Белинский
.RU

Белинский





Урок


№4.

Художественный мир И. А. Крылова.


Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и бога­тый язык в устах великого и могучего народа русского.
Белинский


БАСНИ КРЫЛОВА.
Басня как жанр.

Басня — это небольшой аллегорический рассказ, содержащий нравоучение.

Из этого определения видно, что в басне име­ются три основных элемента:

  1. рассказ,

  2. аллегория, т. е. иносказание,

  3. мораль, или нравоучение.

Все эле­менты эти слиты в басне в единое художественное целое.

Бывает иногда так, что помимо общего нравоучительного смысла, скрытого в басне, в начале или в конце её имеется осо­бое нравоучение. Этим отчётливее подчёркивается нравоучитель­ная идея басни.


Из истории басни.


Басня как литературный жанр появилась давно и вылилась в современ­ную форму не сразу. Так, известны басни, приписываемые Эзопу, грече­скому баснописцу, жившему около двух с половиной тысяч лет назад (в VI в. до нашей эры). Басни Эзопа написаны прозой и представляют собой небольшие рассказы о жизни животных. К I веку до пашей эры отно­сятся басни римского баснописца Федра, написанные ямбическим стихом. В баснях Федра нравоучение обычно выделено как особая часть. Замечатель­ного расцвета басня достигла в Западной Европе в творчестве французского баснописца Лафонтена (1621—1685). В баснях Лафонтена повествова­тельный и нравоучительный элементы слиты в единое целое. Следующий бле­стящий этап развития басни — творчество И. А. Крылова. Лафонтен и Крылов справедливо считаются величайшими баснописцами мира.

В XVIII веке, в период господства классицизма, басня считалась «низ­ким» жанром по сравнению, например, с одой или элегией. Для басни допу­скались и «низкий штиль», приближающийся к разговорному языку, и воль­ный стих. Но именно эти «вольности» в построении басни и привлекали

к этому жанру писателей.

В России до Крылова басни создавали многие писа­тели: Антиох Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Хемни-цер, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов и др. Сумароков, на­пример, написал 378 басен, или притчей, — огромное количество!

В XVIII веке эти притчи ценились очень высоко. Хемницер написал 104 басни. Большой успех в своё время выпал на долю басен И. И. Дмитриева (1760—1837). Однако и притчи Сумарокова, и басни Хемницера и Дмитриева теперь почти забыты. Стать подлинно народным русским баснописцем суждено было И. А. Крылову.


Самостоятельная работа.

Вспомните содержание басен указанных авторов. Что их объединяет?


^ Содержание и тематика басен И. А. Крылова.


И. А. Крылов написал 205 басен. Основное, что характеризует их содержание, — это замечательная широта изображения жизни.

Басни Крылова — целый мир жизненных явле­ний и образов. В его добродушно-наивных, простых и бесхитро­стных рассказах перед нами проходят и люди, и звери, и птицы, и насекомые. Но эти рассказы только кажутся наивными и бес­хитростными. Мы видим, что волки, львы, лисицы, обезьяны, щуки, стрекозы и муравьи его басен удивительно похожи на лю­дей и что нравы их — нравы человеческого общества.

Перед нами раскрываются картины и общественно-политиче­ской, и литературной, и домашней жизни русского общества. Мы легко угадываем в образах зверей и птиц представителей и выс­ших классов (царей, вельмож), и чиновничьего общества (судей, бюрократов разного типа), и купечества, и крестьянства— ко­роче говоря, всех классов от царя и вельможи до пастуха. Басня с её аллегорией дала Крылову возможность самой разносторон­ней критики социальных явлений. Это определяет вторую особен­ность басен Крылова — их острую сатирическую на­правленность.

^ Тематика басен Крылова.

Чрезвычайно важное место в баснях Крылова занимает тема изображения русского общественного быта.

В басне «Листы и Корни» сатира направлена непосредственно против господствующего класса — дворянства. Листы, хвалив­шиеся своей густотой и зеленью и гордо считавшие себя «красой долины всей», — это дворянство. Корни — трудовой народ, кре­стьянство. Указывая, что дерево питают и кормят корни, Крылов недвусмысленно разоблачал паразитическую роль дво­рянства. Симпатии его на стороне трудовой массы. Разобла­чая паразитизм господствующего класса, Крылов ставит в то же время тему о социальном неравенстве. Эта же тема раскрывается у него в баснях «Собака и Лошадь» и «Крестьянин и Лисица», где подчёркнуто тяжёлое положение крестьянства. Мысль о равенстве сословий, о гармонии общественного строя развита также в басне «Пушки и Паруса».

Тема воспитания и образования.

Есть у Крылова басни, посвященные вопросам воспитания и образования.

Крылов был убежденным защитником просве­щения. Об этом свидетельствуют прежде всего басни, направлен­ные против невежества: «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом», «Голик». В них ука­зывается на последствия невежества как для отдельных людей, так и для общества.

Крылов не ограничивается общими нравоучениями о вреде невежества. В ряде басен он высказывает свои взгляды на спе­циальные вопросы воспитания и образования. К таким басням относятся «Бочка», «Кукушка и Горлинка», «Крестьянин и Змея», «Червонец», «Воспитание Льва» и др.

Общежитейская мудрость.

Басни Крылова ценны в воспитательном отношении тем, что содержат в себе много мудрых советов и практических правил «на каждый день».

Это обобщения векового опыта народа, результат наблюдений и размышлений целого ряда поколений. Белинский писал о бас­нях Крылова: «В них вся житейская мудрость, плод практиче­ской опытности и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род». То же говорил и Гоголь: «Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

Вот образцы житейской мудрости в баснях Крылова, если выразить её в форме сжатых правил и наставлений:


^ Значение Крылова в русской и мировой литературе.

Роль басен Крылова в истории русской литературы можно рассматривать с двух сторон: со стороны общественной и со стороны литературной.

Общественно-воспитательное значение басен Крылова определяется прежде всего их подлинным, глубоким патрио­тизмом и демократизмом. Воспитательное значение басен Крылова определяется ещё и тем, что недостатки людей, которые осмеивает Крылов во многих баснях, — невежество, неблагодарность, зависть и пр. — ещё продолжают иметь место и в наше время. Отсюда непреходящая злободневность басен Кры­лова.

Белинский правильно сказал о Крылове: «Слава его будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звуч­ный и богатый язык в устах великого и могучего народа рус­ского».

Известность Крылова за границей началась ещё при его жизни. С 1817 по 1844 г. произведения Крылова были уже пе­реведены на десять языков мира.

В 1825 г. в Париже вышло двухтомное издание 86 басен Кры­лова. Тексты басен в этом издании даны параллельно на рус­ском, французском и итальянском языках. В переводах участво­вало 57 поэтов Франции и 30 поэтов Италии. Это был замечательный поэтический турнир, подобного которому не знает история мировой литературы.

Во второй половине XIX века басни Крылова были переве­дены на все славянские языки. Во Франции, в Англии, в Герма­нии, в США имеется целый ряд отдельных изданий басен Крылова.

В настоящее время басни Крылова переведены свыше чем на пятьдесят языков мира, в том числе на языки арабский, турец­кий, японский и др.

bespruzhinnaya-pnevmogidroarmatura-s-uplotnitelnimi-zatvorami-razlichnoj-fizicheskoj-prirodi-01-02-06-dinamika-prochnost-mashin-priborov-i-apparaturi.html
bessmertie-i-dusha-vchera-segodnya-zavtra.html
bessmertie-mozhet-li-bit-privilegieyu-odnih-zhivushih-a-g-gachevoj-i-s-g-semenovoj.html
bessmertnie-kniga-vzyata-s-sajta.html
bessmislennaya-vojna-do-nedavnego-vremeni-problemi-amerikanskoj-ekonomiki-istinnie-ili-mnimie-bili-dlya-grazhdan.html
bessonnica-quatreme-sonate.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-matematicheskie-issledovaniya-uchashihsya.html
  • control.bystrickaya.ru/drugaya-istoriya-kniga-posvyashena-narrativnoj-povestvovatelnoj-terapii-v-osnove-kotoroj-lezhit-rabota-s-zhiznennimi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-28-marta-2012-g-n-244.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodika-ocenki-rezultatov-monitoringovogo-obespecheniya-mediatorstva-v-sfere-socialno-bitovogo-obsluzhivaniya-naseleniya-regiona-na-primere-goroda-shahti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-e-uspenskij-krokodil-gena-i-ego-druzya-otrivok.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-v-dorogu-sem-let-v-tibete-memuari.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/evolyuciya-mehanizma-ischisleniya-i-vzimaniya-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-v-rossii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-solomi-i-dispergirovaniya-pochvennih-chastic-na-plodorodie-i-produktivnost-kashtanovoj-pochvi-buryatii-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-dvizhenie-i-vzaimodejstvie-tel.html
  • report.bystrickaya.ru/izbiratelnaya-sistema-yaponii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stanislav-grof-puteshestvie-v-poiskah-sebya-stranica-18.html
  • school.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-odno-iz-vazhnejshih-uslovij-vihoda-rossii-iz-krizisa.html
  • control.bystrickaya.ru/byudzhetnij-deficit-i-ego-vliyanie-na-velichinu-gosudarstvennogo-dolga.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/prsa-prodazhi-opisanie-trebovanij-k-biznes-processam-79-prpu-zakupki-79-prsa-prodazhi-100.html
  • literature.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-21-sentyabrya-2006-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kritika-mimezisa-i-arhitektonicheskaya-celostnost-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pri-sovete-ministrov-sssr-stranica-10.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-f-13-tehnologiya-teplonositelej-dlya-studentov-specialnosti-140404-atomnie-elektricheskie-stancii-i-ustanovki-napravleniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyubyat-rodinu-ne-za-to-chto-ona-velika-a-za-to-chto-svoya.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponyatie-lichnost-v-psihologii-i-pravoslavnoj-pedagogike-n-k-gavryushin-nauchnij-redaktor-a-d-chervyakov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-byudzhetnogo-obrazovatelnogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/arenda-osnovnih-sredstv-v-ukraine-na-primere-predpriyatiya-chast-9.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-i-ispolzovanie-mtp-v-kolhoze-shpk-im-michurina-vavozhskogo-rajona-udmurtskoj-respubliki.html
  • tests.bystrickaya.ru/kriptosistema-hilla-zadachi-disciplini.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vozrozhdenie-i-razvitie-promishlennogo-rajona.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-razvitie-nauki-i-kulturi-v-srednevekove-v-turkestane-referat-problemi-genetiki-i-evolyucii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/punktuaciya-pri-obosoblennih-chlenah-predlozheniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/duskaeva-l-r-byulleten-novih-postuplenij-na-abonement-nauchnoj-literaturi-za-mart-aprel-2011-goda.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-imeni-v-v-andreeva-leningrad-1985-g-ivan-korenkov-bayan-ii-tur-diplom-pedagog-viktor-georgievich-dementev.html
  • books.bystrickaya.ru/derevnya-mari-lyazhmar-cheremisskaya-lyazhmar-mari-lazhmarij-m-z-vasyutin-predsedatel-r-a-kulalaeva-zam-predsedatelya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-metodika-i-tehnologiya-raboti-socialnogo-pedagoga-teoriya-i-metodika-vospitaniya-.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompyuternaya-grafika-1-ratkaya-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • student.bystrickaya.ru/326-sovmestnaya-deyatelnost-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-nauchno-proizvodstvennoe-obedinenie-elsib-otkritoe.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formuli-i-uravneniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-06-menedzhment-kod-i-nazvanie-disciplini-po.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-metri-i-ft-instrukciya-po-ispolzovaniyu-68.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.