.RU

Беломытцева Лидия Александровна - Сборник статей студентов и аспирантов по материалам научной конференции Всероссийского...


^ Беломытцева Лидия Александровна
студентка Барнаульского государственного
педагогического университета
Поэтика «Невенка сонетов» А. Еременко
Обращение к «Невенку сонетов» Александра Еременко определяется рядом моментов. Во-первых, литературоведческой малоизученностью творчества А. Еременко и метареалистической поэзии 70-80-х гг. в целом; хотя литературная критика, как мы знаем, была к этой группе не только внимательна, но даже благосклонна. Во-вторых, на сегодняшний день отсутствуют монографические исследования, посвященные творчеству А. Еременко. В-третьих, рассмотрение «Невенка сонетов» как структурно-смыслового единства представляется интересным в контексте происходящих в современной поэзии жанровых, стилистических и прочих экспериментов. Наша задача — рассмотреть структурно-смысловые элементы «Невенка»: заглавие, «вакхическую» составляющую, детский мир.

Заглавие с точки зрения семантики «Невенка сонетов» и символики количества произведений. «Невенок» состоит из 13 сонетов. Число 13 нечетное; чаще всего данное число считается несчастливым, его связывают с мистикой, также оно предполагает некую композиционную для традиционного венка сонетов антитетичность; более того, в нем есть некий вызов гармонически определенному «двенадцати» и указывающему на «чертову дюжину». В подобном структурировании художественного целого априори содержится своеобразный механизм отрицания правил, норм, заданность полемичности по отношению к сложившейся уже традиции. Сквозь призму такого мышления и следует, пожалуй, рассматривать «Невенок сонетов».

Для Еременко сонет — особая форма, которую он наполняет новым содержанием, деканонизируя принципы построения твердой сонетной формы. Каждое произведение цикла либо пронумеровано, либо имеет название, причем логика нумерации неслучайна, представляется нелинейной, многомерной. В подобном композиционном построении уже заложен алогизм. Негация явлена у Еременко чаще всего в оппозиции: так выстраивается оппозиция «мир детский — мир взрослого», «дионисийство (вакхическое состояние) без характерных для данных определений патетических и философических составляющих) — привычное рациональное, нормированное состояние». И, наконец, еще одна «пара» выявляется в сонетах, посвященных природе: «живое — мертвое».

В связи с поэтикой заглавия фокусирует на себе внимание «Сонет без рифм». В нем намеренно отвергается ритмико-синтаксический строй сонета — тем самым нарушается одно из важнейших условий построения твердой формы.

В последнем терцете лирическое «я» провозглашает поэтическую свободу, независимость содержания от формы:


Чтоб каждый, кто летает и летит

по воздуху вот этому летая,

летел бы дальше, сколько ему влезет.


Подобная негация в содержании может пониматься как некий скрытый психологический механизм: отрицание, чаще активное, является одним из способов наиболее эффективного утверждения своей собственной полемической точки зрения.

Таким образом, следуя, по всей видимости, принципам отрицания, Еременко деканонизирует формальную сторону сонета, «играя» содержанием, и подобный эксперимент приводит к рождению новой небезынтересной формы (ср. Тимур Кибиров «20 сонетов к Саше Запоевой»). Рассмотрение этой своеобразной «алкогольно-дионической полемики» функционально при анализе художественных исканий и открытий обоих поэтов. Художественно-стилевой основой подобных опытов становится ирония, исследование способов ее реализации поможет определить и степень художественности, и уровень стилевых открытий поэта в будущем.

«Алкогольно-дионическая или «вакхическая» тема. 11 и 12 сонеты посвящены именно ей. В русской постмодернистской литературе эта тема широко разрабатывается, и ключевым текстом в этом отношении является поэма Вен. Ерофеева «Москва — Петушки», исследователи которой определяют представленный Вен. Ерофеевым мир как уход в психоделическое. «Алкогольно-дионическая или «вакхическая» культура ориентирована на целостность сознания, а психоделическая, наоборот, на некую осколочность, или персонифицирование себя с какими-либо предметами. Так, «я» в 12 сонете ассоциирует себя с предохранителем из «схемы мирозданья», задавая тем самым схематичное исчисление мира. Предохранитель — метафора чувствительного на какое-либо изменение или колебание тока устройства, он мгновенно сгорает при скачке тока, как бы кармически предугадывая свою судьбу. В 12 сонете собственно о запое говорится в последнем терцете. Можно предположить, что подобное состояние и навевает мысли о бытие и небытие. Жизнь человека представляется как симультанный, независимый от сознания акт закономерности; запуск ракеты невозможен без наличия ступени-носителя, которая, выполнив свою функцию, должна погибнуть. В мире действует закон отрицания, согласно которому человек — «сокращенный заживо числитель», при этом знаменатель, видимо, душа, также подвергается процедуре сокращения. Отсюда амбивалентность образов, подчиняющихся закону отрицания, согласно которому «развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания)» (2; 962).

Детский мир. Поэтика детства у А. Еременко интересна с точки зрения следующих аспектов:

Собственно детству посвящен 4-ый сонет «Громадный том листали наугад…» Здесь и задается своеобразное пространство детского мира. В первом катрене «точкой сборки» топоса становятся качели, повторяющие своим движением механику маятника. Благодаря такому способу видения и вырисовывается сад, ограниченный забором. Само движение, его траектория «вперед–назад», «вверх–вниз» создает объемное восприятие мира, отсюда и эффект «раздвигающейся дали».

Во втором катрене происходит именование увиденного:


Все это называлось «Детский сад»,

а сверху походило на лекало.

Возникший во втором стихе образ лекала отсылает к некоему ограниченному, заданному контуром-шаблоном пространству. Меняется и точка видения: с объемного восприятия — на двухмерное, плоскостное. Так нам явлено два принципа видения мира: плоскостное и объемное. Качели как атрибут детства обнаруживают интертекстуальные связи. Образ качелей отсылает не только к стихам Ф. Сологуба, но и к одноименному стихотворению В. Набокова (3; 106) и «На качелях» А. Фета (4; 305). В набоковском тексте нахождение на качелях связано с объемным восприятием мира, с механизмом маятника, который также организует пространство текста у Еременко. Для Фета качели — метафора отношений между мужчиной и женщиной:


Правда, это игра, и при том,

Может выйти игра роковая.

Возникающий образ игры своеобразно трансформируется у Еременко через сему «наугад». Данный ассоциативный ряд можно продолжить: игра — наугад — детский сад — свобода — кажимость. Таким образом, языковая и метаязыковая игра, не ограниченная какими-либо рамками, становятся ведущими принципами организации поэтического мира, способом поэтического (свободного) видения.

В терцете возникает образ гада. Рифма гад — детсад — ад отсылает к библейской мифологеме райского сада. В данном сонете «угадывается архетипика невинного детства и райского сада, в который проникает пресмыкающееся, от дьявольской гордыни выпрыгивающее из собственной кожи — и наводящее порчу на человеческий род своей «парадной» лестью, ввергающее в грех и соблазн — преддверие ада» (5; 174).

«Агитатор-змей» связан с топосом взрослых через сему «парад»: «долдонству» гада соответствует строгая упорядоченность шагающих. Так, детский мир у Еременко — мир свободного гения, свободного акта творения, а мир взрослых — некая ограниченность, шаблонность, где человек не творец, а ремесленник, который конструирует, мастерит по заранее заданному шаблону.

Таким образом, в заглавии было выделено два аспекта:

Через символику количества «Невенка сонетов» проявляется иррациональный способ авторского мышления, постулирующий принцип поэтической свободы.

Примечания

1. Еременко А. Невенок сонетов. Электронный ресурс. Режим доступа:

http: // www.poetry.rema.ru/proekt/eremenko.htm

2. Советский энциклопедический словарь. — М., 1989.

3. Набоков В.В. Стихотворения. — СПб., 2003.

4. Фет А.А. Стихотворения и поэмы. — СПб., 1986.

5. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии ХIХ-ХХ веков. — М.,1988.



bezrabotica-chast-4.html
bezrabotica-federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoj-statistiki.html
bezrabotica-i-effektivnost-chast-6.html
bezrabotica-i-inflyaciya-chast-6.html
bezrabotica-i-zanyatost-naseleniya.html
bezrabotica-kak-ekonomicheskaya-kategoriya-ee-teoreticheskoe-obosnovanie-chast-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-sostoyat-iz-chetireh-razdelov-i-vosmi-prilozhenij-v-kotorih-dani-podrobnie-rekomendacii-po-oformleniyu-diplomnih-i-kursovih-rabot-i-proektov-soderzhanie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekzamen-sostoit-iz-5-chastej-chtenie-1-chas-15-minut-pismo-1-chas-30-minut-ispolzovanie-yazika-1-chas-15-minut.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-organi-i-tehnicheskie-sredstva-psihologicheskoj-vojni-krisko-vladimir-gavrilovich.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-polzovatelya-modulya-student-zanyatie-vipusk-dvizhenie-kontingenta-formirovanie-diplomov-pretendenti-na-krasnij-diplom-vipusk-studentov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-matematike-8-klass.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-opd-f-05-metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya-specialnost-220501-upravlenie-kachestvom.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chastyu-golovi-ee-vpolne-mozhno-ne-trogat-govorit-karen-uiss-docent.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-rekomendacii-po-vipolneniyu-nauchno-issledovatelskoj-raboti.html
  • education.bystrickaya.ru/2-faktori-vliyayushie-na-assortiment-tovara.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-voprosam-organizacii-professionalnoj-podgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii-chastnih-detektivov-i-chastnih-ohrannikov-voprosi-organizacii-deyatelnosti-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-abiturientov-prepodavatelej-filologov-i-uchashihsya-starshih-klassov-shkol.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnutrennie-vodnie-puti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-stranica-12.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/master-i-margarita-ma-bulgakova.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistematizaciya-zakonodatelstva-predmet-tgp-eto-naibolee-obshie-zakonomernosti-vozniknoveniya-stanovleniya-funkcionirovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odinnadcataya-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-problemi-botaniki-yuzhnoj-sibiri-i-mongolii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-2004-godu-ispolnyaetsya-v-pomosh-organizatoram-letnego-otdiha.html
  • grade.bystrickaya.ru/nastrojka-posledovatelnih-portov-nienshanc-avtomatika.html
  • college.bystrickaya.ru/3-meropriyatiya-osushestvlyayushiesya-gosdepartamentom-i-ukrpatentom-zakonodatelstva-v-sfere-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/podprogramma-4-programma-razvitiya-tema-sozdanie-sistemi-neprerivnogo-grazhdanskogo-obrazovaniya-v-mou-g-kudimkara.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rostislav-mihajlovich.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriteriyami-ocenki-konkursnih-materialov-predstavlennih-na-2-etap-yavlyayutsya.html
  • klass.bystrickaya.ru/barahoeva-ar-pravovaya-ustanovka-kak-odna-iz-predposilok-socializacii-grazhdanskogo-obshestva.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-12-programma-utverzhdena-na-kafedre.html
  • student.bystrickaya.ru/1-predmet-i-metod-ekonomicheskoj-istorii-mesto-ekonomicheskoj-istorii-v-sisteme-ekonomicheskih-disciplin-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-visshego-obrazovaniya-germanii-sravnitelnij-analiz-sistem-obrazovaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/stvorennya-gromadskih-obdnan.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-disciplini-4-mesto-disciplini-v-strukture-oop-vpo-5.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervij-debyut-m-n-kedrov-glavnij-redaktor-o-l-knipper-chehova-a-d-popov-e-e-severin-n-m-gorchakov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-amurskoj-oblasti-o-kompleksnoj-programme-ekonomicheskoe-i-socialnoe-razvitie-amurskoj-oblasti-na-2004-2010-godi-stranica-17.html
  • testyi.bystrickaya.ru/911energosberezhenie-tehniko-ekonomicheskoe-obosnovanie-stroitelstva-universalnogo-peregruzochnogo-kompleksa.html
  • essay.bystrickaya.ru/bilet-26-potrebitelskih-spros-v-usloviyah-racionalnih-ozhidanij-2-predposilki-makroekonomicheskogo-analiza-v.html
  • thescience.bystrickaya.ru/institutinstitut-zaochnogo-obucheniya-metodicheskie-ukazaniya-rassmotreni-i-utverzhdeni-na-zasedanii-kafedri-buhgalterskogo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tourist-attractions-are-places-that-tourists-want-to-visit-because-they-are-interesting-beautiful-or-kiting-there-are-natural-tourist-attractions-like.html
  • reading.bystrickaya.ru/kvarcevie-i-elektromehanicheskie-filtri.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.