.RU

(без права заказчика отказаться от исполнения договора в любое время) - Iii. Лицензия на осуществление отдельных видов деятельности



(без права заказчика отказаться от исполнения договора в любое время)

г. ________ « »_____ ___ г.

____________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице ____________________, действующий на основании __________________________________, с одной стороны, и ___________________________, именуемый в дальнейшем «Подрядчик», в лице _____________________________________, действующий на основании ____________ , с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Подрядчик обязуется выполнить своим иждивением (из своих материалов, собственными либо привлеченными силами и средствами) работы по __________________________________________

____________________________________________ в соответст­вии с условиями настоящего договора, заданием Заказчика, планом-графиком работ и иными до­кументами, являющимися приложениями к настоящему договору, а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обу­словленную настоящим договором цену.

1.2. Виды работ по ____________________________, производимые Подрядчиком, устанавливаются в Приложении № _ (Спецификации), являющемся неотъемле­мой частью настоящего договора.

^ 2. Права и обязанности сторон

2.1. Обязанности Подрядчика.

2.1.1. Подрядчик обязуется выполнить все работы по _____________________________________

_________________ надлежащего качества, в объеме и в сроки, предусмотренные на­стоящим Договором и приложениями к нему, и сдать работу Заказчику в установленный срок.

2.1.2. Подрядчик обязан обеспечить производство и качество всех работ в соответствии с дей­ствующими нормами и техническими условиями.

2.1.3. Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ из своих материалов, своими силами и средствами. Состав материалов указывается в Спецификации.

Все поставляемые материалы и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Копии этих сертифика­тов и т. п. должны быть предоставлены другой стороне за __ дней до начала производства ра­бот, выполняемых с использованием этих материалов и оборудования. Заказчик также вправе по согласованию с Подрядчиком в счет стоимости работ приобретать необходимое оборудование и материалы. При этом цена работ, подлежащая уплате Подрядчику, уменьшается на стоимость приобретенного оборудования и материалов. Подрядчик обязан использовать предоставленный Заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы предоставить Заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо, с согласия Заказчика, уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у Подрядчика неиспользованного мате­риала.

2.1.4. Подрядчик обязан вывезти ___________________________ (ВАРИАНТЫ: до приемки работ, в _______-дневный срок со дня приемки работ) принадлежащие Подрядчику оборудование, инвентарь, инструменты и материалы.

2.1.5. Подрядчик не вправе привлекать для выполнения работ по настоящему Договору суб­подрядчиков.

2.1.6. Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

— непригодности или недоброкачественности предоставленных Заказчиком материалов или оборудования;

— возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о спо­собе исполнения работы;

— иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой ра­боты либо создающих невозможность ее завершения в срок.

2.1.7. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудо­вание, предоставленные Заказчиком, или выполнять указания последнего, если это может привес­ти к нарушению действующих норм.

2.2. Обязанности Заказчика.

2.2.1. Заказчик обязан передать (обеспечить доступ) Подрядчику ____________________________

______________________________________________________________________________________

(указывается обрабатываемое имущество)

2.2.2. Заказчик обязуется принять выполненные работы в порядке, предусмотренном настоя­щим Договором.

2.2.3. Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в размере, в сроки и в порядке, пре­дусмотренные настоящим Договором.

2.2.4. Заказчик не вправе привлекать для выполнения работ, предусмотренных настоящим до­говором, иных лиц.

2.3. Права Заказчика.

2.3.1. Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой Под­рядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

2.3.2. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего Договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

2.3.3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надле­жащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостат­ков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от настоящего Договора либо устранить недостатки своими силами или поручить устранение недостатков третьему лицу с отнесением расходов на Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

2.3.4. При отсутствии оснований, указанных в п. 2.3.2, 2.3.3 или 6.5 настоящего Договора, За­казчик не вправе отказаться от настоящего Договора.

^ 3. Сроки выполнения работ

3.1. Работы, предусмотренные настоящим Договором, осуществляются Подрядчиком в сле­дующие сроки:

Начало работ: «___»___________ _____ года;

Окончание работ: «____»____________ _____ года;

Общая продолжительность работ составляет _______________.

3.2. Сроки завершения отдельных этапов работы определяются планом-графиком работ.

^ 4. Стоимость работ

4.1. Стоимость работ составляет_______________________________________________________

Стоимость работ включает компенсацию издержек Подрядчика и причитающееся ему возна­граждение.

Цена каждого вида работ устанавливается в Спецификации.

4.2. Оплата работы осуществляется в течение __________ после подписания акта приемки работ.

4.3. Стоимость работ может быть изменена только по соглашению сторон.

4.4. Подрядчик вправе требовать увеличения цены работы, а Заказчик — ее уменьшения лишь в случаях, предусмотренных законом и настоящим Договором.

^ 5. Порядок приемки работ

5.1. Заказчик обязан принять выполненные работы, за исключением случаев, когда он вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок или отказаться от исполне­ния договора.

Работы считаются принятыми с момента подписания сторонами акта приемки.

5.2. Акт приемки подписывается сторонами. При отказе от подписания акта кем-либо из сто­рон об этом делается отметка в акте. Основания для отказа излагаются отказавшимся лицом в акте либо для этого составляется отдельный документ.

^ 6. Ответственность и риски

6.1. Сторона, нарушившая договор, обязана возместить другой стороне причиненные таким нарушением убытки.

6.2. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им мате­риалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц, и в этом случае обязан возместить Заказчику причиненные последнему убытки.

6.3. Сторона, предоставившая материалы и оборудование, отвечает за их соответствие госу­дарственным стандартам и техническим условиям и несет риск убытков, связанных с их ненадле­жащим качеством.

6.4. Подрядчик несет ответственность за произошедшую по его вине несохранность предостав­ленных Заказчиком __________________ (указывается обрабатываемое имущество),

материалов и оборудования, а также иного имущества Заказчика, находящегося во владении Под­рядчика в связи с выполнением настоящего Договора. В этом случае Подрядчик обязан за свой счет заменить указанное имущество или при невозможности этого возместить Заказчику убытки.

6.5. В случаях, когда работы выполнены Подрядчиком с отступлениями от настоящего Дого­вора, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, не позволяющими использо­вать результат работы по назначению, Заказчик вправе по своему выбору:

6.5.1. Потребовать от Подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

6.5.2. Потребовать от Подрядчика соразмерного уменьшения установленной за работу цены.

6.5.3. Устранить недостатки своими силами или привлечь для их устранения третье лицо с от­несением расходов на устранение недостатков на Подрядчика.

Подрядчик вправе вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно вы­полнить работу заново с возмещением Заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков. В этом случае Заказчик вправе назначить срок для выполнения работы и обязан передать (обеспе­чить доступ) Подрядчику ________________________ (указывается обрабатываемое имущество).

Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата ра­боты в установленный Заказчиком срок не были устранены либо являются неустранимыми и су­щественными, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены Заказчи­ком при условии, что они были обнаружены в течение ________ с момента приемки работ.

6.6. За ущерб, причиненный третьему лицу в процессе выполнения работ, отвечает Подряд­чик, если не докажет, что ущерб был причинен вследствие обстоятельств, за которые отвечает За­казчик.

6.7. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, материалов или обору­дования несет предоставившая их сторона.

6.8. Риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки Заказчиком несет Подрядчик.

6.9. При просрочке оплаты работы Заказчик обязан уплатить Подрядчику пеню в размере __ % от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

6.10. Выплата неустойки и возмещение убытков не освобождают сторону, нарушившую дого­вор, от исполнения своих обязательств в натуре.

^ 7. Непреодолимая сила (форс-мажорные обстоятельства)

7.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обя­зательств по настоящему Договору, если неисполнение явилось следствием природных явлений, действий внешних объективных факторов и прочих обстоятельств непреодолимой силы, за кото­рые стороны не отвечают и предотвратить неблагоприятное воздействие которых они не имеют возможности.

7.2. Стороны несут ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору при наличии вины только в случаях, предусмотренных Законом или настоя­щим Договором.

^ 8. Срок действия договора

8.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного испол­нения сторонами своих обязательств по договору.

8.2. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно.

8.2.1. По письменному соглашению сторон.

8.2.2. В одностороннем порядке при отказе одной из сторон от настоящего Договора в случа­ях, когда возможность такого отказа предусмотрена законом или настоящим Договором.

8.2.3. В иных случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

8.3. Когда Заказчик на основании п. 2.3.2, 2.3.3 или 6.5 расторгает настоящий Договор, Под­рядчик обязан возвратить предоставленные Заказчиком материалы, оборудование, ________________________ (указать обрабатываемое имущество), либо передать их указанному Заказчиком лицу, а если это оказалось невозможным, — возместить стоимость материалов, оборудования и ___________________.

8.4. В случае прекращения настоящего договора по основаниям иным, чем указанные в п. 2.3.2., 2.3.3 или 6.5, до приемки Заказчиком результата работы, выполненной Подрядчиком, За­казчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией Подряд­чику произведенных затрат.

^ 9. Конфиденциальность полученной сторонами информации

9.1. Если сторона благодаря исполнению своего обязательства по настоящему Договору по­лучила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны.

Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.

^ 10. Разрешение споров

10.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами, будут разрешаться путем переговоров.

10.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.

^ 11. Заключительные положения

11.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

11.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны, при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

11.3. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме. Сообщения будут считается исполненными надлежащим образом, если они посланы заказным письмом, по телеграфу, телетайпу, телексу, телефаксу или доставлены лично по юридическим (почтовым) ад­ресам сторон с получением под расписку соответствующими должностными лицами.

11.4. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

11.5. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

^ 12. Адреса и платежные реквизиты сторон

Заказчик: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Подрядчик ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

^ 13. Подписи сторон

Заказчик _________________________

М.П.

Подрядчик ________________________

М.П.

Договор возмездного оказания услуг

Договор возмездного оказания, услуг регулируется главой 39 ГК РФ. В настоящее время практика заключения таких договоров получила широкое распространение. В рамках данного до­говора могут оказываться столь разнообразные услуги, что общие положения, касающиеся воз­мездного оказания услуг, 9 законодательстве отражены минимально.

^ Суть договора возмездного оказания услуг

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика ока­зать услуги, то есть совершить определенные действия или осуществить определенную деятель­ность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ч. 1 ст. 779 ГК РФ).

Одной из основных особенностей договора возмездного оказания услуг является обязанность исполнителя выполнять соответствующие действия лично (ст. 780 ГК РФ). Исполнитель не может возложить исполнение обязательств по договору на третье лицо, за исключением случаев, опреде­ленных конкретным договором.

Какие услуги могут оформляться с помощью договора о возмездном оказании услуг?

С помощью этого договора могут оформляться отношения по оказанию услуг связи, меди­цинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обу­чению, туристическому обслуживанию и др. Перечень услуг, содержащийся в п. 2 ст. 779 ГК РФ, не является исчерпывающим. Предметом данного договора могут быть и другие услуги при усло­вии, что они не подпадают под действие других глав Гражданского кодекса: например уже рас­смотренной главы 37 (подряд), главы 40 (перевозка), главы 46 (расчеты), главы 47 (хранение) и др.

Следует помнить, что для занятия определенного рода деятельностью наемным работникам может понадобиться иметь соответствующую лицензию (например на осуществление аудитор­ской, медицинской и т. д.) (подробнее об этом см. главу 4 «Лицензирование отдельных видов деятельности»). Поэтому договор, заключенный исполнителем, не имеющим соответствующей ли­цензии, может быть признан судом недействительным.

Как происходит оплата услуг по договору возмездного оказания услуг?

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в дого­воре возмездного оказания услуг.

В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).

Какие документы являются основанием для оплаты по договору о возмездном оказании услуг?

Основанием для оплаты по договору о возмездном оказании услуг является сам договор и до­кумент, свидетельствующий о выполнении договорных обязательств. Им может быть, например, отчет, составленный в произвольной форме и подписанный исполнителем или документ, состав­ленный по типу приемо-сдаточного акта работ по договору подряда. Могут применяться и дру­гие формы (в законодательстве нет жесткой регламентации на этот счет). Важно, чтобы из этих документов однозначно следовало следующее:

• заказчик подтверждает факт надлежащего выполнения услуг другой стороной согласно усло­виям договора;

• дата произведения услуг;

• реквизиты сторон.

Могут ли стороны отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке?

Обе стороны могут отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке. Однако по­следствия такого отказа для них различны.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказа­ния услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (ст. 782 ГК РФ).

Чьи материалы использует исполнитель при оказании услуг?

По общему правилу по договору о возмездном оказании услуг исполнитель использует свои материалы.

В чем различие между договором подряда и договором возмездного оказания услуг?

Предприниматель при заключении договоров с наемными работниками должен четко пред­ставлять различие этих двух наиболее распространенных видов договоров. Эти различия пред­ставлены в таблице:

^ Вид договора

Результат деятельности

Риск по договору

Использование материалов

Договор подряда

^ Материальный (овеществ­ленный) результат, подле­жащий принятию к оплате

Риск несет подряд­чик даже в случае отсутствия вины

Подрядчик может осущест­влять работу как из своих материалов, так и из мате­риалов заказчика

Договор воз-мездного ока­зания услуг

Овеществленный результат деятельности отсутствует, оказанная услуга оплачива­ется сама по себе

Ответственность наступает лишь при наличии вины исполнителя

^ Исполнитель использует свои материалы

ДОГОВОР

возмездного оказания услуг

(примерная форма)

г. __________________ «_____» ________________ _______ г.

_____________________________________________________________________________________

(ФИО индивидуального предпринимателя, паспортные данные)

зарегистрированный в качестве гражданина без образования юридического лица (регистрацион­ное свидетельство № ________), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и

_____________________________________________________________________________________

(Ф.И.О. лица, выполняющего услуги, паспортные данные)

именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем.

1. Согласно настоящему Договору Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать сле­дующие услуги:_________________________________________________________________________

(указать действия, или деятельность, которые обязуется совершить Исполнитель)

а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

2. Исполнитель обязуется оказать услуги лично.

3. Стоимость оказываемых услуг составляет: ________________________.

4. Услуги оплачиваются в следующие сроки и в следующем порядке: _______________________

______________________________________________________________________________________

5. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине Заказчика, услуги подлежат оп­лате в полном объеме.

6. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из Сторон не отвечает, Заказчик возмещает Исполнителю фактически понесенные им расхо­ды.

7. Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Договора при условии оплаты Ис­полнителю фактически понесенных им расходов.

8. Исполнитель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора при условии полного возмещения Заказчику убытков.

9. К настоящему Договору применяются общие положения о подряде (ст. 702—729 ГК) и по­ложения о бытовом подряде (ст. 730—739 ГК), если это не противоречит ст. 779—782 ГК, регули­рующим вопросы возмездного оказания услуг.

10. Срок действия настоящего Договора:

начало: __________________________________ .

окончание: ________________________________.

11. Договор составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон.

12. Реквизиты сторон.

Заказчик: _____________________________________________________________________________

(паспортные данные, место жительства)

Исполнитель: _________________________________________________________________________

(паспортные данные, место жительства)

^ Договор поручения

Договор поручения регулируется главой 49 ГК РФ. Он оформляет одну из основных разно­видностей обязательств по оказанию юридических услуг.

При этом наемный работник, заключающий от имени предпринимателя различные сделки, будет являться коммерческим представителем (ч. 1 ст. 184 ГК РФ).

Что является предметом договора поручения?

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сдел­ке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя, то есть во всех заклю­ченных и подписанных представителем договорах стороной договора будет выступать именно предприниматель. Он же будет нести и все права и обязанности (ст. 972 ГК РФ).

Поверенный обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверите­ля. Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными (ч. 1 ст. 973 ГК РФ). Кроме того, коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поруче­ния с заботливостью обычного предпринимателя (ч. 2 ст. 184 ГК РФ).

На какой срок может быть заключен договор поручения?

Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания. Однако полномочия поверен­ного по общему правилу все равно должны закрепляться в выдаваемой ему доверенности (ст. 975 ГК РФ), срок действия которой ограничен законом и не может превышать трех лет (ч. 1 ст. 186 ГК РФ).

Как оформляются полномочия поверенного?

Предприниматель-доверитель обязан выдать поверенному доверенность на совершение юри­дических действий, предусмотренных договором поручения (приобретение имущества, произ­водство платежей и т. п.). Реквизиты этой доверенности должны быть указаны во всех докумен­тах, подписываемых поверенным (ч. 1 ст. 975 ГК РФ).

Как решается вопрос о вознаграждении поверенного?

Доверитель-предприниматель обязан уплатить поверенному-наемному работнику вознагра­ждение, предусмотренное в договоре поручения. Вознаграждение может указываться как в твер­дой сумме, так и в виде процентов от сделки. Кроме вознаграждения поверенному должны быть возмещены издержки, понесенные им в процессе исполнения договора.

Что является основанием для выплаты поверенному вознаграждения?

Основанием для выплаты поверенному вознаграждения является отчет поверенного, подпи­санный доверителем.

Может ли поверенный отступать от указаний доверителя в процессе исполнения пору­чения?

Поверенному может быть предоставлено доверителем право отступать в интересах доверите­ля от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае он обязан в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором поручения (ч. 3 ст. 973 ГК РФ).

^ Обязанности поверенного

Поверенный обязан:

1. Лично исполнять данное ему поручение, сообщать доверителю по его требованию все све­дения о ходе исполнения поручения.

2. Передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во ис­полнение поручения.

3. По исполнении поручения или при прекращении договора поручения до его исполнения без промедления возвратить доверителю доверенность, срок действия которой не истек, и пред­ставить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям дого­вора или характеру поручения (ст. 974 ГК РФ).

4. Сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполне­ния данного поручения (ч. 3 ст. 184 ГК РФ).

Обязанности доверителя

Доверитель обязан:

1. Возмещать поверенному понесенные издержки.

2. Обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения.

3. Без промедления принять от поверенного все исполненное им в соответствии с договором поручения.

4. Уплатить поверенному вознаграждение.

В каких случаях происходит прекращение договора поручения?

Договор поручения прекращается вследствие:

• отмены поручения доверителем;

• отказа поверенного;

• смерти доверителя или поверенного, признания кого-либо из них недееспособным, ограни­ченно дееспособным или безвестно отсутствующим (ст. 977 ГК РФ).

Возможно ли отказаться от договора поручения в одностороннем порядке?

Односторонний (в том числе немотивированный) отказ от договора может последовать лишь после уведомления другой стороны о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней, если договором не предусмотрен более длительный срок (ч. 3 ст. 977 ГК РФ).

При этом поверенный обязан возместить доверителю все причиненные таким отказом убыт­ки. Такая же обязанность лежит и на доверителе в случае одностороннего отказа от договора с его стороны (ч. 2, 3 ст. 978 ГК РФ).

^ Договор комиссии

В каких случаях предпринимателю может понадобиться заключение договора комис­сии?

Договоры комиссии наиболее часто используются предпринимателем при реализации (при­обретении) товаров и продукции.

Какова суть договора комиссии?

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (ч. 1 ст. 990 ГК РФ).

Предприниматель в договорах, заключенных с третьими лицами во исполнение договора ко­миссии, не фигурирует, а если и указан, то это не несет никаких правовых последствий.

На какой срок может быть заключен договор комиссии?

Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия (ч. 1 ст. 991 ГК РФ).

Кому принадлежит право собственности на товары или продукцию при договоре комиссии ?

Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

Комиссионер отвечает перед комитентом за сохранность товара (продукции), полученного в связи с исполнением договора комиссии.

Как устанавливается комиссионное вознаграждение?

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, которое может устанавливаться в твердой сумме или составлять процент от суммы совершенной сделки.

Если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов (ст. 991 ГК РФ).

Что является основанием для выплаты комиссионного вознаграждения?

Основанием для выплаты комиссионного вознаграждения является отчет комиссионера, при­нятый комитентом, который должен быть предоставлен комитенту в разумный срок с момента совершения сделки (ст. 999 ГК РФ).

Какую ответственность несет комиссионер за утрату, недостачу или повреждение имущества комитента?

Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящего­ся у него имущества комитента.

Если при приеме комиссионером имущества, присланного комитентом либо поступившего к комиссионеру для комитента, в этом имуществе окажутся повреждения или недостача, которые могут быть замечены при наружном осмотре, а также в случае причинения кем-либо ущерба иму­ществу комитента, находящемуся у комиссионера, комиссионер обязан принять меры по охране прав комитента, собрать необходимые доказательства и обо всем без промедления сообщить ко­митенту.

Комиссионер, не застраховавший находящееся у него имущество комитента, отвечает за это лишь в случаях, когда комитент предписал ему застраховать имущество за счет комитента либо страхование этого имущества комиссионером предусмотрено договором комиссии или обычаями делового оборота (ст. 998 ГК РФ).

Возмещаются ли расходы комитента на исполнение комиссионного поручения?

Да, комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить комиссио­неру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы (ст. 1001 ГК РФ).

Перечень расходов, понесенных комиссионером, определяется в отчете комиссионера. При этом договором комиссии можно ограничить максимальную сумму расходов, превышение кото­рой будет относиться за счет комиссионера.

В каком случае договор комиссии прекращается?

Договор комиссии прекращается вследствие:

• отказа комитента от исполнения договора;

• отказа комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмотренных законом или до­говором;

• смерти комиссионера, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Может ли комитент отменить комиссионное поручение?

Комитент вправе в любое время отказаться от исполнения договора комиссии, отменив дан­ное комиссионеру поручение. При этом комиссионер вправе требовать возмещения убытков, вы­званных отменой поручения.

В случае, когда договор комиссии заключен без указания срока его действия, комитент дол­жен уведомить комиссионера о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней, если бо­лее продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором.

В этом случае комитент обязан выплатить комиссионеру вознаграждение за сделки, совершенные им до прекращения договора, а также возместить комиссионеру понесенные им до пре­вращения договора расходы.

: В случае отмены поручения комитент обязан в срок, установленный договором комиссии, а если такой срок не установлен, незамедлительно распорядиться своим находящимся в ведении комиссионера имуществом. Если комитент не выполнит эту обязанность, комиссионер вправе сдать имущество на хранение за счет комитента либо продать его по возможно более выгодной для комитента цене (ст. 1003 ГК РФ).

Может ли комиссионер отказаться от исполнения договора?

Комиссионер не вправе, если иное не предусмотрено договором комиссии, отказаться от его исполнения, за исключением случая, когда договор заключен без указания срока его действия. В этом случае комиссионер должен уведомить комитента о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором.

Комиссионер обязан принять меры, необходимые для обеспечения сохранности имущества комитента.

Комитент должен распорядиться своим находящимся в ведении комиссионера имуществом в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления об отказе комиссионера исполнить пору­чение, если договором комиссии не установлен иной срок. Если он не выполнит эту обязанность, комиссионер вправе сдать имущество на хранение за счет комитента либо продать его по возмож­но более выгодной для комитента цене.

Если договором комиссии не предусмотрено иное, комиссионер, отказавшийся от исполне­ния поручения, сохраняет право на комиссионное вознаграждение за сделки, совершенные им до прекращения договора, а также на возмещение понесенных до этого момента расходов (ст. 1004 ГК РФ).


***********************************


^ Глава V. Денежные расчеты предпринимателя с населением

Если предпринимательская деятельность связана с торговлей или с оказанием услуг населе­нию, неизбежно встает вопрос о денежных расчетах. Прежде всего необходимо выяснить, надо ли использовать контрольно-кассовые машины (ККМ) или можно осуществлять расчеты без них. При этом нужно руководствоваться Законом РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении кон­трольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее — Закон о применении ККМ), а также Положением о применении ККМ при осуществлении денежных рас­четов с населением, утвержденном Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 (далее — Постановление № 745).


^ 1. Денежные расчеты с населением без применения ККМ

Получение предпринимателем у граждан наличных денег без использования ККМ допускает­ся в строго установленных случаях. При этом нужно руководствоваться Перечнем отдельных ка­тегорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденным Постановлением Совета Минист­ров — Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745 (с изменениями и допол­нениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 3 сентября 1998 г., от 21 ноября 1998 г. и от 7 января 1999 г.).

Индивидуальные предприниматели могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ в следующих случаях:

1. При оказании услуг населению. Здесь имеются в виду следующие услуги:

а) бытовые услуги, услуги почтовой связи, услуги при производстве мелкого ремонта с выез­дом к заказчику. При этом следует иметь в виду, что если расчет с заказчиком производится пред­варительно, то использование контрольно-кассовых машин обязательно;

б) услуги по закупке у населения драгоценных металлов и драгоценных камней, сельскохо­зяйственной продукции;

в) медицинские, ветеринарные, санитарно-эпидемиологические услуги с выездом к заказчику (расчет с заказчиком в случае предварительной оплаты осуществляется через контрольно-кассо­вые машины);

г) услуги по обеспечению передвижными уличными туалетами мест массового посещения го­рожан;

д) услуги ломбардов при приеме имущества в залог и на хранение;

е) услуги по кино- и видеопоказу;

ж) услуги выставочного характера.

Как оформляются денежные расчеты с населением при оказании вышеназванных услуг?

Не применять ККМ в указанных выше случаях можно только при условии выдачи докумен­тов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством фи­нансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной эксперт­ной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Какую ответственность несет предприниматель, если он не использует при денежных расчетах с населением бланки строгой отчетности?

Если предприниматель оказывает какие-либо услуги, затем осуществляет расчеты без приме­нения ККМ (получает наличные деньги на руки) и не оформляет операцию с использованием бланков строгой отчетности, то он будет нести ответственность за неприменение ККМ в установ­ленных законодательством случаях (подробнее об ответственности см. в конце этой главы),

Предпринимателю следует помнить, что при расчетах с населением без применения ККМ он вправе использовать только строго определенные, изготовленные типографским способом но­мерные формы бланков. Перечень организаций, распространяющих такие формы, можно узнать в местных налоговых органах.

Какую ответственность несет предприниматель за нарушение правил использования бланков строгой отчетности?

При осуществлении денежных расчетов с населением выдаваемые предпринимателями сче­та, квитанции и другие документы по формам, не утвержденным Минфином России в качестве до­кументов строгой отчетности, не освобождают этих предпринимателей от обязанности приме­нять ККМ. Ответственность за эти нарушения наступает в соответствии со ст. 7 Закона о примене­нии ККМ и влечет за собой штраф в размере от 50 до 100 МРОТ.

Поскольку указанные документы строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением приравнены к чекам, при их невыдаче или выдачи с указанием суммы менее упла­ченной для лица, обязанного выдавать эти документы, наступает ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о применении ККМ (то есть штраф в размере 10 МРОТ, но не менее 20 процентов стоимости покупки).

Имеют ли право налоговые органы требовать от предпринимателей, использующих при расчетах с населением бланки строгой отчетности, регистрации данных бланков в налого­вых инспекциях?

Федеральным законодательством о контрольно-кассовых машинах обязанность регистрации бланков строгой отчетности налоговыми органами не установлена.

В соответствии с п. 1 Перечня индивидуальные предприниматели, применяющие бланки строгой отчетности, должны их использовать только по формам, утвержденным Минфином России.

На практике в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные акты, требую­щие осуществлять регистрацию бланков строгой отчетности в случаях, если отсутствует возмож­ность подтверждения их централизованного изготовления типографским способом в установлен­ном порядке.

2. При продаже следующих товаров:

— газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при ус­ловии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Рос­сийской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутст­вующих товаров ведется раздельно;

— ценных бумаг;

— лотерейных билетов;

— проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исклю­чением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси).

3. При обеспечении питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и при­равненных к ним учебных заведений во время учебных занятий.

4. При осуществлении торговли (оказании услуг) в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень таких местностей определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Сведения о наличии Перечня можно получить в местной администрации или налоговой инспекции.

Во всех этих случаях (п. 2, 3 и 4) осуществление расчетов с населением производится путем приема наличных денег без выдачи бланков строгой отчетности. Принятые суммы должны быть отражены предпринимателем в составе валовой выручки в полном объеме. При этом налоговый орган имеет право сопоставлять отраженную предпринимателем выручку со средними показате­лями выручки, получаемой в аналогичных условиях.

5. При осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих тер­риториях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других анало­гично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилав­ков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

6. При осуществлении мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал (при продаже овощей и бахчевых культур).

7. При продаже в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Вопрос. Предприниматель, торгуя галантерейными товарами с автомобиля, не использовал ККМ, ссылаясь на то, что мелкорозничная торговля с автомобиля подпадает под действие одного из указанных пунктов Перечня. Правомерны ли его действия?

Ответ. Следует отметить, что данный Перечень не подлежит расширительному толкованию. Мелкорозничная торговля с автомобиля нигде в нем не фигурирует, значит, предприниматель на­рушил закон и налоговая инспекция вправе наложить на него штраф.

^ Вопрос. Часто бензином торгуют прямо с машин-бензовозов без кассовых машин. Насколько законна такая торговля?

Ответ. Как и в предыдущем случае, нужно внимательно читать Перечень № 745. В него вклю­чены индивидуальные предприниматели, которые продают из цистерн пиво, квас, молоко, керо­син. Бензина в этом Перечне нет, поэтому при торговле бензином с бензовозов применение кон­трольно-кассовых машин обязательно.

Имеют ли право органы исполнительной власти субъектов РФ ограничить рассматри­ваемый Перечень?

Да, органы исполнительной власти субъектов РФ на отдельных территориях имеют право ог­раничить установленный Правительством РФ Перечень (п. 1 Постановления № 745). Дополни­тельную информацию об этом можно получить в налоговых органах по месту регистрации (осу­ществления предпринимательской деятельности).

В каких случаях возможен временный отказ от использования ККМ?

Временный отказ от использования уже имеющейся и зарегистрированной ККМ возможен в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межве­домственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

В настоящее время в случае отключения электроэнергии необходимо использовать чек по форме ОКУД № 0700003 (письмо Минфина РФ от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-32).

В иных случаях (например при поломке, выходе из строя ККМ) предприниматель обязан пре­кратить торговлю, либо не производить расчеты за оказание услуг до момента устранения неис­правности и начала работы ККМ. В этих случаях можно использовать резервную ККМ, но только ту, которая зарегистрирована в налоговых органах.

^ 2. Денежные расчеты с населением с применением ККМ

Если предпринимательская деятельность не подпадает под виды, указанные в вышерассмот­ренном перечне, встает вопрос о приобретении ККМ. Для этого предпринимателю предстоит пройти следующие этапы:

1. Выбор ККМ.

2. Приобретение ККМ (покупка или аренда).

3. Заключение договора на техническое обслуживание ККМ с центром технического обслу­живания (ЦТО).

4. Регистрация ККМ в налоговых органах. Рассмотрим каждый этап более подробно.

Выбор ККМ

Что необходимо учитывать при выборе модели ККМ?

1. ККМ должна быть внесена в государственный реестр.

Допускаемые к использованию на территории РФ модели контрольно-кассовых машин опре­деляются Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-касссовым машинам и вносятся в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (ст. 5 Закона о применении ККМ).

Где можно найти список моделей ККМ, допустимых к применению в хозяйственной практике?

Наиболее полный список моделей ККМ, допустимых к применению в хозяйственной практи­ке, содержится в классификаторе контрольно-кассовых машин, используемых на территории Рос­сийской Федерации (Приложение № 1 к письму Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1998 г. № ВК-6-16/84), а также в разделе 3 письма Госналогслужбы РФ от 24 марта 1998 г. № ВК-6-16\197 «О решении государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 23 февраля 1998 г.».

2, Сфера применения модели ККМ должна соответствовать сфере деятельности предприни­мателя.

На какие сферы применения делятся конкретные модели ККМ?

Их можно подразделить на 4 группы:

— торговля;

— торговля нефтепродуктами;

— отели и рестораны;

— услуги.

Какие требования предъявляются к техническим характеристикам ККМ?

В зависимости от технических характеристик ККМ делятся на следующие виды:

— автономная;

— пассивная системная;

— активная системная;

— фискальный регистратор.

Для того чтобы разобраться в конкретных различиях между указанными типами машин, предпринимателю лучше обратиться в организацию, осуществляющую продажу ККМ либо в центр технического обслуживания ККМ.

Приобретение ККМ

У кого можно приобрести ККМ?

ККМ можно приобрести двумя способами:

новую ККМ — на первичном рынке, то есть у специализированного продавца (торговой орга­низации);

бывшую в употреблении—у любого юридического лица или гражданина. В каждом случае покупки имеются свои особенности.

Какие требования предъявляются к торговой организации, продающей ККМ?

Предпринимателю, приобретающему ККМ, стоит очень внимательно отнестись к продавцу контрольно-кассовой машины. Если кассовый аппарат приобретен у ненадлежащего продавца, ЦТО не будет заключать договор на техническое обслуживание. Это значит, что ККМ будет не­возможно зарегистрировать в налоговой инспекции и использовать в предпринимательской дея­тельности.

Торговые организации вправе осуществлять торговлю ККМ при наличии у них следующих документов:

лицензии;

договора с поставщиком ККМ соответствующих моделей;

договора с ЦТО о принятии на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин этих моделей.

Все эти документы продавец должен иметь в наличии и предоставить их по просьбе покупателя для ознакомления.

Кроме того, продавцы вправе продавать контрольно-кассовые машины только в те регионы, где имеются ЦТО, с которыми продавцом заключен договор о принятии на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин соответствующих моделей (п. 2 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 6 марта 1995 г.).

Какое порядок приобретения ККМ на вторичном рынке?

Если приобретается не новая, а уже ранее использовавшаяся ККМ (у организации или физического лица), то такая покупка производится через ЦТО, где машины поставлены или должны быть поставлены на техническое обслуживание. Возможен также вариант покупки через продавцов ККМ при наличии отметки налогового органа о снятии ККМ с учета по месту предыдущей регистрации.

Можно ли взять ККМ в аренду?

Да, такая возможность предусмотрена законодательством. Предприниматель может не при­обретать ККМ, а взять ее в аренду у другой организации или предпринимателя (п. 10.1.7 Положе­ния о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин). До­говор аренды можно заключить:

с организацией, осуществляющей торговлю контрольно-кассовыми машинами;

с Центром технического обслуживания;

иной организацией (гражданином).

При этом следует помнить, что за предпринимателем сохраняется обязанность заключить но­вый договор о техническом обслуживании с ЦТО и зарегистрировать аппарат в налоговом органе. При заключении договора аренды необходимо убедиться в том, что данная ККМ снята арендода­телем с учета в налоговой инспекции.

^ Заключение договора на техническое обслуживание

Какими нормативными актами регулируются правила заключения договора на техниче­ское обслуживание ККМ?

Деятельность центров технического обслуживания регулируется Типовыми правилами экс­плуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина РФ от 30 июля 1993 г. (далее — типовые правила эксплуатации ККМ) и Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ в Российской Федерации, утвер­жденным решением ГМЭК от 6 марта 1995 г.).

С каким ЦТО предприниматель должен заключить договор на техническое обслуживание?

Договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин заключается с ЦТО, в котором приобретена контрольно-кассовая машина или который имеет соответствующий договор с продавцом контрольно-кассовой машины. В случае покупки или аренды ККМ не у спе­циализированного продавца требуется заключение покупателем (арендатором) нового договора с ЦТО. После заключения такого договора ККМ автоматически ставится на учет в ЦТО. Продавец в свою очередь должен расторгнуть договор на техническое обслуживание этой машины.

Может ли предприниматель пользоваться в целях технического обслуживания и ремон­та ККМ услугами других ЦТО?

Нет, предприниматель не вправе пользоваться в целях технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин услугами каких-либо предприятий или физических лиц, кроме ЦТО, где контрольно-кассовые машины находятся на техническом обслуживании (п. 9 положения о применении ККМ). Поэтому ставить машину на обслуживание лучше в ближайшем к месту ее ис­пользования ЦТО.

Можно ли привлекать для ремонта ККМ частных лиц?

Нет, ремонт и техническое обслуживание контрольно-кассовых машин частными лицами за­прещены (п. 7.2.2. Типовых правил эксплуатации ККМ, п. 26 Методических рекомендаций по применению ККМ).

Какие функции выполняет ЦТО?

ЦТО осуществляет ввод в эксплуатацию контрольно-кассовых машин, в том числе их пред­продажную подготовку, расконсервацию, регулировку, наладку и входной контроль функцио­нальных характеристик, устранение обнаруженных неисправностей и устанавливает средство ви­зуального контроля ЦТО, удостоверяющего исправность конкретной контрольно-кассовой ма­шины (п. 10.2 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контроль­но-кассовых машин в Российской Федерации).

Регистрация ККМ в налоговых органах

Как уже говорилось выше, предприниматель обязан зарегистрировать ККМ в налоговых ор­ганах. Использование ККМ без ее регистрации в налоговом органе означает фактическое осуще­ствление расчетов без использования ККМ и влечет за собой ответственность в виде штрафа.

Какими нормативными актами определен порядок регистрации ККМ в налоговых органах?

Порядок регистрации ККМ в налоговых органах определен Порядком регистрации контроль­но-кассовых машин в налоговых органах (приложение к приказу Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. Далее — Порядок регистрации).

В каком налоговом органе предприниматель должен зарегистрировать ККМ?

Регистрация контрольно-кассовых машин должна производиться по месту осуществления предпринимательской деятельности (ст. 4 Закона о применении ККМ).

Имеет ли значение для порядка регистрации ККМ способ ее приобретения (новая или бывшая в употреблении)?

Первичная регистрация, то есть регистрация нового аппарата, практически не отличается от регистрации ККМ, использовавшейся в другой организации. Аналогичный порядок действует и в случае аренды ККМ (п. 12 методических рекомендаций по применению ККМ).

Какие документы необходимо представить предпринимателю в налоговый орган для ре­гистрации ККМ?

Для регистрации ККМ предпринимателю необходимо представить в налоговый орган сле­дующие документы:

— заявление (см. форму заявления);

— паспорт на подлежащие регистрации контрольно-кассовые машины;

— договор об их техническом обслуживании и ремонте Центром технического обслужива­ния или непосредственно предприятием — изготовителем контрольно-кассовых машин из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также потребуется представить в налоговый орган саму ККМ или обеспечить работникам на­логовой инспекции доступ к уже установленному аппарату (по согласованию с налоговыми орга­нами).

В какой срок налоговый орган обязан зарегистрировать ККМ?

Налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организа­ции, производит регистрацию контрольно-кассовых машин не позднее 5 дней с момента подачи заявления (п. 3 Порядка регистрации).

Как оформляется регистрация ККМ?

Регистрация производится путем внесения сведений о контрольно-кассовых машинах в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом.

Налоговый орган одновременно с регистрацией контрольно-кассовых машин выдает пред­принимателю Карточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе, а также возвращает паспорта на регистрируемые контрольно-кассовые машины и договор об их техниче­ском обслуживании и ремонте в Центре технического обслуживания (п. 4 Порядка регистрации).

Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в организации по месту уста­новки контрольно-кассовой машины в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовых машин, и возвращается налоговому органу при снятии кон­трольно-кассовой машины с регистрации.

В налоговом органе Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в течение трех лет после снятия контрольно-кассовой машины с учета (п. 9 Порядка регистрации)

Что делать в случае необходимости замены ККМ?

В случае необходимости замены действующих контрольно-кассовых машин другими либо установки дополнительных машин предприниматель обязан до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее.

Налоговый орган, получивший заявление организации о замене контрольно-кассовых машин, производит в 5-дневный срок регистрацию новых и снятие с учета изымаемых из эксплуатации в данной организации контрольно-кассовых машин и выдает организации карточки на вновь заре­гистрированные в налоговом органе контрольно-кассовые машины (п. 5,6 Порядка регистрации).

Каков порядок регистрации и использования индивидуальными предпринимателями ККМ из резерва центров технического обслуживания (ЦТО), выдаваемых на период ремон­та ККМ?

Передача в ремонт и получение из ремонта ККМ с использованием подменного (резервного) фонда ЦТО должны сопровождаться одновременным уведомлением налоговых органов владель­цами ККМ и осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Типовыми прави­лами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с насе­лением, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 30 августа 1993 г. № 104.

Регистрация налоговыми органами ККМ, передаваемых пользователям из резервного фонда ЦТО для замены неисправных ККМ на время их ремонта, должна проводиться в соответствии с Порядком регистрации независимо от времени использования ККМ.

В каких случаях и в каком порядке происходит снятие ККМ с учета в налоговом органе?

Кассовый аппарат подлежит снятию с учета в налоговом органе в случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения

При этом предприниматель подает заявление в налоговый орган о снятии с учета контроль­но-кассовой машины. Налоговый орган, получив заявление организации, производит снятие с учета контрольно-кассовой машины, о чем делает отметку в Карточке регистрации контрольно-кассовой машины, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответст­венного за регистрацию, и скрепляется печатью (п. 7 Порядка регистрации).

По окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Госу­дарственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Фе­дерации, налоговые органы сами снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом они должны уведомить предпринимателя о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин за 30 дней до истечения срока их применения (п. 8 Порядка регистрации).

^ Эксплуатация ККМ

Кто может использовать ККМ?

Использовать ККМ могут:

сам предприниматель;

любое лицо, с которым предприниматель заключил договор о полной материальной ответст­венности.

Кроме того, действующим законодательством установлено, что к работе на ККМ допускают­ся только лица, освоившие правила по эксплуатации ККМ в объеме технического минимума. ч&з выполнения этого условия (то есть без подписи работника под соответствующими правилами) всю ответственность за неправильное использование ККМ будет нести сам предприниматель.

Обязаны ли предприниматели в своей деятельности руководствоваться Типовыми пра­вилами эксплуатации ККМ?

Первоначально указанные типовые правила разрабатывались для организаций и некоторые положения неприменимы по отношению к предпринимательской деятельности. Тем не менее предпринимателю необходимо ознакомиться с полным текстом Правил, но при этом иметь в виду следующее:

1. Когда в правилах упоминаются какие-либо действия администрации предприятия, то в большинстве случаев предприниматель может осуществлять такие действия единолично (напри­мер ставить подпись в книге кассира-операциониста).

2. Предприниматель, в отличие от предприятий, не обязан вести кассу, но в то же время изъя­тие полученных за товары (услуги) денежных средств должно оформляться соответствующим до­кументом. Форма такого документа не установлена, но она должна соответствовать следующим требованиям — обязательно наличие подписей предпринимателя и кассира, также следует ука­зать дату и сумму денежных средств, изъятых из кассы.

Каковы обязанности предпринимателя по использованию ККМ?

1. Использовать только исправные контрольно-кассовые машины.

Какая контрольно-кассовая машина считается неисправной?

Неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая:

а) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке необходимые рек­визиты;

б) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым маши­нам и их фискальной (контрольной) памяти;

в) не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими тре­бованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;

г) не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необхо­димые для осуществления контроля налоговым органом;

д) применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию с кон­кретной моделью контрольно-кассовой машины (п. 8 Положения о применении ККМ).

В правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин могут быть предусмотрены и другие неисправности, при наличии которых указанные машины не должны применяться.

2. Выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обяза­тельств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответ­ствующим предпринимателем;

Что должно быть указано на выдаваемом чеке?

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:

а) краткое наименование индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер предпринимателя:

в) заводской номер контрольно-кассовой машины;

г) порядковый номер чека;

д) дата и время покупки (оказания услуги);

е) стоимость покупки (услуги);

ж) признак фискального режима.

3. Обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания кон­трольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.

4. Вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтвер­ждающим объявленные цены и тарифы (ст. 2 Закона о применении ККМ).

5. Применять на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке контрольную ленту.

6. Вести по каждой контрольно-кассовой машине книгу кассира-операциониста, заверенную в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет (п. 11 Положения о приме­нении ККМ).

Предусмотрена ли действующим законодательством административная ответствен­ность предпринимателей за ненадлежащее ведение книги кассира-операциониста?

Действующим законодательством о применении контрольно-кассовых машин не предусмот­рено применение каких-либо санкций за ненадлежащее ведение книги кассира-операциониста.

В то же время нарушения в ведении книги кассира-операциониста, выявленные налоговыми органами в ходе проведенных налоговых проверок, должны быть указаны в акте проверки с указа­нием о необходимости их устранения.

При проведении повторных налоговых проверок этих предпринимателей, в ходе которых по­вторно выявлены неустраненные нарушения в ведении книги кассира-операциониста, налоговыми органами могут быть применены меры административной ответственности к предпринимате­лям за невыполнение требований об устранении выявленных нарушений законодательства о на­логах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской дея­тельности (п. 5 и 12 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»),

Несет ли гражданин-предприниматель ответственность за хранение денежной налич­ности вне денежного ящика контрольно-кассовой машины при реализации товаров?

Не несет, поскольку Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвер­жденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации 22 сентября 1993 г. №40, не распространяется на граждан-предпринимателей.

^ Ответственность за нарушения Закона о применении КММ

За нарушение предпринимателем Закона о применении ККМ налоговые органы вправе нало­жить на него штрафные санкции.

^ Виды правонарушений и ответственность за них представлены в таблице.

Нарушение

Мера ответственности

^ Основание ответственности

Осуществление денежных рас­четов с населением без приме­нения ККМ в случаях, когда применение ККМ обязательно

Штраф в размере от 50 до 100 МРОТ

ст. 146.5 КоАП,

Постановление Конституцион­ного Суда РФ от 12.05.1998 г. № 14-П

Использование неисправной ККМ

Штраф в размере от 28,6 до 57,1 МРОТ

Определение Конституционно­го Суда РФ от 1.04.1999 г. № 29-0

Отсутствие ценника на прода­ваемый товар (прейскуранта на оказываемые услуги)

Штраф в размере от14,3 до 28,6 МРОТ

Определение Конституционно­го Суда РФ от 1.04.1999 г.

Невыдача чека лицом, в чьи обязанности входит осуществ­ление указанных действий либо выдача чека с указанием суммы менее уплаченной

Штраф в размере 10 МРОТ, но не менее 20 про­центов от стоимости по­купки

ст. 7 Закона о применении ККМ

Каков порядок наложения налоговой инспекцией штрафных санкций за неприменение ККМ на индивидуального предпринимателя, если он не использует ни ККМ, ни бланки стро­гой отчетности, но своевременно и в полном объеме фиксирует свой полученный доход в кни­ге (журнале) учета доходов?

Согласно п. 4 Положения по применению ККМ никакие иные документы, кроме кассового чека и бланков строгой отчетности, не освобождают индивидуальных предпринимателей от обя­зательного применения контрольно-кассовых машин.

При неприменении ККМ индивидуальным предпринимателем (при условии, что он не осво­божден от применения ККМ в рассмотренном выше порядке) налоговая инспекция обязана при­менить штрафные санкции в размере 50—100 МРОТ.

Какую ответственность несет предприниматель, применяющий при наличных денеж­ных расчетах с покупателями ККМ, исключенную из Госреестра ККМ, или ККМ, срок приме­нения которой в соответствии с решениями Государственной межведомственной эксперт­ной комиссии по контрольно-кассовым машинам истек?

В соответствии со ст. 4 и 5 Закона о применении ККМ контрольно-кассовые машины, исполь­зуемые для денежных расчетов с населением, должны быть допущены к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) и зарегистрированы в налоговых органах. По окончании предельного срока использования ККМ конкретной модели, утвержденного ГМЭК, налоговые органы обязаны снять указанные ККМ с регистрации. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. № 10 при выявлении фактов применения ККМ, исключенных из Госреестра ККМ и снятых с учета, налоговые органы вправе применять санкцию, как за неприменение контрольно-кассовой машины.

Аналогичное разъяснение содержится также в письме Государственной налоговой службы РФ от 24 января 1996 г. №ПВ-6-16/43.

Вопрос. Владелец товара и владелец торговой точки предоставляют право реализации товара и сдают в аренду торговую точку третьему лицу. Оно при осуществлении денежных расчетов с на­селением допускает нарушения Закона о применении ККМ. Кто в данном случае будет нести от­ветственность?

Ответ. Согласно Рекомендациям Госналогслужбы России от 5 мая 1994 г. № НИ-6-07/152 от­ветственность за неприменение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных рас­четов с населением несет предприниматель, реализующий товар, вне зависимости от наличия до­говора аренды торгового места (торговой точки), а также договора на реализацию товара с другим предпринимателем.

Если продавец, реализующий товар, выступает как физическое лицо, оформленное в соответ­ствии с трудовым законодательством договором с владельцем товара, то в этом случае субъектом ответственности за неприменение ККМ выступает владелец товара.

Вопрос. В ходе проверки применения контрольно-кассовых машин при осуществлении де­нежных расчетов с населением налоговыми органами выявлены излишки или недостача налич­ных денежных сумм. Вправе ли налоговая инспекция применить к предпринимателю штрафные санкции?

Ответ. В соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими соблюдение условий работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций предприятиями и физическими лицами (Письма Банка России от 4 октября 1993 г. № 18, от 16 марта 1995 г. № 14-4/95 (в ред. от 28 января 1997 г.) и Инструкция Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35), применение налоговыми органами штрафных санкций, предусмотренных п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006, к предприятиям и физическим лицам, осуще­ствляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при нали­чии только факта недостачи или излишков денежных средств в денежном ящике ККМ проверяе­мой торговой точки неправомерно.

В таких случаях налоговые органы должны руководствоваться п. 12 Методических рекомен­даций по использованию данных учета выручки, и» [ученных с применением контрольно-кассо­вых машин при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных Цен­тральным банком России и Госналогслужбой России от 18 августа 1993 г. № 51 и № ВЗ-6-13/272, то есть в случае недостачи денежных средств принимать меры к взысканию их с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств принимать меры к их опри­ходованию.

На кого налагается штраф за невыдачу чека — на предпринимателя как субъекта права или на физическое лицо, непосредственно виновное в данном правонарушении?

Штраф за невыдачу чека лицом, в чьи обязанности входило осуществление указанных дейст­вий, либо выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной налагается налоговыми органами либо на предпринимателей, либо непосредственно на физическое лицо, виновное в этом наруше­нии'. Этот вопрос решает налоговый орган в каждом конкретном случае в зависимости оттого, по какой причине не был выдан покупателю чек.

Для этого лицо, принявшее у населения денежные средства без применения ККМ, должно на­писать объяснение, на основании которого налоговые органы будут делать вывод о степени вины предпринимателя или нанятого им продавца (менеджера, кассира). Если невыдача чека связана с отсутствием ККМ в торговой точке (то есть сам предприниматель отказался от ее покупки) или продавцу было дано указание осуществлять расчеты без применения ККМ, то меры ответственности будут применены к предпринимателю. Если же продавец сам нарушил правила расчетов с на­селением, то штраф будет наложен на него.

Применяются ли штрафные санкции, предусмотренные законодательством о примене­нии ККМ, к предпринимателям за ненадлежащее оформление ценника как за отсутствие такового?

Штрафу подвергаются только предприниматели, не вывесившие ценник на продаваемый то­вар (оказываемую услугу) (ст. 7 Закона о применении ККМ).

Требования к оформлению ценника устанавливаются отдельными нормативными актами. Общие требования к оформлению ценников изложены в Правилах продажи отдельных видов то­варов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55. Контроль за соблюдением указанных Правил осуществляют правоохранительные и контро­лирующие государственные органы в пределах своей компетенции.

Вышеуказанным Законом право наложения штрафа на предпринимателя за неправильное оформление ценника налоговым органам не предоставлено.

Как налагается штраф при выявлении нарушений применения ККМ в нескольких торго­вых точках, принадлежащих одному предпринимателю?

В этом случае размер штрафов будет зависеть от видов допущенных нарушений. В случае если выявлены нарушения одного и того же вида, то штраф исчисляется в соответст­вующей данному виду нарушения сумме независимо от числа торговых точек, в которых они об­наружены.

Если же допущены нарушения различных видов, то соответствующие суммы штрафов склады­ваются либо взыскивается штраф большего размера (п. 30,31 Методических рекомендаций по при­менению ККМ — приложение к письму Госналогслужбы РФ от 5 мая 1994 г. № НИ-6-07 /152).

Подлежит ли ответственности предприниматель в том случае, если расчеты с приме­нением ККМ велись лицом, не имеющим на то специальных полномочий?

Применительно к этому вопросу интересен следующий случай из арбитражный практики. Государственная налоговая инспекция по Большечерниговскому району Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с предпринимателя Д. штрафа в сумме 26565000 рублей, предусмотренного ст. 7 Закона Российской Федерации «О при­менении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» за ведение денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.

Решением от 28 марта 1997 г. в удовлетворении искового требования отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 29 апреля 1997 г. решение оставлено без изме­нения.

Отказ в иске мотивирован тем, что вышеуказанная ответственность не может быть применена к ответчику, поскольку торговые операции велись не им лично, а его родственником Ш., который не имел полномочий на ведение денежных расчетов.

Президиум ВАС не согласился с этими доводами по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, при проверке торгового киоска, принадлежащего ответчику, был установлен факт осуществления денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины, что подтверждается актом проверки.

Постановлением истца на ответчика наложен штраф. Доказательств, опровергающих выводы истца, ответчиком не представлено.

Ссылка суда на то, что продажа товара осуществлена неуполномоченным лицом, не может служить основанием для освобождения предпринимателя от ответственности, поскольку все тор­говые операции, ведущиеся в торговой точке данного предпринимателя, следует рассматривать как осуществленные от его имени, при этом наступление последствий нарушения Закона Россий­ской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» не зависит от наличия у лица, действующего от имени предпринимателя, до­кумента, свидетельствующего о соответствующих полномочиях.

Кто может предъявить к предпринимателю штрафные санкции за нарушение Закона о применении ККМ? Вправе ли это сделать органы налоговой полиции?

Штрафные санкции за нарушение Закона о применении ККМ могут быть предъявлены пред­принимателю только органами государственной налоговой службы.

В компетенцию федеральных органов налоговой полиции не входит проверка исполнения За­кона о применении ККМ и наложение на предпринимателей штрафов. Эти органы могут лишь проводить контрольные закупки, которые могут служить основанием для вынесения должност­ными лицами налоговых инспекций решений о предъявлении к предпринимателю штрафов (По­становление Президиума Высшего арбитражного Суда РФ от 28 мая 1996 г.).

Какова процедура наложения штрафа на предпринимателя за нарушение Закона о ККМ?

Штраф может быть наложен только по решению налогового органа. При этом предпринима­телю предлагается внести соответствующие суммы в добровольном порядке. В случае если пред­приниматель в течение 15 дней не осуществляет это действие, то государственная налоговая ин­спекция обращается в суд с иском о взыскании штрафа с предпринимателя (ст. 285 КоАП РФ).

Какими доказательствами может быть подтвержден факт нарушения предпринима­телем закона о применении ККМ?

Основным доказательством, подтверждающим факт нарушения, является акт проверки, со­ставленный налоговой инспекцией. Однако наряду с ним могут использоваться и другие доказа­тельства, например копия кассовой ленты.

Могут ли быть на предпринимателя, виновного в нарушении Закона о применении ККМ, наложены иные административные взыскания помимо указанных штрафов?

За нарушения установленного порядка использования ККМ на предпринимателя могут быть наложены и другие административные взыскания. Например, п. 1 ст. 7 Закона о налоговых орга­нах, ст. 13 Закона об основах налоговой системы предусмотрено применение административных штрафов от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда на граждан, виновных в сокрытии (зани­жении) дохода (прибыли), отчетов, балансов и других документов (в том числе кассовых книг). Предприниматели, виновные в нарушении установленного порядка применения ККМ, могут при­влекаться к административной ответственности за перечисленные выше правонарушения.

Вопрос. К моменту рассмотрения в суде дела о взыскании с предпринимателя штрафных санкций за нарушение Закона о ККМ, предприниматель прекратил свою деятельность. Является ли это достаточным основанием для прекращения производства по делу?

Ответ. Нет, данное обстоятельство не может служить достаточным основанием для прекра­щения производства по делу. Это подтверждается и судебной практикой.

Так, краевой арбитражный суд своим определением прекратил производство по делу предпри­нимателя о взыскании с него штрафа за нарушение требований Закона о ККМ со ссылкой на исте­чение срока действия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя. Президи­ум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что поскольку дело было принято крае­вым судом до истечения срока действия указанного свидетельства (то есть и решение о взыскании штрафа принято в период действия государственной регистрации), то оно подлежало рассмотре­нию по существу вопроса (Постановление Президиума ВАС РФ от 24 февраля 1998 г. № 6819\97, письмо Госналогслужбы РФ от 15 июня 1998 г, № ВП-6-18\345).

^ Могут ли налоговые органы подать иск в суд о приостановке деятельности предприни­мателя или даже о ее прекращении в связи с нарушением им Закона о применении ККМ?

Налоговые органы при обнаружении повторных нарушений Закона о применении ККМ обя­заны обратиться в суд с иском о ликвидации предприятия с одновременным приостановлением его деятельности (ст. 6 Закона о применении ККМ). В случае если предприятие будет продолжать свою деятельность, к нему могут применяться штрафные санкции в размере 7000 МРОТ. Исходя из положений ст. 1 Закона о применении ККМ под предприятиями понимаются также и индивидуальные предприниматели. Однако Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 25 августа 1998 г. указывает на следующее.

Случаи аннулирования свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, выданного на определенные виды деятельности, предусмотрены Зако­нном РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 и Положением о порядке Ег государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482. Налоговым органам не предоставлено права об­ращаться в суд с исками (в том числе и в связи с нарушением гражданами-предпринимателями Закона о применении ККМ) об аннулировании свидетельства о государственной регистрации физи­ческого лица в качестве предпринимателя и прекращении в связи с этим его предприниматель­ской деятельности по данному регистрационному свидетельству.

bolshie-dozi-glyukozo-insulin-kalievoj-smesi-ne-umenshayut-smertnost-bolnih-ostrim-infarktom-miokarda-s-podemami-segmenta-st-na-ekg-stranica-5.html
bolshie-nyu-nash-organizm-v-tisyachu-raz-umnee-i-mudree-chem-lyuboj-vrach-eti-slova-prinadlezhat-zamechatelnomu-vrachu.html
bolshie-vendori-udeshevlyayut-resheniya-dlya-malih-i-srednih-informatizaciya-msp-v-mire.html
bolshinstvo-kazahskih-chingizidov-proishodyat-ot-hana-dzhanibeka.html
bolshinstvo-personazhej-imeyut-prototipi-mnogie-situacii-vzyati-iz-zhizni-i-moej-klinicheskoj-praktiki-opisannoe-v-romane-prestuplenie-tozhe-imelo-mesto-v-zhizni-ya-stranica-5.html
bolshinstvo-sobranie-privetstvie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-kulturologiya-v-sisteme-sociogumanitarnogo-znaniya-metodicheskie-rekomendacii-po-samostoyatelnoj-rabote.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/harlamov-fyodor-vasilevich.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistemnoe-rassmotrenie-problem-voznikayushih-pri-bankrotstve-yuridicheskogo-lica.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-sociokulturnoj-sredi-mezhdunarodnogo-biznesa.html
  • composition.bystrickaya.ru/perova-inessa-nikolaevna-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi-mou-sosh-13-s-uiop-g-elektrostal-moskovskoj-oblasti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/politika-sovershenstvovaniya-sistemi-ohrani-psihicheskogo-zdorovya-i-blagopoluchiya-aborigenov-v-nyuu-na-20062010godi.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhizneopisanie-marii-styuart-s-cvejga-chast-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/fakultet-geograficheskij-kafedra-geoekologii-i-landshaftnogo-planirovaniya-uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-monitoring-fonovogo-zagryazneniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/elektronnaya-biblioteka-katalog-izdanij.html
  • report.bystrickaya.ru/kapitalnij-remont-krovli-oblastnoj-detsko-yunosheskoj-biblioteki-po-ul-kosmicheskaya-62-v-g-ust-kamenogorske.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ocenka-teplovogo-sostoyaniya-tochek-osnovnogo-metalla-pri-odnoprohodnoj-s-polnim-proplavleniem-svarki-dvuh-listov-v-stik.html
  • thescience.bystrickaya.ru/interaktivnie-doski-panasonic-novogo-pokoleniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezonansnoe-pogloshenie-gamma-izlucheniya-po-imeni-amer-fizika-i-a-rabi-i-i-rabi-rezonansnij-metod-issledovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/ceh-proizvodstvennoe-podrazdelenie-predpriyatiya-chast-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shema-provedeniya-meropriyatij-v-servisnom-centre.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-teorii-i-obosnovanie-mezhotraslevih-i-mezhregionalnih-vzaimodejstvij-v-processe-formirovaniya-nacionalnogo-prodovolstvennogo-rinka-08.html
  • books.bystrickaya.ru/blm-beru-badarlamasi-mamandi-zhaartilmali-energetika-0903000-elektr-energetikasi-sala-bojinsha-blktlk.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sovremennie-osobennosti-ekologicheskih-funkcij-litosferi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-odo-i-ozo-instituta-istorii-i-politicheskih-nauk-specialnosti-dokumentovedenie-i-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-period-2011-2015-godi-stranica-10.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vipusk-2003-g-metodicheskie-ukazaniya-k-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-specialnosti.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/valyutnie-birzhi-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-banka-testovih-zadanij-po-discipline-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglamentiruyushaya-poryadok-razmesheniya-zakaza-stranica-24.html
  • testyi.bystrickaya.ru/ag-korsakova-sbornik-dvenadcatoj-mezhregionalnoj-nauchnoj-studencheskoj-konferencii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ctrojova-pdgotovka-chast-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informatika-dlya-ochno-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-f-arekki-m-skalli-g-haken-v-vajdlih-kvantovie-fluktuacii-izlucheniya-lazera-m-mir-1974.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-nauchnie-meropriyatiya-v-rossii-i-sng-25-ot-08-09-2008-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-stranica-27.html
  • thescience.bystrickaya.ru/investkapitalbank-razdayot-millioni-centralnaya-pressa-29-30-maya-press-konferenciya-posvyashennaya-startu-blagotvoritelnogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-mirovoj-rinok-napravlenie-podgotovki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administrirovanie-uproshennoj-sistemi-nalogooblozheniya-chast-12.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-09-osnovi-logistiki.html
  • letter.bystrickaya.ru/nuklon-ot-lat-nucleus-yadro-obshee-naimenovanie-dlya-protonov-i-nejtronov-chastic-obrazuyushih-yadra-atomnie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.