.RU

Белинский





Урок


№4.

Художественный мир И. А. Крылова.


Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и бога­тый язык в устах великого и могучего народа русского.
Белинский


БАСНИ КРЫЛОВА.
Басня как жанр.

Басня — это небольшой аллегорический рассказ, содержащий нравоучение.

Из этого определения видно, что в басне име­ются три основных элемента:

  1. рассказ,

  2. аллегория, т. е. иносказание,

  3. мораль, или нравоучение.

Все эле­менты эти слиты в басне в единое художественное целое.

Бывает иногда так, что помимо общего нравоучительного смысла, скрытого в басне, в начале или в конце её имеется осо­бое нравоучение. Этим отчётливее подчёркивается нравоучитель­ная идея басни.


Из истории басни.


Басня как литературный жанр появилась давно и вылилась в современ­ную форму не сразу. Так, известны басни, приписываемые Эзопу, грече­скому баснописцу, жившему около двух с половиной тысяч лет назад (в VI в. до нашей эры). Басни Эзопа написаны прозой и представляют собой небольшие рассказы о жизни животных. К I веку до пашей эры отно­сятся басни римского баснописца Федра, написанные ямбическим стихом. В баснях Федра нравоучение обычно выделено как особая часть. Замечатель­ного расцвета басня достигла в Западной Европе в творчестве французского баснописца Лафонтена (1621—1685). В баснях Лафонтена повествова­тельный и нравоучительный элементы слиты в единое целое. Следующий бле­стящий этап развития басни — творчество И. А. Крылова. Лафонтен и Крылов справедливо считаются величайшими баснописцами мира.

В XVIII веке, в период господства классицизма, басня считалась «низ­ким» жанром по сравнению, например, с одой или элегией. Для басни допу­скались и «низкий штиль», приближающийся к разговорному языку, и воль­ный стих. Но именно эти «вольности» в построении басни и привлекали

к этому жанру писателей.

В России до Крылова басни создавали многие писа­тели: Антиох Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Хемни-цер, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов и др. Сумароков, на­пример, написал 378 басен, или притчей, — огромное количество!

В XVIII веке эти притчи ценились очень высоко. Хемницер написал 104 басни. Большой успех в своё время выпал на долю басен И. И. Дмитриева (1760—1837). Однако и притчи Сумарокова, и басни Хемницера и Дмитриева теперь почти забыты. Стать подлинно народным русским баснописцем суждено было И. А. Крылову.


Самостоятельная работа.

Вспомните содержание басен указанных авторов. Что их объединяет?


^ Содержание и тематика басен И. А. Крылова.


И. А. Крылов написал 205 басен. Основное, что характеризует их содержание, — это замечательная широта изображения жизни.

Басни Крылова — целый мир жизненных явле­ний и образов. В его добродушно-наивных, простых и бесхитро­стных рассказах перед нами проходят и люди, и звери, и птицы, и насекомые. Но эти рассказы только кажутся наивными и бес­хитростными. Мы видим, что волки, львы, лисицы, обезьяны, щуки, стрекозы и муравьи его басен удивительно похожи на лю­дей и что нравы их — нравы человеческого общества.

Перед нами раскрываются картины и общественно-политиче­ской, и литературной, и домашней жизни русского общества. Мы легко угадываем в образах зверей и птиц представителей и выс­ших классов (царей, вельмож), и чиновничьего общества (судей, бюрократов разного типа), и купечества, и крестьянства— ко­роче говоря, всех классов от царя и вельможи до пастуха. Басня с её аллегорией дала Крылову возможность самой разносторон­ней критики социальных явлений. Это определяет вторую особен­ность басен Крылова — их острую сатирическую на­правленность.

^ Тематика басен Крылова.

Чрезвычайно важное место в баснях Крылова занимает тема изображения русского общественного быта.

В басне «Листы и Корни» сатира направлена непосредственно против господствующего класса — дворянства. Листы, хвалив­шиеся своей густотой и зеленью и гордо считавшие себя «красой долины всей», — это дворянство. Корни — трудовой народ, кре­стьянство. Указывая, что дерево питают и кормят корни, Крылов недвусмысленно разоблачал паразитическую роль дво­рянства. Симпатии его на стороне трудовой массы. Разобла­чая паразитизм господствующего класса, Крылов ставит в то же время тему о социальном неравенстве. Эта же тема раскрывается у него в баснях «Собака и Лошадь» и «Крестьянин и Лисица», где подчёркнуто тяжёлое положение крестьянства. Мысль о равенстве сословий, о гармонии общественного строя развита также в басне «Пушки и Паруса».

Тема воспитания и образования.

Есть у Крылова басни, посвященные вопросам воспитания и образования.

Крылов был убежденным защитником просве­щения. Об этом свидетельствуют прежде всего басни, направлен­ные против невежества: «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом», «Голик». В них ука­зывается на последствия невежества как для отдельных людей, так и для общества.

Крылов не ограничивается общими нравоучениями о вреде невежества. В ряде басен он высказывает свои взгляды на спе­циальные вопросы воспитания и образования. К таким басням относятся «Бочка», «Кукушка и Горлинка», «Крестьянин и Змея», «Червонец», «Воспитание Льва» и др.

Общежитейская мудрость.

Басни Крылова ценны в воспитательном отношении тем, что содержат в себе много мудрых советов и практических правил «на каждый день».

Это обобщения векового опыта народа, результат наблюдений и размышлений целого ряда поколений. Белинский писал о бас­нях Крылова: «В них вся житейская мудрость, плод практиче­ской опытности и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род». То же говорил и Гоголь: «Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

Вот образцы житейской мудрости в баснях Крылова, если выразить её в форме сжатых правил и наставлений:


^ Значение Крылова в русской и мировой литературе.

Роль басен Крылова в истории русской литературы можно рассматривать с двух сторон: со стороны общественной и со стороны литературной.

Общественно-воспитательное значение басен Крылова определяется прежде всего их подлинным, глубоким патрио­тизмом и демократизмом. Воспитательное значение басен Крылова определяется ещё и тем, что недостатки людей, которые осмеивает Крылов во многих баснях, — невежество, неблагодарность, зависть и пр. — ещё продолжают иметь место и в наше время. Отсюда непреходящая злободневность басен Кры­лова.

Белинский правильно сказал о Крылове: «Слава его будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звуч­ный и богатый язык в устах великого и могучего народа рус­ского».

Известность Крылова за границей началась ещё при его жизни. С 1817 по 1844 г. произведения Крылова были уже пе­реведены на десять языков мира.

В 1825 г. в Париже вышло двухтомное издание 86 басен Кры­лова. Тексты басен в этом издании даны параллельно на рус­ском, французском и итальянском языках. В переводах участво­вало 57 поэтов Франции и 30 поэтов Италии. Это был замечательный поэтический турнир, подобного которому не знает история мировой литературы.

Во второй половине XIX века басни Крылова были переве­дены на все славянские языки. Во Франции, в Англии, в Герма­нии, в США имеется целый ряд отдельных изданий басен Крылова.

В настоящее время басни Крылова переведены свыше чем на пятьдесят языков мира, в том числе на языки арабский, турец­кий, японский и др.

bespruzhinnaya-pnevmogidroarmatura-s-uplotnitelnimi-zatvorami-razlichnoj-fizicheskoj-prirodi-01-02-06-dinamika-prochnost-mashin-priborov-i-apparaturi.html
bessmertie-i-dusha-vchera-segodnya-zavtra.html
bessmertie-mozhet-li-bit-privilegieyu-odnih-zhivushih-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj.html
bessmertnie-kniga-vzyata-s-sajta.html
bessmislennaya-vojna-do-nedavnego-vremeni-problemi-amerikanskoj-ekonomiki-istinnie-ili-mnimie-bili-dlya-grazhdan.html
bessonnica-quatreme-sonate.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakoni-razvitiya-yazika.html
  • write.bystrickaya.ru/esse-kak-zhanr-sochineniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rosstat-stroitelnij-rinok-ruhnul-novosti-rf-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-funkcii-uroka-lekcii.html
  • literature.bystrickaya.ru/belyanin-a-vkus-vampira-armada-alfakniga-moskva-2003-stranica-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respubliki-belarus-38-stranica-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/funkciya-kulturi-konspekt-lekcij-po-discipline-kulturologiya-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • klass.bystrickaya.ru/adaptaciya-k-novomu-prostranstvennomu-obemu-universalnoe-posobie-edinoe-pomesyachnoe-opisanie-razvitiya-rebenka.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-literature-sostavlena-v-osnove-sleduyushih-dokumentov.html
  • turn.bystrickaya.ru/personalnij-nomer-303-dyusi-s-d-92-numerologiya-chisla-i-sudbi-per-s-angl-yu-bondareva.html
  • spur.bystrickaya.ru/marian-oles-papa-rimskij-ot-redakcii.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-razdeli-disciplini-i-mezhdisciplinarnie-svyazi-s-obespechivaemimi-primernaya-programma-naimenovanie-disciplini.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-generalnogo-prokurora-rossijskoj-federacii.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-rezultate-izucheniya-disciplini-student-dolzhen-rabochie-programmi-uchebnih-kursov-predmetov-disciplin-modulej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/korol-genrih-iv-ch-1-ya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kursa-teoriya-organizacii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pedagogika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-072500-dizajn.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-severo-vostochnij-federalnij-universitet-imeni-m-k-ammosova.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mombasa.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-dlya-6-klassov-po-istorii-rossii-orientirovan-na-ispolzovanie-uchebnika-istoriya-rossii-sdrevnejshih-vremen-do-konca-xvi-v-a-a-danilova-stranica-7.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-stranica-12.html
  • universitet.bystrickaya.ru/truboprovodi-inzhenernih-sistem-spravochnik-ventilyaciya-proektirovanie-montazh-ekspluataciya-spravochnik-ventilyaciya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smirnova-rosset-a-o-vospominaniya-avtobiografiya-stranica-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-moskovskij-gosudarstvennij-otkritij-pedagogicheskij-universitet-im-m-a-sholohova-v-2006-godu-na-mesta.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-sushnost-sovremennogo-mezhdunarodnogo-prava-9-subekti-mezhdunarodnogo-prava-sootnoshenie-mezhdunarodnogo-i-vnutrennego-prava.html
  • assessments.bystrickaya.ru/berg-kollegiya-68a-malookhtinskiy-pr-of-307-st-petersburg-195112-russia.html
  • lesson.bystrickaya.ru/praktikum-po-geshtaltterapii-peterburg-stranica-17.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-literature-10-klass.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vestej-nevskij-prospekt-nos-portret-shinel-kolyaska-zapiski-sumasshedshego-irim-iz-nih-tri-nevskij-prospekt-portret-zapiski-sumasshedshe-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/-predshestvenniki-baz-dannih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-06-skulptura-i-plasticheskaya-anatomiya-cel-i-zadachi-prepodavaniya-disciplini.html
  • writing.bystrickaya.ru/informacionnaya-sfera-kak-sfera-pravovogo-regulirovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/narkoticheskih-sredstv-i-ih-nezakonnomu-oborotu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rostov-2012-100-energii.html
  • writing.bystrickaya.ru/imitacionnoe-modelirovanie-v-kontekste-upravlencheskogo-prognozirovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.