Бенджамин спок - страница 9
.RU

Бенджамин спок - страница 9



Чем старше становится ребенок, тем все меньше он спит. Обычно первый период бодрствования начинается примерно в 4-5 часов вечера. Со временем ребенок будет бодрствовать и в другое время дня. У каждого ребенка свое расписание сна. К концу первого года жизни он будет спать днем скорее всего только 2 раза. А между годом и полутора годами он перейдет на одноразовый дневной сон. Только в младенчестве можно быть уверенным, что ребенок спит столько, сколько хочет. В 2 года ребенок - сложное человеческое существо. Он может спать меньше, чем требует его организм, из-за возбуждения, беспокойства и по другим причинам.

225. Засыпание.

Желательно приучить ребенка к мысли, что сразу же после еды он должен спать. Некоторые дети любят поиграть после еды. Я бы советовал постараться отучить их от этой привычки. Приучайте ребенка засыпать в своей кровати без чьего бы то ни было присутствия, по крайней мере после 3 месяцев, когда его перестанут беспокоить колики от газов.

Большинство детей привыкают как к тишине, так и к умеренному шуму. Поэтому не нужно ходить на цыпочках и шептать. Этим вы только приучите его к тишине и он будет легко просыпаться от неожиданных звуков. Если ребенок привык к обычным домашним звукам, то вы спокойно можете принимать гостей в соседней комнате, смотреть телевизор или слушать радио. Вы можете даже входить в комнату ребенка, не разбудив его.

226. На спине или на животе.

Большинству детей удобнее спать на животе с самого рождения, в особенности страдающим от газов, так как давление на живот частично облегчает эти боли. Другие дети спят и на животе, и на спине, либо только на спине. Лежание на спине имеет два недостатка. Во-первых, если ребенка вырвет, то он может захлебнуться своей рвотой; во-вторых, когда ребенок спит на спине, его голова всегда повернута в сторону, противоположную стене, поэтому она может сплющиться с одной стороны. Это не повредит его мозг и форма головы со временем выправится, но не сразу (на это может потребоваться около 2 лет). Избежать деформации головы можно, укладывая ребенка в постель головой то в одну сторону, то в другую, где раньше были его ноги. Он все равно будет поворачивать голову в ту сторону, куда ему нравится смотреть, и, таким образом, его голова будет лежать половину времени на одной стороне, а половину - на другой. Через несколько недель после рождения ребенок выбирает позу - на спине или на животе - и заставить его изменить эту позу трудно.

Желательно приучать ребенка с самого рождения спать на животе, если он не возражает. Впоследствии, когда он научится переворачиваться, он сможет сам изменить позу, если захочет.

227. Попробуйте приучить ребенка просыпаться утром позднее или приучите его спокойно дожидаться, пока проснетесь вы.

Новорожденные обычно просыпаются непростительно рано - в 5-6 часов утра. Но во второй половине первого года дети сами хотят поспать подольше. Многие родители вырабатывают привычку просыпаться и бежать к ребенку, как только тот пошевелится. Тем самым они лишают его возможности снова заснуть или спокойно поиграть в своей кроватке в ожидании, когда проснутся родители. В результате их ребенок может просыпаться раньше 7 часов утра даже в 2-3 года. Ребенок, привыкший к тому, что к нему подходят, как только он проснется, будет этого требовать. Поэтому, если вы хотите вставать утром в 7-8 часов, попробуйте следующий метод: заведите будильник на 5 минут позже, чем ваш ребенок обычно просыпается. Затем каждые несколько дней заводите его еще на 5 минут позже. Возможно, проснувшись раньше звонка будильника, ребенок научится засыпать снова или будет спокойно лежать. Если проснувшись, он плачет, подождите немного, - может быть, он успокоится. Но, конечно, если не успокаивается и плачет все сильнее, то вам придется встать. Но попробуйте проделать то же самое через месяц.

228. После 6 месяцев, если есть возможность, поместите ребенка в отдельную комнату.

Ребенок с самого рождения может спать в отдельной комнате, если это вам удобно и если вы достаточно близко, чтобы услышать его плач. Если же вначале его кроватка находится в комнате родителей, то в 6-месячном возрасте желательно переместить ребенка в другую комнату. Я бы не рекомендовал оставлять ребенка на ночь в комнате родителей после 9 месяцев. Ребенок привыкает спать с родителями и будет бояться спать в их отсутствие. Чем он старше, тем труднее перевести его в отдельную комнату.

Кроме того, ребенка может испугать половой акт родителей, он не поймет, что происходит, и испугается. Родителям покажется, что ребенок спит, но детские психиатры утверждают, что часто ребенок просыпается и лежит молча в страхе, а родители этого не замечают. Однако не подумайте, что риск испугать ребенка или сделать его слишком зависимым от родителей так уж велик. Если вам больше негде держать ребенка, кроме своей комнаты, отгородите его кровать занавеской или ширмой.

229. Не кладите ребенка в свою постель.

У маленьких детей бывают периоды, когда они просыпаются в испуге ночью и приходят в комнату родителей, отчаянно плача. Родители берут ребенка в свою постель. В такой момент это кажется им самой практичной мерой, но это ошибка. Даже, когда ребенок перестанет пугаться по ночам, он может продолжать приходить к родителям, полюбив спать в их теплой уютной кровати. Вам будет трудно отлучить его от этой привычки. Поэтому, если ребенок приходит к вам в комнату ночью, успокойте его, но будьте тверды и положите обратно в кровать. Я думаю, разумно ни под каким предлогом не брать ребенка в родительскую кровать.

Когда ребенок не спит

230. Спокойное дружелюбие должно быть главной чертой ваших отношений с ребенком.

Когда вы его кормите, одеваете, купаете, разговариваете с ним, меняете пеленку, держите его на руках или просто находитесь с ним в одной комнате, он все больше осознает, как много он значит для вас, а вы для него. Когда вы его ласкаете, обнимаете и показываете ему, что он самый лучший малыш на свете, вы делаете его счастливым. Ласка имеет такое же значение для эмоционального развития ребенка, как молоко - для физического. Может быть поэтому мы, взрослые, всегда стремимся доставить ребенку удовольствие, инстинктивно начиная сюсюкать, кивать головой и т.п. Так ведут себя даже солидные и необщительные люди. Главный недостаток родительской неопытности - излишне серьезное отношение к родительским обязанностям, которое мешает получить удовольствие от материнства. В этом случае и мать, и ребенок лишаются огромной радости в жизни.

Разумеется, я не имею в виду, что вы должны без передышки болтать с ребенком все время, когда он не спит, или постоянно трясти и щекотать его. Это его только утомит, а в конце концов приведет к внутренней скованности или к избалованности. И для ребенка, и для матери важнее ласковое дружелюбие. Оно проявляется в тепле ваших рук, в любящем мирном выражении вашего лица, в нежных интонациях вашего голоса.

231. Дружелюбие без баловства.

Конечно, ребенку полезно находиться недалеко от матери (братьев и сестер, если они есть), когда он не спит, чтобы он мог видеть мать, лепетать, обращаясь к ней, слышать ее голос. Но неразумно постоянно носить ребенка на руках или развлекать его, не оставляя одного ни на минуту. Общество матери доставляет ребенку огромное удовольствие и приносит ему пользу, но в то же время ребенок должен научиться занимать себя сам. Бывает, что мать настолько обожает своего первенца, что держит его на руках, играет с ним все время, пока он не спит. Ребенок может привыкнуть к постоянному вниманию матери и постепенно будет становиться все более требовательным (см. разделы 256, 257).

232. Игрушки.

Чем старше становится ребенок, тем все больше увеличиваются периоды его бодрствования, особенно во второй половине дня. Пока дети не спят, они ищут чьего-либо общества и им хочется чем-то заняться. В 2, 3 и 4 месяца дети любят смотреть на яркие движущиеся предметы. На прогулке они с удовольствием наблюдают за движениями листьев, за игрой света и теней. Дома они изучают свои ручки, рисунок обоев. Вы можете подвесить яркие пластиковые игрушки на веревочке, протянутой между перилами кровати. Повесьте их достаточно высоко (а не у самого носа ребенка), но так, чтобы он смог достать их, когда начнет тянуться к предметам. Вы можете сами сделать вертушки из картона, оклеенного цветной бумагой, которые вращаются при малейшем ветерке. Подвесьте их к потолку или к люстре, чтобы ребенок не смог дотянуться до них, так как они слишком хрупки для игры и не подходят для жевания. Можно также подвешивать предметы домашнего обихода: ложки, пластиковые чашки и др. Помните, что в конце концов все попадает ребенку в рот. Около 6 месяцев главной радостью для него будет хватать, держать и брать в рот разнообразные предметы: погремушки, куклы, игрушечных животных, предметы домашнего обихода. Не разрешайте ребенку брать в рот и грызть предметы, покрашенные краской, содержащей свинец. Не позволяйте ему играть с целлулоидными игрушками, так как он сможет откусить маленькие острые кусочки. Не давайте ребенку бусы и другие мелкие предметы, которые он сможет проглотить и подавиться. Из резиновых игрушек удалите металлические пищалки.

Во второй половине дня, когда ребенку наскучит лежать в кроватке, кладите его в манеж, который вы поместите недалеко от того места, где вы работаете или просто сидите. Если вы вообще собираетесь пользоваться манежем, начинайте приучать к нему ребенка с 3-4 месяцев, прежде чем он научится сидеть и ползать и познает прелесть свободного передвижения. В противном случае ребенок воспримет манеж как клетку. Когда он научится сидеть и ползать, он будет развлекаться, передвигаясь от одного предмета к другому. Когда ребенку надоест находиться к манеже, посадите его за столик или в креслице-качалку. А когда ему и там надоест, спустите его на пол. Это ему и полезно, и приятно.

233. Манеж.

Иметь манеж совсем не обязательно. Некоторые психологи и врачи не одобряют эту идею, считая, что манеж не дает ребенку возможности исследовать окружающий мир и вырабатывать независимость. Это, конечно, не доказано. Манеж - очень практичная и полезная вещь, особенно для занятой матери. Помещенный на кухне или в комнате, где работает мать, манеж дает ребенку возможность быть с людьми и видеть все, что происходит вокруг. Позже ребенок будет развлекаться, выбрасывая игрушки из манежа и получая их назад. Когда ребенок начнет вставать, он сможет цепляться за его поручни, одновременно имея прочное основание под ногами. В хорошую погоду можно выставлять манеж на веранду, балкон или во двор, откуда ребенок будет наблюдать все происходящее.

234. Креслице-качалка.

Оно может пригодиться, когда ребенок научится сидеть прямо, и до того, как он научится ходить. Если основание креслица недостаточно длинное, то ребенок может, сильно раскачавшись, перевернуться. Отец может исправить эту беду, удлинив полозья качалки или ограничив амплитуду качания.

Не следует слишком долго держать ребенка в креслице-качалке. Ребенку нужно время, чтобы ползать и учиться стоять.

Стул

235. Меконий.

В первые 2-3 дня стул новорожденного состоит из вещества, называемого меконием, черно-зеленого цвета, жидкого и вязкого. Затем его цвет становится желто-коричневым. Если в течение 2 дней после рождения у ребенка стула нет, следует посоветоваться с врачом.

236. Стул у ребенка при грудном вскармливании.

Стул может быть несколько и даже много раз в день. В первые недели стул у новорожденного может быть после каждого кормления. Цвет обычно светло-желтый. По консистенции кал новорожденного обычно похож на густой суп-пюре или на тесто и практически никогда не бывает слишком твердым. В первые 2-3 месяца стул ребенка бывает то часто, то редко. У одних детей он бывает каждый день, а у других - только через день или через два. Это может испугать мать, которая привыкла считать, что стул должен быть каждый день. Вам не о чем беспокоиться, если ребенок хорошо себя чувствует. Кал ребенка, находившегося на грудном вскармливании, остается мягким, даже если он бывает через 2-3 дня.

Бывает, что ребенок с трудом выдавливает кал, накопленный за 2-3 дня, а по консистенции он как суп-пюре. Я могу это объяснить только тем, что кал настолько жидкий, что он не создает достаточного давления на внутренность заднего прохода. Обычно при введении твердой пищи в питание ребенка стул налаживается. Посоветуйтесь с врачом, он может рекомендовать ввести твердую пищу раньше. Две-четыре ложки пюре вареного чернослива помогут ребенку. Слабительные средства в таких случаях не нужны. Избегайте употреблять слабительное или клизму регулярно, так как ребенок привыкнет к ним. Попытайтесь обойтись черносливом или другой твердой пищей.

237. Стул у ребенка при искусственном вскармливании.

Сначала стул бывает 1-4, а иногда и 6 раз в день. Число испражнений не имеет значения, если консистенция кала нормальная и ребенок хорошо прибавляет в весе.

Кал ребенка, питающегося коровьим молоком, бывает светло-желтого или бежевого цвета. Однако у некоторых новорожденных кал напоминает мягкую яичницу или кусочки творога в жидкой среде. Если ребенок чувствует себя хорошо и нормально прибавляет в весе, то вам не о чем беспокоиться.

Наиболее часто встречающаяся трудность, которая возникает при искусственном вскармливании, - это предрасположенность к запорам (см. раздел 269). В первые месяцы у детей, находящихся на искусственном вскармливании, редко бывает жидкий, зеленоватый или створоженный кал. Если вы увеличите количество сахара в молочной смеси, то качество стула ухудшится. Если стул новорожденного характеризуется упомянутыми признаками, необходимо как можно чаще показывать ребенка врачу. Попробуйте совсем исключить сахар из питания ребенка. Но, если у ребенка всегда несколько жидкий стул, а он при этом весел, хорошо прибавляет в весе и врач не находит никакой болезни, то вы можете считать стул нормальным.

238. Изменения в стуле.

Вы убедились, что если ребенок хорошо прибавляет в весе и его стул всегда одинаков, то консистенция и цвет кала не имеют значения. Но, если стул резко меняется по качеству, необходимо посоветоваться с врачом. Если, например, как был вязким, а затем вдруг стал жиже с кусочками непереваренной пищи и участился, это может быть признаком расстройства пищеварения. Если кал стал очень жидким, частым, зеленоватым по цвету и имеет другой запах, то это почти наверняка означает кишечное заболевание (понос) в тяжелой или легкой форме. Если стула долго не было, а потом появился кал необычно жесткий и сухой, то иногда (но не обязательно) это означает начало простуды или другого заболевания. Дело в том, что инфекция не только уменьшает аппетит, но изменяет функцию кишечника. Вообще говоря, изменения цвета и частоты стула не так важны, как изменения консистенции и запаха.

В жидком стуле часто бывает слизь, наличие которой подтверждает заболевание кишечника. Слизь попадает в кал, если у ребенка насморк или бронхит. Часто у здоровых новорожденных в первые недели образуется много слизи.

Когда в питание ребенка вводят новый вид овощей, часть их может выйти в кале непереваренными. Если при этом кал становится жиже и в нем появляется слизь, в следующий раз давайте ему совсем немного этих овощей. В противном случае продолжайте давать то же количество или постепенно увеличивайте порции, пока ребенок не привыкнет к этому виду овощей. От свеклы кал может окраситься в красный цвет. На воздухе кал может стать коричневым или зеленым. Это ничего не означает.

Следы крови на поверхности кала говорят о том, что на стенках прямой кишки имеются царапины от слишком твердого кала. Хотя это не заболевание, но все-таки обратитесь к врачу, чтобы вовремя вылечить ребенка от запора. Запор оказывает вредное влияние не только на физическое, но и психическое состояние ребенка (см. раздел 362).

Если в кале много крови, что бывает крайне редко, то причиной может быть неправильное строение кишечника либо тяжелая форма поноса, либо инвагинация (см. раздел 671). Незамедлительно вызовите врача или доставьте ребенка в поликлинику.

О поносе см. раздел 275-277.

Пеленки

239. Как пользоваться пеленками.

Это зависит от размеров и ребенка, и пеленки. Главный принцип: самая толстая часть пеленки должна находиться там, куда попадает больше всего мочи, но не складывайте пеленку слишком много раз, иначе ребенку будет трудно сдвинуть ножки.

Большинство матерей меняют пеленку перед кормлением и после него. Но очень занятые матери находят, что достаточно менять пеленку либо до кормления, либо после, что экономит время и стирку.

Если ребенок много мочится, так, что вся кровать становится мокрой, можно использовать сразу две пеленки. Но вторую кладите не между ног, как первую, а оберните вокруг бедер.

После испражнения можно вытирать ягодицы ребенка детским кремом, глицерином либо простой водой и ватой. Если есть необходимость, можно помыть ягодицы с мылом (тщательно смывайте мыло). Меняя мокрую пеленку, не обязательно подмывать ребенка.

240. Стирка пеленок.

Если у вашего ребенка часто бывают опрелости, то необходимо либо кипятить пеленки, либо добавлять антисептик в воду при последнем полоскании. В моче могут быть бактерии, вырабатывающие аммоний, который вызывает опрелость кожи. При обычной стирке эти бактерии полностью не уничтожаются.

Если новорожденный слишком много плачет

241. Что это означает?

Если это ваш первый ребенок, то этот вопрос будет вас особенно волновать. Ребенок растет, и вы становитесь опытнее. Вы уже можете узнать по характеру плача, что нужно ребенку, да и у него самого становится все меньше причин для плача.

Когда ребенок плачет, вы думаете про себя: "Не голоден ли он? Не болен ли? Может быть, он мокрый? Может быть, у него болит животик или он просто капризничает?" Родители забывают о самой главной причине плача - усталости. Что касается перечисленных вопросов, то на них легко найти ответ.

Однако плач ребенка не всегда можно объяснить указанными причинами. После 2 недель у новорожденных (особенно первенцев) появляются ежедневные периоды плача, которые можно называть как угодно, но объяснить очень трудно. Если ребенок регулярно плачет в одно и то же время во второй половине дня или вечером, мы говорим, что у ребенка колики (если у него боли, газы и его живот пучит) или период раздражительного плача (если его не пучит). Если ребенок плачет и днем, и ночью, то мы вздыхаем и говорим, что он беспокойный ребенок. Если его отличает крайняя раздражительность, мы говорим, что он сверхвозбудимый ребенок. Но мы не знаем причин разных типов поведения новорожденных. Мы знаем только, что такое поведение для них типично и постепенно исправляется обычно к 3 месяцам. Возможно, все эти типы поведения - вариации одного и того же состояния. Можно только смутно чувствовать, что первые 3 месяца жизни ребенка являются периодом приспособления его несовершенных нервной и пищеварительной систем к внешнему миру. У одних детей этот процесс проходит легко, у других трудно.

Главное, помните, что постоянный плач в первые недели после рождения

- явление временное и не означает, что ребенок болен.

242. Голод?

Кормите ли вы ребенка по относительно строгому расписанию или "по требованию", скоро вы будете знать, в какое время он особенно голоден, а в какое время он просто рано просыпается. Если в предыдущее кормление ребенок выпил совсем немного молока и проснулся на 2 часа раньше положенного времени, то, возможно, он плачет от голода. Но не обязательно. Часто ребенок выпивает гораздо меньше молока, чем обычно, и спит все 4 часа до следующего кормления.

Если ребенок выпил обычное количество молока и проснулся с плачем через 2 часа, то очень маловероятно, что причина его плача - голод. (Если он проснется с криком через час после последнего кормления, наиболее вероятная причина - газы.) Если он проснулся через 2,5-3 часа, попробуйте покормить его, прежде чем вы примете другие меры.

Когда ребенок плачет от голода, мать прежде всего думает, что у нее не хватает грудного молока или, если ребенок вскармливается искусственно, что ему недостаточно его порции коровьего молока. Но это не происходит неожиданно, в один день. Начинается обычно с того, что ребенок в течение нескольких дней полностью выпивает все молоко и ищет ротиком еще. Он начинает просыпаться с плачем немного раньше, чем обычно. В большинстве случаев ребенок начинает кричать от голода сразу после кормления только после того, как он несколько дней просыпался немного раньше для следующего кормления. В соответствии с растущими потребностями ребенка в питании увеличивается и запас грудного молока. Более полное и частое опорожнение груди стимулирует большую выработку молока. Разумеется, вполне вероятно, что на короткое время количество грудного молока может резко уменьшаться из-за усталости или беспокойства матери.

Мне бы хотелось суммировать сказанное выше следующим образом. Если ребенок отчаянно плачет в течение 15 минут или больше и если прошло более 2 часов со времени последнего кормления или даже менее 2 часов, а в предыдущее кормление ребенок выпил совсем мало молока, покормите его. Если он уснет удовлетворенный, значит вы угадали его желание. Если он заплакал меньше чем через 2 часа, выпив обычную порцию молока в последнее кормление, то вряд ли он плачет от голода. Дайте ему поплакать минут 15-20, если вы можете это выдержать. Попробуйте успокоить его соской-пустышкой. Если же он плачет все сильнее, то попробуйте накормить его. Это не принесет ему вреда. (Не переводите ребенка на искусственное вскармливание, как только вам покажется, что у вас стало мало молока. Если он плачет от голода, все равно дайте ему грудь.)

243. Не болен ли он?

Самые частые заболевания в младенчестве - простуда и кишечные болезни. Их признаки известны: насморк, кашель или жидкий стул. Другие заболевания встречаются крайне редко. Если ваш ребенок не только плачет, но и выглядит необычно, измерьте его температуру и обратитесь к врачу.

244. Не плачет ли ребенок от того, что он мокрый или грязный?

Очень немногих детей беспокоят мокрые или грязные пеленки. Большинство детей просто не замечает этого. Однако ребенку не повредит, если вы лишний раз смените пеленку, когда он заплачет.

245. Не расстегнулась ли булавка в его пеленке?

Это происходит один раз в 100 лет, но вы должны проверить, чтобы успокоиться.

246. Не болит ли у него животик?

Попробуйте помочь ребенку отрыгнуть воздух, даже если он сделал это раньше. О несварении желудка (со срыгиванием и жидким створоженным зеленым стулом) см. раздел 267, о газах - раздел 251.

247. Не избалован ли он?

Вопрос об избалованности встает только после 3-месячного возраста (см. раздел 255). Я думаю, можно не сомневаться, что в первый месяц ребенок еще не успел стать избалованным.

248. Устал?

Если ребенок слишком долго бодрствует или, если он долго находится среди незнакомых людей или в незнакомом месте, или, если родители слишком долго с ним играли, то это может явиться причиной его нервной напряженности и раздражения. Вы ожидаете, что он устал и скоро уснет, а вместо этого он, наоборот, никак не может уснуть. Если родители или незнакомые люди пытаются успокоить ребенка, продолжая играть и разговаривать с ним, то это только ухудшит дело.

Некоторые дети так уж устроены, что никак не могут уснуть спокойно. Они так устают к концу каждого периода бодрствования, что их нервная система напрягается, создавая своего рода барьер, который дети должны преодолеть, прежде чем уснуть. Таким детям плач просто необходим. Некоторые дети плачут сначала громко и отчаянно, а затем либо неожиданно, либо постепенно плач стихает и они засыпают.

Итак, если ваш ребенок плачет в конце периода бодрствования после кормления, то сначала предположите, что он устал, и положите его в кровать. Пусть он поплачет 15-30 минут, если это ему необходимо. Одни дети засыпают лучше, когда их оставляют одних в кроватке; к этому нужно приучать всех детей. Но другие дети успокаиваются скорее, когда их тихонько качают в коляске или двигают их кроватку вперед и назад (если у нее есть колеса), или носят их на руках, лучше в затемненной комнате. Можно время от времени помогать ребенку уснуть таким образом, когда он особенно устал, но не изо дня в день. Ребенок может привыкнуть к такому способу засыпания и не захочет засыпать без укачивания, что рано или поздно начнет вас раздражать.

249. Беспокойные дети.

У большинства новорожденных, особенно у первенцев, в первые недели бывает хотя бы несколько приступов сердитого плача. Некоторые дети особенно много и сердито плачут либо иногда, либо большую часть времени. Эти периоды сердитого плача чередуются с периодами необыкновенно глубокого сна, когда разбудить ребенка просто невозможно. Мы не знаем причины такого поведения; быть может, причина в несовершенстве пищеварительной или нервной системы. Такое поведение не означает заболевания и со временем проходит, но для родителей это очень тяжелое время.

Можно попробовать несколько способов успокоить такого ребенка. Попытайтесь дать ему соску-пустышку, если ваш врач не возражает. Попытайтесь туго пеленать его. Некоторые матери и опытные няни считают, что беспокойные дети чувствуют себя гораздо лучше в маленьком пространстве

- в небольшой корзине или даже в картонной коробке, выложенной изнутри одеялом. Если у вас есть коляска или колыбелька, попробуйте покачать ребенка перед сном, может быть, легкое движение успокоит его. Езда в машине чудодейственно усыпляет беспокойных детей, но вся беда в том, что дома все начинается сначала. Ребенка может успокоить грелка (см. раздел

252). Попытайтесь также усыпить его музыкой.

250. Сверхвозбудимый ребенок.

Это необычайно нервный и беспокойный ребенок. Его мускулы не в состоянии полностью расслабляться. Он сильно вздрагивает при малейшем шуме или когда меняет положение. Например, если ребенок лежал на спине и перевернулся на бок или если тот, кто его держит, неожиданно его двигает, он может подпрыгнуть от испуга. Такой ребенок обычно не любит купаться в первые 2 месяца. Сверхвозбудимый ребенок также может страдать от газов или регулярно сердито плакать.

Для сверхвозбудимых детей необходимо создать спокойную обстановку: тихая комната, минимум посетителей, негромкие голоса, медленные движения при уходе за ними. Обмывать и перепеленывать такого ребенка нужно на большой подушке (в непромокаемой наволочке, чтобы он не перекатывался. Держите его запеленутым большую часть времени. Кладите его на животик в маленькую постельку со стенками: в коляску, колыбельку или в ящик (см. также разделы 249 и 253). Врачи часто прописывают успокоительное для новорожденных.

251. Колики в первые 3 месяца

и регулярный сердитый плач. Эти два состояния обычно взаимосвязаны и их признаки схожи. Колики - это резкая боль в кишечнике, вызванная газами, которые пучат животик ребенка. Он поджимает ножки или вытягивает их и напрягает, пронзительно кричит и иногда выпускает газы через задний проход. Во втором случае ребенок отчаянно плачет в течение нескольких часов ежедневно в одно и то же время, хотя он хорошо питается и ничем не болен. У одних детей возникают боли от газов, у других - просто регулярная потребность ежедневно сердито кричать, а у третьих - и то, и другое вместе. Все эти состояния начинаются через 2-4 недели после рождения и обычно проходят к 3 месяцам, причем во всех случаях самое худшее время бывает от 18 до 22 часов.

Вот типичная история: в родильном доме матери сказали, что у нее спокойный ребенок, а через несколько дней после того, как его привезли домой, он вдруг раздражается сердитым плачем, который продолжается 3-4 часа без передышки. Мать меняет ему пеленку, переворачивает его, поит его, но все это помогает лишь на минуту. Часа через два ей кажется, что ребенок голоден, потому что он пытается засовывать в рот все, что придется. Мать дает ему молока, которое он сначала жадно пьет, но быстро бросает и опять начинает кричать. Иногда этот душераздирающий крик продолжается весь перерыв от одного кормления до другого, после чего ребенок "чудом" успокаивается.

У очень многих новорожденных бывает всего несколько таких припадков в первые месяцы, но у некоторых детей в первые 3 месяца эти припадки крика бывают каждый вечер.

У одних новорожденных газы и периоды сердитого плача бывают очень регулярно, например от 18 до 22 или от 14 до 18 часов, а в остальное время они спят, как ангелы. У некоторых других новорожденных эти периоды бывают более продолжительными, даже до половины дня или, что гораздо хуже, до половины ночи. Иногда ребенок начинает беспокоиться еще днем, а к ночи плач усиливается или наоборот. Боли от газов (колики) чаще всего начинаются после кормления, либо сразу же, либо через полчаса. Помните, что от голода ребенок кричит перед кормлением.

Мать страдает, слыша плач своего ребенка, и думает, что у него серьезное заболевание. Ее поражает, что ребенка совсем не утомляет долгий плач. Нервы матери крайне напряжены. Самое удивительное, что ребенок, который много плачет, прекрасно развивается физически. Несмотря на многие часы крика, он продолжает прибавлять в весе, причем ускоренными темпами. Он ест с аппетитом, быстро поглощая свою порцию и требуя еще.

Когда ребенок страдает от газов, мать прежде всего думает, что причина этого в питании (искусственном или грудном). Если ребенок на искусственном вскармливании, мать спрашивает врача, не изменить ли ей состав молочной смеси, как у ребенка соседей. Изменения в питании изредка действительно приносят некоторое облегчение, но в большинстве случаев ничего не дают. Совершенно очевидно, что качество питания - не главная причина газов. Почему же ребенок нормально усваивает всю пищу, кроме одного кормления, и плачет только по вечерам? Колики (боли от газов) бывают и от грудного, и от коровьего молока. А иногда причиной их считают апельсиновый сок.

Мы не знаем основной причины колик или регулярного сердитого плача. Возможно, виной является периодическая напряженность несовершенной нервной системы ребенка. Некоторые из таких детей бывают почти постоянно сверхвозбуждены (см. раздел 250). Тот факт, что ребенок обычно плачет по вечерам, указывает на усталость как на одну из причин. Многие новорожденные до 3 месяцев крайне возбуждены перед тем, как уснуть. Они не могут уснуть, не покричав пронзительно хотя бы немного.

252. Лечение колик.

Самое главное, родители должны понять, что газы - обычное явление у новорожденных, что они не причиняют ребенку вреда (наоборот, дети, хорошо прибавляющие в весе, чаще страдают от газов) и что к 3 месяцам или раньше это пройдет, не оставив и следа. Если родители найдут в себе силы спокойно отнестись к крику ребенка, то половина проблемы уже решена.

Для сверхвозбудимых детей нужен спокойный образ жизни, тихая комната, нежность и неторопливость в уходе, негромкие голоса, отсутствие посетителей. Не играйте бурно с таким ребенком, не щекочите его, не ходите с ним гулять в шумные места. Ребенок, страдающий коликами, также нуждается в ласке, в улыбке, в обществе родителей, как и другие дети, но с ним нужно обращаться особенно осторожно. Матери следует чаще показывать такого ребенка врачу. Врач может назначить успокоительное. Правильно прописанное лекарство не принесет ребенку вреда и не привьет ему привычку к успокоительным средствам, даже если ими пользоваться в течение нескольких месяцев.

Если нет возможности посоветоваться с врачом, попробуйте домашнее средство - соску-пустышку. Обычно это оказывается очень эффективным успокоительным средством, но некоторые родители и врачи не одобрят соски-пустышки (см. раздел 306).

Ребенок, страдающий газами, чувствует себя лучше, лежа на животе. Еще большее облегчение вы ему принесете, положив его животиком на колени или на грелку и поглаживая его по спинке. Температуру грелки следует проверять внутренней стороной запястья. Грелка не должна обжигать вашу кожу. Оберните грелку пеленкой или полотенцем, прежде чем положить ее на ребенка.

biblioteka-teatra-studii-latinskij-kvartal.html
biblioteka-v-kulture-russkoj-dvoryanskoj-usadbi.html
biblioteka-viktor-shirokov-vikingi-v-kepkah-i-koza-ninka-stranica-5.html
biblioteka-vsemirnoj-literaturi-seriya-pervaya-tom-10-pesn-o-rolande-koronovanie-lyudovika-nimskaya-telega-pesn-o-side-romansero-stranica-17.html
biblioteka-vsemirnoj-literaturi-seriya-pervaya-tom-10-pesn-o-rolande-koronovanie-lyudovika-nimskaya-telega-pesn-o-side-romansero-stranica-47.html
biblioteka-vsemirnoj-literaturi-seriya-pervaya-tom-23-poeziya-trubadurov-poeziya-minnezingerov-poeziya-vagantov-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-psihikali-bilistardi-zhan-uattarini-pajda-bolu-damu-zhne-aliptasu-zadilitarin-zerttejtn-ilim.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/test-po-teme-stroenie-i-klassifikaciya-organicheskih-soedinenij-zadaniya-urovnya-a-stranica-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-konferencii-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-30-avgusta.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/test-6-harakter-praktikum-po-osnovam-menedzhmenta.html
  • institut.bystrickaya.ru/territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-v-2011-godu-stranica-10.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/re-kak-ubrat-knopki-v-pravom-verhnem-uglu-kak-uznat-iz-programmi-otkuda-ona-zapushena-8-mne-nado-iz-svoej.html
  • writing.bystrickaya.ru/bazi-dannih-sql.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zdorove-medproma-ria-novosti-30-01-2007.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-soderzhanie-podgotovki-specialistov-otchet-utverzhden-na-zasedanii-uchenogo-soveta-mgpi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/bednaya-evdokiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dubna.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-slabost-vremya-novostej-mihail-telehov-sankt-peterburg-19062008-107-str-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ugresha-b-mbaloyan-a-gkolmakov-m-i-alimov-a-mkrotov-nanomateriali-klassifikaciya-osobennosti-svojstv-primenenie-i-tehnologii-polucheniya-moskva-2007.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-v-mihajlov-poetika-barokko-zavershenie-ritoricheskoj-epohi.html
  • literature.bystrickaya.ru/dvadcat-stihotvorenij-o-lyubvi-i-odna-pesnya-otchayaniya-1924.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-i-vedenie-spasatelnih-rabot.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ne-hvatajsya-za-vinchester-ili-vash-shestoj-palec-kratkoe-soderzhanie-traktata.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-kinematika-fazovih-perehodovv-mehanike-sploshnih-sreda.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-vserossijskogo-soveshaniya-federalnoj-sluzhbi-po-tarifam-itogi-raboti-organov-gosudarstvennogo-regulirovaniya-v-2010-godu-i-osnovnie-zadachi-na-2011-i-2012-godi.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-kongress-po-andrologii.html
  • spur.bystrickaya.ru/konec-skazki-dlya-menya-literaturnoe-proizvedenie-sushestvuet-tolko-v-tom-sluchae-esli-daruet-to-chto-ya-mogu-netochno.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-vostochnoslavyanskie-zemli-i-velikoe-knyazhestvo-litovskoe-v-xiiixvi-vv-ot-drevnejshih-vremen-do-nachala-xx-igor-yakovlevich-froyanov.html
  • essay.bystrickaya.ru/cenoobrazovanie-kreditnih-resursov-v-ukraine.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prichinnost-i-sluchajnost-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov-pisatelej-i.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-iii-kraevoj-studencheskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-socialnoe-blagopoluchie-cheloveka-v-sovremennoj-rossii-faktori-riska-i-faktori-zashiti-konferenciya-priurochena.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-petrovich-nikonov-sudba-civilizatora-teoriya-i-praktika-gibeli-imperij-aleksandr-petrovich-nikonov-sudba-civilizatora-teoriya-i-praktika-gibeli-imperij-ot-izdatelstva.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezentaciya-novoj-ekspozicii-kultura-hamnigan-v-zabajkale-vistavki-kultura-narodov-zabajkalya-stranica-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sovremennie-koncepcii-logistiki-proizvodstva-dlya-specialnosti-080506-logistika-i-upravlenie-cepyami-postavok-podgotovki-specialista-avtor-k-e-n-docent-a-v-fel.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-xxi-stoletiya-t-2-pod-redakciej-kozlova-v-v-yaroslavl-mapn-2007-s-346-sostav-organizacionnogo-komiteta-simpoziuma-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-disciplini-departament-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
  • report.bystrickaya.ru/hromatografiya-ajzek-azimov-putevoditel-po-nauke-ot-egipetskih-piramid-do-kosmicheskih-stancij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskie-perevodi.html
  • grade.bystrickaya.ru/nemec-filol-nauchnoj-i-nauchno-organizacionnoj-deyatelnosti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-aspekti-i-sushnost-upravlencheskogo-kontrolya-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.