет.

Перед лицеем в ближайшие пять лет стоит задача повышения конкурентноспособности за счет повышения качества образования, привлечение одаренных детей как из микрорайона Ольгино, так и из других школ города. Лицей – это школа старшеклассников, поэтому его задача – создать новую модель профильной и предпрофильной подготовки, системы профориентации и комфортной образовательной среды. Эти задачи можно выполнить за счет внедрения современных образовательных технологий, неуклонного повышения профессионального уровня педагогических кадров, привлечения дополнительных ресурсов для создания необходимых условий для успешной образовательной деятельности.

За последние пять лет благодаря деловому партнерству с НОУ СОШ «Интеллект – Сервис » удалось привлечь большие материальные ресурсы для решения важнейших проблем: ремонта помещения, материального и программно-методического оснащения образовательного процесса, переподготовку кадров, озеленения территории, здоровьесбережения учащихся. Укрепились связи с другими партнерами по образовательной деятельности – МЭИ, ИКСИ Академии ФСБ, в/ч 35 533.

Лицейская система образования по-прежнему пользуется большим авторитетом в городе. Лицей привлекателен качеством обучения, высокой результативностью, комфортностью его среды, высоким профессионализмом педагогов. Главной отличительной особенностью лицейского образования является сочетание фундаментальности с профильностью. Выпускники лицея, получив профильное образование в физико-математическом или гуманитарно-филологическом классе, свободно поступают и в непрофильные вузы. Условием этого являются педагогические технологии, образовательные программы, система контроля и оценки качества образования.

Важным условием успешности лицейских выпускников является качество воспитательной среды. Система коллективного воспитания, воспитания на традициях и ценностях лицея позволила подготовить к взрослой жизни молодого человека с достаточно высоким уровнем внутренней и внешней культуры, отличающегося толерантностью, уважением к старшим, любовью к малой родине. Созданная в лицее воспитательная среда обеспечивает становление целостной духовной личности.

В лицейском коллективе накоплен определенный опыт инновационной деятельности. За последние три года лицей стал победителем ПНПО, четыре лицейских педагога стали победителями конкурса лучших учителей России. В 2007 году лицей стал экспериментальной площадкой Российской Академии образования. 45 % педагогов лицея прошли курсы повышения квалификации. Улучшилась материально-техническая и методическая база инновационной работы.

В целом педагогический коллектив лицея подготовлен к восприятию и внедрению инноваций. Так, в экспериментальной работе изъявили желание принимать участие 13 педагогов, или 43.3 % от общего числа работников. Однако инновационная работа понимается шире, чем экспериментальная деятельность. Первая охватывает все образовательное пространство лицея и всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Поэтому в процессе реализации инноваций возможны риски и сопротивления изменениям.

Первой проблемной точкой является инертность мышления части педагогов, которые работают в лицее недавно и предпочитают традиционные методы обучения. Сопротивления можно ждать и от части родителей учащихся, которые не готовы к тесному сотрудничеству с лицеем ради достижения их детьми высокой планки лицейских требований. Эти требования могут показаться им необоснованно завышенными, отличными от тех, которые предъявлялись в других школах.

Серьезной проблемой лицея стала дискретность знаний учащихся, поступивших в лицей из школ других регионов. Их адаптационный период к требованиям лицейской системы обучения и воспитания длиннее, чем у других детей. В сочетании с ментальностью их родителей эта проблема может вызвать трудности на пути реализации инноваций, растянуть их по времени.

За последние 3 – 5 лет изменились образовательные потребности населения города и микрорайона. Все больше старшеклассников ориентируется не на гуманитарно-филологический профиль, который является традиционным для лицея наряду с физико-математическим, а на социально-экономический и социально-гуманитарный. В связи с этим есть риск потерять часть продвинутой и одаренной молодежи, которая потенциально готова к принятию инноваций.

Потенциальным фактором, могущим затормозить продвижение инноваций, является направленность работы психологической службы лицея. До сих пор ее работа основывалась на классно-урочных и диагностико-статистических методах. Она давала более или менее точную картину состояния учащихся: их интеллекта, внутренних проблем, но недостаточно помогала в решении конфликтных ситуаций, в определении их профессиональных запросов, путей и средств развития интеллекта и эмоциональной сферы. Причина проблемы кроется в инертности мышления, недостаточной поисковой деятельности, ограниченности методик, в наметившемся отставании от эволюции лицейской среды.


^ 5. КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО ЛИЦЕЯ КАК СИСТЕМЫ


Настоящая концепция – это концепция эффективной школы, в которой созданы условия для воспитания социально востребованной личности, подготовке ее к продуктивной профессиональной деятельности на основе овладения основными социальными компетентностями и успешной адаптации к современному социуму в рамках профильного образования.


Что характеризует эффективную школу?

1) Материально-техническая база, отвечающая потребностям развития, достаточная для удовлетворения образовательных потребностей учащихся и плодотворной творческой работы педагогов, отличающаяся оригинальным внутренним дизайном.

2) Укомплектованность штата педагогов и технического персонала,

способного решать задачи развития.

3) Опережающее развитие, результативность выше ожидаемой.

4) Удовлетворенность учителей условиями работы и оплаты труда,

профессионального роста и самореализации.

5) Высокая учебная и творческая мотивация учащихся.

6) Хорошая дисциплина, основанная на усвоении традиций школы

и сознательном следовании им.

7) Вера в собственные силы, воспитанная интеллектуальным и физическим трудом.

8) Владение способами деятельности.


^ Система ценностей лицея. Принципы его жизнедеятельности. Лицей – это профильная школа, построенная по принципу большой семьи (лицей – наш общий дом, а мы – единая семья). Ее ценностями, воплощаемыми в жизнь в ходе преобразований, являются интеллект, духовность, воспитанность, постоянное самообразование, гражданская идентичность, высокая трудовая этика.


^ Миссия лицея. Лицей функционирует как школа городского масштаба и культурно-просветительский центр микрорайона Ольгино. Он готовит своих воспитанников к получению интеллектуальных профессий и ориентирует их на возвращение на предприятия города по получении высшего образования. С этой целью лицей поддерживает партнерские отношения с головным предприятием города в/ч 35 533 и двумя базовыми вузами – ИКСИ Академии ФСБ и МЭИ. По трехстороннему договору с городским Комитетом по образованию и в/ч 35 533 в лицее открыт профильный класс для, учащихся, поступающих в ИКСИ. Лицей работает в рамках областной программы по сохранению и приумножению трудовых ресурсов Подмосковья. Педагогический коллектив лицея представляет собой команду единомышленников, которая, уважая базовые ценности лицея, продолжает его традиции.


^ Модель выпускника лицея, выработанная в ходе реализации Программы. За последние 30-40 лет в обществе изменились приоритеты деятельности. В настоящее время менее всего востребованы простые когнитивные процедуры (ориентированные на алгоритмы в деятельности). Поэтому задача инновационной школы – научить своего выпускника применять предметные знания, владеть методологией познания. Будущий выпускник лицея – это молодой человек, как владеющий предметными знаниями и умениями, так и подготовленный к продуктивной деятельности.


^ Ожидаемый суммарный выход жизнедеятельности обновленного лицея – количественный показатель его результатов.

1. Стабильное стопроцентное поступление выпускников лицея в вузы, соответствующие профилю их классов.

2. Возвращение фиксированного процента выпускников на предприятия города по окончании вузов.

3. Рост числа призеров и победителей предметных и творческих олимпиад разных уровней.

4. Рост числа победителей профессиональных и творческих конкурсов педагогов лицея.

5. Увеличение процента педагогов, имеющих высшую и первую профессиональные категории, ученую степень, почетные звания и награды. 6. Увеличение потока желающих получить лицейское образование.

7. Повышение рейтинга лицея в общественном мнении и окружающем социуме (упоминания в прессе, по телевидению и радио).


^ Концепция общего качества лицея и жизни в нем участников образовательного процесса. В результате внедрения инноваций лицей видится как школа со всеми качествами элитности: средой обитания повышенной комфортностью, включающей эстетику быта, домашнюю кухню, здоровьесбережение; типом отношений воспитанников и педагогов, системой и качеством подготовки, позволяющими выпускникам поступить в самые престижные вузы. Лицей видится как школа гарантированной успешности ее выпускников.

^ Концепция новой образовательной системы. В результате внедрения инноваций лицей переходит от предметоцентрированного образования к вариативному и личностноцентрированному. Обучение и воспитание в лицее образуют неразрывное единство. Обучение строится не как научение, а как выработка системы ценностных ориентиров и овладение основными компетентностями: методологией познания, умением обобщать, классифицировать, работать с информацией. Конечный результат обучения достигается благодаря эффективной системе оценки образовательных достижений воспитанников, системе школьного мониторинга. Лицейское образование – профильное со специализацией в 10-11 классах. Оно делится на инвариантную часть, вариативную и внеучебную деятельность.

Лицей – высокотехнологичное образовательное учреждение. Его педагоги используют в своей работе современные информационные технологии (не тождественные периодическому применению компьютера): электронные образовательные программы, книги, электронный журнал, мультимедийные технологии, электронную систему мониторинга и составления расписания, информационные ресурсы лицейского сайта.

Воспитание в лицее строится на педагогике сотрудничества. Оно нацелено на воспитание региональной и гражданской идентичности, высокой трудовой этики, семейных ценностей. Воспитательная система включает в себя обязательное трудовое воспитание.

Внеурочная деятельность предусматривает развитие творческих способностей детей: участие в конкурсах, творческих проектах, самиздатовской деятельности, познавательных экскурсиях, спортивных соревнованиях, в работе лицейского сайта.

^ Концепция лицейского сообщества и организационной культуры в результате внедрения инноваций. Основой успешных реформ и преобразований является педагог, его личности, профессионализм, опыт и ментальность, его вклад в общее творчество. Итогом нововведений в данной области должен стать такой коллектив, который характеризуется стабильностью, единством взглядов на стратегические проблемы лицейского образования и развития, партнерскими отношениями между его членами, духом корпоративности, креативностью. Корпоративно-коллективные ценности должны преобладать над индивидуальными в работе каждого члена лицейского сообщества: успех каждого зависит от общего успеха учреждения. Принцип большой семьи распространятся на сообщество педагогов в такой же мере, в какой и на ученический коллектив.

^ Концепция ресурсов, необходимых для реализации инноваций.

1.Человеческие ресурсы. Для реализации Программы лицей располагает несколькими группами человеческих ресурсов.

а) Контингент учащихся, поступающих в лицей в результате конкурсного отбора, характеризуется наличием большинства качеств, необходимых для реализации программы: учебная мотивация, степень воспитанности, физическое и психологическое здоровье, профориентация.

б) Высококвалифицированные педагогические кадры и вспомогательный персонал. Это важнейшее звено в реализации программы. В настоящее время можно констатировать удовлетворенность кадровым составом лицея: высоким уровнем профессионализма, способностью к рефлексии, креативностью, уважением традиций лицея. Отобранный по конкурсу персонал также отвечает основным требованиям инновационной деятельности. Это опытные медицинские работники, работники пищеблока, рабочие по комплексному обслуживанию здания. Многие из них долгое время работают в лицее. Персонал нацелен на внедрение инноваций в инфраструктуру.

в) Родительская общественность, которая понимает необходимость перемен и поддерживает стратегическую линию руководства лицея. Многие родители (из микрорайонов Павлино и Ольгино) уже нацелили своих детей на профили, специализации и конкретные вузы (базовые для лицея).

г) Партнеры по общему делу – ИКСИ Академии ФСБ, МЭИ, в/ч 35533, предприятия города. Давнее сотрудничество с этими партнерами является залогом внедрения инноваций.

д) Специалисты, привлеченные со стороны для помощи в реализации Программы (консультанты, работники культуры, медицинские работники, преподаватели вузов и выпускники лицея).

е) Кураторы экспериментальной работы от РАО (Институт инновационной деятельности в образовании).

^ 2. Информационные ресурсы. Лицей имеет хорошие стартовые данные в области информатизации: современный компьютерный класс, кабинет информационных технологий, Интернет, собственный сайт, квалифицированного менеджера. 66% педагогов эффективно используют информационные технологии, 20 % прошли подготовку в области современных технологий. Библиотека лицея в ближайшее время переходит на электронные носители информации. В лицее имеется большое количество новейшей учебной литературы по всем предметам. Большинство кабинетов оснащено необходимой методической литературой, аудио- и видеоаппаратурой, интерактивными досками, имеет доступ к интернету.

^ 3. Материальные ресурсы. В лицее имеется все необходимое оборудование для проведения занятий по профилям: предметные кабинеты, спортзал и спортивный комплекс под открытым небом, два зала кафе на 60 мест, кабинет релаксации, медицинский кабинет, актовый зал, музыкальные инструменты, оргтехника, электронная аппаратура, трактор, газонокосилка, поливочное устройство для работы на пришкольном участке, складские и подсобные помещения.

^ 4. Методические ресурсы. Образовательный процесс в лицее на 100% обеспечен программно-методическими материалами, учебными картами, наглядными пособиями, на 65% спортивным инвентарем. Методическая и психологическая службы располагают достаточным количеством тестов и КИМов, набором для анкетирования. Многие преподаватели пользуются самиздатовскими материалами, апробированными и зарекомендовавшими себя на городском уровне. Факультет довузовской подготовки МЭИ и кафедры ИКСИ оказывают профильным классам методическое сопровождение.

^ Система ресурсообеспечивающей деятельности. Главным источником финансирования Программы является негосударственная школа «Интеллект-Сервис». Для более эффективного сотрудничества была выбрана модель комплекса двух школ. На договорных началах лицей предоставляет «Интеллект-Сервису» помещения для занятий, а школа финансирует инновационные проекты лицея. Важным ресурсным средством является информационная деятельность лицея, направленная на продвижение его бренда. Для этого используются печатная продукция лицея (Книга для родителей, Летопись, буклеты), три профессиональных фильма, дни открытых дверей, семинары и конференции, проводимые на базе лицея, кабельное телевидение.


^ Внешние связи обновленной школы. Инновации должны способствовать большей открытости лицея, возможности трансформации его опыта. Традиционные связи и деловое партнерство должно быть дополнены взаимодействием с социальным окружением. Для этого необходимо активное привлечение на массовые мероприятия лицея жителей микрорайона и города. В расширении связи с общественностью велика роль лицейского сайта, на котором регулярно дается информация о событиях лицейской жизни, размещаются публичные отчеты. На дни открытых дверей приглашаются родители потенциальных абитуриентов лицея. В массовых мероприятиях лицея принимают участие его выпускники, традиционные социальные партнеры (сотрудники в/ч 35 533, преподаватели ИКСИ и МЭИ).

^ Стратегия новой управляющей системы лицея. Современные управленческие модели имеют тенденцию к усложнению. Методические советы, кафедры, службы призваны увеличить упорядоченность образовательного пространства. Хотя они имеют различную степень взаимодействия, фактически являются самостоятельными структурами. Управлять такой громоздкой системой сложнее, чем традиционной.

Наклонность системы к дифференциации является показателем ее эволюции. «Выключение» одного из элементов не выводит систему из строя: равновесие поддерживается слаженной работой других подсистем. Однако с усложнением системы усложняется и контроль. В реформировании системы управления есть два пути – усложнение и качественное изменение. Выбор пути зависит от типа руководителя, стоящего во главе инноваций. В соответствии с типологической классификации ей есть два типа директоров – руководитель и управленец. Директор первого типа осуществляет традиционную функцию управления персоналом. Управленец осуществляет контроль качества.

В инновационной школе меняется ценностный смысл элементов общей структуры управления. У директора-управленца появляется новая функция – эвристическая, которая предполагает поиски нестандартных вариантов хозяйственной деятельности, способов формирования воспитательной среды, подбор кадров в соответствии с задачами школы, отбор детей по заданных характеристикам.

Директор-управленец меняет тип взаимоотношений с сотрудниками, видя в них не подчиненных, а коллег. Это удается сделать посредством поиска единомышленников, обладающих новой ментальностью. Члены команды не обременены силой инерции и принимают программу инноваций без условий.


^ 6. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПЕРЕХОДА ЛИЦЕЯ В НОВОЕ СОСТОЯНИЕ (план)


1.Продолжить и интенсифицировать переподготовку учителей, работающих в профильных классах. Обучить педагогический персонал системно-деятельностным методам. Составить график переподготовки (на курсах АПК и ПРО и на собственной базе 2006 – 2007 гг.).

2.Ускорить приобретение новейших комплектов учебной литературы

по профильному образованию. Заведующей библиотекой совместно с учителями-предметниками провести экспертизу наличных учебников и предлагаемых издательствами новых (2006-2007 гг.).

3.Завершить формирование рабочих групп, отвечающих за реализацию конкретных направлений программы. Утвердить перспективные планы их работы.

4.Завершить оформление специального раздела лицейского сайта по проблеме реализации Программы. Утвердить перспективные планы воспитательной работы кураторов в свете основных направлениях Программы.

5.Провести первый городской семинар для заместителей директоров городских школ по методической работе по одному из направлений Программы

6.Совместно с в/ч 35533 составить перспективный план работы с профильным классом на базе ИКСИ в свете данного направления Программы. Аналогичную работу провести совместно с деканатом факультета довузовской подготовки МЭИ.

7.Утвердить план работы медицинской и психологической служб по реализации соответствующего направления Программы. Провести весенний набор и комплектование новых 9-х и 10-х классов в строгом соответствии с установками Программы.

8.Заместителю директора по УВР сформировать учебный план

на 2006 – 2007 учебный год с учетом плавного перехода на новые принципы профилирования.

9.Руководителям ШМО утвердить на своих заседаниях элективные, факультативные курсы и адаптированные программы и представить их на утверждение ГМО и городского Методического центра.

10.Заключение долгосрочных договоров с НОУ СОШ «Интеллект-Сервис» о формах сотрудничества по реализации проектов Программы.

11.Проведение тематических родительских собраний по параллелям с целью информирования родительской общественности о задачах, методах и сроках реализации программы.

12.Составление сметы расходов на реализацию проектов Программы.

13.Собрание трудового коллектива лицея по обсуждению задач в свете реализации программы.

14.Малый педсовет по заслушиванию отчетов руководителей рабочих групп о ходе реализации Программы на начальном этапе.


^ 7. ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ


Основным источником финансирования программного проекта является партнер лицея с 1998 года – негосударственная школа «Интеллект-Сервис». За восемь лет партнерских отношений «Интеллект-Сервис» реконструировал здание бывших мастерских под образовательный процесс, создал там и оборудовал учебные помещения: медицинский кабинет, актовый зал, комнату релаксации, семь учебных кабинетов. В основном здании отремонтировал спортзал, два зала кафе, 12 учебных кабинетов, оснастил оборудованием кабинеты ИВТ, физики, химии, создал на пришкольном участке спортивный комплекс и зону отдыха и т. д. Надежность партнерских отношений позволяет надеяться, что и основные направления Программы, связанные с большими материальными затратами, будут профинансированы «Интеллект-Сервисом».

Приблизительный объем финансовых средств на реализацию Программы (за шесть лет):

    1. Замена компьютеров в классе ИВТ (14 шт.) – 280 тыс. р.

    2. Замена оборудования для лабораторных и демонстративных работ по физике – 90 тыс. р.

    3. Приобретение учебно-методической литературы по профильному образованию – 70-75 тыс. р.

    4. Закупка электронных программ – 15 тыс. р.

    5. Финансирование услуг специалистов, привлеченных к организации внеклассных мероприятий, - 210 тыс. р.

    6. Завершение работ по созданию спортивного комплекса – 140 тыс. р.

    7. Оплата расходов на повышение квалификации преподавателей – 70-75 тыс. р.

    8. Оплата медицинских услуг – 70 тыс. р.

    9. Финансирование методических семинаров для педагогической общественности города и региона – 60-65 тыс. р.

    10. Финансирование олимпиад и дней открытых дверей лицея и ежегодных встреч выпускников – 30-35 тыс. р.

    11. Поощрение преподавателей и кураторов, добившихся высоких результатов в реализации направлений Программы, - 120 тыс. р.

    12. Финансирование культурных мероприятий для жителей микрорайона и города – 20-22 тыс. р.

    13. Выделение средств на поддержку одаренных детей, победителей предметных олимпиад и творческих конкурсов всех уровней, на финансирование городской Школы будущих медалистов на базе лицея – 175 тыс. р.

    14. Финансирование дней здоровья и спортивных соревнований – 45 тыс. р.

    15. Финансирование экспериментальной работы – 500 тыс. р.

    16. Финансирование театральной студии – 15 тыс. р.

    17. Средства на завершение реализации плана благоустройства территории лицея – 200 тыс. р.

Итого: 2 267 000 рублей.


^ 8. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ


В последние 5 – 6 лет лицей перешел на новую систему управления. Сущность прежней системы состояла в том, что руководитель (директор) осуществлял традиционную функцию управления персоналом. В лицее директор осуществляет контроль качества. Управление реализацией Программы возложена на команду, которая состоит не только из администрации, но и из опытных преподавателей, бывших руководителей. Помимо четырех членов администрации (директор + три заместителя) в управленческую команду входят три руководителя подразделений, которые в прошлом выполняли административные функции – заместителей директоров и руководителя Управления образованием города. Таким образом, управление реализацией Программы осуществляет команда в составе семи человек.

Каждый из руководителей проекта (кроме директора) возглавляет рабочую группу, которая отвечает за ход реализации одного или двух направлений Программы. Руководители групп отвечают за следующие предметные блоки: 1)учебный; 2)учебно-методический; 3)воспитательной и внеклассной работы; 4)медико-психологический; 5)информационный; 6)по связям с базовыми вузами и партнерами в в/ч 35533; 7)дополнительного образования и научно-поисковой работы; 8)оперативным управлением хозяйственными проектами и благоустройством территории непосредственно руководит директор лицея И.Л. Нестерович; 9)научно-исследовательской и экспериментальной работой руководит заместитель директора по науке Егоров О.Г.

Каждая рабочая группа состоит из специалистов данного профиля. Например, информационная группа состоит их четырех человек – двух преподавателей ИВТ, преподавателя литературы, менеджера по информационной работе и заведующей лицейской библиотекой. Группа составляет план работы и регулярно, раз в полугодие, отчитывается перед советом лицея о ходе его выполнения в свете положений Программы.

Со стороны родительской общественности ход реализации Программы отслеживает наблюдательная группа Совета лицея. На своих заседаниях раз в полугодие группа заслушивает информацию директора и руководителей структурных подразделений, оказывает содействие реализации Программы.

Со стороны ученического коллектива в управлении реализацией Программы принимает участие совет старост лицея. В его функцию входит планирование внеклассных мероприятий, координация работы лицейского ученического самиздата (журнал «Лицеист», газета «Мыс лицея»), проведение соревнований, дней здоровья и т. п.

Высшим органом управления реализацией Программы является Совет трудового коллектива лицея, осуществляющий надзор за ходом выполнения Программы. Совет собирается раз в год (могут быть и внеплановые заседания) для обсуждения актуальных проблем работы лицея по реализации Программы. На заседания совета приглашаются партнеры, представители управления образованием города и родительской общественности, члены экспертного совета Российской Академии образования.


^ 9. ПОРЯДОК МОНИТОРИНГА И РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


За пятнадцать лет существования лицея здесь сложился оригинальный внутренний порядок проведения мониторинга. Применительно к ходу реализации Программы мониторинг можно рассмотреть в нескольких срезах.

    1. Мониторинг учебных успехов учащихся. Методические «замеры» качества – экзаменационные «сессии» один раз в полугодие. На сессии выносятся профильные предметы, поэтому по результатам их сдачи лицеистами легко судить о степени продвижения профилизации.

    2. Мониторинг успешности выпускников лицея регулярно проводится кадровым аппаратом в/ч 35533 и деканатом факультета довузовской подготовки МЭИ. Результаты данного мониторинга сообщаются представителю лицея на плановых совещаниях данных структур.

    3. Мониторинг психофизического состояния здоровья учащихся проводится в течение всего периода обучения в разных формах. При поступлении в лицей – в форме психологического тестирования. В первом полугодии на каждого вновь поступившего лицеиста заводится индивидуальная карта, которая заполняется по мере накопления медико-психологического материала о нем. В условиях реализации Программы создается новая мониторинговая служба – выявление соответствия профессиональных запросов учащегося состоянию его здоровья. Основным механизмом данной службы будет система медико-психологических рекомендаций родителям с параллельным отслеживанием результатов на выходе – в вузе и в процессе профессиональной реализации выпускника.

    4. Мониторинг психологического самоосуществления личности. Нравственное и гражданское становление лицеиста определяется по степени его вовлеченности в общественную жизнь лицея, по характеру участия в городских, региональных и иных внешних мероприятиях, в которых требуется добиться успеха от имени лицея. Степень выполнения Кодекса лицеиста и следование главному принципу лицейской жизни – «Лицей – наш общий дом, а мы – единая семья».

    5. Мониторинг степени готовности педагогического персонала к условиям и срокам реализации Программы. За основу принят учет результативности работы учителя по профильной программе, уровня овладения им адекватной данной задаче методикой и степень активности в продвижении индивидуального творческого плана.

    6. Мониторинг научно-экспериментальной работы осуществляет экспертный совет Российской Академии образования с регулярностью один раз в год.



10. ПРИЛОЖЕНИЯ






chapter-6-p-r-e-p-o-s-i-t-i-o-n-s-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-gumanitarnih-specialnostej-vuzov-vtreh-chastyah.html
chapter-iii-russia-between-east-and-west-gavrov-s-n-modernizaciya-rossii-postimperskij-tranzit-monografiya.html
chapter-xii-alices-evidence-metodicheskie-rekomendacii-studentu-po-izucheniyu-disciplini-teoriya-i-praktika-perevoda.html
chardashmedlenno-techyot-s-raspevom-shiroko-kniga-kak-upravlyat-lyudmi.html
charlz-darvin-i-ego-teoriya-evolyucii.html
charlz-dikkens-rozhdestvenskie-povesti-stranica-11.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-wcf-show-licensing-management-ukraine-wcf-23-years-of-great-shows-in-all-5-continents-and-the-middle-east-.html
  • esse.bystrickaya.ru/reakcii-a-litiirovannih-ciklicheskih-nitronov-s-elektrofilnimi-reagentami.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-1--spisok-gosudarstv-i-territorij-gde-raspolozheni-offshornie-zoni.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vkanun-mezhdunarodnogo-dnya-zashiti-detej-v-kazanskom-kremle-sostoyalos-specialnoe-soveshanie-respublikanskogo-soveta-po-voprosam-blagotvoritelnoj-deyatelnosti-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovokupnost-zhestov-polozhenie-v-obshestve-i-bogatstvo-zhestikulyacii-12-vozmozhnost-poddelat-yazik-telodvizhenij-13.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hot-kak-nibud-chem-nikak.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-direktor-m-n-goncharenko-rabochaya-uchebnaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-ukazat-predmet-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-29-dekabrya-2008-g-2043-r-strategi-yarazvitiya-finansovogo-rinka-rossijskoj-federacii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-abit-msrepov-zhaa-dostar.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ot-ter-avanesova-i-dr-1974g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-dvadcataya-vladimir-vladimirovich-lichutin-raskol-roman-v-3-h-knigah.html
  • education.bystrickaya.ru/12-ohrana-prirodi-perechen-predstavlyaemih-materialov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-uchebnih-zanyatij-studentov-6-kursa-ochno-zaochnoj-vechernej-formi-obucheniya-fakulteta-tamozhennogo-dela.html
  • spur.bystrickaya.ru/malchik-so-shpagoj-stranica-20.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2004-goda-stranica-16.html
  • assessments.bystrickaya.ru/do-morya-i-peschanogo-plyazha-400-m.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-f-06-marketing-v-otraslyah-i-sferah-deyatelnosti-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tri-uprazhneniya-na-vse-sluchai-nevrastenii-andrej-kurpatov.html
  • grade.bystrickaya.ru/ni-v-odnoj-strane-mira-net-takogo-kolichestva-pochitaemih-ikon-kak-v-rossii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotani-ekspertami-rossijskogo-medicinskogo-obshestva-po-arterialnoj-gipertonii.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-dlya-specialnosti-080105-65-finansi-i-kredit-ufa-2011.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochij-uchebnij-plan-na-2010-2011-uch-god-specialnost-upravlenie-kachestvom-spo-220501-51-kurs-3-gruppi-56934otdelenie-spo-v-iante-tehnicheskij-kolledzh.html
  • textbook.bystrickaya.ru/katalog-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-po-specialnostyam.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-proektov-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-otdelenij.html
  • literature.bystrickaya.ru/enciklopediya-muzhskogo-zdorovya-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-antiterorizm.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-dokumentov-elektronnoj-biblioteki-stranica-13.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnimi-zadachami-generalnogo-plana-yavlyayutsya-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-palkinskoe-selskoe-poselenie.html
  • studies.bystrickaya.ru/1933g-tragediya-goloda-na-ukraine-1933-tragedya-golodu-chast-3.html
  • school.bystrickaya.ru/baza-dannih-uchet-gotovoj-produkcii-na-sklade.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-ul-rubinshtejna-32-of-1-tel-faks-600-23-23-e-mail.html
  • bukva.bystrickaya.ru/problemi-adresacii-v-seti-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti-220100.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-uchebnih-predmetov-v-obsheobrazovatelnoj-shkole-byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-administraciya-municipalnogo-obrazovaniya-pinezhskij-municipalnij-rajon-postanovleni-e.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mne-ponravilsya-poisk-po-sajtu-v-nego-vklyuchen-poisk-po-razdelam-chto-delaet-ego-funkcionalnim-knedostatkom-ya-bi-otnes-maloe-kolichestvo-ssilok-na-drugie-biblio.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.