Беломытцева Лидия Александровна - Сборник статей студентов и аспирантов по материалам научной конференции Всероссийского...
.RU

Беломытцева Лидия Александровна - Сборник статей студентов и аспирантов по материалам научной конференции Всероссийского...


^ Беломытцева Лидия Александровна
студентка Барнаульского государственного
педагогического университета
Поэтика «Невенка сонетов» А. Еременко
Обращение к «Невенку сонетов» Александра Еременко определяется рядом моментов. Во-первых, литературоведческой малоизученностью творчества А. Еременко и метареалистической поэзии 70-80-х гг. в целом; хотя литературная критика, как мы знаем, была к этой группе не только внимательна, но даже благосклонна. Во-вторых, на сегодняшний день отсутствуют монографические исследования, посвященные творчеству А. Еременко. В-третьих, рассмотрение «Невенка сонетов» как структурно-смыслового единства представляется интересным в контексте происходящих в современной поэзии жанровых, стилистических и прочих экспериментов. Наша задача — рассмотреть структурно-смысловые элементы «Невенка»: заглавие, «вакхическую» составляющую, детский мир.

Заглавие с точки зрения семантики «Невенка сонетов» и символики количества произведений. «Невенок» состоит из 13 сонетов. Число 13 нечетное; чаще всего данное число считается несчастливым, его связывают с мистикой, также оно предполагает некую композиционную для традиционного венка сонетов антитетичность; более того, в нем есть некий вызов гармонически определенному «двенадцати» и указывающему на «чертову дюжину». В подобном структурировании художественного целого априори содержится своеобразный механизм отрицания правил, норм, заданность полемичности по отношению к сложившейся уже традиции. Сквозь призму такого мышления и следует, пожалуй, рассматривать «Невенок сонетов».

Для Еременко сонет — особая форма, которую он наполняет новым содержанием, деканонизируя принципы построения твердой сонетной формы. Каждое произведение цикла либо пронумеровано, либо имеет название, причем логика нумерации неслучайна, представляется нелинейной, многомерной. В подобном композиционном построении уже заложен алогизм. Негация явлена у Еременко чаще всего в оппозиции: так выстраивается оппозиция «мир детский — мир взрослого», «дионисийство (вакхическое состояние) без характерных для данных определений патетических и философических составляющих) — привычное рациональное, нормированное состояние». И, наконец, еще одна «пара» выявляется в сонетах, посвященных природе: «живое — мертвое».

В связи с поэтикой заглавия фокусирует на себе внимание «Сонет без рифм». В нем намеренно отвергается ритмико-синтаксический строй сонета — тем самым нарушается одно из важнейших условий построения твердой формы.

В последнем терцете лирическое «я» провозглашает поэтическую свободу, независимость содержания от формы:


Чтоб каждый, кто летает и летит

по воздуху вот этому летая,

летел бы дальше, сколько ему влезет.


Подобная негация в содержании может пониматься как некий скрытый психологический механизм: отрицание, чаще активное, является одним из способов наиболее эффективного утверждения своей собственной полемической точки зрения.

Таким образом, следуя, по всей видимости, принципам отрицания, Еременко деканонизирует формальную сторону сонета, «играя» содержанием, и подобный эксперимент приводит к рождению новой небезынтересной формы (ср. Тимур Кибиров «20 сонетов к Саше Запоевой»). Рассмотрение этой своеобразной «алкогольно-дионической полемики» функционально при анализе художественных исканий и открытий обоих поэтов. Художественно-стилевой основой подобных опытов становится ирония, исследование способов ее реализации поможет определить и степень художественности, и уровень стилевых открытий поэта в будущем.

«Алкогольно-дионическая или «вакхическая» тема. 11 и 12 сонеты посвящены именно ей. В русской постмодернистской литературе эта тема широко разрабатывается, и ключевым текстом в этом отношении является поэма Вен. Ерофеева «Москва — Петушки», исследователи которой определяют представленный Вен. Ерофеевым мир как уход в психоделическое. «Алкогольно-дионическая или «вакхическая» культура ориентирована на целостность сознания, а психоделическая, наоборот, на некую осколочность, или персонифицирование себя с какими-либо предметами. Так, «я» в 12 сонете ассоциирует себя с предохранителем из «схемы мирозданья», задавая тем самым схематичное исчисление мира. Предохранитель — метафора чувствительного на какое-либо изменение или колебание тока устройства, он мгновенно сгорает при скачке тока, как бы кармически предугадывая свою судьбу. В 12 сонете собственно о запое говорится в последнем терцете. Можно предположить, что подобное состояние и навевает мысли о бытие и небытие. Жизнь человека представляется как симультанный, независимый от сознания акт закономерности; запуск ракеты невозможен без наличия ступени-носителя, которая, выполнив свою функцию, должна погибнуть. В мире действует закон отрицания, согласно которому человек — «сокращенный заживо числитель», при этом знаменатель, видимо, душа, также подвергается процедуре сокращения. Отсюда амбивалентность образов, подчиняющихся закону отрицания, согласно которому «развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания)» (2; 962).

Детский мир. Поэтика детства у А. Еременко интересна с точки зрения следующих аспектов:

Собственно детству посвящен 4-ый сонет «Громадный том листали наугад…» Здесь и задается своеобразное пространство детского мира. В первом катрене «точкой сборки» топоса становятся качели, повторяющие своим движением механику маятника. Благодаря такому способу видения и вырисовывается сад, ограниченный забором. Само движение, его траектория «вперед–назад», «вверх–вниз» создает объемное восприятие мира, отсюда и эффект «раздвигающейся дали».

Во втором катрене происходит именование увиденного:


Все это называлось «Детский сад»,

а сверху походило на лекало.

Возникший во втором стихе образ лекала отсылает к некоему ограниченному, заданному контуром-шаблоном пространству. Меняется и точка видения: с объемного восприятия — на двухмерное, плоскостное. Так нам явлено два принципа видения мира: плоскостное и объемное. Качели как атрибут детства обнаруживают интертекстуальные связи. Образ качелей отсылает не только к стихам Ф. Сологуба, но и к одноименному стихотворению В. Набокова (3; 106) и «На качелях» А. Фета (4; 305). В набоковском тексте нахождение на качелях связано с объемным восприятием мира, с механизмом маятника, который также организует пространство текста у Еременко. Для Фета качели — метафора отношений между мужчиной и женщиной:


Правда, это игра, и при том,

Может выйти игра роковая.

Возникающий образ игры своеобразно трансформируется у Еременко через сему «наугад». Данный ассоциативный ряд можно продолжить: игра — наугад — детский сад — свобода — кажимость. Таким образом, языковая и метаязыковая игра, не ограниченная какими-либо рамками, становятся ведущими принципами организации поэтического мира, способом поэтического (свободного) видения.

В терцете возникает образ гада. Рифма гад — детсад — ад отсылает к библейской мифологеме райского сада. В данном сонете «угадывается архетипика невинного детства и райского сада, в который проникает пресмыкающееся, от дьявольской гордыни выпрыгивающее из собственной кожи — и наводящее порчу на человеческий род своей «парадной» лестью, ввергающее в грех и соблазн — преддверие ада» (5; 174).

«Агитатор-змей» связан с топосом взрослых через сему «парад»: «долдонству» гада соответствует строгая упорядоченность шагающих. Так, детский мир у Еременко — мир свободного гения, свободного акта творения, а мир взрослых — некая ограниченность, шаблонность, где человек не творец, а ремесленник, который конструирует, мастерит по заранее заданному шаблону.

Таким образом, в заглавии было выделено два аспекта:

Через символику количества «Невенка сонетов» проявляется иррациональный способ авторского мышления, постулирующий принцип поэтической свободы.

Примечания

1. Еременко А. Невенок сонетов. Электронный ресурс. Режим доступа:

http: // www.poetry.rema.ru/proekt/eremenko.htm

2. Советский энциклопедический словарь. — М., 1989.

3. Набоков В.В. Стихотворения. — СПб., 2003.

4. Фет А.А. Стихотворения и поэмы. — СПб., 1986.

5. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии ХIХ-ХХ веков. — М.,1988.



bezrabotica-chast-4.html
bezrabotica-federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoj-statistiki.html
bezrabotica-i-effektivnost-chast-6.html
bezrabotica-i-inflyaciya-chast-6.html
bezrabotica-i-zanyatost-naseleniya.html
bezrabotica-kak-ekonomicheskaya-kategoriya-ee-teoreticheskoe-obosnovanie-chast-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekobiocentrizm-kak-osnovanie-ekologicheskoj-etiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskazivaet-anna.html
  • znanie.bystrickaya.ru/academic-skills-akademicheskie-naviki-tak-nazivaetsya-ne-izuchenie-teorii-a-praktika-samoj-uchebi-ni-dlya-kogo-ne-sekret-chto-studentu-pervokursniku-prihoditsya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-sovremennie-mezhdunarodnie-otnosheniya-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakazchik-ispolnitel-prilozhenie-3-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voronezhskaya-gosudarstvennaya-tehnologicheskaya-akademiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-a-belousov-vladivostok-izd-vo-dalnevost-un-ta-2002-56c-chz.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizacionno-kadrovoe-obespechenie-gosudarstvenoj-kadrovoj-politiki.html
  • reading.bystrickaya.ru/kulturnaya-politika-xxi-veka-teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-i-usloviya-osushestvleniya-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/makarova-elena-yurevna-lastochka.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcionnij-kurs-kulturologiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-minsk-2008-udk-008-075-8-bbk-71-0-ya-73-k-90.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-informatika-i-ikt-k-uchebniku-informatika-n-v-makarova10-11-klass.html
  • education.bystrickaya.ru/2-struktura-vuza-i-sistema-ego-upravleniya-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-tulskogo-filiala-gosudarstvennogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-uchebnoj-programmi-29-2-obshie-polozheniya-29.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-sisteme-kontrolya-kachestva-ocenki-tehnicheskogo-sostoyaniya-transportnih-sredstv-pri-gosudarstvennom-tehnicheskom-osmotre.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-vidi-transporta-chast-14.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskaya-istoriko-psihologicheskaya-shkola-l-s-vigotskij-a-r-luriya-a-a-leontev-o-vozniknovenii-yazika.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-ot-17-avgusta-1995-goda-n-147-fz-o-estestvennih-monopoliyah.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/egipet-novoe-carstvo.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-5-kurs-spec-gruppa-grazhdansko-pravovaya-specializaciya-ustanovochnie-lekcii-na-5-kurs.html
  • studies.bystrickaya.ru/federalnoj-celevoj-programmi-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-dalnego-vostoka-i-zabajkalya-na-1996-2005-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prestupnost.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-po-literature-ispolniteli-raboti-mihajlova-t.html
  • shkola.bystrickaya.ru/simvolika-gostepriimstva-kommunikativnoe-povedenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hub-hastid-kak-vi-sebya-chuvstvuete-sehate-shoma-chetourast-kak-vashe-zdorove-kar-baretan-chetourast-kak-dela-tradicionno-poprivetstvoval-ih-dok-na-farsi.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorodskaya-programma-odarennie-deti-plan-massovih-meropriyatij-36-so-shkolnikami-36-gorodskaya-programma-49.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-i-obshie-polozheniya-stati-1-7-uchebnik-po-obshestvenno-gosudarstvennoj-podgotovke-dlya-studentov-fakulteta.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-zahariya-sitchin.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-fizicheskaya-himiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizacionno-ekonomicheskie-tehnicheskie-izdaniya-normativno-tehnicheskaya-dokumentaciya-na-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alyuminij-i-ego-svojstva-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mikroskopicheskoe-izuchenie-opticheskih-svojstv-kristallov-chast-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-essiya-a-021-krizis-i-antikrizisnaya-politika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nacionalnij-fond-podgotovki-kadrov-innovacionnij-proekt-razvitiya-obrazovaniya-programma-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-moya-semya-chudesnoe-mesto-dlya-zhizni-uchebno-metodicheskoe-posobie-arzamas-agpi-2005-gou-vpo-arzamasskij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.