.RU

Белинский





Урок


№4.

Художественный мир И. А. Крылова.


Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и бога­тый язык в устах великого и могучего народа русского.
Белинский


БАСНИ КРЫЛОВА.
Басня как жанр.

Басня — это небольшой аллегорический рассказ, содержащий нравоучение.

Из этого определения видно, что в басне име­ются три основных элемента:

  1. рассказ,

  2. аллегория, т. е. иносказание,

  3. мораль, или нравоучение.

Все эле­менты эти слиты в басне в единое художественное целое.

Бывает иногда так, что помимо общего нравоучительного смысла, скрытого в басне, в начале или в конце её имеется осо­бое нравоучение. Этим отчётливее подчёркивается нравоучитель­ная идея басни.


Из истории басни.


Басня как литературный жанр появилась давно и вылилась в современ­ную форму не сразу. Так, известны басни, приписываемые Эзопу, грече­скому баснописцу, жившему около двух с половиной тысяч лет назад (в VI в. до нашей эры). Басни Эзопа написаны прозой и представляют собой небольшие рассказы о жизни животных. К I веку до пашей эры отно­сятся басни римского баснописца Федра, написанные ямбическим стихом. В баснях Федра нравоучение обычно выделено как особая часть. Замечатель­ного расцвета басня достигла в Западной Европе в творчестве французского баснописца Лафонтена (1621—1685). В баснях Лафонтена повествова­тельный и нравоучительный элементы слиты в единое целое. Следующий бле­стящий этап развития басни — творчество И. А. Крылова. Лафонтен и Крылов справедливо считаются величайшими баснописцами мира.

В XVIII веке, в период господства классицизма, басня считалась «низ­ким» жанром по сравнению, например, с одой или элегией. Для басни допу­скались и «низкий штиль», приближающийся к разговорному языку, и воль­ный стих. Но именно эти «вольности» в построении басни и привлекали

к этому жанру писателей.

В России до Крылова басни создавали многие писа­тели: Антиох Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Хемни-цер, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов и др. Сумароков, на­пример, написал 378 басен, или притчей, — огромное количество!

В XVIII веке эти притчи ценились очень высоко. Хемницер написал 104 басни. Большой успех в своё время выпал на долю басен И. И. Дмитриева (1760—1837). Однако и притчи Сумарокова, и басни Хемницера и Дмитриева теперь почти забыты. Стать подлинно народным русским баснописцем суждено было И. А. Крылову.


Самостоятельная работа.

Вспомните содержание басен указанных авторов. Что их объединяет?


^ Содержание и тематика басен И. А. Крылова.


И. А. Крылов написал 205 басен. Основное, что характеризует их содержание, — это замечательная широта изображения жизни.

Басни Крылова — целый мир жизненных явле­ний и образов. В его добродушно-наивных, простых и бесхитро­стных рассказах перед нами проходят и люди, и звери, и птицы, и насекомые. Но эти рассказы только кажутся наивными и бес­хитростными. Мы видим, что волки, львы, лисицы, обезьяны, щуки, стрекозы и муравьи его басен удивительно похожи на лю­дей и что нравы их — нравы человеческого общества.

Перед нами раскрываются картины и общественно-политиче­ской, и литературной, и домашней жизни русского общества. Мы легко угадываем в образах зверей и птиц представителей и выс­ших классов (царей, вельмож), и чиновничьего общества (судей, бюрократов разного типа), и купечества, и крестьянства— ко­роче говоря, всех классов от царя и вельможи до пастуха. Басня с её аллегорией дала Крылову возможность самой разносторон­ней критики социальных явлений. Это определяет вторую особен­ность басен Крылова — их острую сатирическую на­правленность.

^ Тематика басен Крылова.

Чрезвычайно важное место в баснях Крылова занимает тема изображения русского общественного быта.

В басне «Листы и Корни» сатира направлена непосредственно против господствующего класса — дворянства. Листы, хвалив­шиеся своей густотой и зеленью и гордо считавшие себя «красой долины всей», — это дворянство. Корни — трудовой народ, кре­стьянство. Указывая, что дерево питают и кормят корни, Крылов недвусмысленно разоблачал паразитическую роль дво­рянства. Симпатии его на стороне трудовой массы. Разобла­чая паразитизм господствующего класса, Крылов ставит в то же время тему о социальном неравенстве. Эта же тема раскрывается у него в баснях «Собака и Лошадь» и «Крестьянин и Лисица», где подчёркнуто тяжёлое положение крестьянства. Мысль о равенстве сословий, о гармонии общественного строя развита также в басне «Пушки и Паруса».

Тема воспитания и образования.

Есть у Крылова басни, посвященные вопросам воспитания и образования.

Крылов был убежденным защитником просве­щения. Об этом свидетельствуют прежде всего басни, направлен­ные против невежества: «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом», «Голик». В них ука­зывается на последствия невежества как для отдельных людей, так и для общества.

Крылов не ограничивается общими нравоучениями о вреде невежества. В ряде басен он высказывает свои взгляды на спе­циальные вопросы воспитания и образования. К таким басням относятся «Бочка», «Кукушка и Горлинка», «Крестьянин и Змея», «Червонец», «Воспитание Льва» и др.

Общежитейская мудрость.

Басни Крылова ценны в воспитательном отношении тем, что содержат в себе много мудрых советов и практических правил «на каждый день».

Это обобщения векового опыта народа, результат наблюдений и размышлений целого ряда поколений. Белинский писал о бас­нях Крылова: «В них вся житейская мудрость, плод практиче­ской опытности и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род». То же говорил и Гоголь: «Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

Вот образцы житейской мудрости в баснях Крылова, если выразить её в форме сжатых правил и наставлений:


^ Значение Крылова в русской и мировой литературе.

Роль басен Крылова в истории русской литературы можно рассматривать с двух сторон: со стороны общественной и со стороны литературной.

Общественно-воспитательное значение басен Крылова определяется прежде всего их подлинным, глубоким патрио­тизмом и демократизмом. Воспитательное значение басен Крылова определяется ещё и тем, что недостатки людей, которые осмеивает Крылов во многих баснях, — невежество, неблагодарность, зависть и пр. — ещё продолжают иметь место и в наше время. Отсюда непреходящая злободневность басен Кры­лова.

Белинский правильно сказал о Крылове: «Слава его будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звуч­ный и богатый язык в устах великого и могучего народа рус­ского».

Известность Крылова за границей началась ещё при его жизни. С 1817 по 1844 г. произведения Крылова были уже пе­реведены на десять языков мира.

В 1825 г. в Париже вышло двухтомное издание 86 басен Кры­лова. Тексты басен в этом издании даны параллельно на рус­ском, французском и итальянском языках. В переводах участво­вало 57 поэтов Франции и 30 поэтов Италии. Это был замечательный поэтический турнир, подобного которому не знает история мировой литературы.

Во второй половине XIX века басни Крылова были переве­дены на все славянские языки. Во Франции, в Англии, в Герма­нии, в США имеется целый ряд отдельных изданий басен Крылова.

В настоящее время басни Крылова переведены свыше чем на пятьдесят языков мира, в том числе на языки арабский, турец­кий, японский и др.

bespruzhinnaya-pnevmogidroarmatura-s-uplotnitelnimi-zatvorami-razlichnoj-fizicheskoj-prirodi-01-02-06-dinamika-prochnost-mashin-priborov-i-apparaturi.html
bessmertie-i-dusha-vchera-segodnya-zavtra.html
bessmertie-mozhet-li-bit-privilegieyu-odnih-zhivushih-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj.html
bessmertnie-kniga-vzyata-s-sajta.html
bessmislennaya-vojna-do-nedavnego-vremeni-problemi-amerikanskoj-ekonomiki-istinnie-ili-mnimie-bili-dlya-grazhdan.html
bessonnica-quatreme-sonate.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poluchenie-vtorichnih-produktov-iz-torfa-i-slancev.html
  • desk.bystrickaya.ru/perevozka-gruzov-zhd-transportom-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-mirovaya-ekonomika-vstupaya-v-trete-tisyacheletie-glava-1.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnaya-rabota-s-pozhilimi-lyudmi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26-gemma-mudrosti-izvechnoj-v-slove-haledovom-ibn-arabi-gemmi-mudrosti-perevod-s-arabskogo-a-v-smirnov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistema-pravoohranitelnih-organov-gosudarstvennoj-vlasti-v-rossii-i-v-soedinennih-shtatah-ameriki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rinok-cennih-bumag-chast-27.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-tomskoj-oblasti-departament-po-nedropolzovaniyu-i-razvitiyu-neftegazodobivayushego.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-matematicheskie-metodi-sociologicheskih-issledovanij.html
  • student.bystrickaya.ru/4-etap-rasprostraneniya-novshestva-zaklyuchayushijsya-v-ego-shirokom-vnedrenii-diffuzii-rasprostranenii-novshestva-v-novie-sferi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sled-proba-zavist-smeh-duma-ispitanie-innovacionnaya-deyatelnost-uchitelya-russkogo-yazika-i-literaturi-mou.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-mehanicheskie-svojstva-tverdih-tel-specialnost-napravlenie-010400-fizika-fakultet-fizicheskij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-sinibi-8-pn-geometriya-aji-kn-zhili.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kriterii-vibora-tehsredstv-tema-informacionnie-processi-v-ekonomike-i-obektivnaya-neobhodimost-ih-avtomatizacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prokuratura-organdarinan-tergeu-zhne-anitau-organdarinan-shiatin-resmi-zhattara-apostil-oyu-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-mayak-24062009-1200-novosti-20.html
  • lecture.bystrickaya.ru/64-lyusinder-bernard-verber-tanatonavti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoroj-etap-realizacionnij-proekta-razrabotka-modeli-resursnogo-centra-setevogo-vzaimodejstviya-v-oblasti-duhovno-nravstvennogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/dohodnij-podhod-kommunbitservis.html
  • tests.bystrickaya.ru/lev-tolstoj-polnoe-sobranie-sochinenij-izdanie-osushestvlyaetsya-pod-nablyudeniem-gosudarstvennoj-redakcionnoj-komissii-seriya-vtoraya-dnevniki-tom-51.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-budushego-i-dostatochno-vremeni-dlya-lyubvi-ili-zhizni-lazarusa-longa-robert-hajnlajn-stranica-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bank-dannih-odarennih-detej-i-molodezhi-respubliki-tatarstan-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/ospa-naturalnaya-patogenez-immunitet-lechenie-i-simptomi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-v-biblioteku-2011-g-aprel.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-formirovanie-gosudarstvennoj-sistemi-obrazovaniya-v-xix-v-i-na-rubezhe-xx-v.html
  • essay.bystrickaya.ru/chuvashskoj-respubliki-zarnica.html
  • lesson.bystrickaya.ru/samokleyashiesya-etiketki-naklejki-stikeri.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-anglijskogo-yazika-po-teme-pravila-zdorovya-v-3-klasse.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-yu-v-prudkoj-2006-goda.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kabmin-ukraini-mozhet-uvelichit-kvoti-na-eksport-pshenici-na-500-800-tis-tonn-do-konca-tekushego-mg-nprisyazhnyuk.html
  • reading.bystrickaya.ru/like-streams-i-r-galperin-ocherki-po-stilistike-anglijskogo-yazika.html
  • school.bystrickaya.ru/avstralijskaya-kuhnya-chast-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/h-vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-po-russkomu-yaziku.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-n-radishev-zhitie-fedora-vasilevicha-ushakova-s-priobsheniem-nekotorih-ego-sochinenij.html
  • learn.bystrickaya.ru/fondital-poluchit-otveti-na-interesuyushie-vas-voprosi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.