.RU

Белинский





Урок


№4.

Художественный мир И. А. Крылова.


Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и бога­тый язык в устах великого и могучего народа русского.
Белинский


БАСНИ КРЫЛОВА.
Басня как жанр.

Басня — это небольшой аллегорический рассказ, содержащий нравоучение.

Из этого определения видно, что в басне име­ются три основных элемента:

  1. рассказ,

  2. аллегория, т. е. иносказание,

  3. мораль, или нравоучение.

Все эле­менты эти слиты в басне в единое художественное целое.

Бывает иногда так, что помимо общего нравоучительного смысла, скрытого в басне, в начале или в конце её имеется осо­бое нравоучение. Этим отчётливее подчёркивается нравоучитель­ная идея басни.


Из истории басни.


Басня как литературный жанр появилась давно и вылилась в современ­ную форму не сразу. Так, известны басни, приписываемые Эзопу, грече­скому баснописцу, жившему около двух с половиной тысяч лет назад (в VI в. до нашей эры). Басни Эзопа написаны прозой и представляют собой небольшие рассказы о жизни животных. К I веку до пашей эры отно­сятся басни римского баснописца Федра, написанные ямбическим стихом. В баснях Федра нравоучение обычно выделено как особая часть. Замечатель­ного расцвета басня достигла в Западной Европе в творчестве французского баснописца Лафонтена (1621—1685). В баснях Лафонтена повествова­тельный и нравоучительный элементы слиты в единое целое. Следующий бле­стящий этап развития басни — творчество И. А. Крылова. Лафонтен и Крылов справедливо считаются величайшими баснописцами мира.

В XVIII веке, в период господства классицизма, басня считалась «низ­ким» жанром по сравнению, например, с одой или элегией. Для басни допу­скались и «низкий штиль», приближающийся к разговорному языку, и воль­ный стих. Но именно эти «вольности» в построении басни и привлекали

к этому жанру писателей.

В России до Крылова басни создавали многие писа­тели: Антиох Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Хемни-цер, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов и др. Сумароков, на­пример, написал 378 басен, или притчей, — огромное количество!

В XVIII веке эти притчи ценились очень высоко. Хемницер написал 104 басни. Большой успех в своё время выпал на долю басен И. И. Дмитриева (1760—1837). Однако и притчи Сумарокова, и басни Хемницера и Дмитриева теперь почти забыты. Стать подлинно народным русским баснописцем суждено было И. А. Крылову.


Самостоятельная работа.

Вспомните содержание басен указанных авторов. Что их объединяет?


^ Содержание и тематика басен И. А. Крылова.


И. А. Крылов написал 205 басен. Основное, что характеризует их содержание, — это замечательная широта изображения жизни.

Басни Крылова — целый мир жизненных явле­ний и образов. В его добродушно-наивных, простых и бесхитро­стных рассказах перед нами проходят и люди, и звери, и птицы, и насекомые. Но эти рассказы только кажутся наивными и бес­хитростными. Мы видим, что волки, львы, лисицы, обезьяны, щуки, стрекозы и муравьи его басен удивительно похожи на лю­дей и что нравы их — нравы человеческого общества.

Перед нами раскрываются картины и общественно-политиче­ской, и литературной, и домашней жизни русского общества. Мы легко угадываем в образах зверей и птиц представителей и выс­ших классов (царей, вельмож), и чиновничьего общества (судей, бюрократов разного типа), и купечества, и крестьянства— ко­роче говоря, всех классов от царя и вельможи до пастуха. Басня с её аллегорией дала Крылову возможность самой разносторон­ней критики социальных явлений. Это определяет вторую особен­ность басен Крылова — их острую сатирическую на­правленность.

^ Тематика басен Крылова.

Чрезвычайно важное место в баснях Крылова занимает тема изображения русского общественного быта.

В басне «Листы и Корни» сатира направлена непосредственно против господствующего класса — дворянства. Листы, хвалив­шиеся своей густотой и зеленью и гордо считавшие себя «красой долины всей», — это дворянство. Корни — трудовой народ, кре­стьянство. Указывая, что дерево питают и кормят корни, Крылов недвусмысленно разоблачал паразитическую роль дво­рянства. Симпатии его на стороне трудовой массы. Разобла­чая паразитизм господствующего класса, Крылов ставит в то же время тему о социальном неравенстве. Эта же тема раскрывается у него в баснях «Собака и Лошадь» и «Крестьянин и Лисица», где подчёркнуто тяжёлое положение крестьянства. Мысль о равенстве сословий, о гармонии общественного строя развита также в басне «Пушки и Паруса».

Тема воспитания и образования.

Есть у Крылова басни, посвященные вопросам воспитания и образования.

Крылов был убежденным защитником просве­щения. Об этом свидетельствуют прежде всего басни, направлен­ные против невежества: «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом», «Голик». В них ука­зывается на последствия невежества как для отдельных людей, так и для общества.

Крылов не ограничивается общими нравоучениями о вреде невежества. В ряде басен он высказывает свои взгляды на спе­циальные вопросы воспитания и образования. К таким басням относятся «Бочка», «Кукушка и Горлинка», «Крестьянин и Змея», «Червонец», «Воспитание Льва» и др.

Общежитейская мудрость.

Басни Крылова ценны в воспитательном отношении тем, что содержат в себе много мудрых советов и практических правил «на каждый день».

Это обобщения векового опыта народа, результат наблюдений и размышлений целого ряда поколений. Белинский писал о бас­нях Крылова: «В них вся житейская мудрость, плод практиче­ской опытности и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род». То же говорил и Гоголь: «Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

Вот образцы житейской мудрости в баснях Крылова, если выразить её в форме сжатых правил и наставлений:


^ Значение Крылова в русской и мировой литературе.

Роль басен Крылова в истории русской литературы можно рассматривать с двух сторон: со стороны общественной и со стороны литературной.

Общественно-воспитательное значение басен Крылова определяется прежде всего их подлинным, глубоким патрио­тизмом и демократизмом. Воспитательное значение басен Крылова определяется ещё и тем, что недостатки людей, которые осмеивает Крылов во многих баснях, — невежество, неблагодарность, зависть и пр. — ещё продолжают иметь место и в наше время. Отсюда непреходящая злободневность басен Кры­лова.

Белинский правильно сказал о Крылове: «Слава его будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звуч­ный и богатый язык в устах великого и могучего народа рус­ского».

Известность Крылова за границей началась ещё при его жизни. С 1817 по 1844 г. произведения Крылова были уже пе­реведены на десять языков мира.

В 1825 г. в Париже вышло двухтомное издание 86 басен Кры­лова. Тексты басен в этом издании даны параллельно на рус­ском, французском и итальянском языках. В переводах участво­вало 57 поэтов Франции и 30 поэтов Италии. Это был замечательный поэтический турнир, подобного которому не знает история мировой литературы.

Во второй половине XIX века басни Крылова были переве­дены на все славянские языки. Во Франции, в Англии, в Герма­нии, в США имеется целый ряд отдельных изданий басен Крылова.

В настоящее время басни Крылова переведены свыше чем на пятьдесят языков мира, в том числе на языки арабский, турец­кий, японский и др.

bespruzhinnaya-pnevmogidroarmatura-s-uplotnitelnimi-zatvorami-razlichnoj-fizicheskoj-prirodi-01-02-06-dinamika-prochnost-mashin-priborov-i-apparaturi.html
bessmertie-i-dusha-vchera-segodnya-zavtra.html
bessmertie-mozhet-li-bit-privilegieyu-odnih-zhivushih-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj.html
bessmertnie-kniga-vzyata-s-sajta.html
bessmislennaya-vojna-do-nedavnego-vremeni-problemi-amerikanskoj-ekonomiki-istinnie-ili-mnimie-bili-dlya-grazhdan.html
bessonnica-quatreme-sonate.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-konstrukcionnih-materialov-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otveti-na-bileti-po-fizike-za-9-klass.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogovaya-attestaciya-po-inostrannomu-yaziku-v-9-klasse-osushestvlyaetsya-v-dvuh-formah-libo-s-pomoshyu-ekzamena-po-viboru-kotorij-provoditsya-v-forme-ustnogo-sobesed.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polozhenie-o-detskom-obedinenii-dom-detskoe-obedinenie-murmanchat-na-zasedanii-pedsoveta-progimnazii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podmoskovnie-studenti-smogut-prinyat-uchastie-v-mezhdunarodnoj-olimpiade-it-planeta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-v-formirovanie-finansovih-rezultatov-strahovoj-deyatelnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-izdatelstvo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-obshestvennij-koordinacionnij-sovet-po-vzaimodejstviyu-organov-kontroliruyushih-kachestvo-i-bezopasnost-produkcii-i-uslug-okazivaemih-naseleniyu-kraya-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saratovskoj-oblasti-soglasovano.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-rukovodstvo-polzovatelya-versiya-0-sankt-peterburg-2010-firma-zao-vzlet.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spb-n-novgorod-spb-ozdorovitelnij-kompleks-gamma-10-otel-gamma-11-pansionat-svetlana-12-ekskursiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-rossii-vremya-novostej-dubov-dmitrij-17122008-234-str-1-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-11-tv-11.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-kontrolno-schetnoj-palati-respubliki-severnaya-osetiya-alaniya-za-2010-god-3-81-stranica-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-issledovaniya-prichin-travmatizma-pravovie-i-normativno-tehnicheskie-osnovi-obespecheniya-bzhd-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/regionalnie-krizisnie-situacii-ih-ponyatie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prichini-dolgoletiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kolichestvo-obsheobrazovatelnih-shkol-35-v-t-ch-srednih-18-3927-uchashihsya-osnovnih-4-167-chel-nachalnih-10-181-chelovek-3-shkoli-detskij-sad-116.html
  • studies.bystrickaya.ru/2-situativnaya-teoriya-perevoda-1-ponyatie-perevod.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-prezidenta-associacii-o-deyatelnosti-vserossijskoj-obshestvennoj-organizacii-associacii-detskih-kardiologov-rossii-v-2010-godu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-kursa-komandoobrazovanie.html
  • education.bystrickaya.ru/3-osnovnie-usloviya-dostizheniya-novih-celej-obrazovaniya-strategiya-modernizacii.html
  • university.bystrickaya.ru/evrejskij-dom-semya-antisemitizm.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/montazh-vrashayushejsya-barabannoj-pechi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-po-informatike-i-informacionnim-tehnologiyam-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-celi.html
  • tests.bystrickaya.ru/krediti-i-zajmi-godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-meta-fraks.html
  • writing.bystrickaya.ru/marafon-sportivnij-dvor-sobral-pochti-76-millionov-rublej-nedavno-v-bolshom-planetarii-moskvi-sostoyalas-blagotvoritelnaya.html
  • books.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-288-stranica-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administraciya-gorodskogo-poseleniya-poshehone.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-i-tarhanovu-uvazhaemij-grigorij-ivanovich.html
  • lecture.bystrickaya.ru/audiozapisi-i-fonohrestomatii-instruktivno-metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-uchebnogo-predmeta-mirovaya-hudozhestvennaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-moskva-15-17-iyunya-2010-g-nauchnij-sovet-po-akustike-ran-obshestvennaya-organizaciya-rossijskoe-akusticheskoe-obshestvo-rao.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-sozdanie-uslovij-dlya-sohraneniya-zdorovya-obuchayushihsya-titulnij-list-programmi-razvitiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • books.bystrickaya.ru/bolezni-i-zhalobi-veka-kniga-v-dostupnoj-forme-rasskazivaet-o-filosofii-metodologii-i-tehnologii-integralnogo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-voprosi-k-ekzamenu-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-istoriya-filosofii-specialnost-03-1801.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-plani-germanskih-specsluzhb-sorvani-vipusk-1-izdatelstvo-infocentra-mo-moip-fond-grazhdanskih-iniciativ-moskva.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-vozrozhdenie-duhovnih-cennostej-narodnie-tradicii-otchet-po-ekologicheskomu-prosvesheniyu-naseleniya-2005-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.