.RU

Беломытцева Лидия Александровна - Сборник статей студентов и аспирантов по материалам научной конференции Всероссийского...


^ Беломытцева Лидия Александровна
студентка Барнаульского государственного
педагогического университета
Поэтика «Невенка сонетов» А. Еременко
Обращение к «Невенку сонетов» Александра Еременко определяется рядом моментов. Во-первых, литературоведческой малоизученностью творчества А. Еременко и метареалистической поэзии 70-80-х гг. в целом; хотя литературная критика, как мы знаем, была к этой группе не только внимательна, но даже благосклонна. Во-вторых, на сегодняшний день отсутствуют монографические исследования, посвященные творчеству А. Еременко. В-третьих, рассмотрение «Невенка сонетов» как структурно-смыслового единства представляется интересным в контексте происходящих в современной поэзии жанровых, стилистических и прочих экспериментов. Наша задача — рассмотреть структурно-смысловые элементы «Невенка»: заглавие, «вакхическую» составляющую, детский мир.

Заглавие с точки зрения семантики «Невенка сонетов» и символики количества произведений. «Невенок» состоит из 13 сонетов. Число 13 нечетное; чаще всего данное число считается несчастливым, его связывают с мистикой, также оно предполагает некую композиционную для традиционного венка сонетов антитетичность; более того, в нем есть некий вызов гармонически определенному «двенадцати» и указывающему на «чертову дюжину». В подобном структурировании художественного целого априори содержится своеобразный механизм отрицания правил, норм, заданность полемичности по отношению к сложившейся уже традиции. Сквозь призму такого мышления и следует, пожалуй, рассматривать «Невенок сонетов».

Для Еременко сонет — особая форма, которую он наполняет новым содержанием, деканонизируя принципы построения твердой сонетной формы. Каждое произведение цикла либо пронумеровано, либо имеет название, причем логика нумерации неслучайна, представляется нелинейной, многомерной. В подобном композиционном построении уже заложен алогизм. Негация явлена у Еременко чаще всего в оппозиции: так выстраивается оппозиция «мир детский — мир взрослого», «дионисийство (вакхическое состояние) без характерных для данных определений патетических и философических составляющих) — привычное рациональное, нормированное состояние». И, наконец, еще одна «пара» выявляется в сонетах, посвященных природе: «живое — мертвое».

В связи с поэтикой заглавия фокусирует на себе внимание «Сонет без рифм». В нем намеренно отвергается ритмико-синтаксический строй сонета — тем самым нарушается одно из важнейших условий построения твердой формы.

В последнем терцете лирическое «я» провозглашает поэтическую свободу, независимость содержания от формы:


Чтоб каждый, кто летает и летит

по воздуху вот этому летая,

летел бы дальше, сколько ему влезет.


Подобная негация в содержании может пониматься как некий скрытый психологический механизм: отрицание, чаще активное, является одним из способов наиболее эффективного утверждения своей собственной полемической точки зрения.

Таким образом, следуя, по всей видимости, принципам отрицания, Еременко деканонизирует формальную сторону сонета, «играя» содержанием, и подобный эксперимент приводит к рождению новой небезынтересной формы (ср. Тимур Кибиров «20 сонетов к Саше Запоевой»). Рассмотрение этой своеобразной «алкогольно-дионической полемики» функционально при анализе художественных исканий и открытий обоих поэтов. Художественно-стилевой основой подобных опытов становится ирония, исследование способов ее реализации поможет определить и степень художественности, и уровень стилевых открытий поэта в будущем.

«Алкогольно-дионическая или «вакхическая» тема. 11 и 12 сонеты посвящены именно ей. В русской постмодернистской литературе эта тема широко разрабатывается, и ключевым текстом в этом отношении является поэма Вен. Ерофеева «Москва — Петушки», исследователи которой определяют представленный Вен. Ерофеевым мир как уход в психоделическое. «Алкогольно-дионическая или «вакхическая» культура ориентирована на целостность сознания, а психоделическая, наоборот, на некую осколочность, или персонифицирование себя с какими-либо предметами. Так, «я» в 12 сонете ассоциирует себя с предохранителем из «схемы мирозданья», задавая тем самым схематичное исчисление мира. Предохранитель — метафора чувствительного на какое-либо изменение или колебание тока устройства, он мгновенно сгорает при скачке тока, как бы кармически предугадывая свою судьбу. В 12 сонете собственно о запое говорится в последнем терцете. Можно предположить, что подобное состояние и навевает мысли о бытие и небытие. Жизнь человека представляется как симультанный, независимый от сознания акт закономерности; запуск ракеты невозможен без наличия ступени-носителя, которая, выполнив свою функцию, должна погибнуть. В мире действует закон отрицания, согласно которому человек — «сокращенный заживо числитель», при этом знаменатель, видимо, душа, также подвергается процедуре сокращения. Отсюда амбивалентность образов, подчиняющихся закону отрицания, согласно которому «развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания)» (2; 962).

Детский мир. Поэтика детства у А. Еременко интересна с точки зрения следующих аспектов:

Собственно детству посвящен 4-ый сонет «Громадный том листали наугад…» Здесь и задается своеобразное пространство детского мира. В первом катрене «точкой сборки» топоса становятся качели, повторяющие своим движением механику маятника. Благодаря такому способу видения и вырисовывается сад, ограниченный забором. Само движение, его траектория «вперед–назад», «вверх–вниз» создает объемное восприятие мира, отсюда и эффект «раздвигающейся дали».

Во втором катрене происходит именование увиденного:


Все это называлось «Детский сад»,

а сверху походило на лекало.

Возникший во втором стихе образ лекала отсылает к некоему ограниченному, заданному контуром-шаблоном пространству. Меняется и точка видения: с объемного восприятия — на двухмерное, плоскостное. Так нам явлено два принципа видения мира: плоскостное и объемное. Качели как атрибут детства обнаруживают интертекстуальные связи. Образ качелей отсылает не только к стихам Ф. Сологуба, но и к одноименному стихотворению В. Набокова (3; 106) и «На качелях» А. Фета (4; 305). В набоковском тексте нахождение на качелях связано с объемным восприятием мира, с механизмом маятника, который также организует пространство текста у Еременко. Для Фета качели — метафора отношений между мужчиной и женщиной:


Правда, это игра, и при том,

Может выйти игра роковая.

Возникающий образ игры своеобразно трансформируется у Еременко через сему «наугад». Данный ассоциативный ряд можно продолжить: игра — наугад — детский сад — свобода — кажимость. Таким образом, языковая и метаязыковая игра, не ограниченная какими-либо рамками, становятся ведущими принципами организации поэтического мира, способом поэтического (свободного) видения.

В терцете возникает образ гада. Рифма гад — детсад — ад отсылает к библейской мифологеме райского сада. В данном сонете «угадывается архетипика невинного детства и райского сада, в который проникает пресмыкающееся, от дьявольской гордыни выпрыгивающее из собственной кожи — и наводящее порчу на человеческий род своей «парадной» лестью, ввергающее в грех и соблазн — преддверие ада» (5; 174).

«Агитатор-змей» связан с топосом взрослых через сему «парад»: «долдонству» гада соответствует строгая упорядоченность шагающих. Так, детский мир у Еременко — мир свободного гения, свободного акта творения, а мир взрослых — некая ограниченность, шаблонность, где человек не творец, а ремесленник, который конструирует, мастерит по заранее заданному шаблону.

Таким образом, в заглавии было выделено два аспекта:

Через символику количества «Невенка сонетов» проявляется иррациональный способ авторского мышления, постулирующий принцип поэтической свободы.

Примечания

1. Еременко А. Невенок сонетов. Электронный ресурс. Режим доступа:

http: // www.poetry.rema.ru/proekt/eremenko.htm

2. Советский энциклопедический словарь. — М., 1989.

3. Набоков В.В. Стихотворения. — СПб., 2003.

4. Фет А.А. Стихотворения и поэмы. — СПб., 1986.

5. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии ХIХ-ХХ веков. — М.,1988.



bezrabotica-chast-4.html
bezrabotica-federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoj-statistiki.html
bezrabotica-i-effektivnost-chast-6.html
bezrabotica-i-inflyaciya-chast-6.html
bezrabotica-i-zanyatost-naseleniya.html
bezrabotica-kak-ekonomicheskaya-kategoriya-ee-teoreticheskoe-obosnovanie-chast-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/part-i-byzantine-art-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-2009.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/the-vampire-from-linkin-park-stranica-21.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-psihologicheskoj-sluzhbi-shkoli-internata-9-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-s-otkloneniyami-v-razvitii-na-2006-2011-uch-goda.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azirt-audani-bolasha-mektep-gimnaziyasini-aza-tl-men-debiet-pnn-malm-zhet-modul-ideyasi-krktrlgen-erteg-kejpkerlerne-taldau.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-4-resursnoe-obespechenie-oblastnoj-celevoj-programmi-pravitelstvo-sverdlovskoj-oblasti-postanovlenie-ot.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-chitatelskoj-konferencii-zvuchit-muzika-myagkij-blyuz.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-kompleksnogo-strategicheskogo-upravleniya-predpriyatiyami-restorannogo-biznesa-na-primere-sankt-peterburga.html
  • university.bystrickaya.ru/gendernie-predubezhdeniya-v-strukture-lichnosti-sbornik-statej-predstavlyaet-obzor-teoreticheskih-i-eksperimentalnih.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-kanal-01-10-2004-vremya-21-00-00-novosti-18-00-00-15-00-00-kokorekina-olga-novosti-12-00-00-9-00-00-agoshkov-evgenij-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uslovnie-oboznacheniya-i-edinici-izmereniya-pravila-rasprostranyayutsya-na-a-parovie-kotli-v-tom-chisle-kotli-bojleri.html
  • college.bystrickaya.ru/290300-270102-65-promishlennoe-i-grazhdanskoe-stroitelstvo-stranica-10.html
  • tests.bystrickaya.ru/metafizika-kreativnosti-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/kulturnij-proekt-triedinstvo-yazikov-v-respublike-kazahstan.html
  • testyi.bystrickaya.ru/71-bazovaya-model-organizacii-raboti-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh.html
  • grade.bystrickaya.ru/normativi-rashoda-etilovogo-spirta-marki-a-po-gost-17299-78-na-remont-elektrotehnicheskogo-oborudovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-rossiya-i-vto.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soc-obrabotan-istorichesk-izmenchiv-znakov-sist-sluzhash-osnovn-sredstv-obshen-i-predstavlen-ya-razn-form-sushestvovan-kazhd-iz-kot-imeet-po-krajnej-mere-odnu-iz.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhukov-georgij-konstantinovich.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-n-tendryakov-vesennie-perevertishi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planirovaniyu-po-anglijskomu-yaziku-dlya-5-9-klassov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekstremum-funkcij-mnogih-peremennih.html
  • crib.bystrickaya.ru/gracheva-elena-yurevna-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj-po-zayavlennim.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-12-povrezhdeniya-chelyustno-licevoj-oblasti-organizaciya-stomatologicheskoj-pomoshi-detyam.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-v-prosodika-predislovie.html
  • literature.bystrickaya.ru/departament-obrazovaniya-ivanovskoj-oblasti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-svyaz-s-drugimi-metodikami-diplomnaya-rabota-studenta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-10-religioznie-ideali-v-osnovanii-kulturi-struktura-kursa-lekcij-34-chasa-lekciya-vvedenie-2-ch-lekciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respublikanskaya-programma-razvitiya-konkurencii-v-chuvashskoj-respublike-na-2010-2012-godi-pasport-programmi.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-otechestvennaya-istoriya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-10-obyazatelstva-iz-prichineniya-vreda-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-030501-yurisprudenciya-ufa-2008.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rezervi-kak-instrument-nalogovogo-planirovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/14-kakimi-dolzhni-bit-gosudarstvennie-rashodi-vladimir-kucherenko-maksim-kalashnikov-i-drugie.html
  • student.bystrickaya.ru/13-ergaticheskie-sistemi-osobennosti-urovni-organizacii-01-disciplina-bzhd-cel-zadachi-kompleksnij-harakter.html
  • esse.bystrickaya.ru/reestr-specialistov-agent-specialisti-proshedshie-attestaciyu-v-ramkah-sistemi-dobrovolnoj-sertifikacii-uslug-na-rinke-nedvizhimosti-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-finansovoj-sistemi-mestnogo-upravleniya-kievskoj-rusi-i-rossijskogo-gosudarstva-s-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.