.RU

Билет № 15 - Обществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса


^ Билет № 15 1. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть.
Политика - буквально термин в античности означал «участие в управлении полисом». (Полис - город-государство).

Политика существовала не всегда. Основными причинами её появления можно считать следующие:

- поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждавшихся в разрешении;

- возросший уровень сложности и значимости управления обществом, который потребовал формирования особых, отделённых от общества, органов власти.

Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики. Итак, политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

 

Политика довольно сложное общественное явление, в употреблении это понятие имеет много оттенков и значений:
1.   политика - деятельность органов власти, общественных организаций, лидеров, направленная на урегулирование отношений между большими социальными группами по поводу власти в соответствии с их интересами;
2.   политика - конкретные действия и методы людей, наделенных властью;
3.   политика - совокупность текущих вопросов, событий, фактов государственной и общественной жизни (политика приватизации собственности и т.д.);
4.   политика - различные формы участия граждан в делах общества и государства и т.д.

^ Субъекты политики - это участники политического процесса (группы, партии, нации, общественные объединения, классы или отдельные личности), способные осознанно бороться за власть и реформы.

^ Объект политики - это сфера политической деятельности государства и др. субъектов.

 

Российские политологи выделяют три категории граждан по степени их включения в политическую жизнь:

1-я группа - российские граждане, не осознающие свое место в обществе и политике, в основном покорно подчиняющиеся воле воздействия на них институтов государства и средств массовой информации (СМИ).

2-я группа - участники политического процесса с осознанными политическими интересами и потребностями. Их гражданская активность непосредственно связана с деятельностью государственных, партийных и общественных институтов.

3-я группа - профессионалы или близкие к ним общественно-политические деятели. Для них политика является не только основным источником существования, а и потребностью. (Депутаты, лидеры партий и общественных объединений, руководители исполнительных гос. органов и т.п.). Эта группа претендует на право выражать волю граждан в сфере принятия политических решений.

Субъекты 2-й и 3-й групп участников политического процесса, безусловно, являются самостоятельными субъектами политики.

Итог:

Политика призвана осуществлять двуединую задачу:

- управлять политическим поведением населения (классов, этнических групп, наций) во имя сохранения целостности общества;

- выражать значимые интересы всех групп и слоев в государстве.

Политика делится на:

- внутреннюю (экономика, социальные отношения, оборона, здравоохранение, образование, культура)

- внешнюю (международную) - взаимодействие с др. странами на международной арене.

            ^ Функции политики

- определение целей и задач общества;

- выработка программ жизнедеятельности общества в соответствии с интересами граждан;

- мобилизация ресурсов общества в соответствии с целями, задачами и программами;

- контроль за распределением ценностей;

- интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.

 

^ Политические средства: Методы политики:

- избирательные компании; - принуждение

- забастовки; - убеждение

- митинги; - поощрение

- вооруженные действия и т.д. - насилие

 

^ Политическая власть - всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом признаков:

- легитимностью в использовании силы в пределах государства;

- верховенством - обязательностью решений для всякой иной власти;

- публичностью - всеобщностью и безличностью, что значит - обращение ко всем гражданам от имени общества с помощью права (закона);

- моноцентричностью - наличием единого центра принятия решений (в отличие, напр. от власти

экономической);

- многообразием ресурсов:

а) утилитарными - материальные и др. социальные блага;

б) принудительными - меры уголовного и административного воздействия;

в) нормативными - средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.


Основными элементами власти являются:
- субъект,
- объект
- ресурсы (средства)
Субъект власти - личность, орган, организация и т.п. реализующая свою волю и интересы путем подчинения других. Субъект определяет содержание властного отношения через:
- приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться его воле;
- наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;
- нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
Объект власти - личность, орган, организация и т.п. подчиняющаяся воле субъекта. Объект руководствуется мотивами:
- страх перед наказанием;
- преклонение перед авторитетом;
- заинтересованность во власти (совпадение интересов);

Основные ресурсы власти:
- Экономические - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.);
- Социальные - способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование, звание и др.);
- Культурно-информационные - знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, СМИ и др.;
- Силовые - оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди (внутренние войска, милиция, армия и др).
Осуществлению политической власти способствуют определенные нормы и правила:
- нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, гос. учреждений;
- нормы, определяющие порядок формирования политической элиты;
- нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность.

^ Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество - это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.

Власть возникает из естественноисторической потребности в организации, которая способна реализовать интересы всего общества или отдельных социальных общностей. Именно потребность в определенной организации служит причиной властной деятельности.

Таким образом, власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов.

^ Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:
- согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства;
- поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;
- придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;
- осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Политическое руководство обществом осуществляется через государство в двух основных формах:

1) через руководство административно-управленческим аппаратом государства;
2) через парламент, борьбу входящих в него партий и движений.

Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой, определенным образом, организованную деятельность людей, направленную на согласование различных и противоречивых интересов, путем подчинения их формируемой единой общественной воле.
^
2. Добро и зло - основные понятия этики. Моральный выбор.
Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

^ Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро — главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.

Существует множество определений морали - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предпи­саний, образцов поведения; потребности и уста­новки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлени­ями о добре и зле. Очень близкими понятию мо­рали являются нравственность, совесть, этика.

В обществе обычно не бывает специальных орга­низаций, ведающих моралью. Мораль должна поддерживаться общественным мнением, кото­рое создает духовную атмосферу. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода (при наличии общих ос­нов). Идеал — это образ должного в существую­щем, обозначение того состояния, к которому должно стремиться человечество и человек.

Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

^ Моральный выбор начинается тогда, когда че­ловек сталкивается с необходимостью действо­вать «правильно», т.е. в соответствии с нравствен­ными ценностями и нормами. Он связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. Свобода создает предпосылки для определения человеком целей и средств, на­правлений и характера своих поступков.



chastyu-voinov-sobranie-sochinenij-tom-11-yurij-mirolyubov-slavyane-v-karpatah-m1go1iou-lig1.html
chastyu-zavoevival-livoniyu-zakonov-i-nravov-ne-vizvano-edinstvenno-proizvolom-ih-fantazii.html
chastyu-zubi-i-fragmenti-chelyusti-i-cherepa-okamenelostyam-dali-krasochnie-imena-majkl-a-kremo-richard-l-tompson.html
chavo-chasto-zadavaemie-voprosi-po-lageryu-computercamp-geroi-tehnomagii.html
chchklr-ilen-syaht-a-a-venger-pechataetsya-po-resheniyu-municipalnogo-metodicheskogo-soveta-otdela-obrazovaniya.html
chebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-praktikum-po-resheniyu-matematicheskih-zadach-dlya-dnevnogo-otdeleniya-specialnosti-032100-00-matematika-s-dopolnitelnoj-specialnostyu.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/z-frejd-stranica-15.html
  • testyi.bystrickaya.ru/bakterialnaya-kolonizaciya-i-gistologicheskaya-kartina-slizistih-obolochek-zheludka-i-dvenadcatiperstnoj-kishki-pri-zhelchnokamennoj-bolezni-integraciya-dannih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-duhovno-nravstvennoe-vospitanie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/samij-bolshoj-konkurent-mi-sami-voronova-t-dlya-biznesa-banka-oligarhi-opasni-dmitrij-orlov-predsedatel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gou-spo-svetlogradskij-pedagogicheskij-kolledzh-kraevoj-centr-sodejstviya-zanyatosti-uchashejsya-molodyozhi-i-trudoustrojstvu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-politologiya-vklyuchaet-v-sebya-rabochuyu-uchebnuyu-programmu-disciplini.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-22-fevralya-2008g-nizhnij-novgorod-43-oprieme-v-aspiranturu-v-2008-g-1.html
  • college.bystrickaya.ru/1-pediatriya-bojinsha-internatura-zhne-rezidentura-kafedrasi-pediatriya-mamandii-bojinsha-internaturaa-tsuge-arnalan.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bogi-i-geroi-v-antichnoj-kulture.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tezisi-uchastnikov-prinimayutsya-do-10-aprelya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ii-proizvodstvo-v-arbitrazhnom-sude-pervoj-instancii-anohin-v-s-arbitrazhnoe-processualnoe-pravo-rossii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/orshaan-ortani-orau-ministrlg-orshaan-ortani-oraudi-aparatti-taldau-ortalii-respublikali-memlekettk-ksporini.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-ukazivaetsya-upolnomochennij-organ-upravleniya-emitenta-utverdivshij-ezhekvartalnij-otchet.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dlya-shkolnikov-i-roditelej-s-detmi-s-1-nochnimi-pereezdami-poleznie-soveti.html
  • control.bystrickaya.ru/dogovor-perevozki-gruza-po-tovarorasporyaditelnomu-dokumentu-konosamentu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-astrahani-postroyat-novij-hram-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • composition.bystrickaya.ru/opyanstve-russkih-pisatelej-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-po-informacionnoj-gramotnosti-dlya-oblegcheniya-virtualnoj-mobilnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastanni-su-resurstarin-basaru-memlekettk-badarlamasin-ske-asiru-bojinsha-esep.html
  • grade.bystrickaya.ru/monstri-antologiya-stiven-dzhons-stranica-23.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstavlenie-rezultatov-ord-organu-doznaniya-sledovatelyu-prokuroru-ili-v-sud.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-t-andrianova-organizaciya-zdorovogo-obraza-zhizni-starshih-doshkolnikov-e-a-lobanova-zav-kafedroj-doshkolnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obedinennie-vtoroj-tretij-i-chetvertij-periodicheskie-dokladi-kirgizskoj-respubliki-o-vipolnenii-mezhdunarodnogo-pakta-o-grazhdanskih-i-politicheskih-pravah-za-period-s-2007-po-2011-godi-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-uroka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kropotova-marina-georgievna-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-torgovij-dom-gum.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-uchebnogo-materiala-disciplini-i-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-25-1-metodicheskie-ukazaniya-po-organizacii-auditornoj-raboti-30.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhpravitelstvennij-komitet-po-intellektualnoj-sobstvennosti-geneticheskim-resursam-tradicionnim-znaniyam-i-folkloru-devyatnadcataya-sessiya-stranica-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/umk-predmetov-komponenta-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-5-10-klassah-umk-predmetov-federalnogo-komponenta-i-komponenta.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sektorni-analizi-sdrzhanie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii-stranica-38.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-direktora-mou-tatarsko-tavlinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • books.bystrickaya.ru/bilet-211-vozniknovenie-nauki-v-drevnej-grecii-kultura-antichnogo-polisa-i-stanovlenie-pervih-form-teoreticheskoj-nauki.html
  • school.bystrickaya.ru/apparatnie-sredstva-chast-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobranie-1-242-22-maya-vtornik-13-20-lekciya-4ch-tsp-novoselcev-yu-p-8-603-16-20-lab-4ch-mehanika-gruntov-krutikova-m-v-6-301.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-dlya-postupayushih-na-2-j-i-posleduyushie-kursi-po-napravleniyu-podgotovki-filologicheskoj-obrazovanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.