.RU

Беломытцева Лидия Александровна - Сборник статей студентов и аспирантов по материалам научной конференции Всероссийского...


^ Беломытцева Лидия Александровна
студентка Барнаульского государственного
педагогического университета
Поэтика «Невенка сонетов» А. Еременко
Обращение к «Невенку сонетов» Александра Еременко определяется рядом моментов. Во-первых, литературоведческой малоизученностью творчества А. Еременко и метареалистической поэзии 70-80-х гг. в целом; хотя литературная критика, как мы знаем, была к этой группе не только внимательна, но даже благосклонна. Во-вторых, на сегодняшний день отсутствуют монографические исследования, посвященные творчеству А. Еременко. В-третьих, рассмотрение «Невенка сонетов» как структурно-смыслового единства представляется интересным в контексте происходящих в современной поэзии жанровых, стилистических и прочих экспериментов. Наша задача — рассмотреть структурно-смысловые элементы «Невенка»: заглавие, «вакхическую» составляющую, детский мир.

Заглавие с точки зрения семантики «Невенка сонетов» и символики количества произведений. «Невенок» состоит из 13 сонетов. Число 13 нечетное; чаще всего данное число считается несчастливым, его связывают с мистикой, также оно предполагает некую композиционную для традиционного венка сонетов антитетичность; более того, в нем есть некий вызов гармонически определенному «двенадцати» и указывающему на «чертову дюжину». В подобном структурировании художественного целого априори содержится своеобразный механизм отрицания правил, норм, заданность полемичности по отношению к сложившейся уже традиции. Сквозь призму такого мышления и следует, пожалуй, рассматривать «Невенок сонетов».

Для Еременко сонет — особая форма, которую он наполняет новым содержанием, деканонизируя принципы построения твердой сонетной формы. Каждое произведение цикла либо пронумеровано, либо имеет название, причем логика нумерации неслучайна, представляется нелинейной, многомерной. В подобном композиционном построении уже заложен алогизм. Негация явлена у Еременко чаще всего в оппозиции: так выстраивается оппозиция «мир детский — мир взрослого», «дионисийство (вакхическое состояние) без характерных для данных определений патетических и философических составляющих) — привычное рациональное, нормированное состояние». И, наконец, еще одна «пара» выявляется в сонетах, посвященных природе: «живое — мертвое».

В связи с поэтикой заглавия фокусирует на себе внимание «Сонет без рифм». В нем намеренно отвергается ритмико-синтаксический строй сонета — тем самым нарушается одно из важнейших условий построения твердой формы.

В последнем терцете лирическое «я» провозглашает поэтическую свободу, независимость содержания от формы:


Чтоб каждый, кто летает и летит

по воздуху вот этому летая,

летел бы дальше, сколько ему влезет.


Подобная негация в содержании может пониматься как некий скрытый психологический механизм: отрицание, чаще активное, является одним из способов наиболее эффективного утверждения своей собственной полемической точки зрения.

Таким образом, следуя, по всей видимости, принципам отрицания, Еременко деканонизирует формальную сторону сонета, «играя» содержанием, и подобный эксперимент приводит к рождению новой небезынтересной формы (ср. Тимур Кибиров «20 сонетов к Саше Запоевой»). Рассмотрение этой своеобразной «алкогольно-дионической полемики» функционально при анализе художественных исканий и открытий обоих поэтов. Художественно-стилевой основой подобных опытов становится ирония, исследование способов ее реализации поможет определить и степень художественности, и уровень стилевых открытий поэта в будущем.

«Алкогольно-дионическая или «вакхическая» тема. 11 и 12 сонеты посвящены именно ей. В русской постмодернистской литературе эта тема широко разрабатывается, и ключевым текстом в этом отношении является поэма Вен. Ерофеева «Москва — Петушки», исследователи которой определяют представленный Вен. Ерофеевым мир как уход в психоделическое. «Алкогольно-дионическая или «вакхическая» культура ориентирована на целостность сознания, а психоделическая, наоборот, на некую осколочность, или персонифицирование себя с какими-либо предметами. Так, «я» в 12 сонете ассоциирует себя с предохранителем из «схемы мирозданья», задавая тем самым схематичное исчисление мира. Предохранитель — метафора чувствительного на какое-либо изменение или колебание тока устройства, он мгновенно сгорает при скачке тока, как бы кармически предугадывая свою судьбу. В 12 сонете собственно о запое говорится в последнем терцете. Можно предположить, что подобное состояние и навевает мысли о бытие и небытие. Жизнь человека представляется как симультанный, независимый от сознания акт закономерности; запуск ракеты невозможен без наличия ступени-носителя, которая, выполнив свою функцию, должна погибнуть. В мире действует закон отрицания, согласно которому человек — «сокращенный заживо числитель», при этом знаменатель, видимо, душа, также подвергается процедуре сокращения. Отсюда амбивалентность образов, подчиняющихся закону отрицания, согласно которому «развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания)» (2; 962).

Детский мир. Поэтика детства у А. Еременко интересна с точки зрения следующих аспектов:

Собственно детству посвящен 4-ый сонет «Громадный том листали наугад…» Здесь и задается своеобразное пространство детского мира. В первом катрене «точкой сборки» топоса становятся качели, повторяющие своим движением механику маятника. Благодаря такому способу видения и вырисовывается сад, ограниченный забором. Само движение, его траектория «вперед–назад», «вверх–вниз» создает объемное восприятие мира, отсюда и эффект «раздвигающейся дали».

Во втором катрене происходит именование увиденного:


Все это называлось «Детский сад»,

а сверху походило на лекало.

Возникший во втором стихе образ лекала отсылает к некоему ограниченному, заданному контуром-шаблоном пространству. Меняется и точка видения: с объемного восприятия — на двухмерное, плоскостное. Так нам явлено два принципа видения мира: плоскостное и объемное. Качели как атрибут детства обнаруживают интертекстуальные связи. Образ качелей отсылает не только к стихам Ф. Сологуба, но и к одноименному стихотворению В. Набокова (3; 106) и «На качелях» А. Фета (4; 305). В набоковском тексте нахождение на качелях связано с объемным восприятием мира, с механизмом маятника, который также организует пространство текста у Еременко. Для Фета качели — метафора отношений между мужчиной и женщиной:


Правда, это игра, и при том,

Может выйти игра роковая.

Возникающий образ игры своеобразно трансформируется у Еременко через сему «наугад». Данный ассоциативный ряд можно продолжить: игра — наугад — детский сад — свобода — кажимость. Таким образом, языковая и метаязыковая игра, не ограниченная какими-либо рамками, становятся ведущими принципами организации поэтического мира, способом поэтического (свободного) видения.

В терцете возникает образ гада. Рифма гад — детсад — ад отсылает к библейской мифологеме райского сада. В данном сонете «угадывается архетипика невинного детства и райского сада, в который проникает пресмыкающееся, от дьявольской гордыни выпрыгивающее из собственной кожи — и наводящее порчу на человеческий род своей «парадной» лестью, ввергающее в грех и соблазн — преддверие ада» (5; 174).

«Агитатор-змей» связан с топосом взрослых через сему «парад»: «долдонству» гада соответствует строгая упорядоченность шагающих. Так, детский мир у Еременко — мир свободного гения, свободного акта творения, а мир взрослых — некая ограниченность, шаблонность, где человек не творец, а ремесленник, который конструирует, мастерит по заранее заданному шаблону.

Таким образом, в заглавии было выделено два аспекта:

Через символику количества «Невенка сонетов» проявляется иррациональный способ авторского мышления, постулирующий принцип поэтической свободы.

Примечания

1. Еременко А. Невенок сонетов. Электронный ресурс. Режим доступа:

http: // www.poetry.rema.ru/proekt/eremenko.htm

2. Советский энциклопедический словарь. — М., 1989.

3. Набоков В.В. Стихотворения. — СПб., 2003.

4. Фет А.А. Стихотворения и поэмы. — СПб., 1986.

5. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии ХIХ-ХХ веков. — М.,1988.



bezrabotica-chast-4.html
bezrabotica-federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoj-statistiki.html
bezrabotica-i-effektivnost-chast-6.html
bezrabotica-i-inflyaciya-chast-6.html
bezrabotica-i-zanyatost-naseleniya.html
bezrabotica-kak-ekonomicheskaya-kategoriya-ee-teoreticheskoe-obosnovanie-chast-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-skazka-pribautka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/starobinskij-ee-menedzhment-na-praktike-upravlenie-personalom-upravlenie-proizvodstvom-upravlenie-kachestvom-opit-kompanij-ssha-yaponii-zapadnoj-evropi-m-knizhnij-mir-2002-152-s.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tamozhennij-kodeks-respubliki-belarus-chast-12.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novoe-ikonoborchestvo-lev-v-armyanin-813820-gg-vselenskie-sobori-vselenskie-sobori.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institucionalnie-ramki-gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-razvitiya-mikrofinansirovaniya-opit-stran-centralnoj.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-kontrolnih-voprosov-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursi-2010-god-luchshij-uchebnij-kabinet.html
  • lesson.bystrickaya.ru/predsedatel-kandidat-fiz-mat-nauk-direktor-observatorii-bgu-obshaya-programma-xiv-respublikanskoj-konferencii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-posvyashaetsya-vsem-tovarisham-po-neschastyu-tem-kto-poveril-a-i-lebedyu-i-poshel-za-nim-stranica-12.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ponyatie-zaloga.html
  • writing.bystrickaya.ru/as-pushkin-i-estestvenno-nauchnaya-kartina-ego-vremeni-chast-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzuemie-sokrasheniya-i-sleng-gadanij-i-interpretacij-snovidennih-obrazov-isklyuchalas-shedrij-avans-dovolno.html
  • textbook.bystrickaya.ru/integralnie-pokazateli-metodicheskaya-razrabotka-v-pomosh-kuratoru-studencheskoj-gruppi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/40-orehovo-zuevskij-rajon-nazvanie-subekta-rossijskoj-federacii-moskovskaya-oblast.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/53-materialno-tehnicheskoe-obespechenie-uchebnogo-processa-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vcp-111-uchet-naseleniya-zadacha-obespechenie-dostojnogo-urovnya-vzaimodejstviya-s-zayavitelyami-21.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoriya-i-metodika-obucheniya-russkomu-yaziku-i-literature-razdel-prepodavanie-russkogo-yazika-specialnost.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-j-klass-chast-2-programma-okruzhayushij-mir.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/reestr-normativnih-pravovih-aktov-i-drugih-materialov-opublikovannih-v-gazete-dokument-region-v-2010-godu-stranica-20.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-prestupleniya-v-sfere-ekonomicheskoj-deyatelnosti-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kriminalisticheskoe-issledovanie-lichnosti-i-poterpevshego-po-delam-ob-umishlennih-ubijstvah-chast-8.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnaya-programma-liceya-g-uvarovo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-gse-f-01-inostrannij-yazik-dlya-sotrudnikov-instituta-po-usovershenstvovaniyu-yazikovoj-kompetencii-kurs.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azhogina-nn-asp-skags-uchenie-zapiski-skags.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-sistema-sankcionirovannogo-dostupa-s-kompleksnim-ispolzovaniem-biometricheskih-pokazatelej-pri-identifikacii-lichnosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7neozhidannost-rassvet-sumerki.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-n-leontev-izbrannie-psihologicheskie-proizvedeniya-stranica-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-molodoj-uchenij-2010-g-nominaciya-student-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/93-prirodnie-katastrofi-xxi-vek-bessmertie-ili-globalnaya-katastrofa.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervie-obshestva-trezvosti-v-rossii-poyavilis-v-1858-godu-v-kovenskoj-grodnenskoj-i-vilenskoj-guberniyah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskaya-struktura-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompyuteri-nastolko-prochno-voshli-v-nashu-zhizn-chto-na-teh-kto-ne-umeet-bit-s-nim-na-ti-smotryat-iskosa-spori-otnositelno-polzi-i-vreda-ot-kompyuternih-i.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-viikonec-predpriyatiya-tekst-proveren-s-pomoshyu-programmi-lingvo-corrector-provedena-polnaya-vichitka-i-sverka.html
  • institute.bystrickaya.ru/garantiya-i-garantijnij-srok-usloviya-udovletvoreniya-otdelnih-trebovanij-potrebitelya-24-sudebnaya-zashita-prav-potrebitelej-26.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-psihologiya-konflikta-avtor-kandidat-psihologicheskih-nauk-programmi-kandidat-psihologicheskih-nauk-v-a-orlov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.